THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Что такое бас-гитара, история создания, основные характеристики. Способы игры на басу, и как правильно его настраивать. Советы по выбору.

ЧТО ТАКОЕ БАС-ГИТАРА?

Бас-гитара(также называемая электрической бас-гитарой или просто басом) – струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне.

Бас создает ощущение заполненности в музыке и фундамента, на котором строится всё остальное. В роке и подобных стилях помогает создать "groove", или ритмический рисунок. Он как бы связывает ударные и другие инструменты в группе, т. е. ритм и мелодию. Чаще используется для аккомпанемента, чем в качестве солирующего инструмента.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности, обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

  • большие размеры;
  • увеличенное расстояние от верхнего порожка до струнодержателя (мензура) – 864 мм (34") против 650 мм у классической гитары;
  • более толстые струны;
  • уменьшенное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ

В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы Fender, выпустил бас-гитару Fender Precision Bass. Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции, стали фактически стандартом для производителей бас-гитар. Позже, в 1960 году, Фендер выпустил ещё одну усовершенствованную модель бас-гитары – Fender Jazz Bass, популярность которой не уступает Precision Bass.

С 60-х годов XX века, с появлением рок-музыки, бас-гитара становится все более распространенным инструментом. Возникают новые разновидности: появляются электроакустическая бас-гитара и безладовая, увеличивается число струн, создаются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа. Развивается также и техника игры на бас-гитаре: от гитары заимствуется тэппинг, бенд, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп и игра флажолетами.

ВИДЫ БАС-ГИТАР

4-струнная бас-гитара – самый распространенный инструмент у басистов. Может использоваться в любом стиле, удобна при игре. Начинать обучение нужно именно с такого инструмента. В данный момент существуют множество разновидностей корпусов и цветовых решений. Приведем пример такой бас-гитары в нашем видео:


5-струнная бас-гитара имеет дополнительную низкую струну Си. По сравнению с 4-струнным такой бас имеет более широкий гриф и более узкое расстояние между струнами. Становится сложнее играть. Зато дополнительная струна дает быстрый доступ к низким нотам без смены позиции левой руки, что очень удобно. Также 5-струнную гитару ценят музыканты, играющие в «тяжелых» стилях музыки.


6-струнная бас-гитара помимо дополнительной низкой Си имеет еще и высокую шестую струну До, которая позволяет играть высокие партии и даже соло. Из недостатков стоит отметить еще более узкое расстояние между струнами, поэтому, к примеру, для игры слэпом нужно гораздо больше практики и терпения.


Безладовые басы обладают особенным звучанием, потому что из-за отсутствия ладов струну приходится прижимать прямо к поверхности накладки. Струна, касаясь грифа, издает дребезжащий звук «муа», напоминая звучание контрабаса с использованием техники пиццикато. Безладовый бас чаще используется в джазе и его разновидностях. Смотрите видеообзор на нашем канале:


Полуакустические бас-гитары похожи на акустические по виду, то есть имеют полый корпус, но при этом используют те же магнитные звукосниматели, что и цельнокорпусные инструменты. Такие бас-гитары наиболее часто используются в джазе, фолке и других спокойных музыкальных стилях, тяготеющих больше к акустическому звучанию. Самый известный «полый» бас – похожий на скрипку «битловский» инструмент – является примером того, как такие басы можно использовать и в рок-музыке.


Электроакустическая бас-гитара – это обычный акустический инструмент с пьезодатчиком, усиливающим сигнал. Чаще всего пьезодатчик установлен под бриджем и оснащен предусилителем, позволяющим управлять тембром звучания, когда инструмент подключен. Такой инструмент подойдет для легкой акустической музыки.


Семиструнная бас-гитара имеет строй B E A D G C F (Си-Си-Ля-Ре-Соль-До-Фа), то есть добавлена еще одна высокая струна Фа. Инструмент крайне тяжел в освоении.

Восьмиструнная, десяти- и двенадцатиструнная бас-гитары – каждая из струн обычной четырёх или пятиструнной бас-гитары получает пару, настраиваемую на октаву выше (аналогично двенадцатиструнной акустической гитаре), что создаёт особый акустический эффект. На двенадцатиструнной бас-гитаре струны идут даже не парами, а тройками. Добавочная пара или тройка настраивается при этом в унисон.

Фото с сайта conklinguitars.com

Бас-гитара пикколо – бас-гитара, настроенная на октаву выше. Это может быть достигнуто за счёт более короткой мензуры или более тонких струн. Существуют наборы для пикколо, которые можно установить на обычный бас. Пикколо бас настроен как электрогитара, но имеет отличный от неё тембр, вероятно, из-за звукоснимателей другого типа и увеличенной мензуры (если мензура стандартная для бас-гитары). В отличие от электрогитары бас пикколо не утрачивает квартового строя.

Стик – это бас-гитара, специально приспособленная для техники «двуручный теппинг». На ней установлены как бы два комплекта струн: самая низкая посередине и более тонкие по убыванию от середины к краям. Играют на нём, ударяя по струнам пальцем в области грифа, а не щипком, обеими руками одновременно. Это позволяет исполнять две мелодические линии одновременно, комбинируя их ритмически. По исполнению и звучанию схожа с партиями для фортепиано.

Некоторые современные производители выпускают специальные линейки продукции для детей. Мензура детской бас-гитары может быть меньше 30".

ХАРАКТЕРИСТИКИ БАС-ГИТАР. НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Звукосниматели

Как и в случае с обычными электрическими гитарами, самым важным приспособлением в бас-гитаре является звукосниматель, который преобразует колебания струн в электрический ток, а затем в определенный частоты звук.

В конструкции пьезодатчиков нет магнитов, они воспринимают колебания струн инструмента напрямую, обычно в точке соприкосновения со струнодержателем (бриджем). Такие звукосниматели обычно применяются в сочетании с обычными электромагнитными датчиками, звучат существенно ярче и чаще всего встречаются на акустических или безладовых бас-гитарах, поскольку у них отсутствуют проблемы с шумами, помехами и акустической обратной связью. Однако без соответствующего усилителя сигнал с таких датчиков звучит крайне вяло.

Электроника

Существуют активные и пассивные схемы предусилителя (preamp) инструмента.

Пассивные системы работают без источника питания, имеют меньше ручек контроля (обычно ручка громкости, ручка тембра и ручка микса (blend), если установлены несколько звукоснимателей). Преимущества пассивных инструментов в их независимости от батарейки, которая может скончаться в середине выступления, а также в простоте контроля и в более традиционном lo-fi звучании, которое предпочитают некоторые исполнители. Эти инструменты обычно дешевле.

Активные басы требуют источника питания, которым, как правило, является батарейка. Преимущества активных систем заключаются в более мощном выходном сигнале и более продвинутом контроле эквалайзера, который может отдельно регулировать высокие, средние и низкие частоты выходного сигнала.

Методы крепления грифа к деке

Чаще всего встречается вкрученный гриф, прикрепленный к корпусу с помощью специального болта. Такой метод получил название Bolt-On. Около 25 % инструментов изготавливаются в цельнокорпусном варианте, когда гриф и дека представляют собой одно цельное приспособление. Метод называется Neck-Through (сквозной гриф).

Модели со сквозным грифом обладают более мягким звучанием и продолжительным сустейном, в то время как бас-гитары с болтовым креплением звучат более жестко. Прочность крепления грифа исключительно важна, поэтому у некоторых моделей гриф крепится на 6 болтах (вместо привычных 3 или 4), например у бас-гитар фирмы Schecter.

Мензура – рабочая область струн гитары, то есть, расстояние от верхнего до нижнего порожка. Для бас-гитар существует оптимизированный диапазон – от 30 до 36". Первая бас-гитара имела мензуру в 34", которая является самой распространенной по сегодняшний день. От данного расстояния отчасти зависит вес и звучание инструмента.

Фурнитура

Под «фурнитурой» обычно понимаются такие детали инструмента, как колки, струнодержатель (бридж) и регуляторы управления. Все они достаточно легко заменяются, поэтому, если вы можете позволить себе только недорогой инструмент, еще не все потеряно – поменять фурнитуру на более качественную достаточно легко, и для этого не требуется никаких специальных технических знаний. В нашем магазине представлен широкий выбор .

Бридж - критически важная деталь инструмента; от нее существенно зависят такие звуковые характеристики, как сустейн и общая «отзывчивость» при игре. Струны бас-гитары могут закрепляться в бридже различным образом: как «сверху», так и с пропусканием струн сквозь его корпус. Бриджи с креплением сквозь корпус характеризуются более длительным сустейном и более чистым звуком. Однако при этом процедура смены струн становится более сложной и длительной. Вторая важная функция бриджа – возможность точной регулировки положения каждой струны по высоте и длине. Таким образом, в сочетании с регулировкой натяжения анкера (т. е. прогиба грифа) бридж служит для поддержания бас-гитары в идеальном состоянии.

Колки предназначены для регулировки натяжения струн бас-гитары. Дешевые колки во время игры могут банально «ползти», за счет чего строй инструмента будет постоянно опускаться.

Количество ладов

Количество ладов у бас-гитары обычно колеблется от 20 до 24. Чем их больше, тем более высокие ноты можно сыграть на инструменте. Но все же напомним, что бас – это прежде всего аккомпанирующий инструмент, и большинство партий играются на нем не выше 12 лада.

Инструменты, сделанные из более плотной древесины, обычно звучат чище, ярче и отчетливее, чем те, что изготовлены из менее плотного дерева. Последние же, в свою очередь, позволяют почувствовать колебание обертонов на всем протяжении звучания ноты. Древесина менее плотных пород дает более сочный звук, чем древесина с большой плотностью. Светлые породы древесины, как правило, звучат ярче, чем темные.

  • Клен – основное сырье для изготовления грифов, топов и корпусов. Обладает ярким звучанием с острой атакой.
  • У гитар из красного дерева наиболее выраженно звучит середина, придающая звучанию инструмента плотный и «мясистый» звук. Отлично подходит для рок-музыки. Махагони применяют для изготовления корпусов и грифов гитар.
  • Липа придает инструменту немного глуховатое звучание. У гитары из липы будет ровный сустейн, высокие и низкие частоты смягчены, а средние ярко выражены. Для исполнения всевозможных вариаций рока, трэша и металла подойдет именно гитара из липы. Эту древесину применяют только для изготовления корпусов.
  • Ольха – популярная и довольно распространенная порода, которую используют в производстве электро- и бас-гитар. Инструменты из ольхи хорошо звучат, отлично резонируют и имеют сбалансированный тембр.
  • Палисандр применяется в основном для накладок грифа, гораздо реже – для изготовления дек. Есть индийский, бразильский и африканский палисандр. Теплый звук, приглушенные верхние частоты, хороший резонанс.
  • Тополь – самая распространенная порода, которая используется в производстве недорогих гитар. Стоит дешево и подходит для универсальных инструментов. Чистое звучание, преобладают средние частоты.
  • Ясень – традиционное дерево для гитар. Инструменты из этого дерева звучат звонко и прозрачно. При этом разные части ствола этого дерева будут звучать по-разному. По этой причине найти две гитары из ясеня, которые звучали одинаково, невозможно.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИГРЫ НА БАС-ГИТАРЕ И КАК НА НЕЙ ИГРАЮТ?

На бас-гитаре играют только с усилителем или специальным басовым комбо. Видеообзоры и статьи, посвященные басовому усилению, представлены на нашем канале YouTube:


Три способа звукоизвлечения являются основными: щипок пальцами, медиатор и слэп. Эти способы различаются по тембровой окраске, а также распространённости в том или ином стиле или жанре музыки.

Щипок пальцами является наиболее универсальным способом игры на басу, подходящим практически для любого стиля музыки. Характеризуется сравнительно мягкой тембровой окраской с преобладанием низких частот, мягкой атакой и продолжительным сустейном.

Игра медиатором также является весьма распространенным способом звукоизвлечения, наиболее применимым при исполнении рок-музыки и её производных. По сравнению с щипком пальцами звук при извлечении медиатором получается с более резкой атакой, в тембральной окраске более ярко выражены средние и высокие частоты. любой формы и толщины широко представлены в магазинах POP-MUSIC.

Слэп – специфический бас-гитарный способ звукоизвлечения, построенный на комбинации ударов и щипков пальцами правой руки, при этом струны бьются о лады грифа, издавая громкий, звенящий звук.

КАК НАСТРАИВАТЬ БАС?

4-струнная бас-гитара настраивается по квартам от Ми контроктавы на одну октаву ниже, чем строй 4 верхних струн электрогитары. 1 струна – G, 2 струна – D, 3 струна – A, 4 струна – E.

5-струнный бас имеет дополнительную низкую струну (G D A E B), а 6-струнный еще и дополнительную высокую (C G D A E B).

Проще всего для настройки бас-гитары использовать тюнер. Он работает очень просто: на экране будет показано, на какую ноту в данный момент настроена каждая отдельная струна. Большое количество таких устройств вы можете найти в нашем магазине:

ИТОГИ. КАК ВЫБРАТЬ БАС-ГИТАРУ?

Цены на бас-гитары даже в бюджетном сегменте могут сильно отличаться (не берём в расчет топовые бренды, цены на эти инструменты слишком высоки). Инструменты подороже сделаны из более качественного дерева, чем более бюджетные модели. Различается и качество сборки, фурнитуры, звукоснимателей. Но в любой ценовой категории можно выбрать именно тот бас, который будет соответствовать вашим целям.

  • Если вы начинающий басист и пока не уверены, какой именно вам нужен звук, то советуем рассматривать инструменты с 4-мя струнами. Тип звукоснимателя самый универсальный – J (single) или же H (humbucker). Дерево, фурнитура и количество ладов в данном случае не так важны.
  • Для музыкантов, играющих рок, подойдут басы с 4 и 5 струнами. Тип звукоснимателя – H (humbucker) или P (split). Материал корпуса – липа или красное дерево (махагон). Активная электроника в этом стиле музыки будет не лишней. С рок-композициями отлично справляются .
  • Джаз, свинг и рок-н-ролл чаще всего играется на моделях с 4, 5 и 6 струнами. Количество ладов – 24, т. к. басисты в этих стилях не прочь поиграть соло. Тип звукоснимателя – J (single) или H (humbucker). Тип электроники чаще всего пассивный, поскольку джазмены любят традиционное звучание. Материал корпуса – клен, ольха или ясень.
  • Для легкой и спокойной музыки, например для фолка, можно использовать полуакустические или электроакустические басы.

Басисты, пожалуй, меньше всего заметны в традиционном составе группы из четырёх человек.

Певцы и гитаристы всегда привлекают основное внимание, а барабанщики либо являются объектом шуток, либо объектом ужасного восхищения. А что насчет басистов? Мы, басисты, просто делаем свою работу, стоически пытаемся сосредоточиться на игре, пока все вокруг теряют сознание.

И нас это абсолютно не напрягает. Почему? Потому что жизнь басиста наполнена настоящими чудесами! В подтверждение вышесказанного, вот лишь некоторые из лучших вещей из жизни басиста.

1. Грув

В жизни басиста нет ничего более приятного, чем уйти в себя и создавать грув или “кач”, если хотите. Ибо, когда дело доходит до этого, мы настоящие проповедники в храме Грува.

Грув - это неуловимый зверь. Он окружает нас и проникает в нас; он связывает все группы вместе.. Вы должны чувствовать его своим нутром и передавать его через свой инструмент.

Речь идет не о лирике, не о мелодии или простом соло. Речь идет об этой неуловимой вещи в самой глубине песни, которая заставляет людей двигаться. Речь идет о Груве, братья и сестры.

2. Быть на расслабоне

Люди ждут чего-то от вокалиста в группе - обратной связи с публикой, шуточек и т.п.. Гитаристы тоже страдают от этого ожидания, за исключением того, что они должны еще быть сексуальными и крутыми, одновременно играя соло-партию и танцуя над дюжиной педалей. А что же басисты? А мы сами себе хозяева.

Конечно, вы можете быть фронтменом, если хотите (привет, Фил Линотт), со-фронтменом (Macca), или даже «третьим фронтменом» (а-ля Пол Саймонон из Clash). Но в то же время вы можете так же легко стать неприметно в сторонке и просто играть свою партию. Вся слава группы и никакого напряга!

3. Ничто не сделает песню такой крутой, как партия баса

Попросите кого-нибудь назвать свою любимую песню. Послушайте эту песню. Прислушайтесь. Заметили что-нибудь? Конечно же это безумно крутая партия баса! И это всегда так. Знаете почему? Не из каждой партии баса получается отличная песня, но в каждой великой песне есть бас-гитара. Это факт.

Популярная музыка, величайшее изобретение 20-го века, просто не может существовать без электрического баса. У нее не было бы ни сердца, ни грува, ни мощи. Через тысячу лет, когда поп-историки выкопают песни-мамонты нашей давно потерянной эпохи, они сойдутся во мнении: ничто не “наваливает” в песне так как бас-гитара.

4. Бас-гитары

Как и наши шестиструнные братья, басисты имеют множество форм и стилей, которые можно выбрать, становясь на дорожку бас-джедая. Однако уникальным для баса является уровень мастерства, который используется при создании наших инструментов.

Они больше, тяжелее, изобилуют струнами, которые можно использовать для абсолютно разных целей. Начиная от чистого звучания Fender Precision, до топорно-грубого Gibson Thunderbird или красиво-жестокого в Rickenbacker 4001. Мы превращаемся в настоящих маньяков когда попадаем в магазин с бас гитарами. И самое главное, что это очень нам нравится.

5. Мы, очевидно, самые крутые

Для того, чтобы быть басистом, нужно быть довольно уверенным, так ведь? Тайны низкочастотных вибраций не откроются тем, кому не хватает чувства собственного достоинства. Мир театральности или роскошных соло - это не наше.

Быть басистом - это спокойно, хладнокровно выполнять свою работу, иногда без похвалы, и быть уверенным в том, что без вас нет ни ролла в роке, ни ритма в блюзе. Чтобы играть на басу, нужно верить, что вы и только вы можете навалить фанка (когда это нужно).Это тяжелое бремя, и доступно только самым крутым из крутых.

6. Это победа

Никто не замечает среднего басиста. Едва ли кто-нибудь замечает плохого басиста, если только он просто не уходит со сцены, чтобы привлечь к себе внимание.

Это означает, что люди с одной извилиной в мозгу могут при правильных обстоятельствах сделать долгую и плодотворную карьеру, играя одноликие басовые линии перед ликующей толпой. Удачи им. Но есть другой нюанс. Если вы такой редкий зверь, как басист-виртуоз, то вы будете гораздо более высоко востребованы, нежели почти любой другой музыкант.

В мире сессионных музыкантов басисты всегда заметны в самых хитовых записях. Пример - Джеймс Джеймерсон, Кэрол Кейс, Леланд Скларс. Вы когда-нибудь задумывались, почему? Все просто: никто не замечает, если вы среднестатистический, все замечают, если вы великий.

7. Рубилово

В жизни музыканта ощущения - это все. Риф, от которого шевелятся волосы, шквал аплодисментов, пивная вечеринка после шоу - это все то, что делает нашу работу интересной. И для басистов нет лучшего чувства, кроме как подключиться, принять стойку и нанести первый удар коснувшись струны.

Не имеет значения, находитесь ли вы в комнате для репетиций или на саундчеке. Самое главное - то непередаваемое чувство, которое возникает когда от звука дрожат стены и все живые существа в радиусе поражения ощущают низкочастотные вибрации. Вы являетесь хозяином низких частот, и все должны преклоняться перед вашим всепобеждающим басовым мастерством.

8. Вы - клей, который связывает группы

Что такое барабанщик без басиста? Головная боль, вот что. Гитаристы звучат тускло и слишком быстро без нас. Певцы утрачивают грув без баса, делающего свое дело позади них, а клавишники и подавно могут просто закрыться у себя в комнате и играть там.

Бас - это тот канат, который связывает все воедино, это створки ракушки, хранящей в себе жемчуг. Уберите бас и не станет ни рок-н-ролла, ни фанка, ни джаза. Без нас группы - это просто сборища музыкантов, которые задаются вопросом, почему они так плохо звучат. Благодаря нам покоряются все рок-вершины.

9. История

Когда-то давно думали, что басисты будут иметь дело сразу с двумя басами. В результате большинство басистов имели верхнюю часть тела как у восточно-европейских олимпийцев и соответствующий темперамент. Лео Фендер изменил это и то, что следовало далее было творческими расцветом, который продолжается и по сей день.

Современная музыкальная история усеяна бас-виртуозами, которые произвели революцию в отношении того, что может сделать бас. И по сей день технология шагает вперед, к новым, еще более мощным направлениям. Играть на басу - это постоянно открывать что-то новое.

10. Усилители

Существует весьма отчетливая разница между гитарными и басовыми усилителями. Гитаристы часто подключаются ко всяким хрупким и утонченным приборам, которые нуждаются в тщательном техническом обслуживании и с которыми нужно нянчиться как с новорожденными. Басисты предпочитают усилители, которые выглядят так, как будто они сделаны, чтобы пережить ядерную бомбардировку.

Нам нравится, что они громкие, большие и достаточно мощные, чтобы раскачать любую площадку. Кабинеты, покрытые индустриальными решетками, головы усилителей, напоминающие советские времена, оборудование, которому нужна команда из шести грузчиков, чтобы переместить их хотя бы на полметра. Вот это и есть прелести басового оборудования.

11. Одна нота или десять - прокатит всё

Существует масса различных подходов к игре на басу, и все они эффективно работают. Лениво играем всего лишь одну ноту в такте? Неплохо! Хотим немного послэпить? Никаких проблем!

Одна из величайших вещей при игре на басу - музыкальная свобода. Большинство не-басистов имеют смутное представление о том, что такое бас, и это дает вам преимущество делать все, что вам нравится. Поэтому не парьтесь, исследуйте свою музыкальность, а если все пойдет не так как нужно, обвиняйте барабанщика.

Обратите внимание:

В середине прошлого века, пока Европа восстанавливалась после войны, в Соединённых Штатах стремительно развивался джаз. Появление в джазовых ансамблях электрогитары серьёзно изменило лицо джаза: гитара не только вытеснила банджо, но и заглушила контрабас, он стал теряться в общем саунде.

Стал разрабатываться электро-бас. И вот уже в начале 50-х легендарный гитарный инженер Лео Фендер (Leo Fender ) запустил в массовое производство первую бас-гитару Fender Precision Bass. Его изобретение стало настоящей революцией в музыке: изменилось не только звучание коллективов, но и сама бас-гитара спустя десять лет стала, по сравнению со своим предком-контрабасом, невероятно популярным инструментом, в первую очередь - из-за гораздо меньших размеров, звучания и простоты конструкции. Это породило новую профессию в музыкальной индустрии: бас-гитарист. Именно о них и пойдёт речь: cегодня я расскажу вам о 20 лучших бас-гитаристах мира.

Строго говоря, это будет не «Топ-хит лучших музыкантов». Всем известно, что искусство - это не спортивное состязание, где лучший тот, кто быстрее остальных прибежал, невзирая на «идею, концепцию и стиль бега». Поэтому речь пойдёт о тех бас-гитаристах, которые так или иначе оказали значительное влияние на развитие музыки или просто оставили яркий след в музыкальной истории. Справедливости ради я разместил их в относительно произвольном порядке, а читатель пусть сам для себя решит, чьё и какого рода влияние он находит самым важным.

1. Джеймс Джемерсон (James Jamerson )

Начать стоит именно с этого чернокожего гения, появившегося в начале 60-х в студии «Motown» - одного из двух детройтских концернов: «Ford» производил автомобили, а «Motown», в таких же промышленных объёмах, - негритянскую поп-музыку - соул, фанк и ритм-н-блюз. Обладая собственной, легко узнаваемой манерой игры, Джемерсон во многом сформировал фирменное звучание студии: когда идёт речь о «звуке или манере Motown», всегда имеется в виду Джеймс Джемерсон.

Кроме того, Джемерсон оказал большое влияние на развитие аккомпанемента в поп-музыке. Являясь до начала 70-х «визитной карточкой» студии, этот бас-гитарист был востребован настолько, что нередко ему приходилось даже прерывать гастроли, чтоб вернуться в студию. Он записывал бас едва ли не для всех артистов лейбла, среди которых - Стиви Уандер, Дайана Росс, Марвин Гэй, Isley Brothers, Jackson 5 и многие другие. Со временем ему даже определили ставку в $1000 в неделю, что сильно превышало стандартный заработок студийного музыканта.

Джемерсон так ревниво относился к собственному саунду, что даже боялся менять струны на своём Fender Precision - лишь бы не утратить звук. Впоследствии это сыграло плохую роль в его карьере: когда в середине 70-х мода на звук поменялась, Джемерсон не смог, а скорее всего - не захотел, меняться вместе с модой. Его стали всё реже и реже приглашать на запись. Как часто бывает в таких случаях, музыкант впал в депрессию и стал сильно пить. К 1980 году он уже не мог получить серьёзной работы, а в 83-м умер от осложнений, вызванных циррозом печени.

В 1989 вышла в свет книга Аллана Слуцки «Стоя в тени Мотаун» (Allan Slutsky, «Standing in the Shadows of Motown»), в 2002 вышел одноимённый документальный фильм. Джемерсон включён в Зал Славы Рок-н-Ролла и Зал Славы Fender. Напоследок стоит сказать, что почти все нижеописанные бас-гитаристы признают в своих интервью, что во многом сформировались как музыканты благодаря именно ему - Джеймсу Джемерсону. Следовательно, Джеймс Джемерсон имеет полное право стоять первым в этом списке, т.к. без него и этот список, и вся популярная музыка, выглядели бы совершенно иначе.

Некоторые басисты оставляют неизгладимый след во всей истории игры на бас гитаре независимо от стиля музыки, которую они играют. Эти новаторы переводят свой инструмент на новый уровень, и по их стопам идут многие последователи. Каждый из басистое, представленных в этой главе, обладает своим уникальным стилем, и сложно было бы сказать, что кто-то из этих гигантов повлиял на другого (как и сложно выяснить, что появилось первым - магнитный звукосниматель или стальная струна). Поэтому мы рассмотрим их достижения в алфавитном порядке, по первой букве имени на английском языке.
Конечно, о вкусах не спорят, но однозначно вы сможете многое почерпнуть, слушая игру этих мастеров мира бас гитары.
Джек Брюс (Jack Bruce)
Жако Пасториус (Jaco Pastorius)
Джеймс Джеймерсон (James Jamerson)
Джон Энтвистл (John Entwistle)
Маркус Миллер (Marcus Miller)
Пол Маккартни (Paul McCartney)
Стэнли Кларк (Stanley Clarke)
Виктор Вутен (Victor Wooten)
Уилл Ли (Will Lee)

Джек Брюс и его энергичная, горячая манера исполнения стали началом революции в игре на бас-гитаре в 1960-х и 70-х годах. Его стиль очень активен, энергичен, полон импровизации. В результате игры Брюса задача рок-басиста выросла из строго поддерживающей функции в намного более заметную роль. Больше всего Джек известен своей работой с рок-группой Cream. Его наиболее популярные композиции - "Sunshine of Your Love" и "White Room".
Его называют величайшим электробасистом в мире- Жако Пасториус коренным образом перестроил функцию бас-гитары в музыке. Его игра была беспрецедентной, а дерзкие технические приемы покорили сердца слушателей. Жако (обычно его называют по имени)
играл беглые схемы и пронзительные соло с равным мастерством, добавив к своему арсеналу средств звукоизвлечения игру на гармониках.
Больше всего Жако известен работой с группой джаз-фьюжн Weather Report, а также как исполнитель соло. Самые известные композиции Жако - "Donna Lee" и "Teen Town".
Джеймс Джеймерсон - отец современной электрической бас-гитары. Он занимал места среди лидеров хит-парадов больше, чем Элвис, The Beatles, The Beach Boys и Rolling Stones вместе взятые. Он был главным басистом Funk Brothers, легендарной ритм-группы музыкального бренда Motown. Самые известные мелодии этого исполнителя - "I Heard It Through The Grapevine" (послушайте версию Gladys Knight- совершенно невероятная бас-гитара) и "For Once In My Life".
Этого исполнителя, помимо прочего, называли Thunderfingers- "пальцы-гром". Более всего он запомнился как басист рок-группы The Who. Энтвистл разработал насыщенный стиль ведущей басовой партии, включающий взрывные соло (а играл он громко). Самые известные композиции Энтвистла - "My Generation" и "Who Are You".
Сильный как в басовом соло, так и в ритмических схемах, Маркус Миллер обладает разносторонними способностями как музыкант и продюсер, который просто "случайно" играет бас. Он смешивает соул, ритм-энд-блюз, хип-хоп, фанк и современный джаз - его оригинальные работы ошеломляют своей красотой и глубиной. Больше всего известна его работа с джазистами Майлзом Дейвисом и Дейвидом Сэнборном, а также его студийная работа и сольные проекты.
Вероятно, это самый известный басист во всей музыкальной истории. Пол Маккартни - один из The Beatles. Он начал свою сольную карьеру после того, как в 1970 году легендарная четверка распалась. Он перевел бас на новый уровень в рок- и поп-музыке, играя в мелодическом стиле, украшающем вокал и основную мелодию композиции. Среди множества других работ стоит выделить "Something" и "Come Together".
Многие считают его "освободителем" баса. Стэнли Кларк стал основоположником концепции "сольного альбома на бас-гитаре" и вывел бас-гитару (в том числе и высокий бас-тенор и бас-пикколо) на первый план за счет главной мелодической партии, которая обычно принадлежала исключительно гитаре или духовым инструментам. Кларк лучше всего известен своей работой с группой джаз-фьюжн Return То Forever, а также сольными проектами. Среди самых популярных композиций Кларка - "School Days" и "Lopsy Lu".
Побеждая 1раницы и категории, Виктор Вутен является современным виртуозом бас-гитары. Самая известная из его работ в группе - с Bela Fleck и Flecktones, а как исполнитель соло он все больше и больше выводит бас-гитару в центр внимания. Послушайте исполнение Вутена вместе с Bula Fleck и Flecktones на компакт-диске Live Art, а также послушайте его сольный альбом "Show of Hands". (И следите за новинками - он наверняка представит еще много композиций.)
Уилл Ли воплощает собой мечту басиста. Как ведущий сессионный исполнитель в Нью-Иорке, Ли записывается и играет со звездами в различных музыкальных стилях, от джаза (Brecker Brothers) до рок и поп (Steely Dan, Barry Manilow), а также соул (James Brown, DAngeto) и всех промежуточных стилей. Музыкальный хамелеон, чьи идеально точные басовые линии украшают любой современный стиль, - вы можете услышать его в популярном шоу Late Show with David Letterman.
Это место вы можете заполнить сами. Игра какого басиста так впечатлила вас, что вы взяли бас-гитару (и эту книжку) и захотели играть? X может быть всемирно известным и легендарным рок-музыкантом, как Адам Клейтон (Adam Clayton), Стинг (Sting) или Фли (Flea), виртуозом-джазистом, как Ален Кэрон (Alain Сагоп) или Джон Патитуччи (John Patitucci), либо известным (среди басистое) студийным исполнителем, как Ли Скляр (Lee Sklar) или Энтони Джексон (Antony Jackson). или это может быть даже ваш талантливый сосед или учитель.
Я назвал моих любимых бас гитаристов, но, безусловно, выбор остается за вами.

Десять великих ритм групп (басисты и ударники)

Гитара, как никакой другой инструмент, лучше всего проявляет себя в тесном сотрудничестве с ударными инструментами. Вместе басист и ударник могут повести песню на мощных ритмических схемах, постоянно прислушиваясь к партнеру и реагируя на его линию. В этой главе представлены десять классических комбинаций баса и ударных, которые украсили множество композиций (порядок по алфавиту, согласно первой букве фамилии басиста на английском языке). Если вы вообще слушаете музыку (думаю, что это бесспорно), вы наверняка уже слышали большинство этих ритмических групп. Если же вы не знакомы с этими группами, то постарайтесь найти записи с этими классическими комбинациями - а затем слушайте и наслаждайтесь!
Дорожка 70 на компакт-диске, прилагаемом к этой книге, включает краткие примеры из стилей этих мастеров. Однако чтобы получить представление о действительно великолепных басовых схемах, стоит послушать оригинальные записи. Передите сразу к альбомам групп, получите вдохновение от творчества музыканте! которые вдохновили меня.

Бутси Коллинз и Джабо Старке получили известность как ритмическая группа Джеймса Брауна. Их работа - это один из самых ранних примеров сложного взаимодействия между басом и ударными. Возьмите записи Джеймса Брауна "Sex Machine" и "Super Bad" - и послушайте их ритм в стиле фанк. Дональд Дак Данн и Эл Джексон-младший записали многочисленные хиты с различными исполнителями как группа студии записи Stax/Volts. Музыкальный бренд Srax был одним из основных в записях ритм-энд-блюз, представляя таких исполнителей, как Сэм и Дейв (Sam and Dave), Отис Реддинг (Otis Redding), Айзек Хэйс (Isaac Hayes) и многих других. Послушайте "Green Onions" и "In The Midnight Hour", чтобы прочувствовать их ритм-энд-блюз с большой примесью соул. Совместная работа Джеймса Джеймерсона и Бенни Бенджамина дала ведущую ритмическую группу для бренда звукозаписи Motown. Их игру вы можете слышать в таких хитах, как "I Was Made То Love Her" и "Going to a Go-Go. Джон Пол Джонс и Джон Бонхэм более всего известны своей работой в группе Led Zeppelin. Примеры их творчества- такие песни, как "The Lemon Song" и "Ramble On". Джо Осборн и Хэл Блейн были членами элитного круга сессионных исполнителей, которые записали ошеломляющее количество хитов во время "California Rock Explosion" в 1960-х - так называемый Калифорнийский рок-взрыв, когда группы Калифорнии записали необычайно много хитов. Осборн и Блейн создали плотные бас-схемы для 5th Dimension, Simon and Garfunkel, The Mamas and The Papas, The Monkees и многих других. Жако Пасториус и Питер Эрскин оба входили в группу Weather Report, работавшую в авангардном направлении джаза-фьюжн. в годы пика ее популярности в конце 1970-х. Сложное взаимодействие баса и ударных можно слышать в таких композициях, как "Birdland" и "Teen Town" (живых, а не студийных записях). Синкопированный и "резиновый" стиль Джорджа Портера-младшего и Джона "Зигабу" Моделиста представляет лучший образец Нью-Орлеанского фанка. Как члены Meters от конца 1960-х до конца 1970-х, Портер и Моделисте пополнили историю замечательными памятными схемами в таких композициях, как "Cissy Strut" и "Funky Miracle". Фанк в исполнении Оуклсндской группы Tower of Power достиг апогея в совместной работе Френсиса Рокко Прсстиа и Дэвида Гарибальди. Их насыщенные схемы, построенные на шестнадцатых, можно услышать в "Soul Vaccination" и "What Is Hip". Сила и нюансы исполнения Чака Рсйни и Бернара Пэрди стали основой лучших музы-кальных записей Нью-Йорка в середине 1960-х и 1970-х годах. Они создали ритмические схемы для многочисленных исполнителен (от Ареты Фрэнклин до Steely Dan). Комбинация Рсйни-Пэрди во всем великолепии проявляется в песнях "Until You Come Back to Me (Thats What Im Gonna Do)" и Home At Last". Робби Шекспир и Слай Данбар широко известны как ведущая комбинация бас-ударные в стиле регги. Кроме десятков совместных записей, они оба были членами группы Питера Тоша (Peter Tosh) в конце 1970-х годов. Шекспир и Данбар создали ритм регги для самых известных композиций, например, "Mama Africa" и "Whatcha Gonna Do".

Прошли времена, когда любимы песни записывали и перезаписывали с кассеты на кассету. Теперь можно музыку скачать бесплатно на top100music.net . Этот портал не только не требует от вас денежных средств, но на нём ожно даже скачать музыку без регистрации.

Вашему вниманию представлен составленный нами неофициальный рейтинг самых значимых фигур в мире гитарного баса. Сразу нужно оговориться, что многие и многие лучшие бас-гитаристы мира в него не попали. Н потому, что мы не нашли, что о них сказать или запись видео с их сольным номером. А потому что мест всего десять, а знаковых фигур куда больше.

10. Paul McCartney (Пол МакКартни)

Несмотря на то, что Пол взял в руки бас-гитару по вынужденным причинам (уход из группы первого басиста), его вклад в становление мировой популярности инструмента можно назвать определяющим. Будучи левшой, музыканту пришлось купить позже ставшую знаменитой гитару Hofner скрипичной формы и переделать её на свой лад. Сегодня свои гениальные в простоте и мелодичности басовые линии, ставшие примером для подражания многих, Пол выписывает на Hofner Violin Bass, также выпускаемой под торговой маркой Paul Beatle Bass (название более, чем прозрачно - группа Beatles стала родоначальником современного рока с европейскими, а не рок-н-ролльными американскими, корнями).

9. Lemmy Kilmister (Лемми Килмистер)

Личность Лемми из Motorhead, с его усами и харизмой давно является брендом. После посещения шоу «The Beatles» в свои 16 он был так воодушевлен, что основал свой «бэнд». Причем, как и Пол Маккартни, он там не только шикарно играет на басу, но и в полной мере задействует необычный грубый вокал. Видео лучшего бас-гитариста мира № 9 смотрите ниже.

8. Geezer Butler (Гизер Батлер)

Участник группы Black Sabbath, для которой он написал почти все тексты песен, известен как один из первых, использовавший де-тюнинг своего инструмента, а также применивший параметрический фильтр педали «Wah-Wah», что впоследствии стало популярными решениями для басистов из многих металл-коллективов.

7. John Paul Jones (Джон Пол Джонс)

Будущий басист и клавишник Led Zeppelin, Джон строго воспитывался в семье под руководством родителей-музыкантов. В совсем юном возрасте его даже пригласили быть органистом в церкви, и примерно в это же время он стал участвовать в рок-коллективах, а в недалеком будущем стал выдавать по нескольку десятков аранжировок ежемесячно. Став в результате одним из участников Led Zeppelin, Джонс начал генерировать действительно уникальные басовые партии, внеся неоценимый вклад в творчество группы и развитие гитарной басовой музыки в целом. John Paul Jones в нашем неофициальном рейтинге лучших басистов мира занял почетное 7 место.

6. Marcus Miller (Маркус Миллер)

Пример для подражания не только в музыке, но и в стойкости характера, будущий мультиинструменталист Маркус Миллер вышел из районов нью-йоркского гетто. Родители, заметив у мальчика склонность к музыке, изо всех сил пытались ему помочь в развитии навыков игры на фортепиано, флейте, кларнете, а позже и на бас-гитаре. Неординарный талант и совместимость молодого музыканта с инструментом оказались столь велики, что уже в 20-летнем возрасте он заслужил «Грэмми» и приглашения в проекты известнейших музыкантов. Помимо записи сольных и совместных альбомов, Миллер принял участие в создании саундтреков к нескольким десяткам фильмов.

5. Stanley Clarke (Стенли Кларк)

Изобретатель разновидностей пикколо-бас и тенор-бас, Стэнли Кларк на протяжении своего музыкального пути был участником самых различных коллективов, играющих джаз, ритм-н-блюз, и даже классику. В честь обладателя многих индивидуальных и совместных наград фирмой Alembic была выпущена именная бас-гитара Stanley Clark. Видео этого бас-гитариста виртуоза смотрите прямо сейчас.

4. Flea (Фли)

Фли является ярким примером проявления индивидуальности и отрицания академического понимания музыки, ведь он совсем не знает нот. Однако это совсем не мешает Фли быть одним из самых неподражаемых героев сцены со стилем игры, сочетающим в себе переходы от мелодичности к агрессивному напору, в сочетании с виртуозной техникой. Фли, как он сам утверждает, черпает свое вдохновение из самой вселенной, к чему призывает и остальных.

3. Les Claypool (Лес Клэйпул)

Исполнитель заглавной темы сериала South Park Лес Клэйпул, «по совместительству» является лидером группы «Primus» и наиболее выдающимся басистом 90-х годов. Являясь прекрасным мастером игры на инструменте (причем самоучкой), Лес долго не мог найти себя, выступая в начале своего пути в различных коллективах, впоследствии названных им самим «помойкой». Музыкант смог полностью раскрыться лишь в собственноручно собранном коллективе, где каждый из участников подстроен друг под друга, а центром и душой является его неповторимый бас. Les Claypool стал №3 в нашем Топ-десятке лучших бас-гитаристов мира . Видео маэстро ниже.

2. Cliff Burton (Клифф Бёртон)

Только познав в молодости бас-гитару, Клифф создал для себя правило, которому остался верен всю жизнь – играть не менее 6 часов в день. При наличии такого упорства и музыкального образования музыкант не мог остаться незамеченным. Сама Metallica записала свои лучшие альбомы при его непосредственном влиянии на процесс. Трагическая кончина музыканта связана с алкоголем: нетрезвый шофер допустил аварию, в результате которой Бёртона придавило автобусом.

1. Victor Wooten (Виктор Вутен)

Судьба Виктора была предопределена, ведь уже в возрасте 5 лет парень появился на сцене среди своих старших братьев, ни один из которых не был наделен настолько глубоким талантом. Особая техника игры, достигаемая заменой медиатора на большой палец руки, плюс недюжинная изобретательность позволили виртуозу добиться неповторимости и экстраординарности своих соло.

Именно этот человек отождествлен с инструментом настолько, будто сам является олицетворением бас-музыки и первым номером в нашем рейтинге.

Надеюсь, вам понравился наш Топ лучших басистов мира и видео их выступлений , которое мы подобрали.

In Music We Trust!

Ваш Metal_Policeman.

Совсем забыл! Давно обещанный бонус.

Бонус

Сборник. Табы лучших бас-гитаристов мира всех времен и народов

Количество файлов: более 700.

Размер: 58.5 МБ.

Скачать табы самых лучших басистов мира

Бас-гитара - это музыкальный инструмент, который является особым элементом всей джазовой культуры. Именно бас-гитара сначала стала успешной заменой банджо, который использовался для создания качественных ритм-секций, являющейся основой ритмической фактуры каждой композиции. Со временем бас-гитары стали все больше срастаться с джазовой музыкой и уже через малый отрезок времени данный инструмент стал использоваться музыкантами для создания различных аппликатур аккордов.

В джазе они обрели особое объемное звучание, которое отличается от классических ритмов. В тридцатых годах гитаристы создали особенный стиль игры медиатором, который стал преобладать в джазовой музыке. С появлением электрогитары в 1931 году, появился новый джазовый стиль «свинг», который стал абсолютной легендой данного музык ального направления.

Однако, развитие джаза с использованием бас-гитары невозможно без талантливых музыкантов, которые с помощью своих инструментов смогли подарить нам большое количество уникальных треков. Все эти люди вошли в историю, как лучшие джазовые бас-гитаристы и я решил составить специальный рейтинг из известных басистов, о которых должны знать все поклонники современного и классического джаза.

    Victor Wooten (Виктор Вутен)

Популярность - млн | Родился 11.09.1964 | США, Айдахо

Виктор Вутен один из самых известных джазовых бас-гитаристов в музыкальной индустрии. Он стал единственным трехкратным обладателем статуэтки «Басист года», благодаря своей уникальной технике игры на бас-гитаре. Кроме этого, музыкант дважды стал лауреатом премии «Гремми», которая только подтвердила его мастерство и статус, как одного из самых талантливых баасистов джазовой культуры.

Виктора Вутена называют настоящим хозяином баса, ведь этот уникальный музыкант усвоил абсолютно все техники игры на бас-гитаре и успешно воплотил их в своем творчестве. Секрет Вутена в том, что он играет большим пальцем своей правой руки как медиатором — в направлении сверху вниз, что позволяет ему создавать сольные партии бас-гитары. Они получаются у него быстрыми, гибкими и тёплыми. Он стал не только талантливым басистом, но еще и продюсером, вокалистом и аранжировщиком, что позволило этому замечательному человеку создать уникальные аранжировки ко многим известным композициям. Завораживающий тэппинг и безумный слэп сделали Виктора Вутена популярным в области музыки. Он также испробовал множество других музыкальных направлений, таких как рок- фьюжн и кантри -блюграсс.

Впервые Виктор Вутен появился на большой сцене с бас-гитарой в 5(!) лет! Он играл в составе группы «The Wooten Brothers Band». После этого у Вутена было ещё много проектов, которые принесли ему настоящий успех. К ним можно зачислить группу «Bela Fleck and Flecktone», в составе которой он получил статуэтку «Гремми» и трижды стал обладателем награды «Басист года». Вместе с легендарным басистом Стивом Бейли, уже известный Стив создал «Bass Extremes», где их легендарный альбом «Just Add Water» («Просто добавь воды») стал настоящей жемчужиной музыки, созданной бас-гитаристами.

    Marcus Miller (Маркус Миллер)

Популярность - млн | Родился 14.06.1959 | США, Нью-Йорк

Известен, прежде всего, как талантливый бас-гитарист и музыкант, работавший с Эриком Клэптоном , Майлзом Дэвисом , Лютером Вандроссом и Дэвидом Сэнборном . Обладатель премии «Грэмми » за лучший альбом современного джаза , который увидел свет в 2001 году название альбома «М²»), и также, награда за лучшую ритм-энд-блюз композицию в 1991 году (название «Power Of Love/Love Power»).

Маркус Миллер, прежде всего является хорошим композитором, который создал золотые хиты для таких звезд, как Майлз Дэвис, Дэвид Сэнборн и легенды блюза Лютера Вандросса. До 1993 года музыкант сотрудничал, как продюсер со многими звездами джаза, однако в начале 90-х решился начать собственную сольную карьеру, которая быстро сделала его настоящей звездой джаза из-за талантливых композиций, харизмы и уникальной подачи музыки через бас-гитару.

Самые популярные альбомы - The Sun Don’t Lie (1993), Tales (1995), и конечно же М2 (2001), который стал одним из лучших альбомов года и его карьеры. На данный момент Миллер частенько пишет музыку для фильмов.

    John Patitucci (Джон Патитуччи)

Популярность - млн | Родился 22.12.1959 | США, Нью-Йорк

Один из самых востребованных музыкантов в джазовой музыке современности. Джон Патитуччи не только выдающийся басист, но и очень талантливый контрабасист. На его счету много музыкальных работ, как джазового композитора, что сделало его одним из самых выдающихся джазменов в современной музыке.

Свою музыкальную карьеру юный Джон начал всего в 10 лет, играя на гитаре, что привело его на большую сцену в 12-ти летнем возрасте. С 15 лет молодой музыкант начал увлекаться басом, что позволило ему освоить множество техник игры на гитаре. Все началось после окончания университета, когда Джон работал на студии записи, как студийный музыкант, записывая различными композиции с мировыми звездами джаза, такими, как Би Би Кинг (B.B. King), Чик Кориа (Chick Corea), Уэйн Шортер (Wayne Shorter), Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Майкл Брекер (Michael Brecker). В 1980-х во время участия в группах «Elektric Band» и «Akoustic Band» о нем заговорили, как о талантливом басисте. Однако, после выхода его сольника в 1988 году он стал обладателем многих наград и несколько раз стал лучшим джазовым музыкантом года.

Одним из самых популярных стал его первый сольник «John Patitucci», который вышел в 1988 году, однако его остальные альбомы, которые музыкант издавал под собственным лейблом также широко ценились джазовыми меломанами. Обратить особое внимание нужно на его последний альбом «Songs, Stories & Spirituals» (2003), который Джон Патитуччи записал вместе со своими друзьями - с вокалисткой Лючианой Соузу (Luciana Souza), церковным певцом Джоном Томасом (John Thomas), венесуэльским пианистом Эдвардом Саймоном (Edward Simon) и барабанщиком Брайаном Блэйдом (Brian Blade). Данный диск получил премию «Грэмми».

    Jaco Pastorius (Жако Посториус)

Популярность - млн | Родился 01.12.1951 | США, Пенсильвания

Жако Посториус - один из самых популярных американских джазовых бас-гитаристов и композиторов. После разработки оригинального и уникального стиля и техники игры на инструменте, он стал одним из наиболее известных, востребованных и авторитетных басистов в период второй половины ХХ века. Пасториус стал известен среди публики своей работой с Weather Report с 1976 до 1981года. Кроме этого, он прославился своими авторскими сольными музыкальными проектами.

Джако Пасториус стал очень популярен своими особенными басовыми партиями, которые объединили латиноамериканские мотивы с ритм-н-блюзом. В его уникальных бас-линиях в стиле фанк часто были использованы «мёртвые ноты» (извлекаемые без прижатия струн к накладке грифа). Такая технология была использована в партиях баса в музыкальных композициях «Come on, come over» и «The chicken». Пасториус был также известен популяризацией безладового электрического баса, на котором он добился тембра, напоминавшего тембр духовых инструментов, особенно при игре в верхнем регистре.

Многие поклонники джаза считают Пасториуса одним из самых величайших бас-гитаристов. В 2011 году Джако Пасториус был признан одним из лучших джазовых бас-гитаристов всех времен согласно опросу, проведенному журналом «Rolling Stone ».

    Stanley Clarke (Стэнли Кларк)

Популярность - млн | Родился 30.06.1951 | США, Филадельфия

Согласно большинству мировых музыкальных рейтингов, Стэнли Кларк является одним из самых уникальных и интересных композиторов и музыкантов современности. Его музыкальное мастерство завораживает и поражает своей безупречной техничностью и совершенностью настоящего мастера джаза. Стэнли Кларк мастерски играет на большом количестве инструментов, что не может не нравиться многим слушателям со всего мира. Его музыка полна необычным звучанием и особенным волнением. Фьюжн-рок и джаз - это два музыкальных направления, в которых известный музыкант достиг большого успеха.

После окончания школы и переезда в Нью-Йорк Стэнли быстро начал привлекать самых выдающихся музыкантов, что позволило ему завоевать большую популярность среди поклонников джазовой музыки. Стэнли Кларк работал с такими музыкантами, как Стэн Гетц , Джил Эванс , Арт Блейки и Чиком Кориа, с которым они создали удачный музыкальный тандем.

Самыми лучшие работами Кларка можно считать «The Bass-ic Collection», «At the Movies», «The Rite of Strings», «East River Drive», «Live 1976-1977», «If This Bass Could», «Project», «Time Exposure». А также последний диск «The Toys of Men», вышедший в 2007 году.

    Larry Graham (Ларри Грэм)

Популярность - млн | Родился 14.08.1946 | США, Техас

Имя выдающегося Ларри Грэма сегодня популярно сразу среди нескольких поколений гитаристов. Данный артист наделен прекрасным чувством ритма и музыкальности. Именно эти качества так присущи именно многим черным джаз исполнителям. Имея прекрасный музыкальный талант, джазовый бас-гитарист Грэм внес свое имя в славный список настоящих легенд музыки мирового джаза и рока.

Благодаря менявшимся настроениям по отношению чернокожим людям, которые преобладали в США в шестидесятых годах, музыка Грэма стала достаточно популярной. Ведь именно эйфория равности предала Ларри Грэму настоящее творческое вдохновение к созданию качественной джазовой музыки. Настоящая слава пришла к музыканту в группе «Larry Graham Central Station», в которой джазовый басист выпускает более десяти успешных альбомов.

Работы Грэма можно разделить на две части - его музыка, созданная в составе групп, где он выступал, а также его сольные альбомы, на которые, безусловно, нужно обратить особое внимание: «One in a Million You» (1980), «Just Be My Lady» (1981), «Sooner or Later» (1982), «Victory» (1983), «Fired Up» (1985).

    Anthony Jackson (Энтони Джексон)

Популярность - млн | Родился 23.06.1952 | США, Нью-Йорк

Известен, прежде всего тем, что изобрел шестиструнную бас-гитару, которая сделала его по-настоящему популярным среди всех других джазовых музыкантов. Кроме этого, он является талантливым джазовым басистом, получивший премию «Грэмми» за свое творчество.

Во время своей жизни Энтони Джексон сделал блестящую музыкальную карьеру, выступая в более, чем 30 странах мирах. В общей сложности он смог записать более чем 3000 треков в более чем 500 различных музыкальных проектах. Изобретая свою собственную шестиструнную бас-гитару, он стал по-настоящему легендарным и дал возможность сделать музыкальный спектр бас-гитары более глубоким.

Многие мировые артисты записывали свои самые яркие хиты вместе с Джексоном. К его звездным партнерам можно отнести Мадонну, Дэниса Чемберса, Хенка Кроуфорда, Урби Грина, Джона Скорфільда и многих других.

    Steve Bailey (Стив Бєйли)

Популярность - млн | Родился 10.02.1960 | США, Южная Каролина

Стив Бэйли считается одним из основных представителей школы игры на безладовой шестиструнной бас-гитаре. Этот музыкант на данный момент является один из самых известных американских бас-гитаристов. Многие современные музыканты учатся на опыте Стива Бейли, а все его концертные шоу основаны на виртуозной игре на шестиструнной бас-гитаре и ярко показывают уникальное мастерство этого музыканта.

Творчество Стива Бэйли заключается в том, что он одновременно аккомпанирует сам себе, играя виртуозные солирующие партии. У каждого слушателя создается уникальное впечатление, что на сцене выступает целый оркестр. Из-за этого уникального качества некоторые поклонники прозвали Бэйли человеком-оркестром. Стиву Бейли прекрасно себя чувствует играя, все направления современной музыки. На своих концертах он исполняет уникальные импровизации на многие известные хиты различных музыкальных направлений таких, как поп- рок, джаз-рок и также на различные классические произведения.

Бэйли вместе с Виктором Вутеном основал совместную группу под названием "Bass Extremes". Они выпустили два альбома под названием «Эволюция» и «Дихотомия», которые дважды принесли Стиву Бэйли статуэтки «Бассист года» в 1994 и 1996 годах. Большинство слушателей меняют свое представление о бас-гитаре, посещая уникальные концерты музыканта.

    Paul Chambers, Laurence Dunbar Chambers, Jr. (Пол Чемберс)

Популярность - млн | Родился 22.04.1935 | США, Пенсильвания

Пол Чемберс - один из самых известных джазовых басистов, контрабасистов, который безупречно исполнял свои ритм-партии в каждой музыкальной композиции. Известен своим мастерством и умением передавать звучание контрабаса на первом плане, а не, как фоновый инструмент.

Во время своей короткой жизни, Пол Чемберс успел построить блестящую карьеру, выступая вместе с мировыми виртуозами джаза. Ключевым моментом для музыканта стало сотрудничество с легендарным саксофонистом Колтрейном. Чемберс принял участие в записи двух главных концертов джаза, вместе с Колтрейном и Уинтоном Келли.

Джазовый альбом «Kind of blue» Девиса и «Giant steps» Колтрейна, в итоге стали эталоном в джазовой музыке.

    Louis Johnson (Луи Джонсон)

Популярность - млн | Родился 13.04.1955 | США, Калифорния

Луи Джонсон американский музыкант и известный джазовый бас-гитарист. Прославился музыкой своей группы The Brothers Johnson , а также уникальным методом игры на бас-гитаре под названием «Слэп», которая стала его визитной карточкой в музыкальном творчестве. Данный музыкант выпустил самый продаваемый альбом 1970-х и 1980-х годов под названием «Thriller ».

В чем состоит техника игры на бас гитаре под названием «Слэп»? Во время игры на бас-гитаре игра слэпом производиться ударом фалангой большого пальца о струны. Чаще всего удары наносятся по толстым (третьей или четвертой) струнам инструмента. Чередование ударов толстых струн с резкими подцепами тонких струн является очень важным элементом данной техники. Получается эффект характерных резких щелчков и металлических ладов. При этом струны на грифы зажимаются другой рукой, как при игре медиатором на гитаре.

Луи Джонсон сотрудничал с большим количеством мировых звезд, однако издал небольшое количество сольных синглов и альбомов - «Passage» (1981), «Kinky»/«She"s Bad» (1985), «Evolution» (1985), «Star Licks Master Sessions» (1985).

    Richard Bona (Ричард Бона)

Популярность - млн | Родился 28.10.1967 | Камерун, Минта

Еще один талантливый джазовый басист, который удостоился высокой музыкальной премии «Грэмми». Благодаря своему таланту игры на бас-гитаре он входит в число самых талантливых и популярных басистов в мировом джазе.

Карьера талантливого Ричарда начала быстро развиваться после переезда его в Дюссельдорф, а вскоре в Париж, где он учился музыке и начал выступать в различных джазовых клубах вместе с такими музыкантами, как Ману Дибанго , Салиф Кейта , Жак Хигелин и Дидье Локвуд . Вскоре он переезжает в Нью-Йорк, где знакомиться еще с большим количеством джазовых виртуозов и уже в 1998 году становится директором европейского тура Гарри Белафонте .

Его дебютный сольный альбом «Scenes from My Life» был выпущен в 1999 году. В 2002 году Бона отправился в мировое турне с группой «Pat Metheny ». Выпуск успешного альбома «Speaking of Now» в этом году ознаменовал глубокие изменения в направлении этой группы. В 2005 году Бона выпустил свой четвертый сольный альбом «Tiki » , в который входило сотрудничество с Джоном Легендом . Альбом был номинирован на «Лучший современный мировой музыкальный альбом» на 49-й церемонии премии «Грэмми» .

    Avishai Kohen (Авишай Коэн)

Популярность - млн | Родился 20.04.1970 | Израиль

Рон Картер один из самых наиболее записываемых джазовых басистов и виолончелистов в истории джазовой музыки. При участии Картера было записано более 500 альбомов. Кроме этого данный музыкант является одним из наиболее известных аккомпаниаторов и обладателем виртуозной техники игры.

Кроме множества личных достижений в творческой музыкальной карьере, Рон Картер известен как изобретатель нового музыкального инструмента, названного бас-пикколо. Данный музыкальный инструмент по своим размерам и форме напоминает виолончель, но настраивается не по квинтам, а по квартам. На данном инструменте он виртуозно играл в составе своего коллектива (1972 - 1980 г.). В 1980-1983 годах вошел в обновленный состав V.S.O.P. (Хенкок, Уильямс, братья Марсалис).

На протяжении своей карьеры Рон Картер создавал музыку с большим количеством музыкантов и входил в состав многих групп, таких как «New York Jazz Sextet», «New York Jazz Quartet», «V.S.O.P.» «Tour, Mile-stone Jazzstars». Начиная с 1972 года, он создает и возглавляет собственный коллектив, постоянными участниками, которого стали: Кенни Барон, Бастер Уильямс.

    Ray Brown (Рэй Браун)

Популярность - млн | Родился 13.10.1926 | США, Индиана

Этот легендарный американский джазовый музыкант является одним из самых лучших джазовых контрабасистов . Свое творчество Рэй Браун исполнял в популярном жанре бибоп . Музыкальные эксперты и фанаты отмечают, что его игра отличается точностью, красотой и особенностью звука. Во многих музыкальных композициях присутствуют басовые соло, а также динамичный джазовый свинг.

На протяжении своей долгой и яркой музыкальной карьеры Рэй Браун записывался со многими известными музыкантами. Браун в 90-х годах создал свой всемирно известный музыкальный проект «Some of My Best Friends Are… », в котором он создает музыку с самыми именитыми музыкантами старого и нового джаза.

По версии американского Интернет-издания DDD Рэй Браун занимает 4 место среди лучших джазовых музыкантов стиля хард-боп , а также высокое 7 место среди лучших джазовых басистов. Кроме этого, его музыкальные композиции занимают высокие строчки многих авторитетных рейтингов мира.

    Scott LaFaro (Скотт ЛаФаро)

Популярность - млн | Родился 3.04.1936 | США, Нью-Джерси

Скотт Лафаро американский джазовый бассист, который известен своей работой в трио Билла Эванса. Его карьера длилась всего 6 лет, однако он успел стать одним из самых ярких басистов в джазовой музыке.

Даже несмотря, на тот факт, что музыкант провел очень короткую музыкальную карьеру (из-за скоропостижной смерти в 25 лет), он сумел оказать большое влияние на последующие поколения контрабасистов. Он проявил довольно новаторский подход к инструменту и выработал уникальную технику игры, которая являлась на тот момент более мелодичной и чистой. Он увеличил громкость звучания инструмента за счет применения «как бы гитарной» техники звукоизвлечения. Это помогло молодому и талантливому Скотту ЛаФаро сделать контрабас равноправным участником ансамбля, а не инструментом заднего фона, как это было во многих композициях.

Кроме этого, создавая джазовые хиты вместе с Биллом Эвансом, ЛаФаро произвел значительное влияние на становление и развитие жанра джазового трио.

На мой взгляд, именно эти 15 музыкантов сделали многое, чтобы джазовая культура не только развивалась, но и звучала совершенно по-новому. Именно о таких людях нужно знать и помнить, ведь их творчество делает наш мир ярче, а джаз более разнообразным.

Как Вы думаете: Кто из молодых басистов новой генерации станет настоящей легендой современного джаза? ;)



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама