THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

И опытно-конструкторских учреждений, разрабатывающих и производящих военную технику, боеприпасы и оружие.

Перед распадом СССР ВПК состоял из 1100 заводов с числом работающих более 9 млн чел., более 900 научно-исследовательских институтов (НИИ) и конструкторских бюро (КБ), а также армии в составе сухопутных, военно-воздушных, ракетных войск, военно-морского флота, пограничных, а также вспомогательных (железнодорожных, строительных) войск. ВПК обладал собственными космодромами, аэро- и морскими портами, арсеналами, испытательными полигонами с системой лабораторий, мощной коммуникационной инфраструктурой (транспорт и связь). Основная часть ВПК СССР располагалась на территории России и в настоящее время составляет ВПК Российской Федерации.

ВПК частично включает производства других комплексов, например в машиностроении доля оборонных заводов составляет более 60% (табл. 19, рис. 31).

В свою очередь, отрасли оборонной промышленности производят гражданскую продукцию, при этом проводимая на оборонных производствах конверсия увеличивает долю гражданской продукции при сокращении оборонного заказа.

Кратко перечислим основные принципы, определяющие географию отраслей ВПК.

1. Основной принцип - безопасность размещения его производств, учитывая полетное время ракет и авиации из-за границы. Отсюда - размещение наиболее важных центров и предприятий ВПК в глубинных районах страны (Урал, Сибирь).

Таблица 19


Роль межотраслевых комплексов в производстве продукции оборонного назначения

Межотраслевой комплекс
Оборонные производства Специализированные оборонные комплексы
Топливно-энергетический Производство ядерного топлива
Ядерно-оружейный (атомно-оружейный)
Машиностроительный Судо-, авиа-, ракето-, танко-, автомобилестроение, производство средств связи, огнестрельного оружия, электроники, электротехники и др. Авиационно-космический и ракетно-космический
Конструкционных материалов: металлургический
Химико-лесной
Производство композитов, металлических порошков и проката
Производство химических реагентов, соединений, пиломатериалов
Химико-оружейный
Строительный
Цементное и др. производства Военно-строительный
Агропромышленный
Перерабатывающие отрасли (производство казеина)
Товаров народного потребления и услуг Производство технических тканей и обмундирования

2. Принцип дублирования: размещение в разных районах страны предприятий-дублеров. Например, авиационные заводы, выпускающие однотипные истребители (типа «МиГ» или «Су») или бомбардировщики «Ту», размещаются в разных частях страны, начиная от Москвы и Нижнего Новгорода, городов Поволжья (Казань, Самара, Ульяновск) до Дальнего Востока (Комсомольск-на-Амуре).

3. Концентрация производств и научно-производственных объединений ВПК в Москве и вокруг нее, где Россия имеет право на создание и наращивание средств противоракетной обороны.

В Советском Союзе в составе ВПК существовало множество специальных закрытых секретных городов (ЗАТО - закрытое административно-территориальное образование), многие из которых имели особые названия: Арзамас-16, Челябинск-65 и Челябинск-70, Красноярск-26 и Красноярск-35, Томск-7.

В них концентрировались особо важные объекты ВПК. Некоторые из них сейчас становятся перспективными технополисами, в которых разрабатываются новейшие технологии.

Таким образом, главные факторы размещения ВПК: безопасность и сохранение военного потенциала как в мирное, так и в военное время, наукоемкость, высокая квалификация кадров, транспортный фактор.

В составе ВПК выделяются системы отраслей (комплексов). Среди них важным является ядерный комплекс - щит, обеспечивающий безопасность страны. Главными в его составе являются два российских ядерных центра: в Сарове (Арзамас-16) и Снежинске (Челябинск-70).

Само ядерное оружие в значительной мере предназначалось для использования на ракетных системах. Естественно, что ракетно-космическая промышленность стала важнейшим комплексом ВПК. Особенно важно было подготовить научно-техническую базу для космонавтики и ракетостроения. Первые крупные научно-производственные центры были созданы в Подмосковье. Это прежде всего мощная корпорация «Энергия», которая создавалась в г. Королеве (Калининград). Здесь под руководством известного конструктора ракет С. П. Королева с 1946 г. велись работы по созданию баллистических ракет, были созданы искусственные спутники Земли, космические корабли, в том числе «Восток», на котором совершил полет первый космонавт Ю. А. Гагарин. В Москве в Научно-производственном машиностроительном центре им. М. В. Хруничева также создавались баллистические ракеты, долговременные орбитальные станции («Мир»). На базе научных и проектных разработок работают заводы по производству баллистических ракет на Урале (Вот- кинск, Златоуст) и в Сибири (Красноярск), ракет-носителей - в Самаре, Омске. Ракетная техника производится также в Санкт-Петербурге.

Главный военный космодром России, с которого стартовали все основные военные космические аппараты и запускались военные искусственные спутники, находится близ г. Мирный (ст. Плесецк) к югу от Архангельска. Здесь было проведено значительно больше космических запусков, чем с Байконура, правда, с последнего стартовали корабли с космонавтами на борту. Существовал еще один космодром - Капустин Яр - в Астраханской области, превращенный затем в полигон для испытания ракет и боевой техники. В настоящее время создан новый российский космодром - «Свободный» - в Амурской области.

Для управления военно-космическими силами России был создан центр в Подмосковье - г. Краснознаменск (ранее - Голицыно-2), а для пилотируемых космических полетов - Центр управления полетами (ЦУП) в г. Королеве. Близ него имеется Центр подготовки космонавтов - г. Звездный.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Военно-промышленный комплекс (ВПК) - совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт. http://ru.wikipedia.org

ВПК играл и продолжает играть системообразующую роль в экономике как регионов Российской Федерации, так и России в целом.

В мае 1915 года (г.) на 9-ом съезде представителей была впервые сформулирована идея о создании военно-промышленных комитетов. В июле 1915 г. состоялся 1-й съезд ВПК. В августе того же года был принят нормативно-правовой акт, закреплявший за комитетами функции содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота необходимым снаряжением и довольствием путём планового распределения сырья и заказов, своевременного их исполнения и установления цен. Центральный ВПК образовал в своём составе ряд секций по отраслям, число которых всё время увеличивалось. Были созданы секции: механическая, химическая, по снабжению армии, вещевая, продовольственная, санитарная, по изобретениям, автомобильная, авиационная, перевозок, угольная, нефтяная, торфяная и лесная, мобилизационная, крупных снарядов, станков и пр. http://ru.wikipedia.org

В 20-е годы советская оборонная промышленность характеризовалась восстановлением крупной промышленности СССР. Проведя в 1923-1924 годы реформу вооруженных сил, Советское правительство также разработало и провело в жизнь реформу военной промышленности. Главная стратегическая причина необходимости создания в СССР постоянно действующей отрасли (организации) военно-промышленных производств заключалась в том, что, все без исключения предметы вооружения и снабжения армии должны быть подготовлены внутри Республики; все военные производства должны базироваться исключительно на отечественном сырье.

Докладывая в 1932 г. об итогах оборонной подготовки промышленности в 1-й пятилетке, зампредседателя Госплана СССР И.С. Уншлихт констатировал: «В СССР военная промышленность является планомерно организованной отраслью, объединяющей кадровые военные предприятия». Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военно-экономического потенциала. http://rufort.info/library/simonov/simonov.html

На протяжении 20-50-х годов процесс развития военно-промышленных производств и комплектования заводов военно-промышленного «кадра» и «запаса» прошел несколько этапов.

Первый этап занимает период с 1921 по 1930 г. и характеризуется концентрацией военно-промышленных производств в обособленных группах «кадровых» военных заводов под общим руководством одного специального органа управления при едином наркомате промышленности - ВСНХ СССР.

Второй этап занимает период с 1930 по 1936 год и характеризуется концентрацией «кадровых» заводов 1-й группы военных изделий и рассредоточением остальных (2-й и 3-ей группы) по всем родственным им отраслям промышленности.

7 апреля - 3 мая 1930 г. военно-промышленные тресты и их Главк (ГУВП) были упразднены. Из «кадровых» заводов 1-й группы военных изделий были сформированы: Всесоюзное объединение орудийно-оружейно-пулеметных производств (Оружобъединение), Всесоюзное объединение патронно-трубочного и взрывательного производств (Патрубвзрыв). Другие заводы, способные производить военные изделия, например, судостроительные, оптико-механические, взрывчатых и отравляющих веществ перешли или остались в составе гражданских трестов и управлений.

В начале января 1932 г. ВСНХ СССР был упразднен. Все военно-промышленные предприятия «кадра» и «запаса», на равных основаниях, были переданы в ведение Наркомата Тяжелой промышленности СССР, его главков и трестов, а именно: авиационные - в Главное Управление Авиационной промышленности (ГУАП); судостроительные - в Главное Управление Судостроительной промышленности (ГУСП); военно-химические - в Военно-Химический трест (Вохимтрест), Всесоюзный трест Органических Производств (ВТОП) и Всесоюзный трест Искусственного Волокна (ВИВ); оружейные, пулеметные, бомбовые, снарядные, минные и торпедные - в Главное Военно-Мобилизационное Управление; патронные и гильзовые - в Патронно-Гильзовый трест; орудийные - в Арсенальный трест; снарядные - в Снарядный трест; автобронетанковые - в Специальный Машиностроительный трест (Спецмаштрест), оптико-механические - в Государственное объединение Оптико-Механических заводов (ГОМЗ). По состоянию на 5 апреля 1934 г. в утвержденный Политбюро ЦК ВКП(б) список «кадровых» заводов «военной промышленности» входят 68 предприятий. На них устанавливается особый порядок приема рабочей силы.

Функции координатора деятельности военных заводов в системе Наркомтяжпрома выполняло его Главное Военно-Мобилизационное Управление (ГВМУ), разделенное в 1936 г. на Главное «правление военной промышленности и Главное управление боеприпасов.

Третий этап охватывает период с 1936 по 1941 год и характеризуется концентрацией всех «кадровых» военных заводов и части заводов «запаса» - в начале в Наркомате Оборонной промышленности, а затем - в нескольких военно-промышленных народных комиссариатах, специально созданных для ускорения процесса перевооружения Армии и Флота.

Народный Комиссариат Оборонной промышленности был образован 8 декабря 1936 г. Постановлением ЦИК СССР. Из состава Наркомтяжпрома в новый наркомат вошли: 47 авиационных заводов, 15 артиллерийских заводов, 3 оружейных завода, 9 оптико-механических заводов, 10 танковых заводов, 9 патронно-гильзовых заводов, 7 трубочно-взрывательных заводов, 7 снарядных заводов, 3 завода по производству минного, торпедного и бомбового вооружения, 10 судостроительных заводов и верфей, 23 военно-химических предприятия, 16 заводов по производству электроприборов и радиоприборов, 8 предприятий точного машиностроения, 5 аккумуляторных и 3 металлургических завода.

Четвертый этап охватывает период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и характеризуется превращением большей части машиностроительного народнохозяйственного комплекса СССР в военно-промышленный, с разделением на специальные военно-промышленные отрасли под руководством соответствующих наркоматов: вооружения, боеприпасов и минно-минометного вооружения, авиационной, танковой и судостроительной промышленности. Высшим органом, руководящим деятельностью всего государственного оборонного комплекса, становится Государственный Комитет Обороны (ГКО) СССР.

Пятый этап охватывает период с 1946 по конец 1950-х годов и характеризуется модернизацией производства так называемой «общей военной техники» и появлением новых видов военной продукции, объединенных под общим названием «специальной военной техники»; это - системы реактивного и ракетного вооружения и реактивной авиационной техники, образцы ядерных боеприпасов и разнообразные радиоэлектронные системы военно-технического снаряжения и военной связи.

В 1946-1957 годы «кадровые» военные заводы сосредоточиваются в министерствах авиационной промышленности, вооружения (с 1954 г. Министерство оборонной промышленности), судостроительной промышленности и более или менее равномерно рассредоточиваются специальными «кустами» в гражданских министерствах: транспортного машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, тяжелого машиностроения, автотракторной промышленности, - в качестве головных предприятий частично законсервированных военно-промышленных производств: боеприпасов, минно-минометного вооружения, специальной авто-транспортной и бронетанковой техники. Голованов Я. Королев. Факты и мифы. http://rufort.info

Для организации работ по созданию ракетно-ядерного оружия при Совмине СССР создается Специальный Комитет и три Главных Управления. Для организации работ по созданию радиолокационной и электронной техники при Совмине СССР создается Комитет по радиолокации. Функции координатора деятельности министерств «оборонных отраслей промышленности», Министерства Внутренних Дел СССР, Министерства Вооруженных сил СССР, Министерства Государственной безопасности СССР в вопросах составления плана заказов на вооружение и боевую технику, организации научно-исследовательских работ по оборонной тематике и т.д. выполняло до 1952 г. Бюро по военно-промышленным и военным вопросам при Совмине СССР, а затем - Комиссия Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам.

В 1956 г. в системе Минавиапрома сосредоточивается 220 «кадровых» военных заводов, в системе Миноборонпрома - 210, в системе Минсудпрома - 135 , в системе Минрадтехпрома - 216. Помимо производственных функций, данные министерства ведут интенсивную работу по созданию новых образцов вооружений и боевой техники усилиями 270-ти опытных заводов, конструкторских бюро, научно-исследовательских, специальных и проектных институтов.

В 1958 г. все НИИ, КБ, СКБ и ОКБ советского военно-промышленного комплекса вместе с опытными заводами передаются в ведение Государственных Комитетов: по авиационной технике, оборонной технике, радиоэлектронной технике и судостроению. Министерства военной промышленности расформировываются, а серийные заводы военно-промышленного «кадра» передаются в ведение советов министров союзных республик и совнархозов экономических районов.

До начала 60-х годов - происходило завершение формирования общесоюзного оборонного комплекса и его развитие, направленное прежде всего на создание ракетно-ядерного щита страны и средств доставки ядерного оружия, 60-е годы - начало 80-х - мощное саморазвитие советского ВПК и превращение его в доминанту народного хозяйства страны, вторая половина 80-х - 90-е годы - постепенная деградация военно-промышленного комплекса в связи с распадом СССР и первые попытки ВПК вписаться в новые рыночные социально-экономические условия. А. Лосик, А. Мезенцев, П. Минаев, А. Щерба. «Отечественный военно-промышленный комплекс в XX - начале XXI века»/ http://vpk-news.ru/articles/6102/ 2008 г.

К середине 1960-х годов в СССР существовало девять базовых оборонно-промышленных министерств, которые в совокупности с 10 министерствами-смежниками под руководством высших партийных органов и Военно-промышленной комиссии при Президиуме Совета министров составляли основу всей социально-экономической системы СССР.

В конце 1980-х годов предприятия оборонного комплекса производили 20-25% валового внутреннего продукта (ВВП) страны, поглощая огромную часть материальных и людских ресурсов (военные расходы занимали до 60% бюджета страны). В "оборонке" были сосредоточены лучшие научно-технические разработки и кадры: до 3/4 всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) производилось в сфере ОПК. Предприятия оборонного комплекса производили большую часть гражданской продукции: 90% телевизоров, холодильников, радиоприемников, 50% пылесосов, мотоциклов, электроплит. Около 1/3 населения страны проживало в зоне размещения предприятий ОПК. Все это, вместе с тем, приводило к чрезмерному раздуванию зоны "непроизводительных" расходов на разработку и создание вооружений, в ущерб сфере потребления.

С начала 1990-х годов ОПК вместе с российским обществом вступил в полосу экономического и политического кризиса. Резкое сокращение ассигнований привело к деградации оборонных предприятий, вымыванию квалифицированных кадров в другие сферы деятельности (бизнес, отъезд за границу и т.д.). По оценкам Министерства экономики России, в 1991-1995 гг. из оборонной промышленности ушло 2,5 млн работников. Военная продукция оборонной промышленности сократилась в 1997 г. по сравнению с 1991 почти на 90%. Быстрова И.В. Отечественный военно-промышленный комплекс в ХХ веке. / http://hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB8/bystrova.htm / 2002 г.

С 1999 г. военно-промышленная политика России изменилась в направлении роста финансирования ОПК, консолидации и повышения конкурентоспособности экспорта вооружений и военной техники. Для выработки военно-промышленной политики при правительстве РФ 22 июня 1999 г. была создана Комиссия по военно-промышленным вопросам. Произведена реорганизация системы управления: создано 5 федеральных агентств оборонной промышленности (Российское авиационно-космическое агентство, агентства по обычным вооружениям, по боеприпасам, по судостроению, по системам управления).

Сегодня идет дальнейшее формирование ВПК в соответствии с современными условиями работы. На заседании Правительства Российской Федерации 20 января 2011 рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об исполнительном производстве» в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций». http://www.vpk.ru/cgi-bin/uis/w4.cgi/CMS/Item/2540012

военный промышленный шельф аренда

Введение

Актуальность темы. Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. Объективная необходимость кардинальных, революционных, а не эволюционных перемен в советской экономике назрела уже к началу 60-х гг. Оторванность планирования от жизни, отраслевого управления от регионального, монополия производителя в условиях всеобщего дефицита, незаинтересованность предприятий в научно-техническом прогрессе - всё это требовало коренных преобразований уже тогда.

Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И. Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Цель работы. В своем реферате я хотел бы рассмотреть проблему конверсии не с экономико-теоретической точки зрения, хотя на этом я тоже заострю свое внимание, а с экономико-исторической точки зрения. Главная цель показать военную силу и проанализировать конверсии военно-промышленного комплекса СССР, а также придется рассмотреть положительные и отрицательные последствия этого процесса.

Задачи. Поставленная цель предлагает решить следующие задачи:

· показать масштабы ВПК 60-80х годов;

· дать теоретическое обоснование конверсии;

· проанализировать два параграфа.

Структура. Данный реферат состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Состояние ВПК СССР в 60-е первую половину 80-х гг XX в.

К началу ВОВ будет выпущено 1000 танков, грубых, но эффективных. В то время Сталин отказывается от проекта танка С-7,который считали танком новой эры. Он думал об атомной бомбе, создание которой требовало ресурсов и сил. Эта бомба была испытана в авг.1949 года. В 1947году были завершены работы над созданием 1ой боевой ракеты Р1.В 50-е гг. появляются ракеты Р2,а затем баллистические. ВПК создавался за счет лишений советского народа, было загублено с/х. ВПК определенным образом воздействовал на все экономические параметры развития страны. В 1961 году с космодрома «Байконур» стартовал первый пилотируемый космический корабль.12 апр. 1961года «Восток» с человеком на борту был выведен на орбиту вокруг Земли. С этого времени меняется советская доктрина См.: Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1988. - С.23..

Она исходит из того, что Запад готовит новую войну: ракетно-ядерную. 7 ноября 1967 г. СССР впервые продемонстрировал миру свои баллистические ракеты. Развитие ракетной техники в 50-60 годы привело к созданию пятого вида советских вооруженных сил: ракетные войска стратегического назначения. Решение об их создании было принято в декабре 1959 года.

50-60 годы проходят под знаком бурного развития науки и техники в СССР, как и во всем мире. В СССР появляются первые атомные станции, атомоход, искусственный спутник земли, что дало основания для веры в свою непобедимость.60-80 годы идут под знаком гонки вооружений. К концу 80-х годов военно-промышленный комплекс занимал ведущее положение в экономике СССР. По некоторым оценкам, предприятия ВПК производили 20-25% ВВП, поглощая при этом наибольшую часть ресурсов страны (например, по отдельным видам металлопродукции и пластмасс - от 30 до 50%).

Необходимость постоянного повышения технического уровня изделии, производимых этим огромным сектором экономики, обусловила и деформацию государственных расходов: например, в 1988 г. на нужды "оборонки" было израсходовано 3/4 всех средств, выделенных из госбюджета на научно- исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Общая численность персонала оборонных НИИ и КБ превысила 1,8 млн. человек, что превратило эту сферу в крупнейшую отрасль приложения интеллектуального труда. Следует отметить: большинство предприятий ВПК имело "двойной профиль", производя многие виды гражданской продукции.

Термин конверсия появляется во 2-ой половине 80-х годов. Советский ВПК запросил на ее проведение 60 млрд. рублей (13 млрд. на конверсию, а остальное на развитие новых мощностей народного хозяйства). Реальная структура экономики СССР, унаследованная Россией, характеризовалась двумя существенными особенностями: преобладающая масса ресурсов (причем лучших) направлялась на производство вооружений и комплектующих к ним; значительная доля гражданской продукции (почти все товары длительного пользования) выпускалась на предприятиях ВПК. К 1990 г. они производили: свыше 90% радио приемников, телевизоров, холодильников; более 50% мотоциклов, пылесосов, электроплит и других сложных технических изделий. Правда, качество этих товаров было ниже мировых стандартов, а затраты на производство выше. Поэтому сбыт был возможен лишь в условиях планово-распределительной системы при соответствующем механизме ценообразования См.: В.А. Печенев о причинах распада СССР// www.yandex.ru. 2 августа 2003. .

Даже в Санкт-Петербурге, выпуском военной продукции был занят каждый четвертый работник. Дальнейшее сохранение структуры экономики потеряло всякий смысл, поскольку принципиально изменилась политическая ситуация. Отсутствие обоснованной государственной политики в отношении ВПК привело к тому, что в результате переходу на рыночные отношения, многие предприятия. ВПК буквально рухнули. Это затронуло и те предприятия которые, выпускали конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынке изделия.

Но никакого плана конверсии не было. Объекты ВПК приватизировались, постепенно рассеиваются квалифицированные рабочие кадры. В 1992 году удалось пресечь выезд специалистов в области ракетостроения в Корею. Одним из результатов конверсии, начатой Горбачевым, явилась потеря высокотехнологичных отраслей науки и техники. Вместо передачи технологий Западу и получения дополнительных финансов, были остановлены оборонные предприятия, незагруженные гос. заказами. Россия снабжала вооружением те страны, которые могли стать потенциальными противниками. Они были вооружены рос. Современной техникой, в то время как рос. войска были оснащены старой техникой. Российская армия была не в состоянии закупать образцы современной техники См.: М.В. Ходякова. Новейшая история России. 1914 - 2005: учеб. пособие/ под ред.- М.: Высшее образование, 2007.- С. 27..

Финансово-промышленные группы Запада не стремятся вкладывать инвестиции в экономику России. Куда легче купить идеи в неизменно богатой и нищей России. Ситуация в России усугубляется и тем, что в СССР на развитие оборонной промышленности направлялись лучшие сырьевые и трудовые ресурсы, а гражданский сектор довольствовался тем, что оставалось от «оборонки». Отсутствие какой - либо конкуренции в среде товаропроизводителей, а значит и стимулов к повышению качества продукции, обеспечивало возможность только экстенсивного развития гражданских отраслей народного хозяйства. В итоге образовалось хроническое отставание качества отечественной гражданской продукции от мирового уровня, хотя для военной продукции эта разница была минимальной.

В годы застоя в нашей стране, политика была направлена на всеобщую гонку вооружения, связанная с периодом «холодной войны» нашей страны с Западом. Основная доля нашей промышленности была направлена на увеличение военной базы страны. И поэтому государство не жалело средств на развитие этой отрасли. Весь научно-технический потенциал страны был направлен на развитие и усовершенствование ВПК. Но времена шли. Сравнивая экономику западных стран и СССР легко было увидеть к какому экономическому кризису привела такая политическая направленность. Наша страна была лучшей в военной области, она всем показала свою мощь, но при этом было стыдно повернуть вторую сторону - социально-экономическое положение общества. Перед нашей страной встал вопрос, как можно более эффективно перестроить большую часть ВПК на мирную основу, так чтобы она несла миротворческий характер.

На Западе вопрос о разоружение встал давно. Стоит в этой связи вспомнить о знаменитом манифести Б. Рассела и А. Эйнштейна (1955г) призывавший к объединению ради спасения человеческого рода, о докладах «Римскому клубу», отчетах комиссии Социалистического интернационала.

Отказ от давления, от применения военной силы в межгосударственных отношениях должен быть чем-то замещен, увязан с позитивными предложениями См.: Раковский С.А., Распад СССР: причины и последствия. Становление новой российской государственности // www.history.perm.ru (исторический портал). 22 января 2008..

Международное взаимодействие может быть поднято на новый уровень путем совершенствования практики политических переговоров, постепенного отхода от принципа соотношения сил к нахождению приемлемого баланса интересов партнеров См.: Самыгин П.С., репетитор по истории России. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - С. 116. .

Стоящих перед армией развитой в военном отношении страны, повлечет изменение качественного уровня продукции, производимой в ВПК. Прекращение ядерной гонки вооружений в глобальном масштабе между двумя сверхдержавами СССР и США, а также ликвидация «железного занавеса» привели к тому, что возможность глобальных военных действий заметно снизилась. Поэтому основной задачей вооруженных сил на новом этапе будет участие в локальных конфликтах без применения оружия массового уничтожения. Как отмечают военные аналитики Пентагона, ВС США должны в будущем иметь силы и средства для ведения не одной глобальной войны, но двух локальных военных конфликтов.

вооруженные силы военный промышленный

В данной статье рассматриваются некоторые экономические аспекты развития отечественного военно-промышленного комплекса на протяжении советского периода истории XX в. В своей работе мы опираемся в значительной мере на архивные данные.

В годы Гражданской войны и «военного коммунизма», в условиях международной изоляции, все вооружения должны были производиться внутри страны, с опорой на отечественные ресурсы. С 1919 г. предприятия, обслуживавшие артиллерию, флот, авиацию, саперные войска и интендантство, изымались из ведения различных ведомств и передавались под начало Совета военной промышленности Всероссийского совета народного хозяйства (ВСНХ).

С переходом к новой экономической политике началась реорганизация управления народным хозяйством. В государственной промышленности, в том числе и военной, стали создаваться групповые объединения - тресты, которые должны были работать на принципах хозяйственного расчета. В соответствии с декретом о трестах от 10 апреля 1923 г. в составе ВСНХ было создано Главное управление военной промышленности СССР, которому подчинялись оружейные, патронные, орудийные, пороховые, авиационные и другие заводы военного профиля; самостоятельно существовал Авиатрест. В 1925 г. военная промышленность перешла в ведение Военно-промышленного управления ВСНХ в составе 4 трестов - оружейно-арсенального, патронно-трубочного, военно-химического и ружейно-пулеметного.

В целом военная промышленность уже с середины 20-х гг. стала переводиться в ведение административных органов государства, хозрасчетные принципы в этой сфере оказались нежизнеспособными. С началом форсированной индустриализации наметился переход к более жесткой системе государственного планирования и управления промышленностью сначала через систему отраслевых главков, а затем отраслевых министерств 1 .
Быстрова Ирина Владимировна - доктор исторических наук (Институт российской истории РАН).

Отправной точкой для нового витка милитаризации и создания военной промышленности можно считать так называемый период «военной угрозы» 1926-1927 гг. и последовавшего после нее отказа от нэпа - «великого перелома» 1929 г. Решением Распорядительного заседания Совета труда и обороны (РЗ СТО) от 25 июня 1927 г. было создано Мобилизационно-плановое управление ВСНХ, которое должно было руководить подготовкой промышленности к войне. Главными «рабочими аппаратами» РЗ СТО в вопросах подготовки к войне являлись Реввоенсовет СССР, отвечавший за подготовку армии, и Госплан СССР, ведавший разработкой контрольных цифр народного хозяйства «на случай войны». Наркомат финансов, в свою очередь, должен был рассматривать «сметы чрезвычайных расходов на первый месяц войны» 2 .

В специально разработанных постановлениях Госплана и РЗ СТО по контрольным цифрам 1927/28 хозяйственного года этот временной отрезок рассматривался как «условный период, когда в народном хозяйстве совершаются основные процессы перехода к условиям работы во время войны (мобилизация)», а весь следующий год - как период, когда «основные переходные процессы уже завершены». В обстановке «военной угрозы» большинство этих планов имело бумажно-декларативный характер. Военные расходы пока существенно не росли: главные средства направлялись на подготовку «индустриального скачка», а оборонная промышленность еще не выделилась организационно.

К этому периоду относится появление засекреченных, номерных заводов. В конце 20-х гг. «кадровым» военным заводам стали присваиваться номера, за которыми скрывались бывшие названия. В 1927 г. таких заводов было 56, а к апрелю 1934 г. в список «кадровых» военных заводов, утвержденный ЦК ВКП(б), вошло 68 предприятий. Постановление Совета народных комиссаров (СНК) и ЦК ВКП(б) от 13 июля 1934 г. устанавливало особый режим и льготы для предприятий оборонного значения - так называемых особо-режимных заводов.

Главной задачей режима секретности было «наибольшее обеспечение сохранности заводов, имеющих оборонное значение, создание прочных гарантий от проникновения на них классово- враждебных, контрреволюционных и враждебных элементов, а также для предотвращения их действий, направленных к срыву или ослаблению производственной деятельности заводов» 3 . Эта система значительно укрепилась и расширилась в послевоенную, «ядерную», эпоху развития оборонной промышленности.

Для финансирования так называемых специальных работ узко-оборонного характера на предприятиях гражданской промышленности из бюджета выделялись спецкредиты, имевшие целевое назначение - обеспечить независимость оборонных работ от общего финансового состояния предприятия 4 . Цифры действительных военных расходов государства выделялись в бюджете отдельной строкой и засекречивались.

Появление специфических оборонных производств стало возможным только на базе форсированной индустриализации, создания тяжелой промышленности. После ликвидации ВСНХ в 1932 г. оборонная промышленность перешла в систему Наркомата тяжелой промышленности. С середины 30-х гг. начался процесс организационного обособления оборонной промышленности от базовых отраслей тяжелой индустрии. В 1936 г. военные производства были выделены в Наркомат оборонной промышленности (НКОП). Это был этап «количественных накоплений». Темпы роста военной промышленности, по официальным данным, заметно обгоняли развитие промышленности в целом. Так, если общий объем индустриальной продукции за вторую пятилетку возрос на 120%, то оборонной - на 286%. В течение трех предвоенных лет это опережение было уже тройным 5 .

1939-1941 гг. (до начала войны) представляли собой особый период, когда были закреплены основы экономической структуры военно-промышленного комплекса (ВПК). Структурная перестройка народного хозяйства имела ярко выраженный милитаристский характер. В эти годы сформировалась система органов управления оборонной промышленностью. Общее руководство развитием мобилизационного планирования в 1938-1941 гг., а также надзор за деятельностью Наркомата обороны и Наркомата военно-морского флота осуществлял Комитет обороны при СНК СССР, председателем которого являлся И.В.Сталин. Экономический совет СНК наблюдал за деятельностью оборонной промышленности. В годы войны все функции по управлению оборонной промышленностью перешли в Государственный комитет обороны (ГКО).

В 1939 г. НКОП разделился на специализированные оборонные наркоматы: вооружения, боеприпасов, авиационной, судостроительной промышленности. Для координации мобилизационного плана промышленности в 1938 г. была создана междуведомственная Военно-промышленная комиссия. Военные ведомства - Наркомат обороны и Наркомат военно-морского флота, а также Наркомат внутренних дел (НКВД) являлись главными заказчиками и потребителями военной продукции. Характерной особенностью периода первых пятилеток была значительная роль военных в формировании оборонной промышленности, которая в предвоенные годы еще более возросла. Так, с 1938 по 1940 гг. контингент военных представителей НКО на предприятиях оборонной промышленности увеличился в полтора раза и составил 20281 чел. 6

Для нашего исследования этот период особенно важен как опыт функционирования военно-мобилизационной модели советской экономики, сущностные черты которого проявлялись на последующих этапах истории СССР и стали фундаментом советского ВПК. К числу этих черт относилось подчинение интересов гражданского потребителя решению военных задач. Одной из главных задач третьей пятилетки правительство считало укрепление обороноспособности СССР «в таких масштабах, которые обеспечили бы решающее преимущество СССР при любой коалиции нападающих капиталистических стран». В связи с этим, согласно плану третьей пятилетки, по сравнению с 1937 г. расходы на народное хозяйство в целом возрастали на 34,1%, на социально-культурные мероприятия - на 72,1%, а на оборону - на 321,1%. Военные расходы должны были составить 252 млрд руб., или 30,2% всех расходов госбюджета 7 .

Характерной чертой советской мобилизационной модели было привлечение средств населения путем так называемых государственных займов (многие из которых государство возвращать и не собиралось). В 1937 г. был выпущен специальный Займ укрепления обороны СССР на 4 млрд руб., однако, по сведениям Наркомата финансов (НКФ), подписка на этот займ оказалась еще выше - 4916 млн руб. (большая его часть пришлась на городское население). Как говорилось в циркуляре НКФ от 9 апреля 1938 г., в соответствии с «большим ростом в текущем году фонда зарплаты и доходов колхозной деревни» появились возможности «в текущем году значительно превысить сумму займа» 8 . Такая практика стала неотъемлемой чертой советской экономической системы.

Еще более резкие сдвиги в сторону милитаризации были намечены в так называемом IV особом квартале 1939 г., когда вводился в действие мобилизационной план - МП-1 - по вооружению армии, требовавший перестройки всей промышленности. В нем предусматривалось установление списка строек, на развитие которых средства выделялись сверх установленных лимитов, а также военные ведомства получали приоритет перед гражданскими потребителями. Из общей суммы капиталовложений по строительству в 5,46 млрд руб. вложения по оборонным стройкам и предприятиям составляли 3,2 млрд руб., т.е. более половины 9 .

Чрезвычайные мобилизационные планы принимались и в 1940-1941 гг. В связи с введением мобилизационных планов военные заказы размещались на предприятиях всех отраслей, вплоть до заводов по производству детских игрушек и музыкальных инструментов. Зачастую выполнение этих планов требовало полного изменения их прфизводственного профиля с гражданского на военный. Параллельно начался принявший затем в годы войны массовый характер процесс передачи предприятий из гражданских ведомств в военные. Всего в 1940 г. оборонным ведомствам было передано более 40 предприятий 10 .

Фактические среднегодовые темпы роста объема производства оборонной продукции за первые два года предвоенной пятилетки составили 143,1%, за три года - 141%, против 127,3% среднегодовых темпов, установленных планом третьей пятилетки. Объем производства валовой продукции наркоматов оборонной промышленности за три года увеличился в 2,8 раза 11 . Еще более напряженная программа намечалась на 1941 г. Органы управления промышленностью были обязаны обеспечить первоочередное перед всеми потребителями выполнение военных заказов по авиации, вооружению, боеприпасам, военному судостроению и танкам.

В предвоенные годы начала создаваться новая военно-промышленная база на востоке страны. Идея развития восточных районов с самого начала ее возникновения была стратегически связана с ростом военного потенциала страны и решением оборонных задач. Еще до войны новым центром военного производства становился Урал, началось освоение с этой точки зрения и Дальнего Востока. Однако решающий сдвиг в этом отношении произошел в годы войны, что было связано прежде всего с оккупацией или угрозой захвата противником большей части европейской территории СССР.

В военный период имело место массовое перемещение промышленности в восточные районы: всего было эвакуировано и восстановлено на востоке более 1300 предприятий, большинство из которых находились в ведении оборонных наркоматов. На 4/5 они выпускали продукцию военного назначения.

Коренным образом изменилась и структура промышленного производства, в обязательном порядке переводимого на удовлетворение военных нужд. По приблизительным подсчетам, предметы военного потребления составляли около 65-68% всей произведенной в СССР в годы войны промышленной продукции 12 . Основными производителями ее были наркоматы военной промышленности: авиационной, вооружения, боеприпасов, минометного вооружения, судостроительной и танковой промышленности. Вместе с тем обеспечением военных заказов занимались и другие базовые отрасли тяжелой промышленности: металлургия, топливная и энергетическая, а также Наркоматы легкой и пищевой промышленности. Таким образом, развитие экономической структуры ВПК в военные годы носило характер тотальной милитаризации.

В годы Великой Отечественной войны страна потеряла три четверти национального богатства. Промышленность была сильно разрушена на бывших под оккупацией территориях, а в остальной части почти полностью переведена на производство военной продукции. Общая численность населения СССР сократилась с 196 млн чел. в 1941 г. до 170 млн в 1946 г., т.е. на 26 млн чел. 13

Одной из главных задач в первые послевоенные годы для СССР стало восстановление и дальнейшее наращивание военно- экономической базы страны. Для ее решения в условиях экономической разрухи следовало прежде всего изыскать новые источники восстановления и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Согласно официальной советской пропаганде, этот процесс должен был быть рассчитан на «внутренние ресурсы», на избавление страны от экономической зависимости от враждебного капиталистического окружения.

Между тем эта зависимость к концу войны оставалась очень значительной. Проведенный советскими экономистами анализ соотношения импорта важнейших видов оборудования и материалов и отечественного их производства за 1944 г. показал, что, к примеру, импорт металлорежущих станков составлял 58%, универсальных станков - до 80%, гусеничных кранов (их отечественная промышленность не изготовляла) - 287%. Аналогичным было положение с цветными металлами: свинец - 146%, олово - 170%. Особенные затруднения возникли с необходимостью развития отечественного производства товаров, которые поставлялись в годы войны по ленд-лизу (по многим видам сырья, материалов и продовольствия удельный вес этих поставок колебался от 30 до 80%) 14 .

В первые послевоенные годы одним из важнейших источников ресурсов стал вывоз материалов и оборудования так называемых особых поставок - трофейных, а также по репарациям и соглашениям из Германии, Японии, Кореи, Румынии, Финляндии, Венгрии. Созданной еще в начале 1945 г. Комиссией по возмещению ущерба, нанесенного гитлеровскими захватчиками, была произведена общая оценка людских и материальных потерь СССР за годы войны, разработан план военного и экономического разоружения Германии, обсуждалась проблема репараций в международном масштабе.

Практической деятельностью по вывозу оборудования занимался Особый комитет при СНК СССР, а также специальные комиссии из представителей хозяйственных ведомств. Ими составлялись списки предприятий и оборудования, лабораторий и научно-исследовательских институтов, подлежавших «изъятию» и отправке в СССР в счет репараций. Постановлением СНК «О демонтаже и вывозе в Советский Союз оборудования с японских электростанций, промышленных предприятий и железных дорог, расположенных на территории Маньчжурии» руководство этой работой было возложено на уполномоченного Особого комитета при СНК М.З.Сабурова. К 1 декабря 1946 г. в СССР прибыло 305 тыс. тонн оборудования из Маньчжурии общей стоимостью 116,3 млн долларов США. Всего же за два года работы Особого комитета в СССР было вывезено около 1 миллиона вагонов различного оборудования с 4786 немецких и японских предприятий, в том числе с 655 предприятий военной промышленности 15 . При этом наибольший интерес у советской стороны вызывали германские разработки в области новейших видов оружия массового поражения.

К лету 1946 г. в СССР насчитывалось около двух миллионов военнопленных - огромный резерв рабочей силы. Труд военнопленных широко применялся в советском народном хозяйстве (особенно в строительстве) в годы первой послевоенной пятилетки. Немецкие технические заделы и труд специалистов активно использовались на начальных стадиях отечественного ракетостроения, атомного проекта, в военном судостроении.

Восточно-европейские страны также сыграли роль поставщиков стратегического сырья на раннем этапе создания атомной промышленности в СССР, особенно в 1944-1946 гг. По мере того как разведывались месторождения урана в Болгарии, Чехословакии, Румынии, советские власти шли по пути создания совместных акционерных обществ по их разработке под видом горнорудных компаний. Для разработки Буковского месторождения в Болгарии в начале 1945 г. было создано Советско-болгарское горное общество под эгидой НКВД СССР 16 . Месторождение стало главным источником сырья для первого советского реактора.

Страны восточного блока продолжали оставаться важнейшим источником урана вплоть до начала 50-х годов. Как подчеркнул в своем выступлении на «антибериевском» Пленуме ЦК от 3 июля 1953 г. Н.А.Булганин, государство было «хорошо обеспечено урановым сырьем», причем много урана добывалось на территории ГДР - «может быть, не меньше, чем имеют в своем распоряжении американцы» 17 .

Важнейшим ресурсом послевоенного восстановления и наращивания экономической и оборонной мощи СССР являлся моби- лизационый потенциал централизованной плановой экономики по сосредоточению сил и средств на наиболее приоритетных с точки зрения руководства страны направлениях. Одним из традиционных рычагов принудительной мобилизации была финансовая, налоговая политика государства. На исходе войны, в IV квартале 1945 г., государство, казалось бы, дало послабления населению, снизив военный налог на 180 млн руб., но одновременно был организован военный заем (по подписке крестьян) на 400 млн руб. 18 Цены на продовольствие были повышены в сентябре 1946 г. в 2- 2,5 раза. В 1948 г. размер сельхозналога вырос по сравнению с 1947 г. на 30%, а в 1950 г. - в 2,5 раза 19 .

В целом взятый руководством СССР курс на военно-экономическое соревнование с Западом, и прежде всего с гораздо более развитыми в экономико-технологическом отношении США, проводился ценой немалых лишений для большинства населения страны. При этом следует отметить, что претворение в жизнь советской атомной и других программ создания новейших вооружений в целом отвечало в послевоенные годы массовым настроениям советских людей, которые были согласны терпеть трудности и лишения во имя предотвращения новой войны.

Одним из ресурсов экономической мобилизации был массовый принудительный труд. Система лагерей НКВД стала основой создания атомной и других отраслей военной промышленности. Помимо труда заключенных соотечественников, в конце 40-х гг. широко использовался труд военнопленных и применялась система организованного набора рабочей силы из различных слоев населения. Своеобразной полупринудительной формой был труд военных строителей и специалистов, значение которого особенно возросло после отмены системы массовых лагерей в середине 50-х гг.

В первые послевоенные годы невозможно было сохранять численность вооруженных сил и размеры оборонного производства в масштабах военного времени, и потому был проведен ряд мероприятий по сокращению военного потенциала. В этом отношении в военно-экономической политике сталинского руководства внешне выделяются два этапа: 1945-1948 гг. и конец 40-х - начало 50-х годов. Для первого были характерны тенденции к демилитаризации советской экономики, сокращению вооруженных сил и военных расходов. Реальным показателем этих тенденций стала демобилизация армии, проведенная в несколько стадий с июня 1945 г. до начала 1949 г. В целом к концу 1948 г. - началу 1949 г. Советская Армия была в целом сокращена с более чем 11 млн чел. до 2,8 млн чел. 20

В первые послевоенные годы руководством страны был провозглашен также курс на перестройку промышленности на гражданское производство. После реорганизации системы управления в мае 1945 г. количество оборонных наркоматов сократилось, и военные производства сосредоточились в Наркоматах вооружения, авиационной, судостроительной промышленности, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения (в марте 1946 г. они были переименованы в министерства).

Проведение в жизнь политики сокращения военного производства и увеличения выпуска гражданской продукции началось уже с конца 1945 г. и находилось под личным контролем заместителя председателя Государственного комитета обороны (после войны - заместителя председателя Совета министров) Л.П.Берии, который сосредоточил в своих руках контроль над тяжелой промышленностью. Однако его указания о проведении «конверсии» предприятий на гражданское производство были довольно противоречивыми. С одной стороны, он всячески подстегивал директоров предприятий, которые привыкли работать в чрезвычайных военных условиях, гнать оборонную продукцию и испытывали большие трудности при переходе на гражданское производство. С другой стороны, Берия распоряжался сохранять и наращивать производство широкой номенклатуры изделий военного назначения - порохов, взрывчатых веществ, химических боеприпасов и т.д. 21

В 1946-1947 гг. был значительно сокращен выпуск ряда видов обычных вооружений - танков и самолетов. Руководители оборонно-промышленных ведомств активно сопротивлялись политике «конверсии»: министры Д.Ф.Устинов, М.В.Хруничев, М.Г.Первухин и другие атаковали вышестоящие инстанции, вплоть до самого Сталина, просьбами о сохранении «уникальных» военных производств и о наращивании выпуска новых видов оборонной продукции. Попытки демилитаризации промышленности привели к ухудшению состояния и без того разрушенного войной индустриального сектора экономики. В течение 6-9 месяцев с начала перестройки промышленности выпуск гражданской продукции лишь в незначительной степени возмещал снижение военного производства. Это приводило к уменьшению общего объема производства, ухудшению качественных показателей, сокращению численности рабочих. Только во втором квартале 1946 г. размеры выпуска военной продукции стабилизировались, гражданской - возросли, и началось постепенное увеличение объема производства.
Согласно официальным источникам, послевоенная перестройка промышленности завершилась уже в 1947 г., о чем свидетельствуют следующие цифры 22:

По официальным данным, военная продукция составляла в 1940 г. 24 млрд руб., в 1944 г. - 74 млрд, в 1945 г. - 50,5 млрд, в 1946 г. - 14,5 млрд, в 1947 г. сохранился уровень 1946 г. Однако к этим цифрам нужно относиться с известной долей условности: они скорее показывают общую динамику, чем достоверны в абсолютном выражении, поскольку цены на военную продукцию снижались неоднократно, начиная с 1941 г. 23

Динамика военных расходов госбюджета выглядела следующим образом: в 1940 г. - 56,7 млрд руб., в 1944 г. - 137,7 млрд, в 1945 г. - 128,7 млрд, в 1946 г. - 73,7 млрд, в 1947 г. сохранился уровень 1946 г. Таким образом, даже согласно официальной статистике, расходы государства на военные нужды к концу периода «конверсии» превышали довоенные показатели 1940 г.

В целом процесс сокращения военного производства коснулся в основном быстро устаревавших вооружений образцов минувшей войны, которые не требовались в прежних количествах. В 1946-1947 гг. удельный вес гражданской и военной продукции стабилизировался.

Однако уже с 1947 г. началось снижение планов по производству гражданских изделий в ряде министерств оборонного профиля (судостроительной, авиационной промышленности), а с 1949 г. произошел резкий рост военных заказов. В течение первой послевоенной пятилетки была почти полностью обновлена номенклатура «специзделий», т.е. продукции военного назначения, что подготовило почву для начавшегося в 50-е гг. перевооружения армии и флота.

В конце 40-х гг. был разработан перспективный план производства бронетанковой техники вплоть до 1970 г. После невыполнения программы производства танков в 1946-1947 гг., резкого падения их выпуска в 1948 г., начиная с 1949 г. намечалось постоянное и неуклонное наращивание продукции этой отрасли. В связи с войной в Корее, с 1950 г. резко увеличились объемы производства авиационной техники 24 .

В целом за внешней «демилитаризацией» скрывался новый виток гонки вооружений. Уже в 1946 г. Советом министров были приняты ряд постановлений о развитии новейших вооружений, решения о разработках в области реактивной и радиолокационной техники. Возобновилось законсервированное во время войны строительство военных кораблей: была принята десятилетняя программа военного судостроения, запланировано строительство 40 военно-морских баз. Принимались чрезвычайные меры по форсированному созданию советской атомной бомбы.

Наряду с традиционными оборонными министерствами, для руководства новыми программами были созданы чрезвычайные органы при СНК (с марта 1946 г. - Совете министров СССР): Специальный комитет и Первое Главное управление (по атомной проблеме), Комитет № 2 (по реактивной технике), Комитет № 3 (по радиолокации). Чрезвычайный, мобилизационный и экспериментальный характер этих программ вызвал необходимость концентрации ресурсов различных ведомств в специальных надминистерских органах управления.

В целом «демилитаризация» была скорее побочной линией послевоенной перестройки промышленности, главным стратегическим направлением развития которой стало освоение и наращивание новейших видов вооружений. План развития народного хозяйства СССР на 1951-1955 гг. по военным и специальным отраслям промышленности предусматривал значительный, из года в год возраставший объем поставок всех видов военной техники, причем особое внимание уделялось подготовке мощностей для производства новых видов военной техники и стратегического сырья, восполнению специальных производственных мощностей, переключенных после окончания войны на другие отрасли народного хозяйства.

По шести оборонно-промышленным министерствам (авиапромышленности, вооружения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения, промышленности средств связи, автотракторной промышленности) в среднем выпуск военной продукции за пятилетку должен был возрасти в 2,5 раза. Однако по некоторым видам военной техники намечался существенно больший рост: по радиолокационной и бронетанковой технике - в 4,5 раза. В более значительных масштабах возрастало производство атомных «изделий», которое планировалось отдельно даже от всех других видов военной продукции. Для ликвидации «узких мест» и диспропорций в народном хозяйстве и для создания новых отраслей по производству вооружений - реактивной техники и средств радиолокации - в плане намечался объем капитальных вложений по основным отраслям оборонной промышленности в сумме 27892 млн руб.

Более того, в начале 1950-х гг. этот план неоднократно подвергался корректировке в сторону повышения. В марте 1952 г. были заметно увеличены размеры капитальных вложений по военным и оборонно-промышленным ведомствам. Произвольная корректировка планов вообще была характерной чертой советской плановой системы. Другой долговременной тенденцией, за исключением отдельных периодов, являлся преимущественный рост вложений в оборонный сектор по сравнению с другими отраслями. В рассматриваемый период в стране началась своего рода военно-промышленная революция, сопровождавшаяся резким ростом военных расходов, расширением оборонных программ и одновременным усилением влияния профессиональной военной элиты на процесс принятия решений по вопросам обороны. С начала 1950-х гг. увеличились планы производства различных видов обычного вооружения модернизированных образцов - танков, артсамоходов, самолетов; началось форсированное перевооружение армии.

Согласно официальным данным, численность Вооруженных сил СССР увеличилась в начале 1950-х гг. почти до 6 млн чел. По недавно рассекреченным сведениям из архивов, количественный состав центрального аппарата Военного министерства на 1 сентября 1952 г. возрос по сравнению с довоенным показателем - на 1 января 1941 г. - на 242%: 23075 чел. против 9525 25 . Раскручивание новой спирали гонки вооружений и конфронтации было связано отчасти с обострением международной обстановки в конце 1940-х - начале 1950-х гг. (Берлинский кризис, создание НАТО, война в Корее и т.д.), отчасти с усилением роли военной машины в жизни советского общества и государства.

Несмотря на новый рост военных программ СССР в начале 1950-х гг., к этому времени военно-промышленный комплекс еще не набрал тот политический вес, который позволил бы ему определяющим образом влиять на политику советского руководства. В 1953-1954 гг. устойчивый курс на развертывание военного противостояния с Западом сменился противоречивым периодом в экономической и военной политике. 1954-1958 гг. стали редким для советской истории периодом снижения военных расходов и роста доли сектора потребления в валовом национальном продукте.

В отличие от роста военных программ в предшествующие 1950-1952 гг., вторая половина 1953 г. и 1954 г. были уже отмечены некоторым сдвигом в сторону гражданского производства и потребителя. К примеру, план изыскательских и проектных работ по Военному министерству на 1953 г. первоначально составлял 43225 млн руб., а затем был снижен до 40049 млн, т.е. более чем на 3 млн руб. План по военным и специальным отраслям промышленности на 1954 г. был также скорректирован в сторону уменьшения: рост продукции в 1954 г. по сравнению с 1953 г. вместо 107% по плану и 108,8% по заявке Военного министерства был уменьшен до 106,9%.

При оценке динамики валового национального продукта следует учитывать снижение с 1 января 1953 г. оптовых цен на военную продукцию на 5%, а также рост выпуска гражданской продукции. Снижение объемов выпуска валовой продукции ряда министерств в 1953 г. и по проекту плана 1954 г. объяснялось также уменьшением выпуска изделий оборонного назначения и ростом выпуска изделий широкого потребления, которые имели более низкие оптовые цены. В целом выпуск изделий широкого потребления в 1953 и 1954 гг. значительно превышал объем производства, предусмотренный для этих лет по пятилетнему плану 1951 - 1955 гг. 26

Тенденция к сокращению военных расходов сохранилась и в последующие годы, когда усилилось влияние Н.С.Хрущева в высшем руководстве, вплоть до установления его единовластия летом 1957 г. За период 1955-1958 гг. военные расходы СССР были снижены в целом на миллиард рублей. К середине 1957 г. численность армии и флота уменьшилась на 1,2 млн чел. - примерно до 3 млн чел. - за счет объявленной Хрущевым программы сокращения традиционных видов Вооруженных сил (в частности, это касалось планов Сталина по развертыванию обычных морских сил и вооружений) и сдвига приоритетов в сторону ракет, электроники и ядерных вооружений.

По некоторым западным оценкам, в течение первых трех лет правления Хрущева доля военных расходов в валовом национальном продукте (ВНП) страны уменьшилась с 12 до 9%, в то время как доля сектора потребления возросла с 60 до 62% 27 . В 1959 г. рост затрат на производство новейших вооружений переломил эту тенденцию, и военные расходы СССР снова возросли до уровня 1955 г., хотя из-за быстрого роста валового национального продукта в этот период процент военных расходов в ВНП оставался прежним. После 1959 г. их доля в ВНП начала медленно, но неуклонно возрастать. Военные расходы вновь заняли приоритетное место в экономической политике советского руководства. По западным оценкам, во временной интервал с 1952 по 1970 гг. периодом наиболее высоких темпов роста военных расходов СССР стали 1961- 1965 гг., когда средние темпы их роста достигли 7,6% 28 .

При этом львиную долю военных расходов составляли именно расходы на производство и эксплуатацию новейших вооружений и их систем, а не на содержание войск. Эта тенденция преимущественного роста затрат на военную технику развивалась в условиях научно-технической революции все более заметно.

Период конца 1950-х - начала 1960-х гг. характеризовался поисками новых принципов организации управления народным хозяйством СССР, в том числе и оборонной промышленностью. К моменту предпринятой Н.С.Хрущевым реорганизации управления народным хозяйством в 1957-1958 гг. основные программы производства вооружений были сосредоточены в Министерстве среднего машиностроения (атомная программа), Министерстве оборонной промышленности (переименованном в 1953 г. из Министерства вооружения), Министерстве радиотехнической промышленности (созданном в 1954 г.), а также в Министерствах авиационной и судостроительной промышленности. Как известно, в конце 1950-х система отраслевых министерств была упразднена, предприятия оборонной промышленности, подобно другим секторам экономики, были переданы в ведение местных советов народного хозяйства. Для организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию вооружений создавались Государственные комитеты по авиационной технике, по оборонной технике, по судостроению и по радиоэлектронике, по использованию атомной энергии.

В целом реформа Хрущева привела к известной децентрализации и установлению связей между оборонными и гражданскими предприятиями, расширению географических и социальных рамок советского ВПК. По мнению Н.С.Симонова, предприятия по серийному производству оборонной продукции включались в систему региональных экономических связей, выходили из состояния производственно-технологической замкнутости. Местные органы хозяйственного управления получили возможность размещать на них заказы, отвечавшие местным потребностям. Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) стали проявлять даже тенденцию к экономической самостоятельности, что проявлялось в установлении реальных договорных отношений с заказчиком - Министерством обороны - в вопросах ценообразования 29 .

Вместе с тем в условиях децентрализации управления оборонной промышленностью усилилась координирующая роль важнейшего государственного органа надминистерского уровня - воссозданной в конце 1950-х гг. Военно-промышленной комиссии при Президиуме Совета министров. Ее возглавляли поочередно крупнейшие руководители советского ВПК Д.Ф.Устинов, В.М.Рябиков, Л.Н.Смирнов. Комиссия стала главным органом управления оборонной промышленностью в период 1960-х - 1980-х гг.

Возвращение к министерской системе после смещения Н.С.Хрущева в конце 1964 г. способствовало усилению централизованного планового начала в управлении «оборонкой». Началось очередное «собирание» предприятий военного профиля в централизованные отраслевые министерства. В частности, в 1965 г. было создано Министерство общего машиностроения, в котором сосредоточились работы по ракетно-космической технике (ранее эти разработки были разбросаны по предприятиям ряда министерств). В результате реформы 1965 г. окончательно сформировалась так называемая «девятка» оборонно-промышленных министерств, в которых в основном сосредотачивались военные производства (Министерства авиационной промышленности, оборонной промышленности, общего машиностроения, радиопромышленности, среднего машиностроения, судостроительной промышленности, химической промышленности, электронной промышленности, электротехнической промышленности). К ним примыкали 10 министерств-смежников, также занимавшихся производством продукции военного и гражданского назначения.

Экономическая структура ВПК фактически являла собой несущую конструкцию всей социально-экономической системы СССР. По данным на конец 1980-х гг., предприятия ОПК производили 20-25 % валового внутреннего продукта (ВВП), поглощая львиную долю ресурсов страны. В «оборонке» были сосредоточены лучшие научно-технические разработки и кадры: до 3/4 всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) производились в сфере ОПК. Предприятия оборонного комплекса производили большую часть электротехнической гражданской продукции: 90% телевизоров, холодильников, радиоприемников, 50% пылесосов, мотоциклов, электроплит. Около Уз населения страны проживало в зоне размещения предприятий ОПК 30 . Все это вместе с тем приводило к чрезмерному раздуванию зоны «непроизводительных» расходов на производство вооружений в ущерб сфере потребления.
Советский ВПК стал важнейшим поставщиком вооружений для стран «третьего мира» и «социалистического лагеря». В начале 1980-х гг. 25% вооружений и боевой техники, производившихся в СССР, экспортировалось за рубеж. Размер военных поставок в течение многих лет считался особо секретной информацией, которая была частично открыта для российской общественности только в начале 1990-х гг. На протяжении послевоенного периода СССР участвовал в вооруженных конфликтах и войнах в более чем 15 странах (путем отправки военных специалистов и контингентов, а также поставок вооружений и военной техники с целью оказания «интернациональной помощи»), в том числе 31:

Страна Период конфликта Долг соответствующей страны
перед СССР (млрд долларов)
Северная Корея Июнь 1950 г. - июль 1953 г. 2,2
Лаос 1960-1963 гг.
август 1964 г. - ноябрь 1968 г.
ноябрь 1969 г. - декабрь 1970 г.
0,8
Египет 18 октября 1962 г. - 1 апреля 1974 г. 1,7
Алжир 1962-1964 гг. 2,5
Йемен 18 октября 1962 г. - 1 апреля 1963 г. 1,0
Вьетнам 1 июля 1965 г. - 31 декабря 1974 г. 9,1
Сирия 5- 13 июня 1967 г.
6- 24 октября 1973 г.
6,7
Камбоджа Апрель 1970 г. - декабрь 1970 г. 0,7
Бангладеш 1972-1973 гг. 0,1
Ангола Ноябрь 1975 г. - 1979 г. 2,0
Мозамбик 1967 - 1969 гг.
ноябрь 1975 г. - ноябрь 1979 г.
0,8
Эфиопия 9 декабря 1977 г. - 30 ноября 1979 г. 2,8
Афганистан Апрель 1978 г. - май 1991 г. 3,0
Никарагуа 1980 - 1990 гг. 1,0

В целом к началу 1980-х гг. СССР стал первым в мире поставщиком вооружений (по объему поставок), опередив в этом отношении даже США. Советский ВПК вышел за рамки одного государства, превратившись в важнейшую силу в мировой экономике и международных отношениях. В то же время он становился все более тяжелым бременем для экономики страны и препятствием на пути повышения уровня жизни советских людей.

1 Подробнее см.: Симонов Н.С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М., 1996. Гл. 2; Мухин М.Ю. Эволюция системы управления советской оборонной промышленностью в 1921- 1941 годах и смена приоритетов «оборонки» // Отечественная история. 2000. № 3. С. 3-15. О структуре оборонной промышленности в конце 20-х - начале 30-х гг. см. также: Российский государственный архив экономики (далее - РГАЭ). Ф. 3429. Оп. 16.
2 См.: РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36. Д. 164.
3 См.: там же. Д. 186. Л. 107.
4 Там же. Ф. 3429. Оп. 16. Д. 179. Л. 238.
5 См.: Лаговский А. Экономика и военная мощь государства // Красная звезда. 1969. 25 октября.
6 Симонов Н.С. Указ. соч. С. 132.
7 РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 92. Д. 173. Л. 115.
8 Там же. Ф. 7733. Оп. 36. Д. 67. Л. 45.
9 См.: там же. Д. 158. Л. 29-34.
10 Там же. Д. 310. Л. 37.
11 Там же. Ф. 4372. Оп. 92. Д. 265. Л. 4.
12 Симонов Н.С. Указ. соч. С. 152.
13 См.: СССР и холодная война / Под ред. В.С.Лельчука, Е.И.Пивовара. М„ 1995. С. 146.
14 По документам из фондов РГАЭ.
15 Подробнее см.: Государственный архив Российской Федерации (далее - ГА РФ). Ф. 5446. Оп. 52. Д. 2. Л. 45-116.
16 См.: ГА РФ. Ф. 9401. On. 1. Д. 92. Л. 166-174.
17 См.: Дело Берия // Изв. ЦК КПСС. 1991. № 2. С. 169-170.
18 См.: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 2261. Л. 21-22.
19 СССР и холодная война. С. 156.
20 См.: Evangelista М. Stalin"s Postwar Army Reappraised // Soviet Military Policy Since World War II / Ed. by W.T.Lee, KF.Staar. Stanford, 1986. P. 281-311.
21 Подробнее см.: Послевоенная конверсия: К истории «холодной войны» / Отв. ред. В.СЛельчук. М., 1998.
22 См: ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 5. Д. 2162. Л. 176.
23 См.: РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 36. Д. 687.
24 Подробнее см.: Быстрова И.В. Развитие военно-промышленного комплекса // СССР и холодная война. С. 176-179.
25 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 164. Д. 710. Л. 31.
26 По документам РГАЭ.
27 См.: Soviet Military Policy... P. 21-22.
28 См.: Безбородов А.Б. Власть и ВПК в СССР середины 40-х - середины 70-х годов // Советское общество: будни холодной войны. М.; Арзамас, 2000. С. 108.
29 См.: Симонов Н.С. Указ. соч. С. 288-291.
30 См.: Залещанский Б. Реструктуризация предприятий ВПК: от консерватизма к адекватности // Человек и труд. 1998. № 2. С. 80-83.
31 Красная звезда. 1991. 21 мая.

Чтобы определить, какова роль ВПК в экономике России, необходимо разобраться со значением данного понятия. Первым человеком, который ввел в обращение термин ВПК, был президент Соединенных Штатов Америки Дуайт Эйзенхауэр. Под понятием он подразумевал не только масштабы изготовления оружия и военных товаров, но и другие структуры, поддерживающие мощь и боеспособность вооруженных сил государства.

Военно-промышленный комплекс в современной Российской Федерации можно - термин более узкопрофильный. ВПК России - это структура, включающая в себя производства, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, которые непосредственно занимаются производством боевой техники, орудий и снарядов.

Связь отраслей гражданской и военной направленности

Предприятия ВПК - это не только объекты военной направленности. Фабрики и заводы, работающие преимущественно на гражданское общество, также обеспечивают всем необходимым и армию. Это легкая, пищевая, деревообрабатывающая, химическая отрасли. Одним из ключевых вспомогательных для военно-промышленного комплекса секторов является машиностроение. Это и выпуск транспорта, и приборов, и оборудования для других производств. Данные отрасли ВПК хоть и не являются ведущими в военной промышленности государства, но обеспечивают цельность и производительность оборонных объектов.

Тут есть и обратная связь. Особенности ВПК России не заканчиваются на работе гражданских предприятий для армии страны. Так сложилось, что при отсутствии специальных заказов заводы комплекса занимаются выпуском товаров бытового и хозяйственного назначения. Это преимущественно техника для дома.

Состав ВПК России

В структуру военно-промышленного комплекса России входят следующие составляющие:

  • научно-исследовательские институты, которые занимаются разработкой теории и проектными исследованиями;
  • конструкторские бюро, сотрудники которых отвечают за создание опытных моделей, прототипов реального оружия;
  • экспериментальные лаборатории, базы, полигоны и аэродромы, где проводятся испытания технических средств и их элементов перед запуском в серийное производство;
  • производственные мощности: заводы и предприятия, выпускающие объекты оборонной отрасли;
  • консалтинговые фирмы, которые помогают решать коммерческие, маркетинговые, юридические, финансовые и внешнеэкономические вопросы.

Формирования ВПК России

Военно-промышленный комплекс России образовался на этапе индустриализации в Советском Союзе. К производству объектов оборонной промышленности стали предъявлять повышенные эргономические и прочностные требования. По требованиям правительства, оружие должно было стать максимально простым, чтобы любой солдат без специальных навыков мог им пользоваться.

В оборонной промышленности очень ценились высококвалифицированные работники, поэтому заработная плата и социальные поощрения были на порядок выше у трудящихся в этой отрасли.

Чтобы понимать, какова роль ВПК в экономике России, нужно оценить количество занятых в этой сфере. На момент перестройки на оборонный сектор государства работало около пяти миллионов человек. Это двадцать пять процентов от всех сотрудников промышленных производств. Научные кадры составляли пятую часть от всех специалистов.

Роль ВПК для общества

Все разработки ВПК финансируются за счет населения страны. При этом далеко не вся продукция, выпускаемая оборонными предприятиями, необходима только для ведения боевых действий. Страна, в первую очередь, должна показать мощь своей армии другим. Оружие в таком случае выступает в качестве сдерживающего фактора.

Одной из основных предпосылок для развития военно-промышленного комплекса является доктрина. Этот нормативный документ закрепляет цели и задачи обороны, определяет ее роль на международной арене, возможности, угрозы со стороны потенциальных противников.

Военно-промышленный комплекс России всегда отличался выпуском в большом количестве разнообразного оружия. В советские времена страна изготавливала объектов оборонной промышленности в разы больше, чем все потенциальные противники вместе взятые.

Проектирование и производство военной техники помогает внедрять новые прогрессивные методы и в другие отрасли. На основе разработок оборонного сектора производятся современные автотранспортные средства, суда, самолеты, средства связи и вычислительные аппараты. И это только потому, что для оборонного сектора они не имеют достаточного потенциала.

Отраслевая структура

Отрасли ВПК Российской федерации включают в себя совокупность производственных, научно-исследовательских объектов, которые обеспечивают армию всем необходимым. Военно-промышленный комплекс, помимо производства объектов, характеризуется еще и руководящим, управленческим аппаратом.

Именно в этом секторе работают наиболее квалифицированные кадры и собраны наилучшие достижения науки. Это связано с тем, что ВПК производит технику сложной конструкции.

Географическое разделение

Предприятия ВПК равномерно расположены по всей территории Российской Федерации. В каждом регионе есть хотя бы одно звено, входящее в оборонную промышленность. Но в зависимости от требуемых условий различные отрасли базируются в разных местах.

В крупных городах расположены наукоемкие, трудные в исполнении, требующие квалифицированных кадров объекты. На первом месте стоит столица - Москва, важными пунктами для военно-промышленного производства являются Санкт-Петербург и Новосибирск.

Особенностью географии элементов оборонного сектора является создание закрытых городков. Раньше они числились под присвоенными номерами, и лишь сейчас получили названия. В таких населенных пунктах легко обеспечить режим секретности, который необходим для сохранения промышленных тайн и технологий. В закрытых городах, как правило, социальный уровень на порядок выше.

На размещение промышленных мощностей повлияли географические, стратегические и другие факторы, которые обуславливают удобство расположения. Например, разработка ядерных боеголовок происходит в наиболее удаленных уголках страны, а военное судостроение развито в местах с наличием акваторий. К последним относятся города Таганрог, Северодвинск, Комсомольск-на-Амуре. Центром изготовления стрелкового оружия является Тула, а артиллерийского - Урал. Объекты космической сферы базируются в местах, удаленных от населенных пунктов.

Авиационная промышленность

Факторами, влияющими на размещение объектов авиационной отрасли, являются:

  • возможность сборки готового изделия из деталей и узлов;
  • наличие высокопрофессиональных специалистов;
  • удобная транспортная развязка.

Преимущественно все конструкторские бюро расположены в Москве и Подмосковье. Единственное КБ, которое занимается разработкой конструкции и технологии самолета-амфибии, находится в Таганроге.

В основном именно столица является центром авиационной промышленности. Здесь проводят свои работы компании, выпускающие самолеты всемирно известных марок - "Як", "Ил", "Ту", "Су" и другие. В Подмосковье занимаются производством отдельных частей летательных аппаратов.

Месторасположением крупнейших авиационных объектов является не только Москва, но и Смоленск, Воронеж, Казань, Самара, Саратов, Омск, Иркутск.

Ракетно-космическая отрасль

Современный ВПК России невозможно представить без ракетно-космической отрасли, которая является наиболее наукоемкой, дорогостоящей и сложной в исполнении. Базой для научных исследований и разработки технологий является столица и прилегающие к ней территории. Это объясняется тем, что тут есть доступ к высококвалифицированным кадрам. Именно в Москве специалисты занимаются разработкой баллистических, крылатых, зенитных ракет и двигателей.

В целях безопасности и секретности предприятия ракетно-космической отрасли не располагают в непосредственной близости от государственных границ.

Главный космодром страны находится в Архангельской области. Именно с него запускают военные искусственные спутники и беспилотные летательные аппараты. Для поддержания данной отрасли в рамках международного сотрудничества Российская Федерация арендует у Казахстана космодром "Байконур".

Артиллерийско-стрелковый комплекс

Значение ВПК в экономике России невозможно переоценить. Благодаря выпуску уникальной продукции оборонная промышленность приносит в бюджет страны неплохой доход. Одним из ярких примеров является стрелковое оружие, а именно автомат Калашникова. Он известен всему миру и является наиболее массовым видом данного типа оружия.

Предприятия, занимающиеся изготовлением артиллерийского и стрелкового оружия, располагаются вблизи металлургических заводов. Это экономически обусловлено уменьшением количества товаротранспортных операций.

Центром производства артиллерийских установок по праву считается Урал. Именно в Екатеринбурге и Перми изготавливают системы залпового огня «Град», «Смерч», «Ураган», пушки, гаубицы, минометы, противозенитные и противотанковые ракеты.

Бронетанковая промышленность

Влияние ВПК на экономику России может не носить положительного характера. Например, бронетанковая промышленность на сегодняшний момент находится в периоде глубокого кризиса. Власти стараются переориентировать и перепрофилировать объекты этого комплекса. Стабильностью в работе отличается лишь завод по изготовлению бронетранспортеров в Кургане. Многие производства этой отрасли в данный момент занимаются бронированием легковых автомобилей.

Военное судостроение

Невозможно оценить, какова роль ВПК в экономике России, без характеристики судостроительного комплекса. Благодаря этой отрасли военно-промышленного сектора всегда обеспечены работой строительные компании. Большая часть предприятий, занимающихся изготовлением военных кораблей, базируется в центральной части Российской Федерации. Это необходимо для повышения уровня защищенности подобных объектов.

Выпуск подводных лодок сейчас практически не осуществляется. Объекты судостроительного оборонного комплекса расположены в Северной столице государства - Санкт-Петербурге. Помимо него, центрами производства кораблей являются Нижний Новгород, Северодвинск, Калининград и Комсомольск-на-Амуре.

Для предприятий этого сектора характерна узкая направленность и монополизированный рынок. Военное судостроение является одним из первых секторов, который страдает от экономического кризиса.

Ядерная отрасль

Данный сектор состоит из двух частей:

  • атомная энергетика;
  • ядерно-оружейный комплекс.

Ядерная отрасль - это чаще всего секретные объекты, расположенные в закрытых военных городках. Главная цель их работы - защита атомного пространства и безопасности Российской Федерации. Раньше это были базы, оснащенные всем необходимым. Люди, проживавшие на их территории, хоть и были ограничены в своих действиях, но зато имели лучший уровень жизни.

Сейчас спрос на ядерную продукцию упал, поэтому предприятия уже не являются такими засекреченными. Они начинают расширять круг выпускаемых товаров, удивляя своей многопрофильностью. Многие объекты атомной промышленности занимаются демонтажем и ликвидацией ядерного оружия.

Урановая промышленность

Урановая промышленность играет ключевую роль во всем военно-промышленном комплексе. В данный сектор входят:

  • добыча данного природного ископаемого;
  • обогащение;
  • металлургия.

Основные месторождения урана расположены в Иркутской области.

В заключение

Для того чтобы понять, какова роль ВПК в экономике России, нужно анализировать отдельно каждую отрасль, входящую в него, ведь все секторы имеют свои особенности и направленность. По этой причине производство одних объектов пополняет бюджет страны неплохими суммами, а другие требуют дополнительного финансирования. Оборонная сфера обеспечивает местами работы миллионы российских граждан, является двигателем прогресса и помогает выводить экономику страны из финансового кризиса. Благодаря достижениям военного сектора происходит развитие иных сфер общества.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама