THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Датировка: XIX в.

Вид: памятник архитектуры, памятник истории.

Статус: объект культурного наследия регионального значения.

Документ о постановке на государственную охрану: Решение исполкома Вологодского областного совета народных депутатов № 586 от 19.11.1987 г.

Адрес: Россия, Вологодская обл., г. Череповец, пл. Революции, 1.

Краткое описание.

Дачный дом И.А.Милютина является интересным образцом гражданской архитектуры второй половины XIX века. В нём отражаются черты, присущие особнякам нового типа. Архитектурное решение дома эклектично: первый кирпичный этаж выполнен в классическом стиле, второй деревянный – в псевдорусском. Значение дома как исторического памятника определяется его связью с именем выдающегося общественного деятеля И.А.Милютина.

Состояние: хорошее.

Современное использование: филиал Череповецкого музейного объединения - Музей «Дом И.А. Милютина».

ИСТОРИЯ

Часто бывает, что историю отдельных мест и городов связывают с именем определённых выдающихся личностей. Это в полной мере относится к Череповцу и Ивану Андреевичу Милютину. Если в середине XIX в. Череповец был обычным провинциальным городком, то к концу деятельности Ивана Андреевича на посту городского головы, он превращается в значимый образовательный, транспортный и промышленный центр, к которому применяют эпитеты «порт пяти морей», «Русский Оксфорд», «Северные Афины». С именем Милютина в Череповце неразрывно связаны его дом на Советском проспекте и особняк на площади Революции.

Двухэтажный полукаменный дом недалеко от Воскресенского собора появился в середине 50-х гг. XIX в. На протяжении 50 лет он был загородной резиденцией (дачным домом) И.А.Милютина. Строился дом еще в те времена, когда Иван Андреевич исполнял обязанности бургомистра в городовом магистрате. Впоследствии в этом доме бывали не только члены семьи хозяина и городские чиновники, но и высокопоставленные сановные особы.

Иван Андреевич Милютин родился в городе Череповце Новгородской губернии в мещанской семье 8 (20) апреля 1829 г. Семья зарабатывала на пропитание перегоном и продажей скота. Известно, что Иван Милютин с братом Василием рано потеряли отца и мать. Не получив практически никакого образования, Иван Андреевич многого достиг своим умом. Начав с продажи скота и хлеба, они с братом Василием приобрели пароход «Смелый», открыли первую пассажирскую линию Рыбинск-Череповец-Чайка и в 1870-е гг. владели уже 40 буксирными пароходами и 500 мелкими судами. Фирма братьев Милютиных распространила свою деятельность от Санкт-Петербурга до Баку. Иван Андреевич много сделал для осуществления реконструкции Мариинской водной системы, строительства судовой верфи, открытия Волжско-Камского банка, прохождения через Череповец железной дороги Петербург-Вологда-Вятка.

Будучи в 1861 г. избран городским головой Череповца, И.А.Милютин прослужил на этой должности до конца жизни. Не имея законченного образования, он на собственные средства открывает и содержит женское начальное трехклассное училище, техническое училище (одно из первых заведений подобного типа). При нём в городе было открыто 13 учебных заведений, среди которых реальное училище (1873 г.), учительская семинария (1875 г.), женская гимназия (1878 г.), сельскохозяйственное низшее училище и женское профессиональное двухклассное училище (1887 г.). За свою деятельность в области просвещения Иван Андреевич был удостоен чина действительного статского советника, который давал право на потомственное дворянство. Ф.И.Кадобнов, первый биограф И.А.Милютина, главной его заслугой считал то, что он «победил царствующую у нас ″тьму″». Под «тьмой», скорее всего, следует понимать состояние нравов провинциального Череповца до начала деятельности Милютина.

Свои взгляды на экономическую деятельность И.А.Милютин осветил в нескольких брошюрах: «Мариинский водный путь или продолжение Волги до Финского залива» (1884), «Белое море и Волга. Записки по поводу Вятско-Двинской железной дороги» (1885), «Значение магистральной линии железной дороги Петербург-Вологда-Вятка в области государственно-экономической и политической» (1898).

Скончался Иван Андреевич 4 (16) июня 1907 г. на 79 году жизни в своём дачном доме. После смерти этот дом перешёл его старшей дочери Марии Ивановне Лентовской.

В августе 1918 г. дом был национализирован и превращен в коммунальные жильё. Во время Великой Отечественной войны здание использовалось в качестве госпиталя для раненых. После расселения в 1989 г. жильцов дом на протяжении 15 лет пустовал. В это время случилось несколько пожаров, которые значительно повредили здание.

В начале 2000-х гг. по инициативе Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева и мэра г. Череповца Михаила Ставровского было решено обустроить здесь музей, открытие которого состоялось 4 ноября 2006 г. Экспозиция музея посвящена жизни и деятельности И.А.Милютина. На основе коллекции Череповецкого музейного объединения воссоздано несколько комнат с предметами интерьера XIX в.: кабинет-приёмная, мужская гостиная, женская гостиная, спальня, будуар и другие. В доме проводятся творческие вечера и деловые встречи.

АРХИТЕКТУРНОЕ ОПИСАНИЕ

Территория усадьба, где стоял дачный дом Милютина, хорошо описана Г.М.Серединой: «На плане Череповца 1898 года мы видим, что усадьба располагалась в 49-м квартале, не входящем в центральную часть города, расположенном на высоком живописном правом берегу реки Шексны (ныне Рыбинского водохранилища), в 140 метрах западнее Воскресенского собора. Возвышенность ограничена с востока крутым склоном, выходящим к булыжной мостовой, с юга – более пологим склоном, ведущим к берегу водохранилища. С запада территория усадьбы прерывалась ручьем, который как бы обосабливал её с этой стороны. Внизу ручья сохранился мостик с ограждениями на бетонных фигурных столбах с металлическими поручнями. Предположительно, это один из первых примеров применения железобетона в России в декоративно-конструктивных целях. Ложе ручья сегодня представляет собой глубокий овраг, который, интенсивно развиваясь, подвергает сильной эрозии территорию парка. С севера усадьба имела выход на бывшую Соборную площадь (ныне пл. Революции)».

Воссозданный двухэтажный полукаменный дом имеет сложную конфигурацию. Он состоит из двух основных корпусов, соединённых двухэтажной галереей-переходом.

Основной объём южной части дома полукаменный: первый этаж кирпичный, второй – деревянный. На южном, обращённый к реке, фасаде имеется балкон и терраса, ограждение которых украшает пропильная резьба. Наличники окон второго этажа южного фасада также декорированы пропильной резьбой с венчающей короной. Свесы кровли поддерживают деревянные прорезные кронштейны сложной конфигурации. Аналогичным образом оформлен ризалит с балконом, украшающий юго-восточный угол дома.

К юго-западному углу дома примыкает одноэтажный каменный флигель с мезонином с одной стороны и аттиком с другой. Если мезонин, выходящий на запад, соответствует общему духу всей постройки, то аттик, расположенный на южном фасаде, выполнен в «краснокирпичном» стиле. Сейчас во флигеле находится главный вход в музей. Справа от него – окно со стрельчатыми завершениями и сандриком.

Основной объём двухэтажного северного корпуса кирпичный, а ризалит, выходящий на площадь, полукаменный. Фронтоны каменной части северного корпуса обрамляют пояса, декорированные сухариками. Северный фасад имеет более скромное убранство. Три окна на первом этаже ризалита имеют полуциркульное завершение. Окна второго этажа имеют резные наличники, но более скромные, чем на южном фасаде.

На всех фасадах этажи разделяет пояс, украшенный сухариками. Вся плоскость стен второго деревянного этажа имеет обшивку разной направленности: в большинстве случаев она горизонтальная, а на торцах ризалитов – «в ёлочку».

Крыша дома имеет ломаную конфигурацию. Свесы кровли украшены скромными подзорами с зубчиками. Коньки кровли и водосточные трубы декорированы просечным железом.

Памятник, являющий собой образчик эклектики, несет на себе печати разных эпох. Так, первый этаж исполнен в почти классическом стиле, а второй - в псевдорусском, более характерном, как отмечают специалисты, для Москвы и Подмосковья конца XIX в. Г.М.Середина пишет: «Особенности стиля, а также художественный образ и оригинальность определяют дом Милютина как один из интереснейших образцов гражданской архитектуры русского Северо-Запада второй половины прошлого столетия».

УТРАТЫ, ПЕРЕСТРОЙКИ, РЕСТАВРАЦИИ

Загородный дом И.А.Милютина имеет сложную строительную историю. Начало его строительства историки относят к середине 50-х гг. XIX в. Изначально дом состоял из двух корпусов, соединенных галереей-переходом. В 1870-е появляется терраса и балкон на южном фасаде. К 1890 г. на западном фасаде, где располагался парадный вход, разбирается галерея и пристраивается флигель с мезонином. После передачи дома под обустройство коммунальных квартир часть внутренних перегородок была разобрана, а некоторые перенесены. В 1940-х гг. был надстроен второй деревянный этаж над западным каменным флигелем. Во второй половине XX в. были утрачены внутренняя отделка, террасы и балконы, кровля и мезонин над западным крылом здания. В конце XX в. дом почти полностью сгорел. Повреждения, полученные в ходе пожара, в ходе реставрации были признаны настолько серьезными, что в связи с этим было принято решение разобрать остатки старого здания и по чертежам начала XX в. построить новое. От мемориального дома остались лишь фундаменты и часть стены, которую можно увидеть в экспозиции «Винный погреб».

Милютинский, 16 С1 – Театр-студия МХТ

Милютинский, 16 С1 – усадьба П.Ф. Митькова – владение вдовы личного почётного гражданина Анны Николаевны Арбатской, XVIII-XIX вв. Архитектор М.А. Арсеньев . Перестроена в XIX в. Возможно, тогда появился третий этаж.

Во дворе стоит дом Милютинский, 16 С3, в котором 1834-1837 гг. жила с мужем и двумя дочерьми Елизавета Львовна Солнцева, сестра отца А.С. Пушкина . В 1837 г. Сергей Львович Пушкин гостил в этом доме, где узнал о гибели сына.

В 1912-1915 гг. в подвале дома находился театр-кабаре "Летучая мышь" .

Через год после того, как театр-кабаре покинуло гостеприимный подвал, в нём образовалась 2-я студия Художественного театра (МХТ). Это случилось 24 ноября 1916 г. В 1920-е гг. театр-студия МХТ переехала в Камергерский переулок.

В 1926 г. в квартире 11 дома Милютинский, 16 С1 жили артисты МХАТа Гузеев Александр Иванович, Еланская Клавдия Николаевна, Зелёнова Елена Михайловна, Судаков Илья Яковлевич.

Милютинский, 16 С2 – флигель усадьбы Митькова, он же один из корпусов фабрики Милютина . Долгое время дом был ничем не примечательным двухэтажным строением. Он преобразился в начале XX в., когда на нём появились женские головки с затейливой причёской, завершающейся бантиком под выпуклым подбородком.

Дом Милютина. Милютинский, 16 С2

Милютинский, 16 С2

Особняк Д.А.Милютина расположен в непосредственной близости от Михайловского замка, на территории бывшего третьего Летнего сада , вырубленного и превращённого в плац после преобразования Михайловского замка в Инженерный. Одной частью фасада он выходит на Садовую улицу, а другой — на Кленовую аллею. Несмотря на скромность его фасадов, жил в нём человек весьма примечательный. Военный министр, граф, генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин — знакомый многим по курсу отечественной истории.

Особняк военного министра - уникальная усадьба в центре города, в квартале военно-инженерного ведомства, создана была по идее великого реформатора русской армии эпохи императора Александра II, Д. А. Милютина. Двухэтажный, на цокольном этаже и с антресолями, особняк (1872-1874, архитекторы Р. Б. Бернгард, О. Г. фон Гиппиус, военный инженер Д. В. Покотилов) хорошо сохранился до нашего времени. Изящно оформленные парадные и личные комнаты изысканных форм смотрят в сады Инженерного замка и Марсова поля.

До 1874 года военные министры размещались в бывшем доме Лобанова-Ростовского на Исаакиевской площади, а с 1 июля 1824 года Военное министерство в этом доме стало арендовать 114 помещений.

В 1828 году Николай I полностью выкупил здание в казну для размещения Военного министерства. В нем работали военные министры В. А. Долгоруков (1852-1856) и Н. О. Сyxoзaнeт (l856-1861). Но здесь были только служебные помещения, а специального здания, где министры могли бы не только работать, но и жить вместе с семьёй, не было.

Решение о строительстве специального особняка было принято в 1872 году. Заказчиком строительства был военный министр генерал-фельдмаршал Д.А.Милютин, назначенный на этот пост в 1861 году.

Дмитрий Алексеевич Милютин - высокообразованный человек с большими административными способностями, либерал по убеждениям, последовательный противник существовавших в стране военных порядков и активный сторонник таких преобразований в армии, объективный смысл которых способствовал бы приспособлению ее к новым историческим условиям. Д.А. Милютин внес большой вклад в укрепление военно-сухопутных сил и боевой мощи Российского государства.

Проведенная под его руководством в 1860-1870-х гг. военная реформа, вошедшая в историю под названием милютинской, явилась крупнейшим после реформ Петра I преобразованием всей военной системы страны.

У Дмитрия Алексеевича была большая семья, поэтому планировка дома была продумана так, чтобы дать владельцу возможность совмещать службу, работу своей канцелярии с общественными обязанностями и домашней жизнью.

Проектировал здание известный архитектор, профессор Рудольф Богданович Бернгард. В строительстве принял участие также военный инженер Д.В. Покотилов, а в создании внутренней отделки - архитектор О. Г. Гиппиус.

Первый этаж дома предназначался для небольшой канцелярии министра. Здесь также располагались жилые комнаты семьи Д.А. Милютина. На втором этаже размещались 16 парадных помещений, в том числе и личные апартаменты Военного министра. В мансарде, которая выходила во двор, находились комнаты камердинера и дворецкого.

Во всех жилых и рабочих помещениях имелись голландские печи, отделанные изразцами или камины. Пол в вестибюле и на лестницах был выполнен из мозаики, в комнатах из наборного паркета

В конце 19 века, для обеспечения безопасности министра и членов его семьи, жилые комнаты были перенесены на второй этаж дома.

Продуманная, уникальная для своего времени, планировка комфортабельного дома давала возможность министру совмещать службу, работу своей канцелярии, с общественными обязанностями и с интимной жизнью многодетной семьи в присутствии посетителей, многочисленных служащих и прислуги. Лестница особняка расписана в помпейском стиле, зал оформлен в стиле Людовика XV, дамские гостиные — в стиле Людовика XVI и т. д. В исторических интерьерах представлены прекрасные комплекты художественной меблировки и декоративного убранства парадных и жилых комнат 1880-1900 годов

Таким дом военного министра и оставался до революции 1917 года. В нем жили и работали все военные министры Российской империи, занимавшие этот пост после графа Дмитрия Алексеевича Милютина.

С 1917 года до 1925 года особняк занимало инженерное управление Петроградского военного округа. В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. Была безвозвратно утеряна часть уникальных элементов внутренней отделки особняка, в частности прямым попаданием бомбы были уничтожены плафон парадной лестницы и крыша здания дворовых служб. В ходе послевоенной реконструкции исчезли художественная роспись стен парадной лестницы и тканевая обивка стен парадных залов второго этажа. Но даже то, что осталось на сегодняшний день, даёт представление о богатстве убранства и вкусе архитекторов.

С 1925 года здание использовалось под гостиницу для высокопоставленных военных чинов. Здесь останавливалась прокурорская комиссия, расследовавшая в 1934 году убийство С.М.Кирова. После реконструкции здания, в 1999 году, здесь опять же находится гостиница Военного совета Ленинградского военного округа, которая в 2009 году была переименована в гостиницу «Михайловская». С 2013 года это гостиница "Особняк военного министра".

Несмотря на то, что в бывших помещениях канцелярии военного министра Российской империи и флигеле каретного двора оборудованы гостиничные номера, вся парадная зона особняка готова к проведению культурных мероприятий для гостей и жителей Санкт-Петербурга.

С сентября 2014 года Продюсерский центр "Домино" предлагает Вашему вниманию концерты русского романса, песен офицерских собраний и театрализованные экскурсии, которые будут проходить в гостиных парадной зоны этого великолепного особняка 19 века.

С помощью профессиональных исполнителей вы на некоторое время погрузитесь в атмосферу аристократических салонов исторических особняков Петербурга.

Афиша мероприятий на июнь 2017

1) «Пой, ласточка, пой…»

2) «Особняк графа Милютина»

3) «Романс серебряного века» - Вечер русского романса с экскурсией по Особняку.

4) «Светская жизнь в особняках»

5) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

6) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

7) «Не уходи, побудь со мною…»

8) - театрализованная экскурсия,

9) «Кавалергарды, век недолог или Один вечер Н-ского уезда» - Из истории офицерских собраний. Концерт с экскурсией по Особняку.

10) «Светские тайны Императорского Петербурга» - театрализованная экскурсия,

11) «Гори, гори, моя звезда…» - Вечер русского романса с экскурсией по Особняку.

12) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

13) «На заре ты её не буди…» - Театрализованный вечер русского романса с экскурсией по Особняку.

14) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

15) «Пой, ласточка, пой…» - Вечер русского романса с экскурсией по Особняку.

16) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

17) «Не покидай меня весна или Женский романс вчера и сегодня» - Вечер русского романса с экскурсией по Особняку.

18) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

18 июня 2017 года. Начало 15.00


Афиша мероприятий на август 2017

1) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

2) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

3) «Пой, ласточка, пой…» - Вечер русского романса с экскурсией по Особняку.

4) «Светские рауты в Императорском Петербурге» - театрализованная экскурсия,

5) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

8 августа 2017 года. Начало 19.00

Рекомендуемый возраст: от 7 лет 6+
Продолжительность: 1 час 30 минут

6) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

7) «Не уходи, побудь со мною…» - Романтический вечер русского романса с экскурсией по Особняку,

8) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

9) «Гори, гори, моя звезда…» - Вечер русского романса с экскурсией по Особняку.

10) «Светские рауты в Императорском Петербурге» - театрализованная экскурсия,

11) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

12) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

24 августа 2017 года. Начало 19.00

Рекомендуемый возраст: от 7 лет 6+
Продолжительность: 1 час 30 минут

13) «Светская жизнь в особняках» - театрализованная экскурсия,

14) «Романс серебряного века» - Вечер русского романса с экскурсией по Особняку.

15) «Особняк графа Милютина» - обзорная экскурсия с миниконцертом русского романса.

С 8 июня 2015 года ежедневно по будним дням проводится обзорная экскурсия по особняку с миниконцертом «Особняк графа Милютина» .

Давно мы с вами не гуляли. Я соскучилась, да и материала еще лежит много, а со временем номера снятых домов забываются и могут получится казусы... так что погуляем мы (с Романюком и Сорокиным в компании, конечно)по Милютинскому пока я еще не все забыла.



В конце XVII - начале XVIII в. переулок назывался Казенным, так как тут находился "казенный двор" - место хранения имущества Семеновского полка. Нынешнее название переулок получил, как это часто случалось в Москве, по фамилии самого приметного его жителя Алексея Яковлевича Милютина, истопника Петра 1, который в 1714 г. завел здесь "шелковую, лентную и позументную фабрику на свои собственные деньги и своими мастеровыми людьми, своим старанием преждее другии фабрик". Его мануфактура была самой старой и самой большой в Москве - к концу XVIII в. на ней трудились 350 работников. Дома Милютиных сохранились - перестроенные, они стоят под №№ 14 и 16.

Дом во дворе - одно из пушкинских мест Москвы.

1834 - 1837 гг. тут жили родственники А. С. Пушкина - его тетка Елизавета Львовна с мужем Матвеем Михайловичем Сонцовым (Солнцевым) и двумя дочерьми - кузинами поэта.

Он писал Наталье Николаевне II мая 1836 г. о посещении этого дома: "Был я у Солнцевой. Его здесь нет, он в деревне. Она зовет отца к себе в деревню на лето. Кузинки пищат, как галочки". В 1837 году у родственников гостил Сергей Львович Пушкин, здесь он узнал от поэта Баратынского о гибели своего сына. Е. А. Баратынский вспоминал, что он "как безумный долго не хотел верить" страшному известию. "Мне остается одно, - сказал тогда ему Сергей Львович, - молить Бога не отнять у меня памяти, чтоб я его не забыл".

Это еще один вид пушкинского памятника с другого бока, от вл. 18.

Дом № 16 по улице - памятник театрального прошлого Москвы. В его подвале (восемь окон слева от входа во двор были лет десять тому назад заложены) в 1912 г. начались спектакли "Летучей мыши", первого московского театра миниатюр, выросшего на основе капустников артистов МХТа. На занавесе вместо чайки была изображена летучая мышь:

Мышка, ты так мила, резва,
Мышка, твоя афишка
Мала, пестра,
Смешна, остра...

Создатель этого театра, артист Николай Балиев, был одним из первых конферансье в России. Даже это слово - "конферансье" - до его выступлений не было известно. Атмосфера отдыха, непринужденной беседы, общения со зрителем - все это было заслугой Балиева. Обладая незаурядным вкусом, он сумел поставить дело так, что выступать на подмостках его театра считали за честь многие известные артисты. Современники вспоминали, что на эти актерские "ужины шуток" приглашалась вся Москва, а сам Балиев приобрел репутацию "самого большого мастера на самые маленькие пьесы". Биография этого театра началась с маленького подвальчика в доме Перцова (на Пречистенской набережной). Здесь после спектаклей собирались актеры и их гости, шутили, смеялись, отдыхали, выступали перед товарищами на маленькой сцене. Но Шаляпин и Собинов не пели, а... демонстрировали французскую борьбу, Станиславский показывал фокусы, а Качалов танцевал польку.

В 1912 году театр переехал сюда в отделанный для него полуподвал из дома Перцовых на Пречистенской набережной.
Помещение театра в Милютинском переулке уже значительно больше старого. Стены его были украшены панно, в углу зрительного зала виднелся фонтан в виде струившей слезы трагической маски, сделанной известным скульптором Н. А. Андреевым. Театр был необыкновенно популярен в Москве - его зеленоватая карточка с изображением летучей мыши и со словами "Летучая мышь разрешает вам посетить ее подвал" была предметом сокровенных желаний многих, здесь выступали такие знаменитости, как Шаляпин и Баттистини, Собинов и Качалов, Савина и Варламов. Здесь состоялся дебют будущей известной певицы Валерии Барсовой.

В начале 1913 года газеты извещали: “Cabaret “Летучая мышь”. Ежедневные спектакли. Плата за вход 5 руб. 10 коп.”. В репертуаре были театральные пародии, художественные миниатюры. В театре выступали Шаляпин, Собинов, Качалов, Варламов, начала свою сценическую жизнь Валерия Барсова. 21 января 1914 года театр посетил писатель Герберт Уэллс.
К сезону 1915 г. театр перешел в свое третье помещение, в подвал только что отстроенного дома в Большом Гнездниковском переулке, 10.

В подвале же этого дома обосновалось тоже театральное предприятие - так называемая массалитиновская школа, руководимая артистами Художественного театра Н. О. Массалитиновым, Н. А. Подгорным и Н. Г. Александровым. В этом же памятном в истории русского театра месте 24 ноября 1916 г. спектаклем "Зеленое кольцо" родилась 2-я студия Художественного театра.
В этой школе училась А. К. Тарасова. Рассказывали, что пришедший тогда на школьный спектакль Ф. И. Шаляпин непременно захотел сфотографироваться с юной Тарасовой. Неподалеку разместились Студия Т. А. Савинской, где давали уроки гимнастики, пластики и танцев, и Общество помощи сценическим деятелям, возглавляемое А. А. Бахрушиным. Здесь 24 ноября 1916 года спектаклем “Золотое кольцо” родилась Вторая студия Художественного театра и играла до сезона 1923/ 24 года, а в сезоне 1924/25 года эту сцену занял Научный этнографический театр.

Между этими владениями и Мясницкой и была расположена шелковая, ленточная и позументная фабрика Милютина.

Многие старинные здания Милютинской фабрики сохранились до наших дней, но они включены в более поздние надстройки и пристройки.

Участки 14-16. Владение купца и фабриканта Алексея Яковлевича Милютина, построившего здесь в 1714 году “шелковую, ленточную и позументную фабрику на свои собственные деньги и своими мастеровыми людьми”. Милютин решил самостоятельно изучить ткацкое дело и экономическую сторону этого производства. Смастерив станок, он выткал кусок атласа, который показал Петру I. Царь дал ему почетное звание “комнатного истопника”. Милютин получил возможность заходить в палаты к царевнам и царице Прасковье Федоровне и советоваться с ними о достоинствах и недостатках производимого им товара. Петр I лично поручил ему сделать “покров бархатный с позументом хорошим”. Сначала Милютин завел фабрику в деревянном доме, а потом расширил свое владение, скупая соседние участки, возвел каменные строения.

Этим зданием открывается обширное владение Владение Римско-католической церкви св. апостолов Петра и Павла.

Они появилось в январе 1839 года. Первоначально эта церковь находилась в Немецкой слободе, где была построена в 1705 году с разрешения Петра I. Пострадавшая от пожара в 1812 году, она была приведена в порядок и существовала там до 1839 года. С разрешения священного Синода в 1838 году в Милютинском переулке была приобретена земля у Н. В. Петрово-Соловово площадью в 1854 кв. сажен за 24 тысячи рублей.

Тогда же архитектор А. О. Жилярди выполнил проект новой церкви. Здание построено в готическом стиле с куполом посредине.

Алтарей в церкви было шесть, один из которых - алтарь св. Эмилии сооружен на средства архитектора М. Д. Быковского в память его супруги Эмилии.

В 1839 году разрешено при церкви устроить школы для детей прихожан. В их организации принимали участие староста церковный Агапит Эларов, Каземир Осташевский, знаменитый “святой доктор” Федор Петрович Гааз и его друг профессор хирургии Александр Иванович Поль. Ф. П. Гааз был основателем библиотеки для христианского чтения. Скончался он 16 августа 1853 года. Здесь при большом стечении народа его отпевали и похоронили на Введенском кладбище (участок 10). При церкви св. аппостолов Петра и Павла было несколько благотворительных учреждений.

В 1904 году построено для школы новое кирпичное здание, а в 1905 году по проекту архитектора И. П. Залесского выстроено здание для библиотеки на средства, выделенные либеральным деятелем генерал-майором А. Л. Шанявским.
В 1915 году при церкви работало Литовское вспомогательное общество, которое возглавлял известный поэт Ю. К. Балтрушайтис.

Еще про это владение с уточнением назначения зданий можно прочесть

Напротив на углу с Сретенским пер. стоит дом № 13.

Угловое здание, построено в начале XX века по проекту В. В. Шервуда. В 1914-1916 годах был книжный магазин “Братья Башмаковы”.
Владение это также выходин на Б. Лубянку.

“Актовые книги” города Москвы сообщают, что здесь находилось владение бригадира Д. С. Порецкого, которое в 1764 году с палатами по Сретенскому переулку переходит к полковнику Василию Ивановичу Толстому. Его женою была Александра Ивановна, урожденная Майкова (приходившаяся сестрой известному писателю Василию Ивановичу Майкову). Их дочь Мария была выдана замуж за Павла Ивановича Фонвизина, писателя, директора Московского университета, брата великого комедиографа Дениса Ивановича Фонвизина. В конце 1770-х гг. владение переходит в руки купцов. Строения в 1812 году от пожара сохранились и в 1817 году числились за купеческой женою Марией Нальчини, а потом за известным скульптором Сантином Петровичем Кампиони, участвовавшим в строительстве и отделке французской католической церкви Святого Людовика в 1827-1830-х гг., а потом в отделке Кремлевского дворца и других зданий в Москве.

В 1850-1870-х гг. владение принадлежит семье известного московского купца Отто Ивановича Левенштейна. Его “Московский магазин”, основанный в 1846 году на Никольской улице и переведенный в 1852 году на Кузнецкий мост, 20, торговал широким ассортиментом модной дамской одежды. Владелец дома коллекционировал картины иностранных художников, переписывался с ними. При его содействии основывались и пополнялись многие частные художественные коллекции в Москве. Оказывал помощь талантливым начинающим молодым художникам. Принимал деятельное участие в поддержании пансиона для глухонемых, основанного Арнольди. После смерти Отто Левенштейна в 1863 году магазином владела его жена Маргарита Агапитовна (урожденная Эларова) до 1878 года, а домом - до середины 1890-х гг. Их дочь Маргарита Оттовна, в замужестве Мамонтова, рано овдовев, отправилась в Париж и научилась там кроить и шить белье и платье. Вернувшись в Москву, стала хозяйкой одной из самых фешенебельных швейных мастерских в городе и попечительницей женской ремесленной школы. А ее дочь Маргарита Кирилловна (в замужестве - Морозова) была матерью “Мики Морозова”, изображенного художником В. А. Серовым. Дом, где жила семья Левенштейна, находится в центре владения и выходит своим фасадом в Сретенский переулок. При следующем владельце - Московском торговом строительном акционерном обществе - в 1900 году строится новый дом по проекту архитектора В. В. Шервуда. Этот дом поставлен на углу Сретенского переулка, а по Милютинскому переулку - под № 13.

Далее очень интересное владение №15

15 (Большая Лубянка, 24). В 1884 году строится дом по проекту архитектора Б. В. Фрейденберга. В нем размещались: книжный магазин Л. В. Петковича; амбулатория Благотворительного общества римско-католического исповедания; кондитерская О. Фидлер; в 1924 году помещалось Московское художественное общество.

В 1738 г. по “Переписным книгам” владение принадлежало князю М. А. Голицыну, а потом В. Г. Черткову. В конце XVIII века переходит в купеческие руки. В доме в 1825-1826 гг. держала женский пансион Мария Петрозилиус, жена известного московского педагога И. Д. Петрозилиуса, обучавшего в начале века юного А. С. Грибоедова, В доме, принадлежавшем следующей владелице, полковнице М. И. Хвостовой, в 1850-х гг. живет семья известного негоцианта - купеческая вдова Анна Катуар с сыновьями.

В 1880-1900-х гг. владение рижского гражданина, владельца литографии Ф. Ф. Сиверса, от которого оно переходит к его родственнику - известному архитектору Вл. Ивановичу Чагину. Дом несколько раз перестраивался, но сохранил свой “готический вид”. Помещения первого и подвального этажей сохранили коробовые и парусные своды конца XVIII - начала XIX вв. Владение выходит в Милютинский переулок, 15.
В 1907-1910 гг. во владении был электротеатр “Рекорд”.

Помещалось Московское городское общество взаимного страхования от огня, возглавляемое в 1915 году К. И. Гуцковым.


Это угол здания напротив владения №15 - дом 20. Он стоит на углу Милютинского и Боброва переулка. Владение в начале XVIII века принадлежало князю М. П. Черкасскому, затем присоединено к соседнему - стольника Г. П. Петрово-Соловово. Часть владения в начале 1839 года продана для строительства католической церкви. На оставшейся части сменилось восемь владельцев. Перед 1917 годом Акционерное общество феттер и Гинкель планировало строительство шестиэтажного дома по проекту архитектора В. Е. Дубовского, дом достроен только в 1920-х годах по измененному проекту архитектора А. М. Калмыкова. В 1920-1930 годах здесь был клуб “Красный деревообделочник”, жил архитектор К. С. Алабян; мемориальная доска, установленная в 1971 году, напоминает, что “в этом доме с 1934 года по 1946 год жил и работал выдающийся советский художник, академик Евгений Евгеньевич Лансере”.

Все, больше в этом переулке я домов не отсняла. Там осталось еще два дома с левой стороны.
На этом наша прогулка закончилась.

Спасибо, что погуляли со мной.

Особняк в усадьбе Милютиных по адресу Милютинский переулок, 14 специалисты и знатоки архитектуры называют смысловой доминантой этой московской улочки.

Главный дом стоит в глубине участка, периметр которого украшает выстроенная из камня цокольная ограда, прерывающаяся лишь единственными въездными воротами с оригинальной кованой решеткой.

История городской усадьбы

История усадьбы началась в далеком 1714 году, когда эту территорию, относившуюся в ту пору к Казенному переулку, выкупил Алексей Яковлевич Милютин — истопник самого Петра I. К последнему он отошел по наследству от самодержца Иоанна Алексеевича и его супруги Прасковьи Федоровны.

В приобретенном владении Милютин не только выстраивает жилой дом, но и выделяет место под небольшой цех, где начали ткать на продажу шелковые, парчовые, а также позументные полотна.

Алексей Яковлевич относился к своему новому делу с упоением и энтузиазмом. Для развития производства он выписал лучших мастеровых, знавших толк не только в переработке шелка-сырца, но и в производстве художественных тканей.

Смотрел Милютин и в будущее своей мануфактуры, для чего за мастеровыми-умельцами закреплял учеников, тем самым взращивая своих специалистов.

Это дало результат и уже на исходе XVIII столетия милютинское производство тканей было не только самым старым в Первопрестольной столице, но и самым большим из подобных. К тому времени в нынешнем владении по Милютинскому, 14 вместо изначальной деревянной постройки, где все и начиналось, стояло уже несколько капитальных строений из камня.

На начальном этапе наследники Алексея Милютина не растеряли его задел и еще больше развили производство, создав на этой территории своеобразную ткацкую империю, а впоследствии добились переименования переулка в Милютинский. К сожалению, со временем мануфактура пришла в упадок и была продана, причем, по частям.

Большую помощь основателю, бывшему бездетным, оказывал его родной брат Андрей, который и унаследовал затем ткацкую фабрику. После смерти последнего она отошла уже к его сыновьям — Алексею Андреевичу и Михаилу Андреевичу. Свою историю мануфактура Милютиных закончила именно при Михаиле.

В 1829 году особняк выкупила Мария Федоровна Секретарева. При ней сильно обветшавшее строение было реконструировано и получило ампирное украшение. Вдоль переулка была построена ограда с парой въездных ворот в торцевых частях владения.

Спустя пару лет домохозяйство отошло в собственность некоему полковнику Херодинову, который превратил особняк в доходный дом, сдавая комнаты внаем.

В 1873 году в доме проживал Яков Кузьмич Брюсов со своей супругой. В этих стенах и появился на свет их сын Валерий — будущий известный поэт.

В 1896-м хозяйкой бывшей усадьбы Милютиных числилась Елена Александровна Бардина. После нее — представитель купечества Василий Андреевич Родионов. В начале нового столетия усадьбой владела Анна Николаевна Арбатская.

Сегодня усадьба в Милютинском пер., д.14 выглядит запущенной. Совсем недавно во владении демонтировали старые хозпостройки, которые входили в список культурного наследия.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама