THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Индивидуальные карточки при работе над поэмой

Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"

Главная проблема изучения литературы в старших классах – это большое количество произведений и их объем. Каждый учитель решает эти проблемы по – своему.

На помощь учителю приходит педагогическая технология индивидуальных заданий.

На мой взгляд, это одна из благоприятных технологий в широком многообразии применяемых методик в старших классах.

Приступая к созданию индивидуальных карточек, учитель должен иметь в виду следующее:

1.Учитывать род, жанр, индивидуальные особенности стиля произведения.

2.Учитывать объём произведения, степень погружения учащихся в текст.

3.Видеть сегодняшний уровень развития ученика и перспективу его развития.

4.Оформлять карточки - задания определенным образом.

5.Использовать карточки на каждом уроке.

Вот примеры карточек для работы.

Задание № 1

    Прочитайте часть «Крестьянка».

    При каких обстоятельствах встретили странники Матрёну Тимофеевну Корчагину?

    Какой предстает она в поэме? (портрет, черты характера)

    Кратко расскажите основные факты её жизни?

    За что народ считает Матрену счастливой? Можно ли её назвать таковой?

Задание № 2

    Прочитайте часть «Крестьянка» (особенно главы «До замужества» и «Песни»)

    Какие фольклорные жанры используются в рассказе Матрёны о своей жизни?

    Почему Некрасов обращается к ним?

    Какие народные обряды крестьянской жизни упоминаются в этой части?

    Как изобразительно – выразительные средства помогают раскрыть образ крестьянки?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 3

Прочитайте гл. «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»

    Эти главы, даже в народной поэме одни из самых народных. Почему?

    Расскажите о крестьянских образах, созданных Некрасовым.

    Докажите текстом, что народу свойственна душевная красота, чуткость и суеверие.

    Материал о Якиме Нагом в ваш ответ не входит…

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 4

Прочитайте гл. «Пьяная ночь»

Кто такой Яким Нагой? (портрет, черты характера)

Докажите текстом, что его можно назвать народным заступником?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 5

    Прочитайте часть «Последыш»

    Происходящие события в части дважды названы «камедью»? Почему?

    Докажите примерами из текста, что это игра?

    Какое чувство вызывает у вас рассказ о вахлаках? Почему?

    Кто такие Ипат, Клим Лавин, Агап, Влас? Что они рассказывают о своей жизни?

    Почему слово «вахлак» стало нарицательным? Что оно означает?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

Задание № 6

    Прочитайте части «Последыш» и «Крестьянка».

    Соберите материал о жизни крестьян в этих частях поэмы.

    Что открывается правдоискателям о жизни крестьян Корёжского края и вахлацкого?

    Каковы взаимоотношения крестьян с помещиками этих двух миров?

Ваш ответ должен быть полным и чётким, для удобства прослушивания на уроке записан в тетрадь и прочитан для всех учащихся. Время для ответа около 5 минут.

В данной статье представлены не все карточки – задания. Поняв структуру составления подобных заданий, учитель сам сможет составить подобные индивидуальные карточки.

Предварительный просмотр:

Тестовые задания по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1 вариант

  1. Поэма-эпопея создавалась Н.А.Некрасовым почти 15 лет и осталась незаконченной. Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, демократ по убеждениям, Некрасов передал в своей поэме в основном мысли и чувства:

А) дворян; Б) передовой части крестьянства; В) разночинцев

  1. Сюжет поэмы опирается на тему дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по великой русской земле в поисках:

А) счастливого человека; Б) правды; В) хорошего хозяина.

  1. В начале поэмы мужики сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили: «Кому живется весело, Вольготно на Руси?» Среди счастливых называют:

А) попа, купца, боярина;

Б) солдата, крестьянина, мастерового;

В) пьяницу, странника, разбойника.

  1. Крестьяне, отправившиеся в путь по родной стране, названы «временнообязанными». Это указывает на то, что действие поэмы происходит:

А) до отмены крепостного права;

Б) во время реформы 1861г.;

В) в пореформенное время.

  1. В первой главе правдоискатели расспрашивают попа, «сладка ли жизнь поповская». Определив счастье как «покой, богатство, честь», священник признается, что его трудно назвать счастливым, потому что:

А) «крестьянин сам нуждается», а поп «живет с одних крестьян»;

Б) «угодья наши скудные»;

В) «сплошь почти раскольники».

  1. Народная молва отправляет странников к Корчагиной Матрене Тимофеевне по прозвищу «губернаторша», которое она получила за то, что:

Б) Ей помогала жена губернатора;

В) Ее любил губернатор

  1. Матрена считала сама себя счастливой, потому что выросла:

А) в непьющей семье;

Б) в богатой семье;

В) в городской семье»

  1. Прототипом народного заступника Гриши Добросклонова был русский демократ и друг Некрасова:

А) Н.А.Добролюбов;

Б) В.Г.Белинский;

В) Д.И.Писарев

  1. Что значит, по мнению Некрасова, «жить хорошо»?

А) страдать и терпеть

Б) защищать угнетенных

В) самому стать лучше

2 вариант

  1. Впервые в главе «Сельская ярмонка» Некрасов говорит о «народных заступниках», это почетное звание, по мнению поэта, заслуживают:

А) крестьяне-правдоискатели; Б) разбойники, грабящие богатых; В) русские писатели.

  1. Крестьянин Федосий советует странникам спросить о счастье Ермилу Гирина. Он прославился на всю округу:

А) деньгами; Б) правдою; В) колдовством.

  1. В главе «Помещик» крестьяне допытываются у «кругленького» барина Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева, «сладка ли жизнь помещичья». Барин со слезой на глазах вспоминает, как было хорошо раньше, а теперь все прошло. Потому что:

А) отменили крепостное право; Б) сословья благородные у нас труду не учат;

В) расплодились питейные дома

  1. Жених Матрены, Филипп Корчагин, питерщик, по мастерству печник, «пал на сердце» девушке, и сама она называет короткий период ухаживания «счастьицем», а вот после свадьбы попала Матрена «с девичьей холи в ад», потому что:

А) Филипп изменился и стал груб с женой;

Б) семья Филиппа была пьющая;

В) семья была большая и сварливая, а Матрена оказалась самой младшей снохой.

  1. В главе «Савелий, богатырь святорусский» Матрена рассказывает о дедушке Савелии, который попал на каторгу за то, что:

А) немца Фогеля живого в землю закопал;

Б) убежал в леса с ножищем да с рогатиной;

В) не платил подати помещику Шалашникову.

(Савелия звали «клейменым, каторжным», на что он отвечал: «Клейменый, да не раб!»)

  1. «Богатырство русское», по мнению Савелия, в том, что:

А) русские крестьяне умеют работать;

Б) Русский народ умеет терпеть;

В) русские люди умеют сопротивляться власти, бунтовать.

  1. Некрасов не дает прямого ответа на вопрос поэмы «Кому на Руси жить хорошо», но каждой строчкой ее доказывает, что по-настоящему хорошо жить только:

А) будущему сеятелю; Б) крестьянину-правдоискателю; В) народному заступнику.

  1. Гриша Добросклонов появляется в главе:

А) «Счастливые» Б) «Пир на весь мир» В) «Крестьянка»

  1. Кому адресованы эти строки Н.А.Некрасова:

«Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь»

А) Ермил Гирин

Б) Гриша Добросклонов

В) Яким Нагой

Г) Дед Савелий.

  1. Поэма заканчивается рассказом о Грише Добросклонове. Его отец, дьячок Трифон, «жил беднее захудалого крестьянина», поэтому постоянным спутником захудалого семинариста Григория был голод. Мужики помогали ему и его брату, поэтому Григорий с детства твердо знал «кому отдаст свою жизнь и за кого умрет»:

А)за мать свою, батрачку безответную;

Б) за Власа-крестного, что помог ему выжить;

В) за угнетенного, униженного и обиженного русского человека.


1. Что такое счастье, в представлении мужиков?

2. Кому задают вопросы (подробности описать ответы)?

3. Почему в перечне счастливцев не оказалось бедных людей?

4. Меняют ли ходоки свои представления о счастье по ходу произведения?

5. Находят ли они счастливого? Кто это? В чем его счастье?

6. Почему поэма не закончена?

7. За кем будущее Руси, почему?

Ответы

1. У каждого из мужиков свое представление о счастье. Один считает что счастлив боярин, другой дворянин и так далее.

2. Вопросы задают встретившимся им на пути людям.

Спросили у Попа, а хорошо ли ему живется, и он сказал им, что счастье в понимании человека есть богаство и покой, но не тем не другим поп не обладает. Он бескорыстно помогает людям и постоянно страдает душой, видя убитых горем женщин и стариков.
Потом мужики заглядывают на ярмарку. Там видят старика Вавила, который не может купить своей внучке башмачки, потому что он пропил все свои деньги. Мужички понимают что трезвому на Руси жить плохо.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живет Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для нее та ночь,

когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил ее и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свекра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнется, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребенка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие ее ребенка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у нее родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: ее мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно - так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от ее счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трех лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину свое усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни - барщинную, голодную, солдатскую, соленую - и истории о крепостном времени. Одна из таких историй - про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе еще большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребенком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову - единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провел ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Еще одну историю - о двух великих грешниках - рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю еще одного грешника - Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

4. Да меняется. Мужики, после услышанной истории про Ермила Гирина, переосмыслили свое понимание о счастливом человеке. Теперь в их понимании счастливчиком являлся человек, который был предан Родине и занимался благими делами, которые ему самому нравились.

5. В конце своего пути мужики находят одного счастливца - это семинарист Гриша Добросклонов. Его счастье заключается в том, что он высоконравственный человек и видит в бескорыстном служении народу.

6. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. А также он ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии.

7. Будущие Руси в руках тех людей, которые оценивают свое счастье не деньгами.

Вопросы и задания по части «Крестьянка»

из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

1. Назовите полное имя героини поэмы.

2. О ком говорится в следующих строчках: «...Не то ещё услышите,/ Как до утра пробудете.../ Так вот они затеяли/ По-своему здороваться/ На утренней заре...»

З. «Мне счастье в девках выпало...». О каком счастье рассказывает крестьянка странникам?

4. О чём говорит героиня поэмы: «...попала я/ С девичьей холи в ад!».

5. Кто такой Савелий и за что его не любили в семье и называли «каторжным»?

6. Как звали первенца героини и что с ним случилось?

7. «Подпаска малолетнего/По младости, по глупости/Простить...а бабу дерзкую/Примерно наказать!». Прокомментируйте, о чём говорится в этих строчках.

8. «Спасибо губернаторше,/Елене Александровне,/Я столько благодарна ей...». Как героиня оказалась у губернаторши и за что ей благодарна?

9. «...Не дело между бабами/Счастливую искать!». Почему героиня так сказала странникам? (Дай те ответ, подтверждая словами из главы «Бабья притча»).

10. Проанализируйте главу «Бабья притча». (Место в произведении, композиция, идея, художественные особенности...).



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама