THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Свойств звуков, так что фонема может представляться как пучок РП – дифференциальных, формирующих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими. Фонема как абстрактная единица противополагается звуку как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется в речи. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных реализаций, называемых аллофонами, каждый из которых соотносится с определенной позицией. Аллофоны одной фонемы образуют область ее реализаций, которая может быть упорядочена в виде ряда позиционно чередующихся звуков. Фонема – инвариант, поэтому нельзя "произнести" фонему – любой из произносимых звуков – лишь один из вариантов соответствующей фонемы. Так, звуки могут представлять собой варианты фонемы , будучи, например, представленными в лексическом ряду "удоды – удод - удодик". Соответственно, фонему можно трактовать как "соотношение звуков и представляющей их в пределах одной и той же морфемы буквы алфавита". Любой язык имеет свой особый фонемный состав, в то время как большинство звуков речи равно используется разными языками. Различие в артикуляции звуков носителями разных языков может быть обусловлено различием фонемного состава этих языков. Использование в речи того или иного звукового варианта фонемы обусловлено ее позицией. Позиции принято делить на сильные и слабые (например, для гласной фонемы сильная позиция в русском языке – под ударением, для согласной – перед гласным звуком непереднего ряда, перед звуком [v] или перед сонантом). В слабых позициях варианты разных фонем могут совпадать. Частотность употребления тех или иных фонем, соотношение различных и имеющих совпадающие варианты фонем в тексте может служить дополнительной характеристикой как текста, так и говорящего. Анализ звучащей речи с позиций науки о фонеме (фонологии) называется фонематическим анализом. Практические задания 1. Укажите, сколько различных звуков (аллофонов) и сколько фонем содержат приведенные ниже формы. Русск.: берег, голосовой, мыши, силос, мамин, удод, револьвер, переправить, старожил. Англ.: Matter, ease, lock, fade, string, thickness, slice, potato, calling, cowboy, daddy. 21 Нем.: weiter, wieder, Sonne, schreibst, Jungling, Sicherheit, unterbrechen. Лат.: Excessus, immortalis, nocturna, futurum, protectum, sinister, inquisitor. 2. Укажите, какими фонемами различаются следующие пары слов, распределите пары по группам: различающиеся одной фонемой, двумя фонемами, более чем двумя фонемами. Русск.: там – дам, ряд – рот, род – рот, пирог – порог, морозит – моросит, кон – гон, прожевать – проживать, дров – дроф (от “дрофа”), частота – чистота, зал – жал, рок – бок, ус – ас, род – рад, шелк - толк. Англ.: tea – key, day – gay, goat – coat, bull – pull, tell – sell, boy – joy, thing – wing, out – at, eat – eight, row – bow, ease – eyes, clip – slip, bed – bad, piece – cheese, kill - meat. Нем.: Mutter – Butter, machen - lachen, ehren – Ohren, dein – sein, Wache – Rache, eigen – Augen, wollen – sollen, Zeit – weit, Sohne – Sonne, Buch - Tuch. Лат.: daps – baris, ganeo – caneo, bonus – pono, tono – sono, malus – balux, ubi – ibi, hara – paro, ros – bos, ut – at, logus – rogus, facilis – vacillo, qui – cui, dona - cum. Выделите в этом списке пары форм, противопоставленные одним, двумя и более чем двумя звуками. Почему группы пар, противопоставленных фонемами и звуками, не совпадают? 3. Докажите примерами, что ряды звуков, приведенные ниже, способны представлять варианты одной фонемы. Русск.: , , , , , , , , . e Англ.: , , , [ŋ - n], [ŋ - w]. Нем. , , , , . 4. Докажите принадлежность звуков к разным фонемам. Русск.: Англ.: Нем.: Лат.: . § 6. Фонематический анализ слова Фонематический анализ слова – предполагает определение количественного и качественного состава фонем, формирующих звуковую оболочку слова. 22 Для носителей языка обычно не составляет труда определить количественный фонемный состав слова. Количество выделяемых сознанием носителя языка образов звуков той или иной лексемы и будет представлять количественный фонемный состав слова. Например, [до’м] = <д/о/м> - три фонемы; [стул] = <с/т/у/л> - четыре фонемы. Фонемы, не имеющие в алфавите однозначного письменного обозначения, не всегда осознаются и выделяются носителями языка. Например, – я - +<а>; [маj] – май - <м>+<а>+. Лингвист, определяя количественный фонемный состав слова, будет проверять, выполняет ли каждая фонетическая единица звуковой оболочки слова смыслоразличительную функцию, или нет. Например, [дом] - <д>ом ≠ <т>ом; д<о>м ≠ д<ы>м; до<м> ≠ до<л> и тому подобное. В речи фонема не всегда представлена своим основным аллофоном-доминантой, близким по звучанию к идеальному воплощению фонемы. Например, <т> = [т], <а> = [а], <м> = [м] в слове [там] = <т> <а> <м>. В речевом потоке фонема чаще всего реализуется в своих комбинаторных (зависящих от окружающих звуков) и позиционных (представленных в слабых позициях) аллофонах. Например, <а> = [а, ан, о а, ‘а, а’…/∆, и, ъ, ь, ые]. В комбинаторных аллофонах фонема меняет свои признаки, не утрачивая своей смыслоразличительной функции. В слабых позициях фонема может утрачивать один или несколько дифференциальных признаков, совпадая с другими фонемами в одном позиционном аллофоне. Например, с<о>м [со’м] - с<а>м [са’м], но с<о>ма [с∆ма’] – с<а>ма [с∆ма’], то есть <о> и <а> в слабой позиции равно дают [∆]. Утрата противопоставления фонем по тому или иному дифференциальному признаку называется нейтрализацией фонем. В Московской фонологической школе (МФШ) ряд позиционно чередующихся аллофонов в рамках одной и той же морфемы рассматривается как одна и та же фонема. Например, <о> = [о, ∆, ъ], <д> = [д, т, д’], как это представлено в словах: вода [в∆да’] – вод [во’т] – водяной [въд’ино’j]. Фонемная сущность позиционных аллофонов определяется по качеству аллофона-доминанты, находящегося в сильной позиции (например, для гласных – в позиции под ударением, для согласных по дифференциальному признаку “звонкость - глухость” – в позициях перед гласными, сонорными согласными и [в]). Если анализируемый позиционный аллофон нельзя соотнести с аллофоном-доминантой в пределах той же морфемы, то фонологи МФШ говорят о проявлении в данной позиции гиперфонемы – фонологической единицы, представляющей собой совокупность фонем, способных 23 нейтрализоваться в данной позиции. Например, в первом слоге слова “калач” звук [∆] не соотносится с сильной позицией, значит, здесь представлена гиперфонема <а/о>. Такой принцип фонемного анализа является морфонологическим. Он находит применение в русском правописании – в учении о проверяемых и непроверяемых звуках. В соответствии с представлениями лингвистов Ленинградской фонологической школы (ЛФШ) каждая фонема системы представлена только теми аллофонами, которые встречаются в неодинаковых фонетических положениях, и их свойства определяются существующими в языке фонетическими законами. Фонемная сущность аллофонов определяется на основе общности их акустико-артикуляционных признаков. Например, <а> = [а, ан, ‘а, ао, ∆, ъ], <т> = [т, тн, то, те, т’]. Если же два или несколько аллофонов встречаются в одной фонетической позиции, то они представляют разные фонемы. Например, ряд форм “пять – петь – пить” представляет нам три ударных гласных звука, распределенных взаимно как разные фонемы: <а> - <е> - <и>. В концепции Пражской лингвистической школы основным понятием является “оппозиция”, а фонемы языка определяются исходя из того, каким другим фонемам системы и по каким дифференциальным признакам они противопоставлены. Например, <т> противопоставлена <п> и <к>по месту образования, фонеме <с> и фонеме <ц> по способу образования, фонеме <д> по звонкости // глухости, фонеме <т’> по твердости // мягкости. В позиционных аллофонах наблюдается нейтрализация, то есть утрата или отсутствие противопоставления по одному или нескольким дифференциальным признакам (например, в паре “дог - док” нет оппозиции конечного согласного этих форм по звонкости // глухости), поэтому позиционные аллофоны трактуются как слабые фонемы и называются архифонемами. Архифонема - это “совокупность смыслоразличительных признаков, общих для двух фонем”. Представителем архифонемы обычно выступает член, не совпадающий ни с одним из членов нейтрализуемой оппозиции и обозначаемый в фонематической транскрипции большой (заглавной) буквой. Например, “год” = <гоТ>, “стог” = <стоК>. Таким образом, если определять фонемный состав слов, то он будет выглядеть неоднозначно. Например, “стрелок” [стр’ило’к] – в МФШ: <сс’/зз’+т/т’+р’ело’к>; в ЛФШ: <стр’ило’к>; в ПЛШ: <СТр’Ило’К>. Практические задания 24 1. Запишите согласно правилам фонематической транскрипции МФШ, ЛФШ и ПЛШ слова, приведенные ниже. Погоня, нормальный, традиция, животное, смех, снег, лучший, южный, грот, крот. 2. Найдите в тексте случаи нейтрализации фонологических оппозиций, укажите условия, вызывающие нейтрализацию. Давно уже поспела полевая клубника, лакомиться которой позволялось нам вдоволь. Мы ездили за клубникой целым домом. У всякого была своя посуда: у кого ведро, у кого лукошко, у кого бурак, у кого кузов. У нас с сестрицей были прекрасные с крышечками берестовые кузовки, испещренные вытисненными на них узорами. Милая моя сестрица не умела брать ягод, то есть не умела отличать спелую клубнику от неспелой. Я слышал, как ее нянька Параша, всегда очень ласковая и добрая женщина, вытряхивая неспелые ягоды, говорила: “Ну, барышня, опять набрала зеленухи!” - и потом наполняла ее кузовок ягодами из своего кузова (Акс.). 3*. Сопоставьте звуковой и фонемный состав нижеследующих слов русского и изучаемого языков. Какие выводы о различиях в системе фонем сравниваемых языков вы можете сделать на основе этого сопоставления? Какие оппозиции в системе гласных фонем характерны для изучаемого языка и чужды русскому языку? Какие оппозиции в системе согласных фонем характерны для изучаемого языка и чужды русскому языку; характерны для обоих сравниваемых языков; свойственны только русскому языку и чужды изучаемому? Англ.: Шаг – shark, Брест – breast, Пень – pain, Коз – cause, Джон – John, Кол – call, Пик – pick, Ты – tea, Люк – look, Тень – ten, Бой – boy, Воз – was, Сеть – set, Доктор – doctor, Питер – Peter, Моль – mole, Мил – meal, Стиль – still, Сон – song, Бита – bitter, Синь – seen, День – then, Код – court, Бит – beat, Вин – win, Путь – put, Мастер – master, Так – tuck, Лен – lawn, Сыт – sit, Лик – leak, Крик – creak, Вол – wall, Принц – prince, Сей – say, Три – three, Пить – Pete, Спорт – sport. Нем.: Август – August, Зона – Sonne, Крик – Krieg, Зоркий – Sorge, Мера – mehr, Облигация – Obligation, Пластырь – Pflaster, Шпиль – Spiel, Трюк – trug, Яр – Jahr, Век – Weg, Плуг – Pflug, Тюк – Tuch, Лица – Litze, Хата – hatte, Воля – Wolle, Ряд – Rat, Трость – Trotz, Лозунг – Lцsung, Ветер – Wetter, Тот – Tod. Вопросы по теме «Фонология. Фонематический анализ» 1. Что такое фонема? 2. Можно ли произнести фонему? 25 3. Каковы функции фонем в системе того или иного языка? 4. Что такое аллофоны? 5. В каких условиях различные фонемы могут совпадать в произношении? § 7. Фонетическое членение речи Слог – это наименьшая произносительная единица речевого потока. Чаще всего вершину слога образует гласный звук, который является слогообразующим. В некоторых языках в качестве слогообразующих могут выступать и сонорные согласные, например в чешском: prst “палец”, vlk “волк” и др. Различают разные типы слогов: 1. Открытый слог – слог, который заканчивается слогообразующим элементом: ра-ма, чешск. vr-ba. 2. Закрытый слог – слог, который заканчивается неслогообразующим звуком: сон, взять. 3. Прикрытый слог - слог, который начинается с согласного звука: кры-ша. 4. Неприкрытый слог – слог, который начинается с гласного звука: и, ум. Группа слогов, объединенных одним ударением и отделенных от другой группы паузой, называется речевым тактом. В большинстве языков знаменательные слова образуют особый такт, так как имеют собственное ударение, служебные слова чаще безударны и примыкают к знаменательным словам, образуя с ними один такт. Если безударное слово примыкает к ударному спереди, то оно называется проклитика (на домэ, без мйста), после ударного – энклитика (худил ли, смотрйл бы). Иногда энклитиками могут становиться имена существительные, например, нб год, пуд руку и др. Проклитики и энклитики, примыкая к слову, образуют единство, которое называется фонетическим словом. Важным элементом речевого потока, объединяющим группу слов в один такт, является ударение. Ударение - это выделение в слове какого- либо слога. Ударение бывает связанным (или одноместным), если оно падает на один и тот же слог в любых словах (например, во французском – на последний слог, в польском – на предпоследний и т.д.), и свободным (или разноместным), если оно возможно на любом слоге в слове, как, например, в русском языке. Свободное ударение может быть подвижным, то есть меняющим место при изменении форм слова (горб – гуры, хожэ - худишь), и постоянным (неподвижным), не переходящим с одного слога на другой 26 при изменении грамматических форм слова (нуша – нуши - нушам, золотуй – золотуго - золотуму и др.). Следующей фонетической единицей в потоке речи является синтагма. Синтагма – интонационно оформленный, смысловой отрезок речевого потока, сотоящий из одного и более речевых тактов. И, наконец, фраза – самая крупная фонетическая единица речевого потока, имеющая смысловую законченность. Фраза состоит из одной или нескольких синтагм. Практические задания 1. Разделите слова на слоги. Дайте полную характеристику выделенным слогам. Русск.: яблоко, молодой, объявление, женщина, отпуск, наездница. Англ.: captain, into, before, make, contact, summer, about, easy. Нем.: die Familie, der Finger, heute, lachen, die Mauer, der Leser, winken. 2. Укажите слогообразующие звуки в словах сербского и чешского языков. Сербск.: црна (черная), врховни (верховный), срдце (сердце), смрт (смерть), грло (горло), крст (крест). Чешск.: vlna (волна), vlk (волк), krk (шея), vrch (верх), slza (слеза). 3. В следующем тексте разделите слова на слоги, определите открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые слоги. Расстояние, отделяющее литературу от других искусств, было короче в древнеславянских культурах, чем в новое время. Вместе с тем и границы между отдельными искусствами не были так четко определены, как они определяются в более поздние эпохи. (Лих.) 4. Выделите в следующих примерах проклитики и энклитики. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Если хочешь быть счастливым, будь им. Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях! Есть ли на свете человек, который мог бы обнять необъятное? (К.Пр.) 5. Выделите такты в следующем стихотворении. Найдите в тексте проклитики и энклитики. 27 Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь не видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. (П.) 6. Разделите данные предложения на синтагмы. Как изменяется смысл высказывания при разном членении речевого потока? Как испугали ее слова брата. Он развлекал его стихами своего друга. Казнить нельзя помиловать. Надо учиться работать и отдыхать. Мой товарищ встречал брата с сестрой. 7. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах. Какая морфема является ударной в словах с неподвижным ударением? Гора, звонить, бык, бок, сосна, вода, земля, крыша, книга, делать, вымыть, статья, молодой, красный, карта, стол, город. 8. Определите, какое значение имеют следующие слова при наличии ударения на разных слогах. В каких примерах ударение служит средством разграничения слов, а в каких – форм слов? Замок, пища, ноги, парить, мука, белка, крою, ходите, ношу, волос, леса, пропасть, мою. 9. Затранскрибируйте текст и подчеркните в нем слова, выделенные логическим ударением. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом 28 По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет. (Фет) Вопросы по теме «Фонетическое членение речи» 1. На какие фонетические единицы распадается поток речи? 2. Что является минимальной единицей фонетического членения речи? 3. Что такое слог? Чем определяется количество слогов в слове? 4. Какие вам известны теории слогоделения? 5. Какие существуют типы слогов? 6. Что такое речевой такт? Совпадают ли границы такта с границами слова? 7. Что такое проклитика и энклитика? 8. Что такое словесное ударение? Какими способами может осуществляться словесное ударение? 9. Какие виды словесного ударения вы знаете? Охарактеризуйте словесное ударение в русском и изучаемом языках. 10. Что такое синтагма? Что объединяет группу тактов в одну синтагму? 11. Что такое фонетическая фраза? Что определяет ее границы? 12. Что такое фразовое ударение? 13. Какую роль играет интонация в речи? Перечислите элементы, составляющие интонацию. Часть вторая Лексикология и семасиология § 1. Исторические изменения словарного состава языка 29 Активный и пассивный словарный запас. К активному словарю языка относятся слова наиболее частотные, повседневно употребляющиеся в общении. Значения этих слов известны всем говорящим (например, земля, ходить, много, три и т.д.). К пассивному словарю относятся слова, употребляющиеся редко и не всегда понятные говорящим: архаизмы, историзмы и неологизмы. Устаревшие слова Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов и современнее и резче. (Б. Ахмадулина) Историзмы – слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия: боярин, вече, опричник. Семантические историзмы – это неактуальные в настоящее время значения многозначных слов: шлем - «старинный металлический воинский головной убор», щит – «вооружение древнего воина» и др. Архаизмы – устаревшие слова, которые называют предметы, явления, существующие и сейчас, но имеющие другие наименования. Типы архаизмов: 1. Ф о н е т и ч е с к и е а р х а и з м ы – слова, имеющие в своем фонетическом облике несвойственный современному произношению звук или сочетание звуков: гишпанский «испанский», зерцало «зеркало», прожект «проект» и др. 2. С л о в о о б р а з о в ат е л ь н ы е а р х а и з м ы – слова, отличающиеся от современного каким-либо словообразовательным аффиксом: рыбарь «рыбак», дружество «дружба» и др. 3. С е м а н т и ч е с к и е а р х а и з м ы - это устаревшие значения слов, существующих в современном русском языке, но называющих другой предмет или явление: позор – «зрелище», живот – «жизнь» и др. 4. Собственно л е к с и ч е с к и е а р х а и з м ы - слова, устаревшие целиком: дабы «чтобы», пагуба «гибель» и др. 5. Г р а м м а т и ч е с к и е а р х а и з м ы – устаревшие формы слов: Отче! Царю! Человече! (зват. падеж), даждь «дай» и др. 30

Языковедение) изучает человеческий язык. Некоторые разделы этой науки составляют теорию языка. Другие описывают язык в его связи с другими факторами: обществом, эволюцией, развитием мышления. Третьи делают упор на практику.

В этой статье пойдёт речь о звуковой стороне языка. Вы узнаете о науке фонологии, о понятии фонемы, о звуке и аллофоне. Это поможет будущим лингвистам и просто интересующимся людям разобраться в теории звукового строя языка и не запутаться в терминах.

Фонология - наука о фонемах

В лингвистике есть два раздела, которые изучают звуки: фонетика и фонология. Слово "фон" в переводе с древнегреческого означает "звук".

Фонетика - наука описательная. Она описывает не только звуковую сторону языка (звуки, интонации, ударения и пр.), но и работу Здесь и физика, и физиология, и психология.

А вот фонология - более узкая теоретическая наука. Она исследует функции звуков в языке.

Некоторые лингвисты считают фонологию подразделом фонетики. Другие утверждают, что фонология является всё же самостоятельной наукой.

Итак, фонетика изучает звук. Аллофон и фонема интересуют фонологию.

Понятие фонемы

Проблема звуков начала интересовать лингвистов в XIX веке. Учёные обнаружили, что в языке этих единиц много, и они разнообразны. Звук произносят разные люди не одинаково. И даже один и тот же человек воспроизводит какой-либо звук всегда по-разному. Необходимо было организовать это разнообразие в одну целостную систему. Иначе в языке существовал бы фонетический хаос. Для этого лингвисты ввели понятие, которое структурировало бы звуки. Они выделили наименьшую смыслоразличительную - фонему .

Одна такая единица объединяет звуки, которые в разных условиях произносятся по-разному, но при этом выполняют одну функцию. Например, образуют одну морфему: корень, суффикс и т. д.

Обо всём по порядку:

Почему фонема - наименьшая единица?

  • Её нельзя разделить на более мелкие части. Изменения внутри фонемы ведут лишь к её переходу в другую. Например, если звонкость фонемы Д заменить на глухость, то получится фонема Т.

Почему фонема - смыслоразличительная единица?

  • У фонемы есть особая смыслоразличительная (сигнификативная) функция. Она помогает различать как слова, так и морфемы. Например, слова "бак" и "бок" различаются одной фонемой в корне и несут разный смысл.

Чем отличается фонема от звука?

Запомните главное отличие:

  • Звук - это материальное явление. Это то, что мы слышим и произносим.
  • Фонема - это абстракция. Она условна и существует только в звуках речи.

Почему же звуки так многообразны? Есть несколько причин:

  • Различия говорящих. Согласитесь, мужчина и женщина, взрослый человек и ребёнок, люди с низким и высоким голосами произнесут один и тот же звук по-разному.
  • Состояние говорящего. Даже состояние, физическое или душевное, влияет на наше произношение единиц речи.
  • Место в слове. Произношение зависит от "соседей" и от позиции в слове (перед ударением или после, в конце слова или в начале и т. д.).

Фонема объединяет всё это разнообразие в обобщенные единицы. Вот поэтому звуков много, а фонем всего 42 (в русском языке).

Аллофон - что это?

Прочитайте вслух цепочку "земляной - земля - зéмли". Вы заметили, что гласная Е в однокоренных словах звучит по-разному? Тем не менее везде одна и та же фонема - Е.

Получается, что у каждой такой абстрактной единицы могут быть разные варианты звучания. Называются эти варианты фонемы аллофонами.

Аллофон отличается от фонемы тем, что он, как и звук, материален. Аллофон - это конкретное воплощение абстрактной единицы в речи.

Основной вариант фонемы

Возникает вопрос, как узнавать фонему, если она имеет несколько вариантов. Учёные выделяют среди всех возможных вариаций фонемы один главный - основной аллофон. Её качества в нём проявляются в высшей степени.

Основной аллофон - это такой вариант, который мало зависит от места в слове. Такими аллофонами считают:

  • Гласные с изолированным произнесением. Они показываются под ударением.
  • Мягкие согласные перед гласным [И] и твёрдые - перед гласным [А].

Основные аллофоны проявляют себя в сильных позициях. Гласные сильны под ударением.

Слабая позиция - это то положение, при котором признаки фонемы "размываются". В русском и немецком языках согласные слабы в конце слова. Например, звонкие оглушаются в этом положении.

А вот в английском и французском языках, напротив, позиция в конце слова - сильная. Поэтому оглушать звонкие согласные нельзя: это грубая ошибка.

Комбинаторные и позиционные аллофоны

Аллофоны делятся на комбинаторные и позиционные.

Комбинаторные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются под влиянием окружающих звуков. Примеры аллофонов:

  • согласные, которые стоят перед [О] и [У] и огубляются (губы вытягиваются "в трубочку"): там - том, тик - тук;
  • гласные [а], [о], [у], которые находятся после мягких согласных: сядь, тёрка, тюбик;
  • аффрикаты [дз] и [д"ж"], которые выступают вместо [ч], [ц] перед звонкими шумными согласными: не прочь бы, плацдарм.

Позиционные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются в зависимости от фонетической позиции в слове.

Фонетическая позиция отражает:

  • то, насколько фонема близка к началу слова;
  • то, насколько фонема близка к концу слова;
  • то, насколько фонема близка к ударению.

В транскрипции можно увидеть знаки [ъ] и . Это аллофоны гласных [а] и [о].

  • Аллофон - это помощник в поиске В русском языке в большинстве случаев два аллофона гласных встречаются только между морфемами (заехать, поохать). А если гласные стоят рядом, то слова заимствованы (аул, Лиана).
  • Безударные аллофоны гласных слабее, чем ударные: они больше зависят от "соседей".
  • Как согласные могут менять гласные, так и наоборот. Звуки, стоящие перед аллофоном гласной, сильнее влияют на него, чем остальные. А согласную может поменять, например, губная гласная.

Практическое занятие № 4. ФОНЕМА.

Понятия фонемы и звука речи не совпадают. Так, в слове дом три звука и три фонемы, а в английском fiy – четыре звука, но три фонемы, так как дифтонг ai в англ. яз. – это одна фонема. Фонема в речи может быть реализована нулем звука: честный: чест – 4 фонемы, 3 звука.

Разграничение фонемы и звука – это проявление более общего разграничения языка и речи. Язык – это система средств общения (коммуникации). Достаточно четкая модель языка отражена в его грамматике и словарях. Языковым единицам свойственна обобщенность, психичность (они хранятся в нашем мозгу в виде типовых представлений).

Речь – это использование (реализация) языковой потенции в определенной коммуникативной ситуации.

Явления речи реальны, материальны (артикулируются, воспринимаются слухом, зрением), вариативны, изменчивы.

Сравните:


1. Фонема – единица языка

2. психологический эквивалент звука

(образ, представление)

1.Звук – единица речи.

2. реальная артикуляция и акустические результаты


3. звуковой тип (обобщение, идеал)

3. вариант ф. в опр. позиции


для складывания и различения значимых членятся слова

единиц языка – морфем и слов. Ф –

компонент морфемы, миним. значимой

единицы языка.

5. фонематический состав (транскрипция). 5 . фонетический (звуковой) состав

Фонема обладает перцептивной функцией – функцией узнавания (доведения до восприятия) и сигнификативной (смыслоразличительной). Например, Б и В – разные по акустическим и артикуляционным свойствам фонемы. Слова БАЛ и ВАЛ различаются этими фонемами.

В некоторых условиях (например, разговор по телефону), перцептивная функция может отсутствовать: мы не различаем звуки, путаем их – и, соответственно, не выполняется и сигнификативная функция.

Звуков в любом языке значительно больше, чем фонем. Количество фонем исчислимо (30-40, Акишина+Барановская: русский язык: 42 фонемы, в т.ч. 5 гласных), звуков – вряд ли. Мы слышим не все звуковые различия.

Русский: сеть – сетка. Т и Т’ – разные звуки, Э – один звук.

Французский: Э открытое и закрытое – разные звуки.

Для русского языка различие по твердости и мягкости важно фонологически. Мягкие и твердые звуки часто служат для различения слов: ТОК – ТЕК. ТУК – ТЮК. Для французского языка это позиционные варианты фонемы t, неважные для смыслоразличения. Зато для французского языка очень важно разграничение открытого и закрытого Э, а для русского языка оно лишено фонематической значимости.



Итак, ФОНЕМА – ЭТО ЕДИНИЦА ЗВУКОВОГО СТРОЯ ЯЗЫКА, КОТОРАЯ СЛУЖИТ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ (ОПОЗНАНИЯ) И РАЗЛИЧЕНИЯ СМЫСЛОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА (МОРФЕМ И СЛОВ).

Можно ли произнести фонему? Нет. Любые произношения – это уже звук, оттенок фонемы. Однако изолированно произнесенный звук воспринимается как основной оттенок фонемы и как бы представляет фонему.

Фонема как тип звука, как представление складывается на основе акустических и артикуляционных свойств тех звуков, в которых они реализуются.

Поэтому любая фонема характеризуется набором признаков, дифференциальных и интегральных. По дифференциальным признакам фонема противопоставлена группе фонем (другой фонеме), например:

мягкие - твёрдые, сонорные - шумные, переднего ряды - среднего - заднего, носовые - чистые, глухие - звонкие. Слова дом и том различаются фонемами д и т, а они – одним дифференциальным признаком: зв. – глухость.

Дифференциальные признаки являются основой группировки фонем в системную парадигму. Например, квадрат гласных - это парадигма гласных фонем. В каждом языке система фонем отличается не только количеством, но и набором дифференциальных признаков.

Интегральные признаки - это неразличительные признаки, наполняющие фонему. Щелевые, сонорные - всё это дифференциальные признаки, но, если они общие у группы фонем, то становятся интегральными. Например: д - т,шумные –это интегральный признак, звонкий – глухой - дифференциальные. Но для б, д, г и так далее звонкость - интегральный признак.



Для различения морфем и слов особенно важны дифференциальные признаки фонем. Фонема в речи может оказываться в сильной позиции, проявляя отчетливо все свои качества (единство перцептивной и сигнификативной функций). Для гласных сильная позиция - под ударением, для согласных - перед гласным.

В слабой позиции фонема может утрачивать какие-то свои признаки (безударн., в абс. конце слова, перед согл.). При этом она может не сливаться с другой фонемой, и сигнификативная функция выполнятеся. /горът/. Так возникают вариации фонем (по МФШ). Но фонема в слабой позиции может слиться с основными вариантами парной фонемы, что в ряде случаев ведет к утрате сигнификативной функции. Так возникают варианты фонем. Понятие позиции, вариантов и вариаций характерно для МФШ. Вариант – это звучание фонемы в слабой позиции: луг-лук, сома-сама. Вариация – оттенок фонемы, формирующийся в результате влияния на нее соседнего звука: ляг, сыграть – играть.

рок грусть

рог /рок/ груздь /грус’т’/

Определения фонемного состава слова в этом случае разные фонологические школы проводят по-разному. В современном языкознании существует две фонологические школы: МФШ и ЛФШ. МФШ: Сидоров, Реформатский, ЛФШ - Щерба, Бондарко, Зиндер, Матусевич.

рок - рок рог рок рог ср. рога

рок рок ср. рока

ЛФШ: фонема – это собственно фонетическая единица языка. Следовательно, можно сделать вывод об автономности фонемы. Ни одна фонема не смешивается с другими фонемами в слабой позиции. Тождественные звуки, выступающие в сильной и слабой позиции, отождествляются в качестве одной фонемы.

Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонацию. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

  1. Акустика речи . Она изучает физические признаки речи.
  2. Антропофоника или физиология речи . Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.
  3. Фонология . Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Акустика звуков речи

Звуки речи - это колебания воздушной среды, вызванные органами речи. Звуки делятся на тоны (музыкальные звуки) и шумы (немузыкальные звуки).

Тон - это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.

Шум - это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.

Звуки речи различаются по высоте, силе и длительности.

Высота звука - это число колебаний в секунду (герц). Она зависит от длины и натянутости голосовых связок. Более высокие звуки имеют более короткую волну. Человек может воспринимать частоту колебаний, т.е. высоту звука в диапазоне от 16 до 20 000 герц. Один герц - одно колебание в секунду. Звуки ниже этого диапазона (инфразвуки) и выше этого диапазона (ультразвуки) человек не воспринимает в отличие от многих животных (кошки и собаки воспринимают до 40 000 Гц и выше, а летучие мыши даже до 90 000 Гц).

Основные частоты общения людей находятся в пределах обычно 500 - 4000 Гц. Голосовые связки производят звуки от 40 до 1700 Гц. Например, бас начинается обычно с 80 Гц, а сопрано определяется в 1300 Гц. Собственная частота колебаний барабанной перепонки - 1000 Гц. Поэтому самые приятные для человека звуки - шум моря, леса - имеют частоту около 1000 Гц.

Диапазон колебаний звуков речи мужчины составляет 100 - 200 Гц в отличие от женщин, говорящих с частотой в 150 - 300 Гц (поскольку у мужчин голосовые связки в среднем 23 мм, а у женщин - 18 мм, а чем длиннее связки, тем ниже тон).

Сила звука (громкость) зависит от длины волны, т.е. от амплитуды колебаний (величины отклонения от первоначального положения). Амплитуду колебаний создают напор воздушной струи и поверхность звучащего тела.

Сила звука измеряется в децибелах. Шепот определяется в 20 - 30 дБ, обычная речь от 40 до 60 дБ, громкость крика доходит до 80 - 90 дБ. Певцы могут петь с силой до 110 - 130 дБ. В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд четырнадцатилетней девочки, перекрывшей криком взлетающий авиалайнер с громкостью двигателей в 125 дБ. При силе звука свыше 130 дБ начинается боль в ушах.

Разным звукам речи свойственна разная сила. Мощность звука зависит от резонатора (резонаторной полости). Чем меньше ее объем, тем больше мощность. Но, напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея вообще меньшую мощность, звучит сильнее на несколько децибел, чем ударная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук [и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость - это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Ее единица измерения - фон , равный децибелу.

Длительность звука , т.е. время колебания измеряется в миллисекундах.

Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов (резонаторных тонов).

Основной тон - это тон, порожденный колебаниями всего физического тела.

Обертон - частичный тон, порожденный колебаниями частей (половины, четверти, восьмой и т.д.) этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз, отсюда и его название. Напр., если основной тон - 30 Гц, то первый обертон будет составлять 60, второй 90, третий - 120 Гц и т.д. Он вызывается резонансом, т.е. звучанием тела при восприятии звуковой волны, имеющей частоту одинаковую с частотой колебаний этого тела. Обертоны обычно слабы, но усиливаются резонаторами. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр - изменением частоты обертонов.

Тембр - это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален как отпечаток пальцев. Иногда этот факт используется в криминалистике.

Форманта - это обертоны, усиленные резонаторами, которые характеризуют данный звук. В отличие от голосового тона форманта образуется не в гортани, а в резонирующей полости. Поэтому она сохраняется и при шепоте. Другими словами, это полоса концентрации частот звука, получающая наибольшее усиление благодаря влиянию резонаторов. При помощи формант мы можем количественно отличать один звук от другого. Эту роль выполняют речевые форманты - самые важные в спектре гласного звука первые две форманты, наиболее близкие по частоте к основному тону. Причем для голоса каждого человека характерны свои голосовые форманты. Они всегда выше первых двух формант.

Формантная характеристика согласных очень сложна и трудноопределима, но гласные с достаточно надежностью могут характеризоваться при помощи двух первых формант, которые соответствуют приблизительно артикуляционным признакам (первая форманта - степени подъема языка, а вторая - степени продвинутости языка). Ниже приводятся таблицы, иллюстрирующие вышесказанное. Следует только иметь в виду, что приводимые количественные данные приблизительны, даже условны, так как исследователи дают различные данные, но соотношения гласных при расхождении в цифрах остаются у всех примерно одинаковыми, т.е. первая форманта, например, у гласной [и] всегда будет меньше, чем у [а], а вторая больше.

Примерные частоты русских гласных
Эта диаграмма ярко иллюстрирует соответствия акустических и артикуляционных признаков гласных: первая форманта - подъем, вторая - ряд.
2500 2000 1500 1000 500
200 и у
400 э ы о
600
800 а

Частотные характеристики звуков подвижны, так как форманты соотносятся с основным самым низким тоном, а он тоже изменчив. Кроме того, в живой речи у каждого звука может быть несколько формантных характеристик, так как начало звука может отличаться от середины и окончания по формантам. Слушателю очень трудно определять звуки, выделенные из потока речи.

Артикуляция звуков речи

Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов:

  1. органы речи;
  2. органы слуха;
  3. органы зрения.

Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя:

  • головной мозг, который через моторный центр речи (зона Брока) посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи;
  • дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;
  • органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).

Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа.

Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.

  • перстневидный хрящ , расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире;
  • щитовидный хрящ , расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин - 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ;
  • парный черпаловидный хрящ в виде двух треугольников, расположенных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.

Органы речи (произносительный аппарат)

Русские и латинские названия органов речи и их производные

Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками . Они сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы. При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.

Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох используется также при зевании.

Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называемым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе.

Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа.

Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции:

  • в зависимости от своего положения он меняет форму и объем резонатора;
  • создает преграды при произнесении согласных.

Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды.

Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос, и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных.

Классификация звуков речи

В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда и определенное место образования - фокус. Совокупность гласных в языке носит название вокализм, а совокупность согласных - консонантизм. Как видно из их названия, гласные образуются с помощью голосом, т.е. они всегда сонорные.

Классификация гласных

Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1. Ряд , т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э), средней - средние (ы), задней - задние гласные (о, у).

2. Подъем , т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные открытые , или, иначе говоря, широкие (а) и закрытые , то есть узкие (и, у).

В некоторых языках, напр., в нем. и фр.яз., близкие по артикуляции звуки различаются только по небольшой разнице в подъеме языка.

3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет.

Различаются огубленные (губные, лабиализованные), напр., [⊃], [υ] и неогубленные гласные, напр., [i], [ε].

4. Назализация т.е. в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым «носовым» тембром. Гласные в большинстве языков - неносовые (образуются при поднятой небной занавеске, закрывающей путь струе воздуха через нос), но в некоторых языках (фр., польский, португальский, старославянский ) наряду с неносовыми широко используются носовые гласные.

5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], .

В латинском и древнегреческом языках это явление используется в стихосложении: на соотношении долгих и кратких слогов основаны различные стихотворные размеры (гекзаметр , дактиль), которым соответствуют современные стихотворные размеры, в основе которых - динамическое ударение.

Это хорошо видно по первым словам поэмы «Энеида» Вергилия, написанной дактилем (шестистопным гекзаметром):

A rma virum que cano (выделены долгие слоги)

A rma vi rumque ca no (выделены динамические ударения)

6. Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги . Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента. Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие .

У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем. яз.: time , Zeit .

У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянского языков: pied , bueno , chiaro .

Напр., в таких именах собственных, как Пьер, Пуэрто-Рико, Бьянка.

В рус. яз. дифтонгов нет. Нельзя считать дифтонгами сочетание «гласный + й» в словах «рай», «трамвай», так как при склонении этот квазидифтонг разрывается на два слога, что невозможно для дифтонга: «трамва-ем, ра-ю». Но в рус. яз. встречаются дифтонгоиды .

Дифтонгоид - это ударный неоднородный гласный, имеющий в начале или конце призвук другого гласного, артикуляционно-близкого к основному, ударному. Дифтонгоиды имеются в русском языке: дом произносится «ДуоОоМ».

Классификация согласных

Имеются 4 основных артикуляционных признака согласных.

  • Сонанты, у которых голос преобладает над шумом (м, н, л, p).
  • Шумные звонкие. Шум преобладает над голосом (б, в, д, з, ж).
  • Шумные глухие, которые произносятся без голоса (п, ф, т, с, ш).

2. Способ артикуляции

Суть этого способа - в характере преодоления преграды.

  • Смычные согласные образуются путем смычки, образующей преграду воздушной струе. Они подразделяются на три группы:
    1. взрывные . У них смычка завершается взрывом (п, б, т, д, к, г);
    2. аффрикаты . У них смычка без взрыва переходит в щель (ц, ч);
    3. смычные носовые, у которых смычка без взрыва (м, н).
  • Щелевые согласные образуются трением струи воздуха, проходящей через проход, суженный преградой. Их также называют фрикативными (латинское «frico » - тру) или спирантами (латинское «spiro » - дую) : (в, ф, с, ш, х);
  • Смычно-щелевые , к которым относятся следующие сонанты:
    1. боковые (л), у которых сохраняются смычка и щель (бок языка опущен);
    2. дрожащие (р), с попеременным наличием смычки и щели.

3. Активный орган

По активному органу согласные делятся на три группы:

  • Губные двух видов:
    1. губно-губные (билабиальные) (п, б, м)
    2. губно-зубные (в, ф)
  • Язычные согласные, которые делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные;
    1. переднеязычные делятся на (по положению кончика языка):
      • дорсальные (латинское dorsum - спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (с, д, ц, н);
      • апикальные (лат. арех - вершина, кончик), альвеолярные : кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (л, анг. [d]);
      • какуминальные (лат. cacumen - верхушка), или двухфокусные , при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (ш, ж, ч) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу, т.е. имеется два фокуса образования шума.
    2. хотя у среднеязычных согласных средняя часть языка сближается с твердым небом, они воспринимаются как мягкие (й); это явление называется также палатализацией ;
    3. к заднеязычным согласным относятся (к, ч). Заязычные делятся на три группы:
      • язычковые (увулярные), например, французское [r];
      • глоточные (фарингальные) - украинское (г), немецкое [h];
      • гортанные: как отдельные звуки они имеются в арабском языке.

4. Пассивный орган

По пассивному органу, т.е. месту артикуляции, различаются зубные (дентальные), альвеолярные, палатальные и велярные. При сближении спинки языка с твердым небом, образуются мягкие звуки (й, ль, ть, сь и т.д., т.е. палатальные). Велярные звуки (к, г) образуются сближением языка с мягким небом, что придает согласному твердость.

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке : prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ. an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я ду мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зна ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

  1. Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.
  2. Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.
  3. Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

Интонация

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

  1. мелодика речи (движение голоса по высоте тона);
  2. ударение;
  3. пауза;
  4. темп речи;
  5. тембр голоса.

Видоизменения звуков в потоке речи

  1. Комбинаторные . В зависимости от соседства других звуков.
  2. Позиционные изменения . Связанные с положением в неударенном слоге, в конце слова и т.д.

1. Комбинаторное звуковое варьирование

А. Аккомодация

Аккомодация - это приспособление артикуляции согласных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных.

Два вида аккомодации - прогрессивная и регрессивная.

Экскурсия - начало артикуляции. Рекурсия - конец артикуляции.

Прогрессивная аккомодация - рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего. Напр., в русском языке гласные «а», «о», «у» после мягких согласных более продвинутые (мат - мят, мол - мел, лук - люк).

Регрессивная аккомодация - на рекурсию предыдущего звука влияет экскурсия последующего. Напр., в русском языке гласный в соседстве с «м» или «н» назализируется (в слове «дом» артикуляция «м» предвосхищается назализацией гласного «о», а в слове «брату» «т» произносится с огублением перед «у»).

Б. Ассимиляция и её виды.

1. Консонантная и вокалическая ассимиляция

Консонантная ассимиляция - уподобление согласного согласному, напр. в слове «лодка» звонкий согласный «д» заменяется глухим «т» - («лотка»).

Вокалическая ассимиляция - уподобление гласного гласному, напр., вместо «бывает» в просторечии часто говорится «быват».

2. Прогрессивная и регрессивная ассимиляция

Прогрессивная ассимиляция - предшествующий звук влияет на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр., диалектное произношение слова «Ванька» как «Ванькя». Прогрессивная ассимиляция часто встречается в англ. (cats, balls ), фр.- subsister , нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.

Регрессивная ассимиляция - последующий звук влияет на предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка «лодка [лотка]», водка [вотка], «встал в три [фстал ф три]»

В анг. «newspaper » [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр. absolu [b] - в [p], нем. Staub завершается [p].

В баш. «китеп бара» (уходит ) переходит в «китеббара».

3. Полная и неполная ассимиляция

Примером полной ассимиляции может служить само слово «ассимиляция» [ad (к) + simil (похожий, одинаковый) + atio (суффикс) = assimilatio )]. Аналогичный пример ассимиляции - «агглютинация» [ad + glutin (клей) + atio = agglutinatio ].

Рус. сшить [шшыть], высший (вышший), анг. cupboard «шкаф», «буфет» произносится [´k∧bэd]. Нем. Zimber перешло в Zimmer «комната», selbst «сам» произносится .

При неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., «кде - где», «седесь - здесь», где согласные теряют признак звонкости.

4. Дистактная и контактная ассимиляция

Дистактная ассимиляции . Один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками.

Рус. хулиган - хулюган (просторечие), англ. foot «нога» - feet «ноги», goose «гусь» - geese «гуси». В древнеанг. яз. fori (мн. число от fot «нога»), «i » изменил гласный корня, а затем отпал. То же в нем. яз.: Fuss «нога»- Fusse «ноги», Gans «гусь»- Gänse «гуси».

При контактной ассимиляции взаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте.

Сингармонизм

Сингармонизм (гармония гласных) - дистактная прогрессивная ассимиляция по ряду и лабиализации. Гласные суффиксов и обычно непервых слогов слова уподобляются по ряду или по огубленности (гласные переднего ряда - гласным переднего, гласные заднего ряда - гласным заднего ряда), т.е. напр., в простом слове могут быть только гласные «и», «э» или только «у», «о».

Это явление свойственно, напр., языкам тюркской семьи языков (турецкий, башкирский, татарский, узбекский и другие), угро-финским языкам (венгерский, финский и другие), а также одному из древнейших языков - шумерскому.

Напр., бала (ребенок) + лар (окончание мн. ч.) = балалар . Здесь все гласные заднего ряда: гласный [а] в баш. яз. ближе к заднему ряду.

Но для слова «кеше» (человек) окончание будет не «лар», а «лэр» - кешелэр. Буква э обозначает гласный переднего ряда [ае].

Еще примеры: венг. levelemben «в моем письме», Magyarorszagon «в Венгрии», köszönöm «спасибо» (сингармонизм по лабиализации), фин. talossa - «в доме», тур. evlerinde «в их доме». Следы сингармонизма отчетливо видны в заимствованных из тюркских языков рус. словах барабан, бурундук, карандаш, таракан и др.

Сингармонизм подчеркивает единство слова, но приводит к некоторому фонетическому однообразию слов.

Диссимиляция

Это явление обратное ассимиляции. Представляет собой расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков.

Феврарь перешло в февраль (ср. англ. February , нем. Februar , фр. fevrier ), коридор - колидор (в просторечии), фр. couroir - couloir (рус. кулуар), велблюд - верблюд - примеры дистактной диссимиляции.

Контактная диссимиляция наблюдается в словах легко [лехко], скучно [скушно].

Метатеза

Метатеза (гр. перестановка) - взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.

Слово мармор (гр. μαρμαρος) перешло в рус. мрамор , талерка (нем. Teller или шведское talrik ) - тарелка, долонь стала ладонь , творушка - ватрушка , каталажка - такелаж , невро(-патолог) - нерв. Англ. thridda - third (третий) , герм. brennen перешло в анг. burn (гореть) , bridd - в bird (птица) .

Нем. Brennstein - Bernstein , фр. formaticu - fromage .

Например, президент СССР Горбачёв всегда произносил Арзебажан вместо Азербайджан - так ему было удобнее.

Гаплология

Гаплология (греч. ´απλοος [haplos ] - простой) - упрощение слова вследствие диссимиляции, при которой происходит выпадение одинаковых или сходных слогов. Напр., минералоло гия - минералогия, корнено сый - курносый, близозо ркий - близорукий, трагикоко медия - трагикомедия, стипепе ндия - стипендия . Но в самом слове гаплоло гия - гаплологии (*гаплогия) нет.

Анг. miners" rights вместо miners"s rights (при совпадении одинаково звучащих формантов мн. числа и притяжательного падежа последний формант отпадает).

2. Позиционные изменения

А. Редукция

Изменение (ослабление) согласных и гласных звуков по качеству и количеству (долготе) в зависимости от места в слове, нахождения в безударных слогах и т.д.

Рус. до м - дома - домово дство. В безударных слогах «о» подвергается редукции. Редукция может быть полной: Ваня - Вань, Иванович - Иваныч, Ивановна - Иванна.

Анг. nama - name (второй гласный сначала редуцировался частично, а затем полностью, сохранившись в правописании). Good morning - g"morning - morning .

Апокопа - отпадение звука в конце слова: чтобы - чтоб.

Синкопа - отпадение звука не на конце слова: Иванович - Иваныч.

Б. Оглушение

Потеря звонкости имеет место во многих языках. Обычно это объясняется преждевременным возвращением голосовых связок в состояние покоя, напр., рус. луга - луг [лук], труба - труб [труп].

Протеза - появление звука в начале слова, напр., рус. осемь - восемь, ус(-еница) - гусеница, отчина - вотчина , исп. - estudiante от лат. studens , estrella от Stella (звезда), баш. ыстакан, ыштан (стакан, штаны), венг. asztal (стол).

Эпентеза - появление звука в середине слова, напр. рус. Италия [Италийа] от Italia , Иоанн - Иван, в просторечии - какава, рубель, шпиён , баш. и тат. произношение «икс», «акт» как [икыс], [акыт].

Эпитеза - появление звука в конце слова: рус. песнь - песня .

Субституция . Замена звука чуждого данному языку звуком родного языка, напр., нем. Herzog - герцог, Hitler - Гитлер (звука, соответствующего нем. «h » нет в русском языке), анг. meeting - митинг (звук «ng » [η] отсутствует в русском языке), вместо фр. звука, обозначаемого буквой u (tu, pure ) и нем. ü в рус. яз. пишется и произносится [ю].

Диэреза (греч. выкидка). Опущение звука: рус. сол нце, серд це, чест ный, счаст ливый ; баш. ултыр (садись) - утыр .

Элизия . Выпадение конечного гласного перед предшествующим гласным. Это явление особенно свойственно романским языкам, напр., фр. l"arbre (артикль le + arbre ), D"Artagnan - de Artagnan, D"Arc - de Arc ), баш. ни эшлэй - нишлэй .

Фонология

Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Фонема

Основное понятие в фонологии - фонема . Термин «фонема» ввел в языкознание великий русско-польский лингвист, потомок французских дворян Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 - 1929), основоположник Казанской школы языкознания. Он считал фонему психическим вариантом звуков языка.

Фонема - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное.

В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, - огромное количество. Сколько людей, столько и звуков, напр., [а] может быть произнесено различно по высоте, силе, длительности, тембру, но все различные миллионы звуков [а] обозначаются одной буквой, отражая один звуковой тип, одну фонему. Разумеется, фонемы и буквы алфавита часто не совпадают, но между ними можно провести параллель. Число тех и других строго ограничено, а в некоторых языках почти совпадает. Фонему можно приблизительно описать как букву звуковой азбуки. Если в потоке речи тысяч различных звуков можно выделять различные слова, то только благодаря фонемам.

Следовательно, фонема - минимальная звуковая единица системы языка, позволяющая различать слова и смысл слов.

В слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами - ударным и двумя безударными.

Таким образом, фонема - это абстракция, тип, модель звука, а не сам звук. Поэтому понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают.

В слове «boy » две фонемы, а не три, так как оно отличается от слов by, be, bee, bar и т.д.

Возможны и такие случаи, когда две фонемы звучат как один звук. Например, в слове «детский» /т/ и /с/ звучат как один звук [ц], а в слове «сшить» /с/ и /ш/ звучат как долгое [ш].

Каждая фонема - совокупность существенных признаков, которыми она отличается от других фонем. Напр., /т/ глухой в отличие от звонкого /д/, переднеязычный в отличие от /п/, взрывной в отличие от /с/ и т. д.

Признаки, по которым фонема отличается от других, называются дифференциальными (различительными) признаками .

Например, в рус. яз. слово «там» можно произнести с кратким [а] и долгим [а:], но значение слова от этого не изменится. Следовательно, в русском языке это не две фонемы, а два варианта одной фонемы. Но в анг. и нем. яз. фонемы различаются и по долготе (англ. bit и bee , нем. Bann и Bahn ). В рус. яз. признак назализации не может быть дифференциальным признаком, так как все русские гласные фонемы неносовые.

Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем называются интегральными признаками . Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х]. Фонема реализуется в виде одного из возможных вариантов. Эти фонетические варианты фонемы называются аллофонами . Иногда используются также термины «оттенок » (русский языковед Лев Щерба) или «дивергент » (Бодуэн де Куртенэ).

Сильная позиция фонемы - это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства: сом, сам .

Слабая позиция - это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций: со ма, са ма; но га, на га; рок , рог ; рот , род .

Нейтрализация фонем - это совпадение различных фонем в одном аллофоне.

Одна и та же фонема может менять свое звучание, но лишь в пределах, не затрагивающих ее различительных признаков. Как бы сильно не отличались друг от друга березы, их не спутать с дубом.

Фонетические варианты фонем носят обязательный характер для всех носителей языка. Если мужчина произносит звук низким голосом и при этом шепелявит, а девочка высоким голосом и при этом картавит, то эти звуки не будут фонетическими, обязательными вариантами фонем. Это случайное, индивидуальное, речевое, а не языковое варьирование.

Дистрибуция

Для выявления фонем того или иного языка необходимо знать, в каких позициях они встречаются. Дистрибуция - распределение фонем по произносительным позициям.

1. Контрастная дистрибуция

Два звука встречаются в одном и том же окружении и при этом различают слова. В этом случае они представители разных фонем.

Напр., из ряда слов «том, дом, ком, лом, ром, сом» видно, что в рус. яз. существуют фонемы /т/, /д /, /к/, /л/, /м/, /с/, так как в одном и том же окружении [ом ] они позволяют различать разные слова.

2. Дополнительная дистрибуция

Два звука никогда не встречаются в одинаковом окружении и при этом смысла слов не различают.

Они варианты, аллофоны одной и той же фонемы.

Например, гласная фонема /е/ в русском языке может иметь разные аллофоны в зависимости от различного окружения.

В слове «семь» [е] выступает в виде наиболее закрытого аллофона (после мягкой и перед мягкой согласной)ю

В слове «сел» [е] выступает в виде менее закрытого аллофона (после мягкой и перед твердой согласной).

В слове «шесть» [е] выступает в виде более открытого аллофона (после твердой и перед мягкой согласной).

В слове «шест» [е] выступает в виде наиболее открытого аллофона (после твердой и перед твердой согласной).

В русском языке [ы] считается вариантом фонемы /и/ в положении после твердых согласных. Напр., быть - бить . Поэтому несмотря на визуально одинаковое окружение, здесь мы имеем разные окружения [бит´] - [б´ит´]

В японском языке фонема /r/ произносится как среднее между [р] и [л] и эти звуки - аллофоны одной и той же фонемы.

3. Свободное варьирование (чередование)

Звуки встречаются в одних и тех же окружениях и не различают слов и значений. Это варианты одной и той же языковой единицы.

Напр., во фр. яз. существует два варианта /r/ - переднеязычный (вибрирующий) как в русском языке и увулярный (грассирующий). Последний вариант - нормативный, но первый вполне допустим. В русском языке равноправны оба варианта - «землей» и «землею».

Фонологические школы. Фонология Трубецкого

В вопросе о нейтрализации фонем в словах типа «луг» существуют различные точки зрения относительно фонемы, обозначаемой буквой «г», но отражающей глухой звук [к].

Лингвисты, относящиеся к ленинградской школе (Лев Владимирович Щерба и др.) считают, что в паре «луг - луга» звуки [к] и [г] относятся к двум разным фонемам /к/ и /г/.

Однако языковеды московской школы (Аванесов, Реформатский и др.) исходя из морфологического принципа полагают, что в слове «луг» звук [к] - это вариант фонемы /г/. Они считают также, что для вариантов [к] и [г] в словах «луг -луга» существует общая фонема /к/г /, которую они назвали гиперфонемой.

Гиперфонема объединяет в себе все признаки звуков [к] и [г] - велярность, взрывность, глухость, звонкость и т.д. Такая же гиперфонема /а/о / имеется в безударных первых гласных в словах «ба ран», «мо ло ко».

Выдающийся русский языковед Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), один из теоретиков Пражского лингвистического кружка (научной школы), в который он вошел в эмиграции после революции 1917 года, считал, что в этом случае имеет место особая фонема, которую он назвал архифонемой.

Архифонема - это совокупность общих признаков нейтрализующихся фонем.

Например, архифонема /к/г / объединяет в себе общие признаки нейтрализующихся фонем /к/ и /г/ без разделяющей их звонкости.

Если архифонема - это единица с неполным комплектом признаков, то гиперфонсма - это двойной или даже тройной набор признаков. В своей классической работе «Основы фонологии» Н.С.Трубецкой также дал классификацию фонологических оппозиций, т.е. противопоставлений фонем с целью выявления сходств и различий.

1. Привативные оппозиции

Привативные (лат. privo - лишаю) оппозиции выделяются по наличию или отсутствию какого-либо признака у пары фонем, напр., у одного из членов пары б/п нет звонкости, а у другого имеется.

2. Градуальные оппозиции

Градуальные (лат. gradus - степень) оппозиции выделяются по разной степени признака, имеющегося у членов оппозиции.

Напр., /е/ и /и/ в рус. яз. в частности отличаются по разной степени подъема языка при артикуляции.

В англ.яз. в оппозиции участвуют три гласных с разной степенью открытости: /i/, /e/, /ае/ .

3. Эквиполентные оппозиции

Все члены оппозиции равноправны; их признаки настолько разнородны, что нет основы для противопоставления признаков.

Напр., согласные /b/, /d/, /g/ артикулируются совершенно по разному: один - губной, другой - переднеязычный, третий - заднеязычный, и их объединяет только то, что они согласные.

Системы фонем

Каждый язык обладает своей системой фонем (фонологической системой).

Фонологические системы отличаются друг от друга:

  1. Количеством фонем.
  2. Соотношением гласных и согласных фонем.
  3. Фонологическими оппозициями.

В разных языках существуют свойственные их системам организации фонемных групп (фонологических оппозиций).

Например, в рус. яз. фонематично противопоставление твердых и мягких согласных., во французском - носовых и неносовых согласных, в анг. и нем. языках - долгих и кратких гласных.

Соотношения гласных и согласных фонем в некоторых языках

Язык Количество фонем Число гласных Число согласных
Русский 43 6 37
Английский 44 12 + 8 дифт. 24
Немецкий 42 15 + 3 дифт. 24
Французкий 35 15 20
Башкирский 35 9 26
Татарский 34 9 25
Испанский 44 5 + 14 дифт.; 4 триф. 21
Итальянский 32 7 24
Финский 21 8 13
Абхазский 68 2 (а, ы) + 8 дифт. 58
Убыхский (Турция) 82 2 (а, ы) 80
Кечуа (Перу) 31 3 (а, и, у) 28
Гавайский 13 5 8
Таитянский 14 6 8
Ротокас (Папуа) 11 5 6 (g, k, p, r, t, v)

В некоторых работах можно встретить числа, отличающиеся от нижеприводимых, так как исследователи исходят из различных критериев определения и подсчета фонем (напр., включают заимствованные фонемы или исключают дифтонги и т.д.).

Если учитывать реализацию фонем в речи (все фонетические варианты), то соотношение гласных и согласных в каждом языке будет иным, чем в таблице, напр., в анг.яз. 38% - 62%, в нем. яз. 36% - 64%, во фр.яз. 44% - 56%.

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2020, ссылка на сайт обязательна

ФОНЕМА

Основное понятие в фонологии - фонема. Термин «фонема» ввел в языкознание великий русско-польский лингвист, „. потомок французских дворян Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 - 1929), основоположник Казанской школы языкознания. Он считал фонему психическим вариантом звуков языка. ФОНЕМА - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное. В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, - огромное количество. Сколько людей, столько и звуков, напр., [а] может быть произнесено различно по высоте, силе, длительности, тембру, но все различные миллионы звуков [а] обозначаются одной буквой, отражая один звуковой тип, одну фонему. Разумеется, фонемы и буквы алфавита часто не совпадают, но между ними можно провести параллель. Число тех и других строго ограничено, а в некоторых языках почти совпадает. Фонему можно приблизительно описать как букву звуковой азбуки. Если в потоке речи тысяч различных звуков можно выделять различные слова, то только благодаря фонемам. Следовательно, фонема - минимальная звуковая единица системы языка, позволяющая различать слова и смысл слов. В слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами - ударным и двумя безударными. Таким образом, фонема - это абстракция, тип, модель звука, а не сам звук. Поэтому понятия « фонема » и «звук речи» не совпадают. В слове «boy » две фонемы, а не три, так как оно отличается от слов by, be, bee, bar и т.д.

Возможны и такие случаи, когда две фонемы звучат как один звук. Например, в слове «детский» /т/ и / с/ звучат как один звук [ ц ], а в слове «сшить» /с/ и /ш/ звучат как долгое [ ш ]. Каждая фонема - совокупность существенных признаков, которыми она отличается от других фонем. Напр., /т/ глухой в отличие от звонкого/[д/, переднеязычный в отличие от /п/, взрывной в отличие от /с / и т. д.

Признаки, по которым фонема отличается от других, называются ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ (различительными) признаками.

Например, в рус. яз. слово "там" можно произнести с кратким [а ] и долгим [а:], но значение слова от этого не изменится.

Следовательно, в русском языке это не две фонемы, а два варианта одной фонемы. Но в анг. и нем. яз. фонемы различаются и по долготе (англ. bit и bee, нем. Вапп и Bahn). В рус. яз. признак назализации не может быть дифференциальным признаком, так как все русские гласные фонемы неносовые.

Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем называются ИНТЕГРАЛЬНЫМИ признаками. Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х].


Фонема реализуется в виде одного из возможных вариантов. Эти фонетические варианты фонемы называются АЛЛОФОНАМИ.

Иногда используются также термины «оттенок» (русский языковед Лев Щерба) или «дивергент» (Бодуэн де Куртенэ).

СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ фонемы - это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства: сом, сам.

СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ - это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций: сома, сама; нога,нага; рок, рог^рот, род,

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ФОНЕМ - это совпадение различных фонем в одном аллофоне.

Одна и та же фонема может менять свое звучание, но лишь в пределах, не затрагивающих ее различительных признаков. Как бы сильно не отличались друг от друга березы, их не спутать с дубом.

Фонетические варианты фонем носят обязательный характер для всех носителей языка. Если мужчина произносит звук низким голосом и при этом шепелявит, а девочка высоким голосом и этом картавит, то эти звуки не будут фонетическими, обязательными вариантами фонем. Это случайное, индивидуальное, речевое, а не языковое варьирование.

Для выявления фонем того или иного языка необходимо знать, в каких позициях они встречаются. Дистрибуция - распределение фонем по произносительным позициям.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама