THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Причин, по которым я публикую эту запись, несколько.

1. Подруга организовала курс «21 день» . Суть его заключается в том, чтобы ежедневно выполнять минимум пять обязательств. Я подписалась на курс и заявила пять обязательств, одним из которых является проработка негативных эмоций. Поначалу я прорабатывала по «Дневнику Свияша». Однако быстро поняла, что мне этого мало. Не чувствую удовлетворенности от проработки. И я решила добавить несколько пунктов в проработку.

2. Вчера я посетила по «подарочному сертификату спа-процедуру в салоне Дешели . Это вызвало во мне такую реакцию, что. не проработав ее как следует, можно запихать факт, который меня зацепил, глубоко в подсознание и мучиться потом. чего мне делать совершенно не хочется!

Итак, приступим!

Что понадобится:

Блокнот (тетрадь) и ручка. Почему в заголовке я упомянула красный блокнот? А потому что зашла как-то в магазин, увидела его. Да так он мне понравился, что я взяла и купила этот красный блокнот. Что записывать туда — я еще не решила. А тут «21 день». Для этого курса я и определила своего «друга». Веду там «домашнюю бухгалтерию», записываю негативные и позитивные эмоции, произошедшие за день и делаю прочие пометки.

Немного теории.

Все ситуации, происходящие в нашей жизни — это уроки. Это либо кнут, либо пряник. Пряник — это ситуации, приносящие нам удовлетворение, кнут — ситуации, заставляющие нас прорабатывать ту или иную сферу жизни, идеализацию, значимость чего-либо и т.д. и т.п.

По сути,ситуации не бывают негативными или позитивными. Их таковыми делаем мы. В зависимости от вызванной ситуацией эмоции, в зависимости от нашей точки зрения — ситуация окрашивается либо в позитивный, либо в негативный окрас.

Например, идет дождь. Это и не хорошо, и не плохо. Сижу я, к примеру, летом дома, на улицу выходить не собираюсь — поэтому к дождю отношусь равнодушно. Для дачника — дождь летом — это радость. Для человека, который идет по улице без зонта, наверное, явление смертиподобное.

1. Первое , что нужно сделать при проработке негативной эмоции — признать, что ситуация вызвала такую реакцию . Признать и признаться необходимо, в первую очередь, самому себе. Окружающим, поверьте, по барабану проработаете вы негатив или нет. Вы можете о негативной ситуации рассказать друзьям, близким, вам посочувствуют, вас пожалеют, но ничего хорошего вам это не принесет. Завтра или послезавтра ситуация может повториться и все начнется сначала. Проработав и отработав негативную эмоцию на 100% в дальнейшем можно избежать ее повторения!

2. Второе — прописать наилучший и наихудший вариант развития ситуаций. Если вы в уме принимаете наихудший вариант — это уже 50% проработки.

3. Третье — проанализировать, какие чувства затронула ситуация, какие сферы жизни, что поставила под сомнение, какие идеализации выявила (идеализация разумности, общественного мнения, контроля над окружающим миром, отношений и т.п.).

4. Отработка ситуации, прописать в блокноте/тетради что-то вроде молитвы . Можно воспользоваться дневником Свияша и текстом проработки, либо молитвой прощения по Синельникову, либо придумать свою.

5. Сделать выводы — что показала данная ситуация? От чего следует избавиться, что развить? Выводы ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть позитивными!!!

Например , ситуация — поругались с подругой.

Наилучший вариант — выяснили/выясним отношения, станем еще лучше дружить.

Наихудший вариант — больше никогда не будем общаться с подругой.

Ситуация показала несостоятельность дружбы, недопонимание, идеализация отношений.

Выводы: если дорожу подругой, не буду обращать внимание на эти мелочи. Впредь не стоит обращать внимание на эти мелочи.

Еще одна техника:

Позиция жертва-тиран-волшебник (по Синельникову).

1. Взять на себя ответственность за ситуацию.

Вместо Меня обидели — Я обидел(а) себя с помощью другого человека.

Вместо Я заболел — Я создал(а) себе болезнь.

и т.п.

2. Ответить на вопрос: Чем и как я создал(а) себе эту ситуацию/проблему?

Учесть, что миром правит закон отражения и закон подобия. Наше настроение отражается в окружающий мир, мир зеркалит и настроение возвращается к нам с утроенной силой. Вспомните пословицу «Беда не приходит одна». Беда идет в мир, отражается от мира и возвращается к нам и с большей силой ударяет.

Немного цитат — без комментариев:

«Все, что мне не нравится в другом человеке — есть во мне».

» Все, что мне нравится в другом человеке — есть во мне».

«Все, что мы пытаемся доказать или навязать окружающим — не хватает нам самим».

«Ты не виноват в этой ситуации, а ОТВЕТСТВЕНЕН!».

«Слушай собеседника — он расскажет о тебе все».

«Каждый человек, который встречается на жизненном пути, — приносит откровение».

3. Ведение дневника

РЕЗЮМЕ . В прошлом месяце мне не хватало дневника по Свияшу… Дневник по Синельникову тоже не отражает полную картину проработки (на мой взгляд). Поэтому я объединила все знакомые мне техники, ввела что-то свое и буду вести теперь по такой схеме:

1. Признать , что ситуация вызвала негативную эмоцию. Описать ситуацию как можно подробнее с проработкой эмоционального (чувствую, испытываю эмоцию), ментального/интеллектуального (анализирую, логически объясняю) и физического уровней.

2 . Если ситуация неоконченная (то есть, возможно развитие события), прописать наихудший и наилучший варианты развития событий.

3. Выявление идеализаций . Их полный список. Подробнее про каждую читайте у Свияша в книге «Улыбнись, пока не поздно». Она где-то на просторах интернета есть еще и в аудио-формате. Итак, список:

  • Идеализация контроля окружающего мира,
  • Идеализация отношений между людьми,
  • Идеализация жизни, судьбы,
  • Идеализация семейной жизни, детей,
  • Идеализация денег и материальных благ,
  • Идеализация независимости,
  • Идеализация духовности, религиозности,
  • Идеализация работы,
  • Идеализация своих способностей,
  • Идеализация разумности, Идеализация красоты и внешнего мира,
  • Идеализация цели.

4. Проанализировать, чем создал(а) эту ситуацию.

5. Проанализировать, для чего нужна ситуация, извлечь уроки, прописать выводы, аффирмации .

6. Прописать «молитву » — по Свияшу, по Синельникову, или собственную. Цель — простить себя, простить всех участников ситуации, пообещать больше не обижаться на себя или других по этому поводу, отпустить ситуацию и, тем более, обиду.

7. Похвалить себя!

Мне удобнее работать в табличках. Поэтому для себя я создала такую:

Кому нужен пример отработки, как бы это сделала я, пишите в комментариях 😉 Будем разбираться всем миром.

Вообще — это самый лучший вариант. Когда предлагается несколько линий проработки, из которой вы выбираете верную. По крайней мере, на начальном этапе.

ВАЖНО! Главные правила для ведения любого дневника:

1. Проработку следует вести в рукописном варианте! Не в компьютере, не в телефоне и прочих гаджетах. Прописывая все своей рукой, вы еще раз прорабатываете ситуацию. Вывод откладывается в голове, запоминается.

2. Ситуацию и проработку можно прописывать чернилами любого цвета. Вывод, урок, аффирмации, выявленную на основе проработки, желательно записывать красными чернилами. Доказано, что все, что пишется красными чернилами — «записывается» автоматически на подсознание.

Если ситуация связана с человеком и вызывает обиду.

Обида — это манипуляция со стороны обидевшегося человека. Нас нельзя обидеть, если мы сами того не захотим. Поэтому, если вас обидели:

1. Признайте обиду. Признайте, что человек просто не оправдал ваших ожиданий. Они и не обязан оправдывать ваши ожидания!

Манипулируя человеком своей обидой, вы идете в разрез с высшими силами, которые наделили человека свободной волей.

2. Какие еще эмоции вызвала обида? (проработка эмоций-см. выше)

3. Простить человека

Если обида на человека сидит давно и глубоко, возьмите чистую тетрадь и пишите в каждой строчке «Я, … (ваше имя) прощаю … (имя обидчика) за… (за что именно, на что обиделись)».

Важно прописать это минимум 100-150 раз!

Поймите, прощение — это то, что вы делаете для себя, не позволяя обиде засорять вашу душу и тело (подробнее у Луизы Хей и Лиз Бурбо). Прощая, вы отдаете себе отчет, что человек (обидчик) вам ничего не должен, не должен просить прощения, не должен оправдывать ваших ожиданий и т.д.

Также в свой волшебный блокнотик записывайте то, что вам хотелось сделать, но по каким-то причинам вы не сделали в таблицу, состоящую из трех колонок:

Еще одна техника слежения за уровнем своих эмоций.

Перед вами — табличка-график:

Мир прекрасен 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 00
Мир хорош
Мир обычен
Мир враждебен
Мир страшен

Каждый день, на протяжении минимум двух недель рисуйте график каждого дня в этой табличке. Каждый час, а лучше каждые полчаса после пробуждения ставьте точку на пересечении времени и отношению к миру.

В дальнейшем я напишу, что нужно будет делать дальше и как анализировать.

Современное Российское образование ориентирует педагогов не столько на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка. Также, при этом, сохранение психического здоровья детей ставится во главу угла. В связи с этим, арт-терапевтические методы работы стали особенно актуальны. Использование разных форм творческого самовыражения может являться одним из существенных факторов профилактики психического нездоровья ребёнка, одним из способов психологической помощи детям в преодолении различных эмоциональных и личностных проблем, в целом - более успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат «Проработка негативных эмоций с помощью рисуночных методов»

Введение………………………………………………………………………….1

1. Изотерапия …………………………………………………………………… 2

2. Рисуночные методы и техники изотерапии ……………………..…...……... 3

3. Проработка негативных эмоций с помощью рисования………………….. .5

4. Методика проработки страхов с помощью рисования…...…………………7

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………12

Введение

Современное Российское образование ориентирует педагогов не столько на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка. Также, при этом, сохранение психического здоровья детей ставится во главу угла. В связи с этим, арт-терапевтические методы работы стали особенно актуальны. Использование разных форм творческого самовыражения может являться одним из существенных факторов профилактики психического нездоровья ребёнка, одним из способов психологической помощи детям в преодолении различных эмоциональных и личностных проблем, в целом - более успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Привлекательность арт-терапии для дошкольных и школьных психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Смысл деятельности школьного психолога - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. Когда ребенок занимается творческой деятельностью, он выражает через создаваемые им образы свое восприятие мира и свое эмоциональное отношение к нему. А если у него существует некий внутренний конфликт, который он по каким-то причинам никак не может разрешить (то ли слов не хватает, то ли последствий боится, то ли, как часто бывает, – даже не понимает, с чем этот конфликт связан)? Внутреннее напряжение постоянно растет, а как от него избавиться - непонятно. Всё это, как правило, сопровождается негативными эмоциями и переживаниями. И тогда творчество вполне может оказаться безопасным способом этот конфликт выразить, дать выход этим чувствам.Например, сказать маме, что он злится на свою младшую сестренку, ребенок не может, так как у него уже сформирована установка, что злиться нельзя, а выразить это в рисунке, выплеснув при этом свое раздражение, ему никто не запрещает. Вот и получается, что любая творческая деятельность – терапевтична по сути, то есть помогает человеку приемлемым в социуме способом снять накопившееся напряжение. В рисунках причудливо переплетается информация, источниками которой являются как открытые, так и глубинные пласты человеческой души.

Взрослые очень хотят помочь своим детям, но часто не знают, что убеждения и нравоучения часто не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Когда на консультацию к психологу приходят взрослые, они заранее готовы обсуждать и решать свои трудности. Их не нужно дополнительно мотивировать на работу. А детей – нужно. Дети приходят туда, где интересно, где им нравится, где их рады видеть. Чтобы работать с ребенком, нужно сначала его увлечь и заинтересовать. Кроме того, и сами родители оценивают работу психолога по двум параметрам: сначала - понравилось ли ребенку, а только потом- какой получили результат.

Большинство детей с удовольствием рисуют. Этот приятный и не слишком травмирующий метод подходит для решения даже самых глубинных психологических проблем.

1. Изотерапия .

Рисуночные методы являются основными в одном из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии – изотерапии . Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Человек может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте.

Изотерапия в целом - эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение.

Для рисования используется широкий спектр материалов : разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Несмотря на свою эффективность, изотерапия как отдельная методика лечения и психологической помощи появилась только около полувека назад.

Востребованность изотерапии объясняется тем, что процесс рисования как таковой дает человеку возможность разгрузиться, снять стресс, успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рисование является привычным способом выражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит и др. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Грамотный психолог и внимательный взрослый смогут намного быстрее и легче понять ребенка и помочь ему, используя знания изотерапии.

С помощью изотерапии взрослые и дети могут справиться с такими проблемами, как :

Выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.

Низкая самооценка. По статистике от низкой самооценки и неуверенности в себе страдает больше 70% людей. Благодаря практическим упражнениям изотерапии, любой может значительно повысить свою самооценку и стать увереннее.

Проблемы с поведением.

Проблемы в отношениях и/или семейные проблемы.

Хронический стресс и психосоматические заболевания.

Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.

Изотерапия, как метод психологической коррекции, помогает сделать более гармоничными эмоции ребенка, адаптирует его к учебному учреждению, способствует развитию творческих способностей.

В целом, изотерапия оказывает положительное влияние на психику детей. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт. Многие психологи, только мельком взглянув на рисунок ребенка, способны определить его настроение, выявить проблемы на ранней стадии и, следовательно, своевременно оказать помощь.

2. Рисуночные методы и техники изотерапии.

Рисуночные методы позволяют:

  1. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  2. Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное рисование может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  3. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками предусматривает упорядочивание цвета и форм.
  4. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия рисованием создают богатые возможности для экспериментирования со зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  5. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Многие исследователи считают рисование средством снятия напряжения, за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Творчество способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех детей, которые не могут "выговориться", понять и выразить свои переживания в творчестве легче, чем рассказать о них. Рисунок нередко ускоряет и облегчает вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии ребёнок осознаёт и оценивает свои переживания. зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

Среди распространенных рисуночных методик изотерапии, используемых дошкольными и школьными психологами выделим такие:

Проективный рисунок. Предметно-тематический рисунок – когда педагог-психолог дает задание нарисовать рисунок на определенную тему. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем .

Образно-символические рисунки – картинки на тему «Добро», «Мир», «Счастье».

Современные методы изотерапии включают в интересные задания:

«Волшебные пятна» - это рисование абстрактных пятен, ассоциирующихся у детей с конкретным предметом.

«Рисование по точкам» помогает определить такие понятия, как части и целое.

«Рисование пальцами» - помогает освободиться от неприятных эмоций.

Техники изотерапии не стремятся обучить ребенка рисованию, поэтому среди приемов можно найти такие оригинальные занятия:

Марание – пачкание в красках. Помогает избавиться от детской агрессии, гиперактивности.

Монотипия – рисование оттисков с помощью одного штампа. Приучает к терпению и трудолюбию.

Кляксография – на листке с одной стороны наносятся пятна, которые отпечатываются на вторую половину.

Рисование по мокрому листу помогает детям расслабиться, сделать более гармоничными их состояния.

Техники каракулей и раздувания краски развивают внимательность и повышает самооценку у ребенка.

3. Проработка негативных эмоций с помощью рисования.

Подробнее остановимся на методике проективного рисунка. Эта методика носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностическая методика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний, вызывающих негативные эмоции.

Проективный рисунок может быть предметно-тематическим – когда педагог-психолог дает задание нарисовать рисунок на определенную тему. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. «Дом», «Лето», «Семья», «Кем я буду, когда вырасту», «Автопортрет», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день», «Три желания»и т.п.

Образно-символические рисунки – картинки на тему «Добро», «Мир», «Остров счастья», «Страх» , зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств и т.д.

Рисунки, связанные с отношениями в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»).

Выбор темы проективного рисунка психологом зависит от выявленных эмоциональных проблем ребенка с помощью предварительной диагностики. (Наблюдение, интервьюирование и анкетирование педагогов, родителей). Рисование позволяют погружаться в проблему настолько насколько ребенок готов к ее переживанию. Сам он, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. После того, как ребенок закончил рисование, с ним проводится беседа по рисунку. В беседу включаются вопросы: нравится ли ребёнку то, что он нарисовал?; какие чувства возникают у него при рассматривании своего рисунка?; хотел ли бы он что либо изменить в рисунке? Предложить это сделать, если ответ утвердительный. На этом этапе у детей часто происходят свои личные озарения (инсайты) – моменты ясности и понимания своей проблемы, своих чувств. С помощью психолога он начинает осознавать, видеть и понимать пути решения своих проблем, а иногда проблема решается прямо на занятии в процессе создания рисунков. После занятий по изотерапии дети могут сохранять свои рисунки или делать с ними то, что подсказывает им интуиция. Даже одно занятие по изотерапии способно дать новый положительный опыт и открыть человеку что-то, о чем он не догадывался или не знал. А комплексный подход (серия занятий) способны вывести ребенка на новый уровень, избавиться от негативных переживаний, гармонизировать личность.

Таким образом, основными этапами коррекционного процесса с использование метода проективного рисования являются:

  1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.
  2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
  3. Поиск адекватной формы выражения.
  4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.
  5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

4. Методика проработки страхов с помощью рисования.

Разберем, как можно избавиться то страхов с помощью изотерапии. В пример, я хочу привести технику А.И. Захарова.

Принцип проработки такой негативной эмоции как страх основан на том, что повторное его переживание при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. С другой стороны, при рисовании героических сцен ребенок может отождествлять себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями. Он борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование может выступать как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает в воображении.

В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, избиение, пожар и т.д., было недавно. По этическим соображениям нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Фломастерами охотнее пользуются младшие школьники. Подростки 12-13 лет предпочитают карандаши, что дает возможность детализировать изображение и стирать то, что не нравится. Хотя большинство детей все предпочитают набор фломастеров, им должна быть предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.

Теперь хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний и доброжелательно настроены человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.

Роль психолога должна быть понятна ребенку, а время беседы для выявления страхов согласованно заранее. Для нее нужны не менее 20-30 минут и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Если дети не достигли подросткового возраста, целесообразно предложить в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно.

После установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявить страхи. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, присев на корточки, если это маленький ребенок. Избежать усталости и пресыщения вопросами помогают очередная смена предметной игры и непосредственное участие в ней. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха. После диагностики страхов желательно поиграть с ребенком в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли. Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.

В конце игры нужно обязательно отметить успехи ребенка, похвалить, пожать руку и преложить нарисовать страхи, сказав: «Нарисуй то, чего ты боишься». О необходимости рисовать себя не говорится, достаточно на первый раз, чтобы ребенок изобразил сам объект страха. Не нужно требовать от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях подсказать свои варианты. В дальнейшем, на следующих занятиях после проработки изображенного страха ребенок может продолжить рисование других страхов и вместе с психологом происходит их последующая проработка, подобно первому рисунку.

Когда дается задание, то не говориться, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Особенно нужно быть осторожным при навязчивых страхах, возникающих на фоне заостренного чувства долга, когда любые неудачи переживаются крайне болезненно и ведут к ухудшению общего состояния. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное – нарисовать их все без исключения фломастерами, красками или цветными карандашами. Сам факт получения задания, таким образом, организует деятельность ребенка и мобилизует его на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Иногда проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

После рисования происходит обсуждение рисунка. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. После просмотра рисунка психолог говорит: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?» – и ближе к концу звучит как: «Боишься – не боишься?». Все слова произносятся ровным, но не монотонным голосом. Скорее, он имеет эмоционально приподнятый и как бы «торжественный» оттенок. Вместе с тем следует избегать искусственного внушения отсутствия страха: «Теперь не боишься?». Поскольку эта фраза носит слишком обязывающий характер, то ребенок может согласиться, лишь бы не противоречить и благополучно пережить данный момент. Если внимательно проанализировать приведенный первый раз фразу «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься ты его или нет?», то в ней и так можно обнаружить один внушающий фрагмент, а именно сочетание «…а теперь…». В какой-то мере это призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.

Такое же воздействие будет и от заинтересованности психолога привлечения самим характером изображения страха: «Как это сделано интересно, с выдумкой. Взрослый не смог бы так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и расположение фигур подходящее» и т.п. этим немудреным способом удается повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном со взрослыми предприятии по устранению страхов. Тем более, что после каждого рисунка, вопроса психолога и ответа ребенка выражается одобрение: «так», «хорошо», «что дальше?».

После окончания обсуждения, за рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект ребенка поздравляют, пожав руку, можно подарить игрушку. Далее надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся на все время у психолога, который, таким образом, «принял их к себе», освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается, что страхи отныне будут "находиться" в ящике стола или шкафу, "закрыты" там навсегда, подобно джину в бутылке.

После обсуждения снова предлагается подвижная игра,которая требует выдержки и содержит некоторый риск, например игра в кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба присосками из пистолета или лука. Игра строится так, что бы ребенок обязательно сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе.

С согласия детей можно поиграть некоторые из только что «снятых с повестки дня» страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки, пролезть через несколько стульев, воспроизвести обстановку медицинского кабинета и т.д.

Рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, что бы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки". Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с драконом; плывет по воде и летит на самолете. Здесь очевиден эффект внушения – установки на преодоление страха в воображении путем его определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции творца. Срабатывает и феномен внешней поддержки. Ребенок уже не один на один со своими страхами – они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблекли после их предыдущего изображения. К тому же психолог и родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справиться со страхами.

Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх прикрепляется к старому, и вновь организуется встреча с психологом. До нее организуется как можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок, экскурсий и по возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье. При встрече с психологом после разминки проводиться обсуждение задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: «так», «хорошо», «молодец». За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка.

Эффект устранения страхов достаточно выражен и устойчив (А.И. Захаров) и составляет 50 % при изображении страхов по типу "боюсь" и 80-85 % от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он "обязан" быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои силы, возможности, способности.

4. Заключение.

Подводя итоги, отметим, что арт-терапия- это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод в работе практического психолога образовательного учреждения. Говоря об использовании рисунка при проработке негативных эмоций, подчеркнем тот факт, что рисование оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. Грамотное применение рисуночных технологий изотерапии позволяет успешно помогать ребенку справляться с негативными эмоциями, разрушающими его психическое здоровье.

Литература:

  1. Д. Аллан "Ландшафт детской души"; СПб – Минск, 1997
  2. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми - СПб.: Речь, 2006
  3. А.И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей"; СПб, 2000
  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., Просвещение, 1986
  5. А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999
  6. А.А. Осипова "Общая психокоррекция"; М, 2000
  7. В. Оклендер "Окна в мир ребенка"; М, 1997

Приветик! Сегодня представляю вашему вниманию 2 простые и действенные практики для избавления от негативных эмоций, которыми я часто пользуюсь. Они мне нравится тем, что зачастую срабатывают моментально. Однако далеко не всегда они срабатывают сразу. Иногда их проходится проделать много раз.

Суть одной практики в следующем. Берётся негативная эмоция, от которой вы хотите избавиться, затем призываются тёмные силы для того, чтобы они забрали эту эмоцию (делается ритуал отречения от негативной эмоции). И последний шаг – возвращение частички души, которая когда-то была отдана тёмным силам на это негативное качество.

Обязательное условие: у вас должно быть твёрдое желание избавиться от этого качества. Мы живём в мире, где правят силовые программы. Негативные эмоции напрямую связаны с силовыми программами. Если вы хотите пользоваться силовыми программами, то эта техника может не сработать.

Негативные эмоции, это подарки тёмных сил, но не бесплатные. Эти тёмные качества часто помогают людям в материальном мире выжить с помощью силы.

Беря какую-то силовую программу, человек взамен отдаёт частичку своей души. Чем больше силовых программ, тем больше частичек души отдано и тем больше человек становится бездушным и жестоким. Негативные эмоции питают обитателей тёмных миров.

Тёмные силы, путём добровольного обмена или через обман, забирают у человека частичку души, и взамен дают ему негативное качество, которое помогает человеку жить в этом мире. Через это негативное качество они питаются от человека энергией. Сложно сказать, зачем им нужна частичка души, но это похоже на связующее звено, через которое они получают энергию от человека.

Избавившись от негативной эмоции, вы перестаёте отдавать свою энергию в низшие миры. Ваши жизнь будет становиться более приятной, у вас будет появляться больше любви и хорошего настроения. С помощью этой простой практики, необходимо проработать все негативные эмоции.

Сначала научитесь её проделывать в спокойной обстановке дома, затем вы сможете её делать где угодно. Как только появляется любая негативная эмоция, сразу делайте эту практику отречения и благодарите того человека, из-за которого у вас появилась эта эмоция. Ведь он помог вам вскрыть в вас негативную программу, от которой вы теперь можете избавиться.

Суть второй практики — наблюдение за негативной эмоцией, «подсвечивание» её и вхождение в неё.

Практика избавления от негативных эмоций

Расслабьтесь, войдите во внутренние ощущения и подумайте, от какой негативной эмоции или качества вы хотите избавиться. Дальше произносите вслух (произносите слова из сердца, это на порядки увеличит силу практики):

Я призываю вас, тёмные силы на ритуал отречения от (называете то качество, от которого вы хотите избавится).

Я благодарю вас, тёмные силы за то, что пользовался (называете то качество, от которого вы будете отрекаться). Это качество помогало мне в этой жизни, но сейчас я выбрал путь любви, путь духовной силы. Создатель моей души, помоги очиститься от (отрекаемое качество). Высшие силы, помогите избавиться от (отрекаемое качество). Я хочу потерять силу (отрекаемое качество). И чтобы даже духа (отрекаемое качество) во мне не было.

Дальше побудьте немного в расслабленном состоянии. В это время из вас тёмные силы забирают вашу негативную эмоцию или программу. Могут появиться ощущения, что из вас что-то вытягивают. Ощущайте, что происходит. Дальше произносите:

Тёмные силы, верните мне обратно частичку моей души, которую я когда-то променял на это качество (отрекаемое качество).

Теперь наблюдайте, что тёмные силы вам отдадут. Это может быть какое-то хорошее качество, свет, любовь или что-то ещё.

Не забудьте поблагодарить Создателя души и светлые силы за помощь от избавления от негативной эмоции или качества.

Не все это могут почувствовать. Чем больше силовых программ, тем хуже чувствительность к энергиям. В данном случае это не так важно. Отречение за отречением, будут помогать вам лучше чувствовать энергии. Отпишитесь в комментариях, кто что почувствовал. Эта практика может сильно менять жизнь в лучшую сторону.

Эффективная практика № 2

Этот вариант для многих людей оказывается сильнее предыдущего, т.к. большинство людей не чувствует энергии, и боятся призывать тёмные силы, чтобы вернуть им негативную эмоцию, принимая это как магический ритуал. Если вам вариант выше не очень понятен, воспользуйтесь другой эффективной практикой.

Когда возникает негативная эмоция, начинайте ОСОЗНАННО наблюдать за ней и углубляться в неё. Войдите в неё как можно глубже. Конечно, состояние в это время ещё ухудшится, ведь вы начинаете испытывать это неприятное чувство по максиму. Оставайтесь в этом негативном состоянии и наблюдайте за ним. Затем вы заметите, что состояние начинает улучшаться.

Если вы будете продолжать практику, то эта негативная эмоция уйдёт совсем. В дальнейшем вам уже легче будет входить в этот негатив. С каждым разом он будет ослабевать и через определённое количество практик, негативная эмоция покинет вас, и вам станет хорошо.

Невозможно избавиться от негативной эмоции за один раз. Любые практики нужно повторять многократно. Терпение и труд со временем сделают своё дело. Что только я не делал, чтобы избавиться от одного своего не очень хорошего качества, которое было у меня с детства. Я даже прорабатывал его в прошлых воплощениях, когда погружался в них. Это дало эффект, но в основном результат был достигнут с помощью этих 2-х практик в течение 2-х лет. Да, это долго, но быстрее у меня не получилось. Этот негатив наверно сидел у меня даже в костях.

Избавиться от негативных эмоций поможет вам мой благотворительный тренинг « ». На тренинге идёт проработка негативных эмоций и переписывание их на положительные. Кликайте по и начинайте заниматься прямо сейчас.

Сегодня я дам вам технику, которая позволит быстро и эффективно трансформировать негативные эмоции. Зачем это нужно? А затем, что любые непроработанные негативные эмоции застревают в нашем поле и приводят к болезням . Точно также действуют и . Мы не задумываемся о том, какой силой и энергией они обладают! И от этого страдаем. Оказывается есть слова, которые просто разрывают нашу энергетическую оболочку, укореняются в ней и формируют болезни. Но сегодня о словах говорить не будем, поговорим об эмоциях.

Когда применять технику нейтрализации негатива:

  • когда у вас резко испортилось настроение после общения с каким-то человеком
  • когда вы стали участником конфликта
  • когда внутри вас бушует шторм эмоций и вы не можете сконцентрироваться на своих делах

Шаг 1. Осознаем негативную эмоцию

В тот момент, когда у вас испортилось настроение, задайте себе вопрос:

  • Почему мне плохо прямо сейчас?

Прислушайтесь к ответу, который даст ваше подсознание. Честно признайтесь себе, что что-то не в порядке . Не скрывайтесь за маской безразличия. Самый простой путь - это зарыть негатив внутри себя и сделать вид, что ничего не происходит. Но помните, что негативные эмоции ведут к болезням и внутренней неудовлетворенности. Энергия все равно будет искать выход. И если вы не выведете негатив прямо сейчас, то последствия могут приобрести совершенно иной характер.

Шаг 2. Выводим эмоцию

После того, как вы признались самому себе, что вам плохо, пришло время дать место негативу . Дать место - значит обозначить чувство в физическом мире. Вы можете делать это любым подходящим способом. Самый простой - нарисовать.

Возьмите краски, карандаши, фломастеры или просто ручку. Положите перед собой чистый лист бумаги и передайте ему свое намерение:

  • Прямо сейчас я нарисую на этом листе бумаге то, что есть внутри меня.

И просто рисуйте. Не думайте, не оценивайте, не стремитесь сделать рисунок красивым. Ваша задача не создать художественный шедевр, а вывести на бумагу ту боль, злость или обиду, которые прямо сейчас беспокоят вас.

Шаг 3. Актуализируем эмоцию

В процессе рисования вы обнаружите целую палитру чувств внутри себя. Запоминайте их. Закончив рисунок, посмотрите на него и проговорите вслух те чувства, которые он олицетворяет. Сделайте это в утвердительной форме:

  • Прямо сейчас я злюсь, потому что…
  • Прямо сейчас я обижаюсь, потому что…
  • Прямо сейчас, я раздражена, потому что…

Очень важно проговаривать свои чувства. Люди часто боятся признаться самим себе, что они злятся или обижаются. В обществе не принято уделять много внимания своим чувствам. Но мы с вами понимаем, что это только программа . Причем программа негативная, которая разрушает целостность человека. А ведь человек испытывает не только положительные эмоции, но и негативные. И это совершенно нормально! Позвольте себе испытывать всю палитру негативные эмоций: боль, гнев, злость, обида, раздражение, досада. Именно это отличает нас от животных - способность осознавать , какие чувства бушуют внутри нас прямо сейчас.

Шаг 4. Отделяем эмоцию и нейтрализуем ее

Пришло время избавляться от негатива. Мы понимаем, что чувствуем. Перед нами есть рисунок, который олицетворяет наши негативные чувства. Закройте глаза и задайте себе вопрос:

  • В какой части моего тела находится эта негативная эмоция?

Почувствуйте, что скажет вам тело, что оно покажет вам. Затем глубоко вдохните и задержите дыхание. Представляйте, как эмоция сгорает в зеленом пламени и покидает ваше тело. Будьте свободны в своей визуализации. Возможно вам захочется залить эмоцию холодной водой, которая смоет ее и унесет прочь.

Я знаю, что эта техника не простая. Когда вы будете делать ее впервые, то столкнетесь с мощным внутренним сопротивлением. Многие программы всплывут наверх и будут блокировать ваши проявления. Кому-то станет неловко или стыдно. Кто-то найдет миллион причин, чтобы не делать технику. И это ваше право. Но я хочу, чтобы вы поняли одну простую истину:

Негативные эмоции рождают блоки и болезни

Поэтому работайте со своими чувствами, осознавайте их, актуализируйте и выводите. И помните, что ощущать негативные эмоции - нормально! Вы живой человек и имеете полное право на гнев, злость и обиду.




THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама