THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Вашему чаду исполнилось 3 годика? Поздравляем! Надеемся, вы полны энергии, чтобы наслаждаться всем тем, что ждёт вас впереди, ведь в ближайшие несколько месяцев вам ребёнок превратится в настоящего фантазёра и непоседу. Утром, днём и вечером засыпать вас непрекращающимися вопросами. Научится управлять трёхколесном велосипедом, сможет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице чередуя ножки.

Он так же сможет нарисовать красивый круг, осмысленно нажимать на кнопки музыкального руля сидя рядом с папой в машине, застёгивать собственную непослушную куртку. Ваш трёхлетний малыш — будет превращаться в любознайку. Он будет стремительно учиться познавать мир через органы чувств. Играя, так сосредотачиваться на собственной игре, что сможет игнорировать любые отвлекающие факторы, в том числе и не замечать вас.

Но давайте более детально разберёмся в навыках, которыми должен овладеть ваш непоседа к этому возрасту.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Физическое развитие ребенка в 3 года

Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним. Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездить на трехколесном велосипеде, если родители не купили ему этот велосипед и не потратили как минимум неделю на обучение катанию на нем. То же самое касается навыков с мячиком и всего остального. Все что должен уметь ребенок в данном возрасте — это лишь результат тех занятий, которые проводят с ним родители или педагоги в развивающих клубах. И, если ваши усилия достаточны, то ваш маленький непоседа должен уметь:

Уверенно, не покачиваясь стоять 5 секунд на одной левой или правой ножке;

Самостоятельно, без маминой и папиной поддержки подниматься и спускаться по ступенькам лестницы;

Пинать попеременно ножками вперед мяч;

Бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;

Бросать мяч в кольцо подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать!);

Ловить мяч из рук другого человека;

Двигаться вперед и назад с совершением поворотов;

Выполнять наклоны вперёд и назад не падая;

Управлять трёхколёсным велосипедом.

Развитие речи у ребенка в 3 года

При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет. И главное — если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам. Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:

Чётко произносить свое имя, имя мамы и папы, ближайших родственников — сестёр, бабушек и дедушек;

Отвечать на простые вопросы;

Говорить фразами из 5-6 слов;

Говорить внятно не сильно коверкая и не слишком искажая слова;

Рассказывать короткие истории.

В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых «почему» и «зачем»

Зачем папа уходит на работу?

Почему кошка мяукает?

Почему лимон кислый? И так до бесконечности.

Родители наблюдают: вопросы, вопросы и еще раз вопросы! И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка — это нормальный и важный показатель правильного развития. В результате он накапливает необходимый объем знаний, который позволяет ребенку в 3 года уметь:

Безошибочно называть знакомые цвета;

Правильно понимать понятие: одинаковые — разные;

Уметь притворяться и фантазировать;

Помнить часть прочитанного рассказа;

Понимать счет на пальцах;

Быстро сортировать объекты по форме и цвету;

Складывать несложные карточные головоломки;

Узнавать и характеризовать людей и объекты на картинках и фотографиях.

В трехлетнем возрасте ребенок становится очень шустрым. В этот момент своего развития он должен уметь:

Быстро обрабатывать мелкие предметы;

Легко переворачивать страницы книжек и журналов;

Строить башни из 6 и более предметов;

Резать детскими ножницами бумагу и картон;

Рисовать при помощи карандашей кружочки и квадратики (очень неровные, но примерно напоминающие настоящие геометрические фигуры);

Уметь одеваться и снимать одежду без помощи родителей;

Завинчивать и отвинчивать крышку на пластиковой бутылке;

Поворачивать, нажимать и открывать ручки на дверях.

К возрасту 3 лет дети становятся более независимыми как с физической точки зрения, так и эмоциональной. Дети реже впадают в истерики, не боятся оставаться в садике с воспитателем или с няней, любят общение с знакомыми и посторонними детьми.

Малыши так же становятся более социальными. Ребенок уже может сотрудничать со своими друзьями, соблюдать очередь, показывать первые навыки решения возникающих проблем.

На данном этапе развития, ваш ребенок должен уметь:

Подражать родителям, родственникам и друзьям;

Показывать симпатию к маме, папе, бабушкам, дедушкам, знакомым семьи, друзьям;

Понимать понятия: мое, его, ее, не наше, чужое (слово МОЁ, а точнее ЭТО МОЁ любой ребенок уж точно понимает безошибочно и использует постоянно и дома и в любой песочнице);

Уметь демонстрировать широкий диапазон эмоций, таких как грусть, радость, гнев, огромное счастье или скучно.

В возрасте трех лет воображение детей находится в стадии становления, поэтому родители могут замечать как хорошие, так и плохие его проявления. Фантазии, притворства и способности играть у детей становятся более интересными и участливыми, но в этом возрасте ребенок может начать разрабатывать нереальные страхи, такие как вера в чудовище живущее в шкафу, страшного зверя живущего на балконе и т.д. Эти страхи следует искоренять, чтобы не травмировать психику ребенка.

Внимание: нельзя ни в каких педагогических целях пугать малыша вымышленными чудовищами под кроватью или за дверью, если вы не хотите впоследствии иметь проблемы с ночными страхами у ребенка. Злой волк живет в лесу (где-то далеко) — допустимо. Злое чудище живет под твоей кроватью (где-то в доме) — не допустимо никогда. Ребенок должен в своем доме чувствовать себя в полной безопасности. Мой дом — моя крепость

Первая дружба

В три года дети часто хотят и стремятся иметь друзей. Без помощи родителей дружба не возможно. Поэтому детские психологи часто призывают родителей не препятствовать потребностям ребёнка. Родителям предлагается:

Организовывать встречи с ровесниками;

Посещать общественные игровые детские площадки;

Определить ребенка в спортивную секцию.

Знакомясь с новыми детьми ребенок получит возможность формировать детские отношения, учиться позитивным ценностями и новому опыту. Групповые занятия учат малышей основам игры, подчеркивают коллективность работы и обмена. Они заставляют детей расходовать энергию, правильно двигаться, кувыркаться, плавать, вырабатывать гибкость, преодолевать страх.

Для творческих детей групповые художественные и музыкальные занятия — отличный способ тренировки когнитивных навыков.

Порядок в доме

В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь:

Мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;

Ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;

Укладывать кукол на полочки;

Складывать грязное белье в бельевую корзину;

Собирать мелкие предметы с ковра;

Протирать пыль с доступных предметов;

Поливать комнатные растения стоящие на подоконнике,

Подметать полы при помощи детского веника.

И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: «А я уже взрослый!»

Если родители будут вместе с детьми делать уборку, готовить обед или выполнять домашнюю работу, маленький непоседа будет ощущать себя важной частью семьи и не сможет чувствовать разочарование, подавленность и отстраненность. Ценные привычки заложенные на раннем детстве позволят воспитать в ребёнке хорошего помощника для взрослой жизни.

Процесс питания ребенка в 3 года

К возрасту трех лет дети часто настаивают на самостоятельном кормлении. Если это стремление присутствует у вашего малыша, значит он правильно развивается и взрослеет. Многие дети в возрасту 3 лет уже умеют употреблять пищу, используя детскую ложку и вилку, пьют жидкости их обычного стакана. Однако с трёх лет дети начинают осознать, что есть вкусная и не вкусная еда, есть красивые и не очень привлекательные блюда и предпочитают отвергать все то, что выглядит для них не интересно.

Чтобы справиться с проблемой психологи советуют маскировать фрукты и овощи с неинтересной для малышей едой — кашами, поднадоевшими супами и детскими пудингами. В детский рацион следует вводить разноцветные каши, цветные макароны, супы с фигурными компонентами, необычные по форме бутерброды и десерты.

Причины для беспокойства

Основные признаки задержки развития у 3-летнего ребенка:

Невозможность поймать и бросить мяч;

Неспособность подпрыгивать на месте;

Неумение ездить на трёхколесном велосипеде (не смотря на многократно повторяющиеся попытки);

Частые падения, большие трудности при ходьбе по лестнице;

Неспособность держать карандаш, копировать круг, проблемы с рисованием;

В разговоре ребенок не использует более трёх слов;

Не может складывать башни из трех и более предметов, боится больших объектов;

Испытывает частую тревогу, раздражительность;

Игнорирует детей, не интересуется домашними животными, холодно относится к маме, папе, ближайшим родственникам;

Не понимает и не исполняет простых просьб;

Но не смотря на все вышеизложенное, вы должны понимать — все дети развиваются и взрослеют по разному. Поэтому родителям нет причины волноваться, если ребенок не достиг всех тех вех, которые указаны в медицинских справочниках (или в этой статье). По мере взросления своего малыша родители должны замечать прогрессирующий процесс роста и развития ребенка.

Если прогресса нет и ребёнок остаётся замкнутым, малоподвижным, капризным и явно отстающим от развития сверстников, следует получить консультацию у специалиста. Или просто продолжать заниматься с малышом и терпеливо ждать пока он приобретет все необходимые навыки — а ведь это обязательно произойдет рано или поздно.

Физическое развитие в 3,5 года . Вес мальчиков в 3,5 года составляет 14,2-16,4 кг, рост - 95-102,5 см. Средний вес девочек составляет 14-16,2 кг, рост - 95,5-102 см. Окружность головы - приблизительно 48-52 см.

Будьте готовы к тому, что в этом возрасте вам придется очень часто покупать новую обувь и одежду. Порой мамы сетуют, что «купили и ни разу не успели надеть». Вот как раз это и характерно для малыша в возрасте 3,5 лет.

Навыки и умения в 3,5 года.

Нередко родители малышам, которым исполнилось 3,5 года, удивляются: «Как он это делает? Кто научил?». А никто не учил! Ребёнок сам додумался, ведь он растёт. И вот что ваш кроха уже умеет: складывает довольно сложные конструкции во время игры в кубики. Отлично ездит на велосипеде, огибая препятствия. Малыш научился подниматься и спускаться по лестнице не держась за перила (в такие моменты всегда будьте рядом).

Ваш кроха стал более гибким. Поэтому в 3,5 года многие родители задумываются о , чтобы не потерять приобретенные им навыки. Это отличная идея, даже если вы не планируете растить будущего чемпиона.

Ваш ребенок уже умеет:

  • стоять на одной ноге в течение не менее 5 сек;
  • прыгать на одной ноге;
  • прыгать на двух ногах (на месте, в длину);
  • ловить мяч обеими руками, не прижимая его к груди;
  • бегать не падая.

Самое большое детское достижение 3,5 лет - ребёнок учится выполнять несколько действий одновременно. Но это, скорее, не физиологический прорыв, а психологический: детский мозг уже достаточно развит, чтобы скоординировать работу тела.

В этом возрасте детская речь пока находится на стадии формирования. Но успехи уже заметны. Ваш ребенок умеет:

  • пересказывать знакомую сказку близко к тексту.
  • употреблять в активной речи слова-названия частей предметов.
  • использовать в речи приставочные глаголы (я буду делать, я хочу кушать).
  • заниматься словотворчеством.
  • различать слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук).

Проверьте, умеет ли ваш ребенок:

  • Побуждать вас играть с ним в сказки, распределять роли, изображать голосом различных героев сказки.
  • Называть животных: диких, домашних. Должен знать, как называются их детеныши. (лошадь-жеребенок).
  • Уметь в 2-3 предложениях описывать картинку: кто на картинке, какие у него ушки, что держит в лапках и т.д
  • Называть различные действия: волк бежит, рыбка плывет, белочка сидит…

Мама

Если вы вышли на работу к моменту завершения декретного отпуска, то трудитесь уже полгода. Не самое простое время, верно? И если ваш малыш пошел в детский сад в возрасте трех лет, ваши трудовые будни прерываются на больничный отпуск. - и свой, и детский.

  • Находить на картинке одинаковые предметы, определять их цвет. Нарисовать на листке, например, 2 домика и 2-х мишек и прочертить от каждого мишки тропинку к домику. Желательно, чтобы эти тропинки пересекались. Предложить ребенку глазами проследить путь каждого мишки к его домику и показать, кто где живет. Если малыш затрудняется сделать это зрительно, то предложите ему провести пальчиком по дорожке, раскрасить фигурки по образцу.
  • Искать несколько отличий на картинке. Если ребенок затрудняется, то задавайте ему наводящие вопросы.
  • Рассматривать картинку с 3-4 предметами. Ребенок должен назвать предметы. Затем вы закрываете книгу и просите ребенка назвать то, что он запомнил.
  • Занимайтесь развитием мелкой моторики: лепите, рисуйте как пальчиками, так и карандашами, собирайте несложные крупные пазлы и т.д.). Все это очень важно, так как мышление развивается наглядно-действенно, а развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики.
  • Рисовать и проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера. Для этого можно предложить дорисовать забор, лучи у солнца, дождик и т.д. Также ваш кроха должен уметь рисовать округлые предметы.
Изучайте буквы: начинайте с тех, которые легко произносить («а», «о» и так далее), а заканчивайте сложными для произношения «ч», «ф», «щ». Буквы можно нарисовать, сделать из пластилина (и играть с ними), из теста, ваты, выкладывать из круп и фасоли. Используйте этот период - между четвертым и пятым годами ребенок очень хорошо запоминает то, что ему предлагают, но лучше всего запоминается то, что интересно ему самому. Поэтому игровая форма будет лучшим вариантом для изучения стихотворений, песенок или иностранных слов. Не забывайте объяснять малышу, что происходит в стихотворении - он должен понимать, о чем рассказывает. Так формируется смысловая память.

Список дел

  • Ежеквартально посещайте детского стоматолога. В детском возрасте детские зубки могут разрушаться очень быстро. Поэтому стоматологи рекомендуют довольно частые профилактические осмотры - 4 раза в год (ежеквартально).
  • Следите за детской осанкой. Проблемы с осанкой возникают иногда неожиданно для родителей - дети попросту копируют своих друзей по саду, к примеру. Поэтому, если вы заметите что-то неладное с осанкой, ребенок стал сутулиться, к примеру, - не откладывайте визит к детскому ортопеду.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию (на занятия иностранным языком, в творческие группы). Разнообразьте детский досуг. Выберите то, что близко ребенку: спорт, иностранный язык, хобби, связанное с творчеством.

Плач – теперь не единственный метод общения ребенка с родителями и окружающими. Он уже умеет гулить, широко улыбаться и даже смеяться. Так ребенок показывает свое отношение к миру и свое счастье оттого, что он живет. Знаете ли вы, что врачи-неонатологи, которые занимаются младенцами, наблюдают у них в трехмесячном возрасте более 70 разновидностей улыбки? Если мама любит своего ребенка и внимательна к его потребностям, она тоже сможет различать эти виды улыбки.

Кормление трехмесячного ребенка

Не слушайте советов о том, что в трехмесячном возрасте ребенку нужно давать в качестве прикорма твердую пищу. Это не так – должно пройти по крайней мере еще несколько месяцев до того момента, пока малыш достигнет полугода.

Конечно же, очень непросто определить, сколько молока высасывает малыш, который находится на естественном вскармливании. Но стоит знать, что норма малыша в три месяца на протяжении дня – до 850 граммов молока. За раз это получится порция примерно в 120-140 граммов. Можно определить норму молока для ребенка и самим: просто разделить вес ребенка на 6 (число кормлений). Вы получите количество молока в граммах, оптимальное для вашего трехмесячного ребенка.

Между кормлениями нужно выдержать время примерно в 3- 3,5 часа. При этом нужно включать в рацион ребенка витамин D – это даст возможность лучше развиваться костям и коже ребенка, а также его волосам и ногтям.

Ребенок в три месяца – сколько и когда спать?

Нервная система вашего малыша в 3 месяца становится более крепкой, желудок растягивается и может вместить больше материнского молока. А вот спать ребенок теперь может меньше, чем в первые месяцы после рождения.

Если ваш ребенок просыпается посреди ночи, подождите примерно 30 секунд, прежде чем отправиться в к нему. Иногда дети в 3 месяца могут плакать в течение нескольких секунд, а затем снова уснуть – без всякого воздействия родителей. Когда вы спешите к ребенку при первом звуке, вы его можете разбудить вместо того, чтобы малыш уснул самостоятельно.

Если крики в середине ночи не прекращаются, вы должны пойти в комнату вашего ребенка, чтобы помочь ему. Кормление и перемена подгузников должны проходить в темноте, если это возможно, а затем положите малыша обратно в кроватку. В конце концов, ваш ребенок поймет, что ночное время только для сна.

Дневной график сна вашего ребенка также должен быть спокойным – без громких звуков в комнате. Большинство 3-месячных младенцев спит от полутора до 2-х часов каждый день. Общее количество часов сна у трехмесячного ребенка уже не 22, как в первый месяц после рождения, а до 17 часов.

Третий месяц жизни ребенка: зрение и слух

Слух и зрение вашего ребенка в трехмесячном возрасте постепенно улучшаются. Дети этого возраста поворачивают голову и улыбкой реагируют на звук голоса своих родителей, также они любят слушать все виды музыки.

Ваш ребенок будет по-прежнему обращать повышенное внимание на яркие игрушки. Это происходит потому, что резкие контрасты ему легче увидеть. Лица по-прежнему остаются для него очень увлекательными. Посмотрите на вашего ребенка, и он будет тоже смотреть в ваши глаза. Ваш ребенок будет также пристально смотреть на свое отражение в зеркале.

Третий месяц развития ребенка: связь с окружающим миром

В три месяца ваш ребенок становится все более уникальным. Именно этот этап детский психиатр Маргарет Малер называют"" штриховкой,"" когда дети выходят из своих оболочек"" и начинают реагировать на окружающий их мир. Часть этого процесса вывода включает общение с людьми и улыбками от удовольствия, в среде медиков более известными как социальные улыбки.

На третий месяц жизни плач уже не основной метод коммуникации вашего ребенка. 3-месячные младенцы уже могут плакать не более чем час в совокупности на протяжении дня. Если плач превышает эту «норму» или кажется слишком длительным для вас, проконсультируйтесь с вашим педиатром, поскольку это может быть медицинской проблемой.

Вместо того чтобы плакать, ваш ребенок начинает общаться другими способами, такими как воркование и выговаривание гласных звуков ("" О"" и"" а"", например). Вовлекайте вашего малыша в разговор, отвечая на эти звуки, когда вы вместе. Скажем: "" Я собираюсь заменить твой подгузник "" или "" Пришло время обеда!"" Ваш ребенок восхищенно будет слушать звук вашего голоса и следить за выражением вашего лица, когда вы говорите. В конце концов, он начнет формировать собственные звуки и собственные жесты. Разговор является отличным способом связи с вашим трехмесячным ребенком.

Прогулки с малышом в 3 месяца

Прогулки с трехмесячным малышом – очень хорошая идея. Они закаляют его. Свежий воздух идет на пользу легким, коже, сердечно-сосудистой системе. Гулять желательно не меньше 6-и часов в день, даже если погода на улице не очень теплая. Вот только при температуре ниже минус 10 градусов гулять не стоит – малыш может простудиться. Зато коляску с малышом можно выкатить на застекленный балкон или лоджию.

Солнечные лучи очень полезны для ребенка, поскольку кожа при их воздействии активно начинает вырабатывать витамин D. А этот витамин – профилактика заболеваний костей и такого опасного заболевания, как рахит. Солнечные лучи очень хорошая защита от анемии. Гуляние на свежем воздухе очень хорошо защищает иммунную систему ребенка. Но есть нюанс: ребенка нельзя держать на сквозняке и под прямыми солнечными лучами. Это может привести к простуде в первом случае или к ожогам – во втором.

Третий месяц развития ребенка: пропущенные этапы

Каждый ребенок уникален и обязательно отличается от других детей. Не пугайтесь, если ваш 3-месячный малыш пропускает какой-то из этапов, особенно если он родился преждевременно. Однако не стоит беспокоить своего педиатра, если ваш ребенок еще не сделал следующие вещи в свои три месяца:

  • Не отвечает на шум.
  • Не следит за людьми или объектами взглядом.
  • Не улыбается.
  • Не смеется.

Как играть с ребенком в три месяца?

  1. Показывайте ребенку яркие игрушки на расстоянии 25-30 см от глаз. Двигайте игрушкой вправо-влево-вверх-вниз. Пусть ребенок следит за игрушкой глазами. Так он будет тренировать фокусировку взгляда и глазные мускулы.
  2. Купите игрушки, которые издают звуки: звенят, шумят, пищат. Перемещайте эти игрушки влево-вправо от ребенка, и пусть они издают звуки. Ребенок будет учиться улавливать звуки. Нужно спрашивать его: «Где звенит?» Конечно, малыш в 3 месяца не сможет вам ответить, но уловит общую информацию и тон, которым говорит взрослый.
  3. Давайте ребенку в руки игрушки, чтобы он мог обхватить их пальчиками. Так ребенок будет тренировать кисть, пальчики, усовершенствует свой хватательный рефлекс. Лучше, если игрушки будут разной формы, но такими, чтобы ручка ребенка могла их обхватить. Так он будет привыкать брать что-то ручками.
  4. Тренируйте ножки ребенка. В три месяца у малышей еще наблюдается гипертонус конечностей. Если вы поставите малыша на твердую поверхность и возьмете его под ручки, поддерживая, он будет перебирать ножками, как при ходьбе. Перекладывайте ребенка со спинки на животик и наоборот, и тогда он будет тренировать мышцы спинки и шеи.

Ребенок в трехмесячном возрасте требует еще больше внимания и заботы родителей. А им, в свою очередь, не лишне знать, что должен уметь ребенок в три месяца, чтобы помогать ему в развитии.

В первые шесть месяцев, дети, вообще, растут и развиваются, очень быстро, существенно прибавляя в весе, особенно те, которые получают молоко по требованию. К третьему месяцу малыши не только обладают множеством умений, но и внешне заметно меняются. Родители, знающие, что должен уметь ребенок в 3 месяца, хорошо понимают желания и потребности маленького человека, и это помогает им всесторонне развивать своего сына или дочь.

Детский организм продолжает расти и перестраиваться в новых для него условиях.

Это процесс проходит во всех жизненных системах малыша:

  1. В возрасте 3 месяцев можно не бояться, что ребёнок останется полным, даже если у него наблюдается некоторое превышение нормы веса. Из-за того, что он стал больше двигаться, его жировая ткань постепенно будет сжигаться, а приятные округлости младенца со временем отойдут в прошлое. Но на данный момент это чудесный пухлый ангелочек с перевязочками на ручках и ножках.
  2. Интенсивно формируется мышечная система ребёнка – если с ним проводят физические занятия, то, в первую очередь, более крепкими становятся его шейные мышцы, благодаря чему он может довольно долго держать голову. Затем укрепится спинка и мускулатура конечностей, так что надо продолжать делать основные упражнения для их развития.
  3. Серьёзные изменения происходят в пищеварительной системе младенца. Если его объём после рождения составляет всего около 6 мл, то в три месяца – это 150 мл, а благодаря повышению его функциональности, мамино молоко и адаптированные смеси перевариваются гораздо быстрее и качественнее.
  4. В связи с этим и опорожнение кишечника малыша более регулярное и предсказуемое, нежели до этого возраста. Детские фекалии также стали более твёрдыми и однородными, за счёт совершенствования органа.
  5. Иммунитет трёхмесячных детей значительно повышается, поскольку на данный момент молоко матери содержит все необходимые для этого компоненты.

Надо сказать, что на фоне общего совершенствования организма и нервной системы, происходит закономерное угасание большинства характерных для младенчества рефлексов, и остаётся только два основных инстинктивных действия – ползание и сосание.

Активный рост трёхмесячных малышей можно наблюдать на прибавках в росте (2,5 см) и массе тела (150 г в 7 дней). В среднем, дети в рост достигают от 56 до 65 см, а весят от 4, 5 до 8 кг. Понятно, что абсолютно все детишки не в состоянии вписаться в эти ограниченные рамки – они могут развиваться быстрее и медленнее, оттого и умения их, порою, значительно отличаются.

Серьёзный сдвиг происходит в психологическом состоянии малыша. К третьему месяцу ему необходимы активно проявляемые эмоции матери – такое положение будет сохраняться до возраста шести месяцев, и оно необходимо для того, чтобы ребёнок чувствовал себя любимым и защищённым, одним словом, в полной безопасности.

Если первые месяцы мать, нередко находящаяся в состоянии послеродового стресса, могла автоматически ухаживать за сыном или дочерью, теперь от неё потребуется гораздо больше – по-настоящему проявлять своё чувство любви и заботы, ведь детям сейчас требуется максимум внимания. Это объясняется тем, что определённого развития достигают их органы чувств.

В целом, развитие ребенка в 3 месяца, происходит в соответствии с его генетической программой, питанием и при воздействии многих факторов, обусловленных внешней средой.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Достижения ребёнка в возрасте трёх месяцев можно считать значительными, по сравнению с предыдущими периодами. Забавный карапуз ежедневно радует родителей новыми навыками.

Физическая активность крохи возрастает:

  1. Малыш держит головку в положении лёжа на животике, а также научился делать это в вертикальной позе, когда мама держит его на руках или поддерживает под мышками. При этом ребёнок может опираться на кроватку или манеж ножками.
  2. У трёхмесячных деток хорошо получаются повороты на бок, а с бока – на спинку. Стоя с помощью взрослого, они уже не сгибают ножки в коленях.
  3. Совершенствуется моторика рук у малышей – они стараются потрогать и схватить каждый яркий предмет, который им попадается, при виде родителей, ребёнок, радуясь, вскидывает ручки.
  4. Познание мира у грудного малыша не может пройти без того, чтобы он не попробовал вещь на зубок – это игрушки, собственные кулачки и пальчики, так начинается предметное восприятие реальности. Ему нравятся блестящие, шуршащие объекты со световыми и звуковыми эффектами, поэтому следует обеспечивать его таким игровым арсеналом.

Детское зрение существенно усовершенствовалось. Карапуз может задерживать взгляд на отдельных предметах, довольно долго наблюдать за движущейся игрушкой, несколько минут рассматривать разные предметы. Благодаря формированию бинокулярного типа зрения, дети способны смотреть в одном направлении обоими глазками. Для того чтобы лучше видеть, лёжа на животе, они начинают приподниматься на предплечьях.

Большой скачок в развитие претерпевает слух ребёнка – он не только отличает разные звуки, но и может определять их источник. Дети безошибочно различают голоса папы и мамы, родственников, и даже интонации их речи.

Малыши и сами уже могут издавать разнообразные звуки, особенно, когда они в прекрасном настроении. Развитие их речевого аппарата выражается в длительном гулении, когда различаются отдельные буквы, общий звуковой поток уже может разделяться на хныканье, ворчанье, бульканье. Пройдёт немного времени, и родители смогут услышать первый детский лепет своего малютки.

Эмоциональный план детей неуклонно развивается – они оживляются и начинают радоваться при виде близких людей, игрушек, музыкальных инструментов. Но восторженные, положительные эмоции у них быстро сменяются на негативные чувства, если по каким-то причинам общение прекращено, или пропала любимая игрушка. Крик и плач может раздаться и тогда, когда ребёнку больно или у него температура.

Да, изменений в поведении малыша, достаточно, много, вот почему так важно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Для молодых, неопытных родителей при появлении первенца это, особенно, важно.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Разумеется, разнополые дети не могут быть одинаковыми по развитию. Прежде всего, младенцы мальчики всегда выше и больше по комплекции, но этим различия не ограничиваются. Помимо половой принадлежности, у них с самого рождения мозг функционирует иначе, чем у девочек, и с этим связаны основные характеристики их психики и поведения.

  1. Свои особенности имеет мальчик, уметь в 3 месяца он может многое, если достаточно развит, но ему потребуется больше пространства для освоения новых территорий и совершения многих рискованных действий. Трехмесячный малыш уже научился переворачиваться, а это значит, что он будет и дальше пытаться передвигаться в интересующем его направлении, поэтому маме нужно быть очень внимательной, чтобы не допустить падений, которые нередки даже в этом возрасте.

Также мальчики, которые мыслят довольно нестандартно, по сравнению с девочками, могут меньше агукать и гулить, но при этом резко заплакать или закричать, хотя к этому, внешне, нет никакого повода. Конечно, постоянно наблюдая за ребёнком, внимательный родитель поймёт, в чём дело.

  1. Что нужно уметь в 3 месяца девочке, это отдельный вопрос. У малышек однотипное мышление, но зато они быстрее осваивают первые слоги, а гуление быстро переходит в характерный лепет. Для дочек, даже таких маленьких, важно создание уюта и повышенной безопасности, да и в объятиях мамы они нуждаются больше, чем мальчики. В развитии двигательного аппарата они могут несколько отставать, но это не сильно заметно.

Фактически, с трёх месяцев уже можно воспитывать разнополых детей в соответствии с их гендерной принадлежностью, впрочем, родители это и так делают, хотя и неосознанно.

Понимая, что должен уметь 3 месячный малыш, не стоит относиться к этому однозначно в отношении разнополых детишек, но заниматься с ними нужно ежедневно, с младенчества прививая полезные привычки и объясняя правила, по которым живут взрослые, и должны жить дети. Таким образом, всестороннее развитие и воспитание будут отлично дополнять друг друга и помогут вырастить ребёнка, здорового физически и нравственно.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца: видео

Что необходимо для полноценного развития

Что должен уметь делать малыш в три месяца, зависит только от его родителей. С детьми нужно заниматься и делать это регулярно, ежедневно выделяя время в часы их бодрствования. В этом поможет грамотно составленный распорядок дня ребёнка, в котором с учётом возраста правильно распределены сон, питание, прогулки и необходимая гигиена. Исходя из того, что сон малыша теперь занимает около 17 часов и часть времени уходит на другие важные дела, можно развивать детишек во время игрового процесса, купания, делать им массаж и проводить необходимую гимнастику.

Основные пункты развития и обучения:

  • ежедневная зарядка, которая выполняется утром – это сгибание и разгибание ручек и ножек, выкладывание на ровную поверхность и на фитбол, такие упражнения тренируют мышцы и связки карапуза;
  • упражнения, помогающие малышу совершенствовать технику поворота – кроху кладут на спинку и поворачивают его левую ножку таким образом, чтобы она была перекинута через его туловище;
  • ребёнка чаще надо класть на живот и раскладывать вокруг него игрушки, чтобы он продолжал тренировать мускулатуру шеи;
  • массаж необходимо делать каждый день – ребёнок много времени проводит во сне, поэтому его тело нуждается в нормальном кровообращении, круговые поглаживания и похлопывания помогут стимулировать оптимальное кровоснабжение органов, а также улучшат обменные процессы, важные для развития организма.

Чтобы ручки ребёнка становились более ловкими, а движения их скоординированными, нужна постоянная тренировка, поэтому нужно, чтобы малыш научился удерживать игрушки самостоятельно. В этом помогут разложенные в кроватки и подвешенные над ней погремушки, резиновые фигурки животных.

Трёхмесячные дети уже различают множество звуков, и им нравится музыка. Стоит ежедневно включать им разные мелодии и инструментальные произведения. Не ставьте грустные минорные записи – любой музыкальный материал должен быть жизнерадостным, или, по крайней мере, нейтральным по настроению. Подойдут и ритмичные мелодии. Музыкой надо заниматься дозировано, поскольку маленький ребёнок может уставать от длительного прослушивания. Достаточно 10 минут утром и вечером, чтобы понемногу приобщать детей к этому виду творчества и, одновременно, совершенствовать их слуховые рецепторы.

Важно много общаться с малышом, называть по имени, делать паузы, чтобы дитя могло ответить на своём детском языке. Уже можно ребёнку показывать большие красивые картинки с изображением диких и домашних животных, деревьев, цветов, домиков, разнообразных предметов. Предлагая сыну или дочери разные по своей фактуре вещи, можно научить его различать материалы – так будет развиваться его осязательная функция. Неплохо приобрести для карапуза развивающий коврик, правда, пока он будет, в основном, лежать на нём и переворачиваться, зато вокруг него будет много новых интересных объектов, которые кроха с удовольствием рассмотрит и потрогает.

Можно заниматься развитием детей и во время купания. Для этого понадобится несколько небольших резиновых игрушек – уточек, корабликов, рыбок, которые можно ловить и хватать. Перед сном малыш нуждается в особом внимании – сказке или колыбельной, это лучшие ритуалы, придуманные человеком уже очень давно.

Время летит быстро, и детки подрастают, радуя или огорчая родителей своими достижениями и неудачами. Главное, понимать – всё, что должен уметь ребенок в 3 месяца, зависит от целенаправленных действий отца и матери. Только они способны обучить малыша и дать ему правильное направление в развитии новых способностей.

Позади три первых месяца жизни малыша. Трехмесячный малыш уже многое умеет, но еще большему ему предстоит научиться. Период адаптации к жизни в большом мире уже успешно закончился, малыш наконец стал похожим на пухленьких обаятельных младенцев из рекламы. Чтобы подытожить пройденный путь с самого рождения любящим родителям обязательно хочется знать, что же должен уметь делать ребенок в 3 месяца?

Развитие ребенка в 3 месяца

Под бытовым вопросом, что должен уметь делать ребенок медики понимают так называемое психомоторное развитие ребенка, которое включает психическое развитие и моторное (двигательное). Оцениваются как приобретенные навыки ребенка, так и врожденные рефлексы, а также зрение, слух.

Темпы формирования двигательных и эмоциональных реакций, развития речи в возрасте трех месяцев у мальчиков и девочек примерно одинаковы и больше зависят от состояния здоровья и темперамента малыша, чем от пола. Различия в темпах развития только-только намечаются и проявляются позже, примерно с 6-8 месяцев.

Двигательные навыки

  1. Врожденные рефлексы (опоры и автоматической ходьбы) почти полностью вытеснены более сложными условными и осознанными реакциями.
  2. Прослеживается начальная координация движений.
  3. Малыш лежит на спине без дополнительной опоры и уверенно держит головку лежа на животе.
  4. Если карапуза удерживать вертикально, придерживая подмышки, он может отталкиваться от опоры и попытается толкнуть ножкой предложенный мячик.
  5. Лежа на животике, ребенок опирается на предплечья, прогибается «лодочкой», интуитивно выполняя действия для укрепления мышц спины.
  6. Мышцы маленького человека уже окрепли настолько, что он может поворачиваться на бочок, некоторым деткам даже удается перевернуться на животик.
  7. Физиологический гипертонус окончательно остается в прошлом, ручки больше не сжаты в кулачки, малыш свободно растопыривает ладошки, учится играть с мобилем или другими подвешенными игрушками.
  8. Он уже может целенаправленно прикасаться или ударять по игрушке и с каждым днем у него получается все лучше. Доставать игрушки малыш старается даже лежа. Предлагая ребенку игрушки, мама стимулирует его к дальнейшим действиям.

Бывают и довольно редкие случаи, когда малыш на четвертом месяце жизни способен принять полусидячее положение, но если ваш ребенок этого не делает, пытаться его сажать нельзя. Детский организм, не испорченный ожиданиями социума, сам «знает», к чему он готов, а к чему нет. Следует заметить, что темпы физического развития во многом зависят от отношения родителей к пеленанию – чем большая свобода действий предоставлена крохе, тем быстрее он обучается.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Трехмесячный ребенок подолгу рассматривает ручки и ножки, тянет их в рот, сводит и разводит, и даже уже может сцепить ручки в замок.
  2. Малыш уже способен определить, где находится источник света или звука, активно ищет его, поворачивая голову.

Речевые навыки

  1. Звуки, которые издает малыш, приобретают эмоциональную окрашенность.
  2. Малыш начинает активно гулить, выражая свое настроение и пытаясь привлечь внимание окружающих.

Взаимодействие с окружающими людьми

  1. Кроха осознанно реагирует на происходящие вокруг события, он улыбается родителям и другим членам семьи, смеется.
  2. Малыш внимательно изучает мамино лицо и ему нужно разрешать прикасаться к разным частям лица, называя их.

Сравнивать темпы развития грудных детей – неблагодарное и бессмысленное занятие, даже если речь идет о родных братьях и сестрах. Если ваш малыш здоров, но пока чего-то не умеет – значит, его время еще не пришло, однако существуют признаки, на которые следует обращать внимание и вовремя корректировать.

Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев

Отклонения в развитии

Важно помнить, что даже совершенно здоровые дети развиваются с разной скоростью и не всегда физическое и психическое развитие идут вровень. Богатейший спектр эмоций и речи, опережающий средневозрастную норму, у таких крошечных деток может сочетаться с некоторой задержкой формирования двигательных навыков и наоборот. Стоит учесть и характер маленького человечка, который начинает проявляться в столь нежном возрасте.

Некоторые малыши, едва освоив новый навык, начинают его активно использовать, протестуя против попыток взрослых как-либо ограничить свободу движения. Другие напротив, долго взвешивают, стоит ли тратить силы на столь «бесполезное» занятие, что им дает новое умение, и к активному применению переходят через несколько недель или даже месяцев.

Следует обратить внимание, если:

  • ребенок в 3 месяца не может следить глазами за предметом;
  • при сильном звуке никак не реагирует;
  • вы еще ни разу не видели, как ребенок улыбается;
  • лежа на животе, голова младенца остается лежать на поверхности и ребенок не пытается ее поднять;
  • отдельные звуки не произносятся ребенком.

Как заниматься с ребенком в 3 месяца

Уже в столь раннем возрасте можно и нужно начинать развивать малыша.

Песенки и потешки

Три месяца – отличный возраст для знакомства с детскими песенками и потешками. Даже если вы по каким-то причинам не делали этого раньше, стоит воспользоваться моментом и обогатить взаимное общение с малышом. Разнообразие звуков и интонаций очень важно для становления речи. Ребенок часто развлекает сам себя, «распевая» произвольные сочетания звуков, в гулении прослушиваются первые согласные.

Подражание речи и движению

При любом общении с малышом желательно комментировать свои и его действия. Это нужно для формирования пассивного словарного запаса крохи. Разумеется, понимать значение слов он научится к более старшему возрасту, но чем больше разговаривать с крохой, тем раньше это произойдет. При общении с грудничком можно и нужно подражать его агуканию и использовать утрированную мимику. Малыши – прекрасные имитаторы и через некоторое время ребенок будет повторять движения мамы.

Прятки

В три месяца уже можно предлагать грудничку простейшие игры, прятаться за пеленкой или прятать от него игрушку, сопровождая появление объекта наблюдения восклицанием «ку-ку».



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама