THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

2014-07-31 Дмитрий Королёв Версия для печати

В эти дни весь мир отмечает 100-летие со дня начала Первой мировой войны. Поводом к ней послужило сараевское убийство 28 июня 1914 года - убийство очень странное, сильно смахивающее на преднамеренную провокацию. За ним последовал заведомо невыполнимый ультиматум со стороны Австро-Венгрии к властям Сербии, которую Вена без особых обоснований обвинила в подстрекательстве к теракту.

28 июля Австро-Венгрия развернула военные действия против сербов, на что Россия, которая пыталась проявлять сдержанность и уговаривала своих балканских союзников идти на уступки - насколько это было возможно, ответила объявлением мобилизации. И пошло-поехало: 1 августа Германия объявила войну Российской Империи, 3 августа в войну вступила Франция, 4 августа - Великобритания.

Так начиналась величайшая трагедия, страшным итогом которой стали 10 млн. убитых и скончавшихся от ран и 20 млн. раненых из числа 74 млн. мобилизованных в вооружённые силы, да плюс к этому 10 млн. человек, умерших от эпидемий (знаменитая «испанка») и голода. Государства понесли колоссальные материальные потери; достаточно сказать, что только в боевых действиях на море были потоплены около 500 боевых кораблей, более 1000 вспомогательных и 6000 торговых судов.

Жан Жорес - социалист и борец за мир

А своеобразной прелюдией ко всемирной бойне стало совершённое 31 июля в обстановке охватившего Европу шовинистического безумия убийство популярного в народных массах французского социалиста Жана Жореса. Кстати, его убийца по фамилии Виллен так и не понёс наказания: в 1919 году его оправдал суд.

Жан Жорес (1859-1914), видный историк, известный политический деятель, депутат парламента с 1885 года, блестящий оратор и гибкий тактик, являлся лидером правого крыла Французской социалистической партии. Был он фигурой сложной и неоднозначной: его неоднократно сурово критиковал В. И. Ленин, и в советской историографии Жореса заклеймили как оппортуниста и реформиста, отвергавшего революционный путь борьбы за социализм в пользу «мирного преобразования» капиталистического общества в социалистическое. Он совершил немало ошибок: в частности, в 1899 году приветствовал вхождение социалиста Александра Мильерана в правительство Франции (т.н. казус Мильерана), что, по сути, являлось откровенным предательством социалистического движения.

Однако в историю Жан Жорес вошёл, прежде всего, как пламенный борец за мир, против войн и колониального угнетения, и именно выступления против войны и милитаризма, с одной стороны, принесли Жоресу заслуженное уважение и любовь в народе, а с другой стороны, вызывали бешеную ненависть к нему шовинистов - поджигателей войны. Правда, и в вопросах войны и мира Жорес допускал ошибки: он считал Антанту, оформившуюся в 1907 году, силой, способной предотвратить войну, - считал, не поняв агрессивной природы всех военно-политических блоков того времени, прикрывавших свои истинные устремления миролюбивой демагогией.

Жорес, кроме того, был основателем (1904 год) и первым редактором газеты «Юманите» (L"Humanite), с 1920 года ставшей центральным печатным органом Французской коммунистической партии.

Год печальных юбилеев. И ужасных событий...

В этом году, на протяжении всего месяца, мы отмечаем сразу три печальных юбилея: 100 лет со дня начала Первой мировой войны, 75 лет со дня начала Второй мировой и 50 лет с начала полномасштабной войны США во Вьетнаме.

Обращает на себя внимание то, что эти три события разделяют ровно 25 лет. Что это - случайность? Мистика? А может, вовсе и нет - возможно, в этом есть своя закономерность. В социологии принято считать, что поколения людей сменяют друг друга как раз каждые 25 лет. Причём с началом XX столетия развитие общества настолько ускорилось, что каждое новое поколение - это вправду поколение совсем других людей. Других по своему миропониманию и мироощущению, по своим вкусам и предпочтениям, по своей культуре («поколение джаза», «поколение рок-н-ролла», «поколение диско», «поколение рэпа» и т.д.), так что «отцы и дети» всё хуже понимают друг друга. В «седом» прошлом человечества такого не было.

И у каждого поколения, получается, своя Большая война. Экстраполируем теперь обнаруженную нами закономерность в последовавший исторический период. Через примерно 25 лет после Вьетнама произошёл распад СССР, потянувший за собою целый шлейф кровавых конфликтов отнюдь не только на просторах бывшего Союза. Ещё через четверть века, после очередной смены поколений - сегодняшняя война на Украине, которая неизвестно чем ещё завершится.

Так что 100-летие со дня начала Первой мировой войны мы отмечаем в особой обстановке - в тревожной атмосфере предчувствия новой Большой войны, чреватой непредсказуемыми и самыми печальными последствиями. Отмечается сей юбилей в обстановке, когда борьба за мир снова становится самым актуальным делом для всех прогрессивно мыслящих людей. Снова - после эпохи позднесоветских показушных кампаний за мир, вызывавших и до сих пор вызывающих насмешки интеллигентствующих обывателей, до недавнего времени воспринимавших войну как какую-то исторически далёкую от них абстракцию, их не касающуюся. А вот теперь война реально коснулась и нас - хотя ещё год назад никто и предположить не мог, что ТАКОЕ у нас возможно. Общество наше оказалось совершенно не готовым к войне, и теперь оно разрывается между переживанием ужасов, обрушившихся на простого («маленького», «пересічного») человека, и воинственным порывом истребить всех оппонентов-супостатов под корень!

Фаталистически заявлять о том, что новая мировая война неизбежна, неминуема, разумеется, было бы ошибкой. Но приходится констатировать, что вероятность такой войны растёт буквально с каждым месяцем, что мир неуклонно скатывается к войне. Столкновение на Украине интересов Запада (прежде всего США) и России слишком сильно и серьёзно; оно действительно порождено антагонистическими, непримиримыми противоречиями. Ставки в этой игре велики, отчего столь же велика и опасность того, что мировые державы не сумеют-таки прийти ни к какому соглашению, ни к какому даже самому «плохому миру» на Украине и перейдут в итоге к открытому вмешательству в украинский конфликт.

А ведь на фоне украинских событий мы перестали обращать внимание на Ближний Восток, где тоже накопилась колоссальная взрывоопасная масса. Где вот-вот готова заполыхать целая широкая дуга от Туниса до Афганистана. Она включает Ливию, Египет, Сирию, Ирак, Курдистан; но на первое место нынче выдвинулся палестино-израильский конфликт. Его масштабы сравнимы с войной на Донбассе; нарастающие боевые действия в секторе Газа, где плотность населения превышает 1000 чел./кв. км при почти полном отсутствии каких-либо природных ресурсов, вызовут огромные жертвы и настоящую гуманитарную катастрофу, которая в свою очередь способна вызвать очень жёсткий ответ от немалой части исламского мира.

Но ведь и это ещё не всё! У нас под боком к гражданской войне движется ещё и Молдова, которую её нынешние власти в преддверии предстоящих в стране выборов тянут «в Европу» вопреки отсутствию решающей поддержки данного курса в народных массах, вопреки категорическому неприятию идей евроинтеграции и «румынизации» в Гагаузии и Приднестровье, ориентированных на Россию и ТС.

Причины, которые могут привести к мировой войне сегодня, в сущности своей те же, что и 100 лет назад, - конфликт экономических и геополитических интересов держав, которых в советское время было принято называть империалистическими. Это: пытающиеся удержать мировое господство Соединённые Штаты, подчинившие себе Европу и Японию; восстанавливающая экономическую и военно-политическую силу и стремящаяся вернуть себе свои былые геополитические позиции (в т.ч. и в Зап. Европе!) Россия; полусоциалистический-полукапиталистический стремительно растущий Китай, дальнейшей экономической экспансии которого, так или иначе, препятствуют США. Борьба их за сферы влияния, за источники энергоресурсов и сырья и проч. - борьба, обострившаяся в условиях жестокого и до сих пор не преодолённого экономического кризиса 2008-201? годов, чреватого «перетечь» в новый, ещё более разрушительный кризис (!), - и толкает эти «центры силы» (в особенности Запад как «старый» центр, идущий к упадку, к утрате своих позиций в конкуренции с «новыми», «молодыми» силами) к самым решительным действиям, к соблазну использовать войну в качестве радикального средства решения социально-экономических и политических проблем. Толкает их, короче говоря, к авантюрам.

Мы не можем знать, каково реальное финансовое положение США, и делать достоверные прогнозы насчёт судьбы доллара и т.п. Однако нельзя исключать того, что Америка уже стоит перед угрозой дефолта, финансового, более того - системного краха, и именно это обстоятельство обусловливает и объясняет растущую агрессивность Вашингтона, его явное желание спровоцировать, используя конфликт на Украине, войну с Россией, втянув в неё своих союзников. А здесь и заложен «корень» угрозы, устранить которую можно, только удалив оный «корень», т.е. кардинально изменив всё экономическое и политическое мироустройство.

Уроки мировых войн - пойдут ли они впрок?

Из мировых войн необходимо извлекать уроки, проецируя их в настоящее. На мой взгляд, таких основных, крайне актуальных на сегодняшний день уроков три.

Во-первых , мировые войны всегда приводят к результатам, полностью противоположным тому, на что рассчитывают люди, их инициирующие. Ф. Энгельс ещё в 1886 году предсказывал: « [общемировая] Война... будет вестись только с целью помешать революции» . Перед господствующими классами «встаёт призрак социальной революции, и они знают только одно средство спасения - войну» . Однако война, которую во многом двигало стремление правящих кругов отвлечь народ от острых социальных проблем, направив его энергию на истребление других народов, в итоге как раз и ускорила революцию, победившую в России и охватившую, кроме того, Германию, Венгрию, Финляндию.

Второй урок , в общем, связанный с первым, состоит в том, что нагнетаемые в связи с подготовкой к войне и её ведением ура-патриотические, шовинистические настроения со временем не только сходят на нет, но и оборачиваются в прямо противоположную сторону. Так, Россия вступала в войну именно на такой, ура-патриотической волне, вступала в войну, объявленную, подобно войне 1812 года, Великой Отечественной, - и, собственно, поначалу в глазах русского общества она и была именно такой! Но уже менее чем через 3 года вконец измученный народ мечтал только о МИРЕ, хотел ТОЛЬКО его и делал свой выбор в его пользу!

Ведь большевики потому и победили в октябре 17-го, что предложили народу программу Мира - в противоположность всем остальным партиям, призывавшим вести «войну до победного конца». А с Миром был тесно связан и вопрос о Земле, который тоже не желали решать остальные партии, оттягивавшие его решение до созыва Учредительного собрания. Эти вопросы были связаны - ибо подавляющее большинство солдатской массы в серых шинелях составляли, как это водится, крестьяне, надолго оторванные от дома, от земли, от хозяйства, которое было взвалено на плечи их едва сводивших концы с концами жён и детей.

Сейчас некоторые российские историки - очевидно, с подачи У. Черчилля (его бестселлер «Мировой кризис» 1923 года) - убеждают, что, дескать, Россия стояла в шаге от победы, но победы её лишили большевики и революция. Вот пусть эти «умники» поставят себя на место солдат, проведших 3 года в окопах, полуголодных, обмороженных, заеденных вшами и затравленных газами, истосковавшихся по нормальной жизни, - и подумают, нужны ли были громадному большинству нашего народа пресловутые «плоды победы» в виде черноморских проливов и прочего!

Кстати, в вышеуказанном вопросе Черчиллю верить совсем нельзя. Даже если бы «счастливо избежавшая революции и победившая» Россия таки приняла участие в версальском переделе мира, её «союзнички» наверняка обманули б её! Вряд ли Англия и Франция позволили бы России завладеть проливами, чтобы вырваться на просторы Средиземного моря и развивать далее экспансию на Ближнем Востоке - в зонах интересов Великобритании и Франции. Эти две державы не позволили России решить указанные задачи в середине XIX века (Крымская война) и в 1878 году, когда Россию путём угроз лишили победных результатов войны с Турцией. Всё это отлично понимали и многие представители российской военной элиты - известна горькая шутка одного русского генерала о том, что плохо иметь англосакса врагом, но ещё хуже иметь англосакса другом!

Да и последовавшее после завершения Первой мировой войны развитие событий показало тщетность мечтаний об овладении черноморскими проливами и возвращении Царьграда в лоно православного мира. Потому как попытка англо-французских союзников и их греческих вассалов расчленить Турцию и превратить её в полуколонию вызвала мощный отпор турецких патриотов во главе с М. Кемалем.

Если война в сути своей несправедлива, ведётся в интересах олигархии, то и «патриотический» угар, возбуждаемый в начале её, может поддерживаться только непродолжительное время, обернувшись в итоге против самой «партии войны». Однако в тот начальный период войны, когда она ещё популярна в народе и пользуется его поддержкой, отношение к войне тех или иных политиков становится той лакмусовой бумажкой, что показывает их суть, их истинные интересы и цели.

Большая война, если смотреть шире - всякий исключительно острый внутри- и внешнеполитический кризис, вскрывает всю гниль, всю мерзость, какая только имеется в обществе, показывает наглядно «кто есть кто», полностью разоблачая предателей, трусов и случайных попутчиков. В этом, можно сказать, - «польза войны», и в этом состоит третий урок , который следует извлечь из опыта Первой мировой войны, перенеся его в наше время.

Главным оппонентом Жореса в рядах соцпартии выступал Жюль Гед, который считался, в общем и целом, «правоверным марксистом». Но именно Гед с началом войны вошёл в правительство, встав на позиции поддержки войны, выдававшейся им за «справедливую». Встал, как тогда говорили, на позиции социал-шовинизма.

А борьба за мир во всём мире и в своей стране требует принципиальности, даже если для этого приходится упрямо «идти против течения», зачастую требует самопожертвования, на которое и пошёл великий борец за мир Жан Жорес. И ещё - вместо абстрактно-пацифистских слёзных призывов типа «Давайте жить дружно!» - борьба за мир требует беспощадного разоблачения причин войны, без устранения коих предотвратить войну невозможно. Борьба за мир - это война за мир .

Тема урока истории: Причины, повод и начало Первой мировой войны

Тема урока информатики: Компьютерная презентация. Разработка слайдовой презентации

Цель урока истории:

Охарактеризовать причины и пово д Первой мировой войны, а также стратегические планы государств-участников;

Проследить процесс начала боевых действий в 1914 году;

Сформировать у учеников представление о целях и мотивах европейских государств в Первой мировой войне;

Развивать умения учеников анализировать исторические события;

Раскрыть ученикам трагизм такого процесса, как война, для населения воюющих государств.

Цель урока информатики:

Формировать высокий уровень ответственности в процессе изучения вопросов темы урока, самообразовательную компетентность учащихся;

Закрепить навыки создания и демонстрации презентаций средствами MS Power Point ;

Развивать самостоятельность и творческие способности учащихся;

Воспитывать умения работать самостоятельно.

План урока истории:

Повод Первой мировой войны.

Причины Первой мировой войны.

Противоборствующие стороны.

Характер Первой мировой войны.

Постепенные союзники Тройственного союза и Антанты.

Последовательность объявления войны государствами-участниками.

Театр боевых действий.

План урока информатики:

Пользование документом Microsoft Word .

Самостоятельное создание презентации Microsoft Power Point 2007 с элементами применения дизайна и вставок.

Представление презентации созданной с помощью Microsoft Power Point 2007.

Тип урока: интегрированный, комбинированный урок-практикум.

Оснащение: учебник, мультимедийная презентация, конспект урока, компьютеры с операционной системой WINDOWS 7, Microsoft Power Point 2007, инструкции по ОБЖД.

Ход урока

Организация учебной деятельности

Проверка присутствующих, так же готовности учеников к уроку, ознакомление с целями урока.

Проверка домашнего задания

Вопросы к классу по истории:

Объясните исторические понятия и термины: «военно-политический блок», «гонка вооружения», «шовинизм».

Какие мировые кризисы имели место быть в начале 20 века?

Опишите процесс создания Тройственного союза и Антанты.

Проанализируйте свидетельство 2 на с.67. Как вы считаете, справедливо ли данное высказывание, или нет. Свой ответ-мнение аргументируйте.

Проанализируйте свидетельство 4 на с.69. Выскажите собственное отношение к этому свидетельству: согласны/не согласны с данным свидетельством.

Согласны ли Вы с тем, что гонка вооружений может удерживать страны от войны (свидетельство 4). Ответ обоснуйте.

Фронтальный опрос учеников:

Мультимедийный проект (презентация)

Программа, позволяющая создать презентацию (Power Point )

Оформление презентации (дизайн)

Команда создания нового слайда (вставка)

Способ «оживления» презентации (анимация)

Электронная страница презентации (слайд)

Демонстрация презентации (показ)

Мотивация учебной деятельности

Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками?

Мотивация учебной деятельности урока информатики: Созданную презентацию, посвященную теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы государств - участников» продемонстрировать ученикам средних классов в рамках проведения тематической недели истории.

Изучение нового материала

Слово учителя истории : Первая мировая война (1 августа 1914 г - 11 ноября 1918 г) началась в последствии обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело - развязывала национальную вражду, правящие круга все больше-больше жаждали реализации планов захвата.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево наследника австро-венгерского престола эрц-герцога Франца-Фердинанда членом организации «Млада Босна» Гаврилом Принципом. Эрц-герцог был главнокомандующим армии Австро-Венгрии и прибыл в Сараево для участия в военных маневрах, которые должны были состояться на границе с Сербией. У сербов же 28 июня было днем национального траура. В этот день чествовали память сербов, погибших в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. Этот визит сербские национальные круга расценили как оскорбление.

После гибели эрц-герцога немецкий император Вильгельм II предложил австро-венгерскому императору Францу-Иосифу «покончить с сербами», использовав сараевское убийство как повод для провозглашения войны. Австро-венгерское правительство дал Сербии 48 часов для выполнения ряда ультиматумов.

Работа с историческим документом (Текст ультиматума размещен в документе Microsoft Word ).

Условия ультиматума Австро-Венгрии к руководству Сербии:

Запретить издания, пропагандирующие ненависть к Австро-Венгрии и нарушение её территориальной целостности

Закрыть общество «Народна Одобрена» и все другие союзы и организации, ведущие пропаганду против Австро-Венгрии

Исключить антиавстрийскую пропаганду из народного образования

Уволить с военной и государственной службы всех офицеров и чиновников, занимающихся антиавстрийской пропагандой

Сотрудничать с австрийскими властями в подавлении движения, направленного против целостности Австро-Венгрии

Провести расследование против каждого из участников сараевского убийства с участием в расследовании австрийского правительства

Арестовать майора Воислава Танкосича и Милана Цигановича, причастных к сараевскому убийству

Принять эффективные меры к предотвращению контрабанды оружия и взрывчатки в Австрию, арестовать пограничников, помогших убийцам пересечь границу

Сделать объяснения насчет враждебных к Австро-Венгрии высказываний сербских чиновников в период после убийства

Без замедления информировать австрийское правительство о мерах, принятых согласно предыдущим пунктам.

Вопросы к историческому документу:

Чего больше желала Австрия: развязать войну или установить согласия и мирно урегулировать убийство?

Нарушала ли Австро-Венгрия суверенитет Сербии? (При ответе на данный вопрос дайте определение «суверенитет»).

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : После активных действий со стороны Австро-Венгрии государства Европы заняли выжидающие позиции, чтобы не стать обвиняемыми во вмешательстве в конфликт и поддержке одной из сторон.

За 10 минут до окончания срока ультиматума Сербия заявила, что принимает его условия, кроме одного - участия австрийской полиции в проведении следствия на территории Сербии.

Это заявление об отказе выполнения одного из пунктов стало для Австро-Венгрии поводом для разрыва дипломатических отношений с Сербией и провозглашением войны. И в ночь с 28 на 29 июля произошло артиллерийское бомбардирование Белграда. И это положило начало боевым действиям.

Первая мировая война

Противоборствующие стороны

в Первой мировой войне

Характер Первой мировой войны

Цели государств-участников

Германия

Желание переразделения колониальных владений Англии, Франции, Бельгии в свою пользу

Установление лидерства-господства в Европе и в мире в целом

Захват больших территорий в Европе, особенно за счёт Франции и владений Российской империи (Польша, Украина, Прибалтика)

Ослабление Франции и России

Австро - Венгрия

Установление полного господства на Балканах

Подавление национально-освободительных движений словянских народов

Захват Сербии, Волыни и Подолья

Установление контроля над нефтяными месторождениями Румынии

Италия

Установление контроля над Далмацией и Албанией (побережье Адриатического моря)

Возвращение Савои и Ницци, принадлежавшие Франции

Захват Туниса и Восточной Африки (Сомали, Эфиопия, Кения)

Присоединение Тироля

Россия

Ослабление Германии

Установление господства на Балканах и протоках Босфор и Дарданеллы

Присоединение Галичины и Восточной Пруссии

Франция

Ослабление и расчленение Германии на несколько независимых государств

Возвращение Эльзаса и Лотарингии

Захват части немецких землевладений

Англия

Ослабление Германии

Захват части немецких колониальных землевладений

Распределение владений Османской империи

Сохранение своего господства в море

Стратегические планы противников

Работа с историческими терминами и понятиями (ученики записывать понятие под диктовку учителя в тетради).

Блицкриг - в переводе с немецкого - молниеносная война - план ведения быстротечной войны, согласно которому победа достигается всего лишь за несколько дней и месяцев.

Работа с учебником/самостоятельная работа учеников.

Пользуясь материалом учебника на с.76 определите стратегические планы противников в Первой мировой войне. (После 5-ти минутной работы с материалом параграфа ученики озвучивают стратегические планы противников сопровождающиеся демонстрацией мультимедийной презентацией учителя).

Германия

Надеялась, что Англия останется в войне нейтральной

Согласно плану блицкрига, генералом А.Шлиффеном и Х.Мольтке, предполагалось нанести молниеносный удар на Западе против Франции через Люксембург и Бельгию, одновременно ведя сдерживающие оборонительные бои на Востоке против России

После разгрома Франции должна была наступить очередь России еще до того, как российская армия завершит мобилизацию

Австро-Венгрия

Планировала вести войну на два фронта: против России и на Балканах

Франция

Французский военный план предусматривал стремительный прорыв в направлении Рурской долины, промышленного сердца Германии, что должно было бы лишить Германию ресурсов для ведения продолжительной войны и заставить её капитулировать

Россия

Планировала наступать сразу на двух направлениях: северо-западном против Германии и юго-западном - против Австро-Венгрии силами в 800 тысяч штыков

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : Таким образом, война сначала приобрела общеевропейский, а со временем и мировой характер.

Постепенные сторонники Антанты

Постепенные сторонники Тройственного союза

Объявление войны государствами

1914 год

Австро-Венгрия объявила войну Сербии

914 год

Россия начала частичную мобилизацию с целью совершить давление на Австро-Венгрию

1914 год

Германия объявила войну России

1914 год

Германия объявила войну Франции (начало реализации «Плана Шлиффена»)

1914 год

Англия провозгласила войну Германии

1914 год

Австро-Венгрия объявила войну России , в ответ на это Англия и Франция провозгласила войну Австро-Венгрии

Япония объявила войну Германии

Слово учителя истории (свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией мультимедийной презентации) : Начало войны вызвало невиданный размах воинственных настроений в воюющих странах, а тех, кто выступал против войны - фанатики войны убивали. Так был убит французский социалист Жан Жорес.

С самого начала Первой мировой войны были чётко установлены территории, охваченные боями, так сказать - театр боевых действий: Западный фронт (западная граница Германии), Восточный фронт (на восточной границе Германии), Север Италии, Балканы, Турция и немецкие колонии

Театры боевых действий в 1914 году

Групповая самостоятельная работа учеников.

Слово учителя истории: Получив информацию о начале, поводе, причинах и планах государств-участников Первой мировой войны Вы будете разделены на тематические группы для закрепления полученных знаний.

1-я группа - «Повод для начала Первой мировой войны»

2-я группа - «Причины Первой мировой войны»

3-я группа - «Планы государств-участников»

4-я группа - «Поочередность объявления войны»

Слово учителя информатики: На прошлом уроке Вам домой было задано подготовить список сайтов, которые содержат материал по теме «Начало Первой мировой войны: повод, причины, планы стран-участников), пользуясь эти списком подберите материал к своим мультимедийным презентациям. С помощью браузера для Microsoft Windows Internet Explorer войдите в интернет, скопируйте и сохраните этот материал на накопитель информации («Флешку») при этом создав папку под названием «Материал для создания презентации по истории). Закройте окно Internet Explorer и создайте мультимедийную презентацию с помощью Microsoft Power Point 2007, используя скачанную информацию, сохраненную на «флешке».

Требования к презентациям Microsoft Power Point (время создания 15 - 20 минут):

Использование графических картинок.

Применение различных стилей шрифта.

Применение зеленого, синего, оранжевого, желтого, черного цветов текста и фона.

Использование нумерации списков.

Общее количество слайдов - не менее 5, включая титульный слайд и содержание.

Закрепление изученного материала

Слово учителя информатики: В тематической последовательности представьте свои мультимедийные презентации Power Point объясняя последовательность выполнения работ и примененные команды.

Подведение итогов

Вопрос урока истории: Как Вы считаете, можно ли было избежать вооруженного конфликта между двумя военно-политическими блоками? - ответы 3-5 учеников с аргументированием своего мнения.

Вопросы на закрепление темы урока информатики:

Чему новому Вы сегодня научились?

Где можно использовать мультимедийные презентации?

Что понравилось на уроке информатики, а что нет?

Какие затруднения Вы испытывали при выполнении практической работы?

Слово учителя истории: В результате борьбы противоборствующих за лидерство в мире государств началась Первая мировая война. Она была захватнической по характеру для всех государств-участников, кроме Бельгии и Сербии, которые стали жертвами. Не смотря на агрессивную и уверенную настроенность Германии, план блестящей войны был сорван. И уже осенью 1914 года на всех фронтах Первой мировой войны инициатива перешла к государствам Антанты. На следующих уроках мы с Вами продолжим изучение данной теме, более детально останавливаясь на боевых действиях.

Оценивание учебных достижений учеников за домашнее задание и работу на уроке истории и информатики .

Домашнее задание

Всемирная история

Выучить понятия и термины.

Подготовить сообщение о российском генерале Александре Брусилове (готовит 1 ученик).

Информатика

Подготовить мультимедийную презентацию Power Point на самостоятельно выбранную тему.

11 ноября 1918 года в одиннадцать часов по Гринвичу страны Антанты объявили об окончании Первой мировой войны орудийным салютом. Война, продолжавшаяся четыре года, три месяца и десять дней, как и следовало ожидать после провала шлиффеновского блицкрига в битве на Марне , закончилась победой Антанты над странами Центрального блока.

Несопоставимость потенциала противоборствующих блоков после крушения «плана Шлиффена» в августе 1914 года уже не могла быть выправлена никакой военно-экономической организацией, столь блестяще проявленной Германией: «Экономический фактор — истощение сил блока Центральноевропейских держав, предопределенное их геополитическим положением, наряду с вводом в войну огромных резервов Антанты — ресурсов колониальных владений Великобритании и Франции и военно-экономического потенциала США — в конечном счете, решил исход войны» (Михалев С.Н. «Военная стратегия: Подготовка и ведение войн Нового и Новейшего времени», М., 2003, с. 831).

Однако для России война фактически завершилась на год раньше. Приход к власти партии большевиков в конце октября 1917 года знаменовал собой выход Российской империи (провозглашенной, впрочем, в начале сентября буржуазно-демократической республикой) из войны. Установившееся на Восточном фронте перемирие означало, что Россия, раздираемая революционным процессом на клочки, приступила к сосредоточению на внутренних проблемах, а именно на Гражданской войне 1918-1924 годов.

Официально Россия вышла из войны после заключения 3 марта 1918 года Брест-Литовского мирного договора Советской России со странами Четверного союза. На практике же русская армия стала демобилизовываться сразу после большевистского переворота и перехода Ставки под контроль нового Верховного Главнокомандующего прапорщика Крыленко Н.В.

Боевые действия на Восточном фронте прекратились, и лишь в феврале 1918 года последовала кратковременная вспышка локальных боев на псковском направлении, ставшая последней каплей для подписания мира советским правительством Ленина В.И. Утрата русскими огромных территорий и оккупация австро-германцами Прибалтики, Украины, Белоруссии, Донской области и Кавказа продолжались недолго. После поражения во Франции летом-осенью 1918 года и разгрома на Балканах в странах Центрального блока произошли революции.

Германская и Австро-Венгерская монархии пали, а новые правительства были вынуждены капитулировать. После этого на той территории бывшей Российской империи, что находилась под австро-германской оккупацией, также была распространена российская Красная Смута. Советская власть немедленно разорвала условия «похабного мира».

Итогами войны стали значительное территориальное сокращение Германии (плюс потеря всех колоний), окончательный и давно ожидаемый распад Австро-Венгрии на ряд независимых государств, оккупация большей части Турции войсками победителей, окончательная утрата Болгарией выхода в Средиземноморье. Репарации с побежденных, уничтожение вооруженных сил стран Четверного блока послужили для торжества Запада и его союзников по Первой мировой войне, в числе которых уже не было России — Российской империи. Той самой России, что, по всем объективным критериям должна была оказаться в стане победителей, а волей судьбы оказалась среди побежденных.

Интересно, что Европа, на протяжении нескольких десятилетий готовясь к Большой войне, отчаянно не желала ее. Даже после выстрела Гаврилы Принципа, ставшего поводом к развязыванию агрессии, мало кто верил в то, что война уже стоит на пороге. Все были уверены, что дипломаты так или иначе разрешат возникший между Сербией и Австро-Венгрией конфликт. Великий князь Александр Михайлович, двоюродный дядя императора Николая II , отмечал в своих воспоминаниях об июле 1914 года:

«Ни один из сотни миллионов европейцев того времени не желал войны. Коллективно — все они были способны линчевать того, кто осмелился бы в эти ответственные дни проповедовать умеренность… Все были правы. Никто не хотел признавать себя виновным. Нельзя было найти ни одного нормального человека в странах, расположенных между Бискайским заливом и Великим океаном». В завершение своих мыслей великий князь дает совершенно точную и отчаянно справедливую оценку произошедшего: «Мне довелось быть свидетелем самоубийства целого материка».

Тотальная война всегда подразумевает войну на уничтожение . А когда такой войной охвачен целый материк, причем материк, стоящий во главе прогресса человеческой цивилизации, то ожесточенность боевых действий становится еще более понятной. На этой почве активно и стремительно произрастают различные внечеловеческие «теории», оправдывающие собственную разрушительную энергию. «Недочеловеки», «варвары», «боши», «жидомасоны», «лягушатники» и тому подобные термины призваны, оправдывая себя, представить неприятеля если еще и не человеком, то как минимум человеком недостойным такого наименования. Во главе «теоретических обоснований» своих действий стоят агрессоры, а уже по ходу войны к ним «подтягиваются» те, кто все-таки старался уклониться от конфликта.

Неудивительно поэтому, что нечеловеческое язычество, густо замешанное на кровавых массовых жертвоприношениях в концлагерях, в конечном счете расцвело именно в Германии, в период правления нацистской партии — концентрированного сгустка ненависти к добру и гуманности. В Первой мировой войне ненависть только ещё проходила свою «обкатку», разрушая все без исключения международные договорен, изначально призванные не допустить саморазрушения цивилизации. Девятнадцатое столетие содрогнулось бы от практики своего детища — «короткого двадцатого века»: «Макросистема континентальных империй в течение длительного времени была внутренне стабильна, потому что, несмотря на частые войны между соседними империями все они придерживались определенных конвенциональных ограничений в своем соперничестве. В общем, они не стремились разрушить друг друга… Окончательный демонтаж системы конвенциональных ограничений в отношениях между континентальными империями занял несколько десятилетий и со всей силой проявился именно в ходе мировой войны» (Миллер А. «Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования», М., 2006, с. 41.)

Понятно, что победоносная война была выгодна для всех и каждого. В то же время, сознавая свою ответственность, правительства великих держав Европы все-таки опасались развязать Большую войну, сознавая, что такая война надолго расколет Европу, и здесь военные партии оказались как нельзя кстати. Не военными готовилась война, но когда она оказалась нависшей над горизонтами Европы реальностью, именно генералы побоялись опоздать с началом военных действий и проиграть. Так как именно германская военщина более прочих зависела от жестких графиков «плана Шлиффена», то она и поспешила ударить по своим противникам.

Собственные же выгоды, даже минимальные, видели все. Немцы — установление своего владычества в Европе. Англичане — сохранение мировой торговой гегемонии. Французы — реванш за 1870 год с той уверенностью, что он больше не повторится. Русские и австрийцы — победу в соперничестве на Балканах наряду со сложнейшими внутренними проблемами в каждой из этих держав. Италия — укрепление своих позиций в Средиземном море наряду с окончанием объединения Италии присоединением австрийского порта Триест.

Какова же роль России в этой войне, в которой она, изначально находясь в стане заведомого победителя, преждевременно вышла из войны, после чего оказалась в лагере проигравших? Невзирая на преждевременный выход из войны и свое отсутствие в стане победителей, Российская империя сделала громаднейший вклад в достижение победы Антантой. Достаточно сказать, что Россия одна сковывала до половины всех вооруженных сил неприятельского блока; что именно русское самопожертвование спасло в 1914 году Францию, и помогло союзникам укрепиться в 1915 году.

Даже после капитуляции 1918 года на востоке осталось до полутора миллионов австро-германских штыков, оккупировавших западную часть России: их также не хватило Гинденбургу в решающем наступлении весны 1918 года на Западе. Как замечательно отметил Керсновский А.А.: «Русский меч лежал грозной тяжестью на весах войны, хоть им и владели руки слабые и неискусные. Он сокрушил бы неприятельскую коалицию, найдись в России полководец. Россия одна схватилась с половиной сил Центральных держав; Франция, Англия, Италия и Соединенные Штаты — державы, во много раз сильнейшие техникой, поделили между собой другую половину» (Керсновский А.А. «История русской армии», М., 1994, т. 4, с. 165).

Однако союзники не пожелали оценить русский вклад в общую победу по достоинству. С одной стороны, преждевременный выход России из войны позволил западным державам вычеркнуть нашу страну из рядов победителей даже на официально-казенном уровне. При этом забылось все — то самое широко пропагандировавшееся в наиболее трудное для англо-французов время «братство по оружию». «Братство» — не для политики. Русская революция оказалась как нельзя кстати для держав Запада: можно было не выполнять свои обязательства перед русским, которые были заключены в наиболее тяжелое время войны. Степанов А.И. подытожил: «В конечном итоге, вооруженные силы России в 1914-1917 годах сыграли роли роль «парового катка» для срыва планов молниеносной войны и перемалывания значительной части совокупной военной мощи центральных держав. Русскую армию использовали в качестве того пресловутого мавра, который, сделав свое дело, должен был уйти в историческое небытие » («Население России в XX веке», М., 2000, т. 1, с. 80).

С другой стороны, Запад достиг обеих целей войны: и Германия и Россия выбыли из ряда великих держав. Более того: Германия была закреплена на уровне второстепенной страны Парижским мирным договором, а в отношении объятой пламенем Гражданской войны России союзники поспешили приступить к широкомасштабной интервенции. Обе великие державы были исключены из равноправных международных отношений, лишившись статуса независимых игроков не только на мировой, но даже и европейской геополитической «шахматной доске». При этом, нимало не стесняясь, англо-французы, а также американцы и японцы в своих секретных консультациях «делили» своего вчерашнего союзника на зоны влияния, подлежавшие оккупации и колониальной практике территориальной эксплуатации: тем самым Россия ставилась даже ниже побежденных стран Четверного блока. Об этом факте не следует забывать.

Мировая война российской монархии завершилась крушением монархического строя, преждевременным выходом из войны, сверхкровавой Смутой как итого Великой русской революции 1917 года, установлением советской власти в России после кровопролитнейшей Гражданской войны . Наверное, не будет лишним сказать, что после октябрьского переворота, в течение более чем четырех лет, друг с другом боролись две революции. Если во Франции конца восемнадцатого века в смертельной схватке сошлись роялисты и республиканцы, то в России начала века двадцатого — с обеих сторон в Гражданской войне сражались республиканцы. Только одни из них боролись за буржуазную республику, а другие — за республику Советов.

История сделала очередной непредсказуемый виток. Монархическая идея так и не была поднята на щит ни одной сколько-нибудь значительной силой в России, бесспорно, подавляющая часть монархистов находилась в стане Белого движения. Как говорит исследователь, в годы Гражданской войны «в офицерской среде отмечались, прежде всего, монархические устремления, причем к монархическому течению мыкали лучшие представители кадрового офицерства, наиболее подготовленные для строевой работы» (Волков С.В. «Трагедия русского офицерства», М., 2002, с. 216).

Так можно ли сказать, что русская монархия отжила свое? С одной стороны, по замечанию Булдакова В.П., после Первой мировой войны наблюдается процесс системного кризиса европейских монархий, которые одна за другой, не выдержав испытания войной, заменялись республиканским строем. Булдаков В.П., в частности считает, что системный кризис Российской империи был «связан, как представляется, с недостаточной оперативностью и эффективностью управления империей, постоянно запаздывающей реакцией властей на развитие событий в стране. Мало того, засилье бюрократии, коррупция, казнокрадство автоматически превращали власть в России из предмета привычного восхищения и добровольного подчинения в объект поношения, насмешек и самых невероятных слухов».

С другой стороны, это верно лишь в отношении тех монархических стран, что являлись великими державами и потерпели военное поражение в 1914 -1918 годах. Военный разгром стал определяющим фактором в крахе великодержавных монархических режимов: Э. Хобсбаум точно подметил, что «из побежденных стран ни одна не избежала революции». И все великие державы, потерпевшие поражение, являлись монархиями — Германия, Австро-Венгрия, Россия.

Действительно, можно спорить, потерпела ли поражение русская монархия, будучи сброшена революцией раньше времени, или разгром целиком лежит на совести революционной власти. Представляется, что, так или иначе, была война и была революция. В конечном счете Германия также не потерпела окончательного поражения, выбыв из войны, в качестве первопричины, вследствие истощения страны, капитуляции союзников и разворачивавшейся в Германии революции.

Военное поражение Российской империи стало логическим итогом того ведения войны, что продемонстрировали и император, и Временное правительство. Могло быть по-иному, не будь революции? Могло. Поэтому мы и не говорим, что поражение было закономерным, но лишь — логически и объективно вытекающим из практики ведения войны в 1914-1917 годах.

Те же русские эмигранты — участники войны считали, что Россия фактически потерпела поражение в Первой мировой войне, хотя, как писал Н. Головин, «без решительной победы ее врагов над Российской Армией на театре войны». Но то же можно сказать и в отношении Германии, а между тем поражение Германии в Первой мировой войне не подвергается сомнению. Обобщая исследовательский опыт эмигрантов, А. Савинкин считает, что «в Первой мировой войне Россия понесла сильнейшее внутреннее поражение.

Война закончилась не победой, сопряженной с могуществом и народным одушевлением, а настоящей бедой-катастрофой: разложением армии и флота, двумя революциями, кровавой Гражданской войной, опустошительным социалистическим экспериментом, очередной серией бессмысленных и неподготовленных войн, утратой и растратой завещанного от предков богатейшего наследия, территорий, людских ресурсов. Цена за нежелание «довоевать» и неумение побеждать оказалась слишком высокой» («Военная мысль в изгнании. Творчество русской военной эмиграции», М., 1999, с. 500; «Государственная оборона России: императивы русской военной классики», М., 2002, с. 531).

В определяющем отношении преждевременный выход Российской империи из мировой борьбы был обусловлен позицией, занятой основной массой населения страны (85 %), — крестьянством , составлявшим львиную долю вооруженных сил и дававшим обороне рабочие руки в промышленности, а также и продовольствие. В чем чина того, что русское крестьянство, в отличие от наций Европы, так и не восприняло Первую мировую войну как «свою», необходимо-насущную и требовавшуюся для улучшения жизни государства и народа?

В отношении субъективной психологии в современной историографии существует точка зрения о том, что Первая мировая война стала роковой для Российской империи вследствие своего «окраинного» характера, удаленности театра боевых действий от великорусских губерний. Русский крестьянин, не могший осознать целей неожиданного союза с Западом и необходимости противоборства с Германией сознательно, как гражданин и патриот своего отечества, защищать Польшу и Литву, пусть даже и входивших в состав Российской империи (Вронский О.Г. «Государственная власть России и крестьянская община в годы «великих потрясений» (1905-1917)», М., 2000, с. 387-388).

Действительно, современная война, национальная война XX столетия, с одной стороны, потребовала вовлечение в тяжелейшее противостояние всех сил нации, а с другой — своей «затянутостью» и расплывчатостью целей вызвала крайнюю неустойчивость в поведении широких народных масс, и в первую голову солдатских масс. Ограниченность крестьянского кругозора рамками сельской общины, его вековая оторванность от внешнего мира и неинформированность в области государственной политики (в других странах большинство граждан читали ежедневные газеты) подразумевали тот факт, что враг должен обязательно напасть на родной очаг. И вот тогда-то агрессор получит решительный и жестокий отпор. Искать врага вдали от родного дома, в тысячах километров от своей деревни, на взгляд крестьян, было бессмысленно.

Поэтому хорошо дрались кадровики и молодые новобранцы, жаждавшие видеть жизнь. И поэтому плохими считались второочередные ополченские дивизии, особенно те из них, что возглавлялись невыдающимися командирами, а таких было большинство: к 1917 году из шести миллионов людей, прошедших к началу войны военную службу, в строю осталось немногим более миллиона; и из этих большая часть — мужчины за тридцать лет. Так что корень вопроса лежал не столько в военной подготовке солдата, сколько в его политическом обучении: «В России в силу запаздывания социальной трансформации общества в условиях модернизации, сохранения замкнутых в рамках локальных сообществ, сословно неполноправных крестьянских масс, буржуазная нация складывалась медленно, что определило более низкий, чем в развитых капиталистических странах, уровень национальной консолидации и национального самосознания народа» (Поршнева О.С. «Ментальный облик и социальное поведение солдат русской армии в Первой мировой войны (1914 — февраль 1917 г.) // «Военно-историческая антропология». Ежегодник. М., 2002, с. 254).

Государственная власть Российской империи не смогла к началу мирового противоборства обеспечить такую консолидацию нации вокруг престола. В военное же время масса негативных проявлений российской действительности была еще более усугублена. Между тем элита страны ясно сознавала, что отставание от Запада в двадцатом веке будет равнозначно потере суверенитета. Это явление стало отчетливо проявляться уже после Первой русской революции 1905-1907 годов.

Начатые правительством Столыпина П.А. внутренние реформы, ставшие логическим продолжением осторожного реформирования предшествующего времени, «подтягивали» активы Российской империи к уровню великих держав Европы, которые в этот момент активно готовились к Большой европейской войне. Ради этого русской верховной власти в очередной раз пришлось пожертвовать самобытностью страны и переводить ее развитие на капиталистический путь, причем в его чрезмерно форсированном варианте.

Таким образом, перед последним царским режимом стояла задача одновременного «скачка» в экономическом развитии и сдерживании военной угрозы со стороны Запада, который если не прямо, так опосредованно втягивал Россию в Большую войну. Если Германия и Австро-Венгрия открыто рассматривали Российскую империю как вероятного противника, то Франция и Великобритания отчетливо сознавали, что без России разгром Антантой Центрального блока невозможен. Поэтому участие нашей страны в Первой мировой войне было практически неизбежным: избежать военного конфликта было возможно лишь ценой утраты престижа страны, вероятной политической изоляцией, потерей всех союзников, утратой своих позиций на международной арене.

Война подвергла испытанию на прочность не только русскую государственную систему, но и весь ее политический и социально-экономический строй. Но даже и теперь монархия оказалась трагически одинока: либеральная буржуазия могла поддержать ее только при условии передела власти; крестьянские массы жаждали лишь одного — земли. Никто не задумывался о том, что наше Отечество дошло до той кризисной черты, за которой стоит только тезис «победа или смерть!».

В свою очередь не отличавшаяся гибкостью верховная государственная власть не собиралась идти на уступки в пользу буржуазии и крестьянства. Такая позиция последнего императора Николая II Романова и его окружения могла иметь успех исключительно при условии обеспечения победы в Большой войне: победы достаточно быстрой, умелой и решительной. Власти не только не смогли обеспечить такой победы, но даже, напротив, усугубили тяготы военного времени в сознании и жизнедеятельности нации. Поэтому в этом смысле совершенно прав Шацилло К.Ф., показавший, что «непосредственным виновником поражения России в Первой мировой войне является третьеиюньский политический режим, оказавшийся неспособным адекватно ответить на вызовы современной эпохи, предвидеть последствия своих имперских амбициозных планов» (Шацилло К.Ф. «От Портсмутского мира к Первой мировой войне. Генералы и политика», М., 2000, с. 5).

Пустопорожнее и провоцирующее агрессоров бряцание оружием, влияние «военной партии», обман самого себя в смысле подготовки страны к Большой европейской войне — все это было свойственно режиму последнего русского императора. Действительно, буржуазия не проявила должного патриотизма в годы войны (одно дело — словесные декларации, и совсем иное — упорная работа на оборону, принесение капиталов «на алтарь отечества», отказ от политической борьбы на время военных действий), и объективно даже сделала все от нее зависящее, чтобы проиграть войну. Но и верховная монархическая власть оказалась столь закоснелой и затупившейся, что не нашла сил пойти на компромисс с общественностью, не смогла достойно вести войну.

После 1918 года в Европе осталась масса монархий — те же Великобритания, Бельгия, Югославия, Румыния; нейтральные Испания и Швеция. Но только в одной стране, потерпевшей поражение в мировой войне, удержалась монархия — в Болгарии, причем в двадцатых годах помощь как раз русских белогвардейцев, ставших к тому времени эмигрантами, едва-едва спасла болгарского царя от революции. Опять-таки Германия была довольно развитой парламентской монархией, так что говорить о крахе одних лишь самодержавств не совсем верно.

После Первой мировой войны пали лишь те монархии, что потерпели поражение, причем именно военное поражение, признанное их нациями. В определенном смысле на военное поражение самым непосредственным образом влияла форма правления. Здесь можно выделить несколько аспектов.

Дело в том, что в Германии, России и Австро-Венгрии милитаризация политической власти достигла своего максимума. Главы государств, фактически являвшиеся и Главнокомандующими своими вооруженными силами (монархический принцип неизбежно подразумевает такой оборот, невзирая на наличие чисто юридических фигур вроде великого князя Николая Николаевича в России или эрцгерцога Фридриха в Австро-Венгрии), сосредоточили в своих руках всю военную и гражданскую власть. Бельгия, Сербия и Румыния явились народами-изгнанниками, и только участие в войне на стороне сильнейшего блока спасло их политический строй от краха.

«Тотальная» мировая война — не для традиционных монархий. Разделение властей, а, следовательно и ответственности, в конституционных государствах (фактически конституционных, а не просто связанных наличием писаной конституции) не вело к подрыву престижа самой власти как таковой, которая в монархических странах была сконцентрирована и олицетворена в личности монарха.

Возможно, что, как и в XIX столетии, ситуацию мог выправить союз монархических государств между собой, тем более необходимый, что этот же самый вариант предусматривался и логикой геополитических законов. Но этого не произошло: Россия и Германия стали врагами, причем немцы поспешили бросить вызов всему миру, а русские встали на сторону своих традиционных противников против своего векового союзника. Монархические режимы, приняв самое активное участие в развязывании Большой европейской войны, совершили самоубийство. А ответственность за самоубийство лежит прежде всего, разумеется, на самом самоубийце.

По материалам книги М.В. Оськин «История Первой мировой войны», М., «Вече», 2014 г., с. 483-491.

Класс: 9

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной.

Задачи урока:

  • Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.
  • Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах.
  • Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
  • Совершенствовать навыки работы с исторической картой.
  • На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
  • Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений (с использованием ИКТ).

Оборудование: Политическая карта мира, Презентация к уроку, иллюстративный материал.

План урока :

  1. Организационный момент.
  2. Геополитическая ситуация накануне войны.
  3. Причины Первой мировой войны и повод.
  4. Цели воюющих сторон.
  5. Основные военные события.
  6. Итоги войны.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

ХОД УРОКА

Организационный момен т

Вступительное слово учителя. Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи.

(Слайд.1)

«Величайшие преступления империализма против человечества»
Убитых 10 000 000 млн. человек
Раненых 20 000 000 млн. человек
Огромные разрушения, страдания сотен миллионов человек.
Ради чего были принесены эти жертвы?

– Считаете ли вы, что в 1914 г. мир был обречен на крупномасштабное противостояние? Была ли возможность предотвратить эту войну?

Учитель: В 1905-1914 гг. происходило дальнейшее обострение противоречий между ведущими мировыми державами. Немецкая угроза колониальным владениям Англии и Франции содействовала упрочению франко-русского союза, и заставляло Англию искать сближения с Россией. Николай II в конечном счете поддержал линию сближения с Англией, но не с Германией, чему способствовало влияние Франции – союзницы России, а также притязания Германии на прибалтийские земли. А в феврале 1907 г. в Санкт-Петербурге были подписаны три конвенции с Англией, разграничившие сферы влияния на Востоке. Эти договоренности завершили оформление военно политического блока стран Антанты – Франции, Англии, России. В тоже время сложился и второй противоборствующий союз – Тройственный: Австро-Венгрия, Германия, Италия.

(Слайд 2). Противоборствующие силы.

Причины Первой мировой войны и повод. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда было использовано в качестве повода для начала Первой мировой войны. Хотя мирные средства урегулирования конфликта далеко не были исчерпаны, 28 июня Австро-Венгрия объявила войну Сербии.

(Слайд 3) – повод.

Все имеет свои причины и эта война также. У каждой страны-участницы были свои причины, почему она вступила в войну, но их можно объединить и тогда можно сделать вывод, что для всех участниц общими были следующие причины (слайд 4 ) и запись в тетрадь:

  • Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии (так Англию не могла не беспокоить стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота Германии)
  • Противоречия из-за колоний, сфер влияния и рынков сбыта.
  • Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.
  • Повсеместное усиление националистических настроений.

– Давайте познакомимся с причинами каждой страны-участницы, и определим, к какой из общих причин относятся каждая из них (раздаточный материал).

  • Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.
  • Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.
  • Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.
  • Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия.
  • Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г, и захватить Саарский бассейн.
  • Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединия Галиции и нижнего течения Немана.
  • Поляки видели в войне возможность воссоздания государства, разрушенного разделами XVII.
  • Италия даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино,Триест и Фиуме.Долго колебавшаяся между Тройственного союза и Антантой Италия, в конечном счете связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из-за проникновения на Балканский полуостров.
  • В течении трех лет войны Соединенные Штаты Америки занимали нейтральную позицию, наживаюсь на военных подставках обеим воюющим коалициям. США вступили в войну (апрель 1917 г), намеревался продиктовать ослабленным странам условия мира, обеспечивающие мировое господство американского империализма.

– Зная причины участия европейских государств в Первой мировой войне, определите характер войны?

– Обратите внимание на таблицу «Хронология объявления войны» (Слайды 5-7) . Мы видим, как постепенно в войну втягивались десятки государств.
30 июля Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации. Германия 1 августа 1914 г. объявила войну России затем Франции. После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания. Италия объявила о нейтралитете, 4 июля о нейтралитете заявили США. К Антанте примкнули: Япония, Италия, Румыния. Германия вовлекла в войну на свою сторону Турцию. Союзникам России было выгодно, что Турция начала военные действия на черном море и в октябре 1914 г. Россия объявила войну Турции. Впоследствии Болгария выступила на стороне Германии. Так началась Первая мировая война. А. Керенский писал: «Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на Россию подобно урагану. Ни одна великая держава в Европе так не нуждалась в мире, так не жаждала его, как Россия после войны с Японией»

– Послушайте следующее стихотворение и ответьте на вопрос: Какие настроения преобладали в обществе после вступления России в войну?

С. Городецкий.

Подвиг войны

Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный,
И к небу гимн летел, как вал;
Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!
Война! Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна с Христовою судьбой!
Так приими ж венец терновый
И в ад убийственный сойди
В руке с мечом своим суровым,
С крестом, сияющим в груди!
Прости, несжатый, мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовет Россию в бой идти.
Не празден будет подвиг бранный,
В крови родится новый век,
И к пашне, славой осиянный,
Вернется русский человек…

Ход военных действий (по этапам):

А) планы сторон в начале каждого этапа
Б) основные сражения и события
В) военные и политические итоги этапа.

В истории Первой Мировой войны можно выделить следующие этапы:

1) кампания 1914 г (провал стратегии быстротечной войны; переход от маневренных к позиционным формам борьбы)
2) кампания 1915 г (срыв германского плана выхода России из войны; позиционная война)
3) кампания 1916 г (переход стратегической инициативы к странам Антанты)
4) кампания 1917 г (наступление Антанты; выход России из войны)
5) кампания 1918 г (общее наступление Антанты; капитуляция Германии)

(Слайды 8-16). Перед учащимися лежат карты-планы Генеральных штабов России, Англии, Франции и Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена.

Заслушивается сообщение о плане Шлиффена.

1914 г на карте показывают основные направления военных действий. 1915 г по карте следим за ходом военных действий. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.
1916 г события 1916 г показываются на карте, показ сопровождается слайдами «Наступление немцев на Верден»
1917-18 гг.события показываются на карте

(Слайды 17-21) . Герои и полководцы

Подготовленные учащиеся знакомят с воспоминаниями Д.И.Деникина и других участников войны. Заслуживаются сообщения учащихся о героях войны.

(Слайды 22-24) Итоги войны

Учащиеся делают выводы об итогах войны.

– По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны: использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых; храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь; изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной; пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.

Закрепление

Домашнее задание: параграф 1, творческое задание по выбору.

Первая мировая война 1914 – 1918 гг. стала одним из наиболее кровопролитных и масштабных конфликтов в человеческой истории. Она началась 28 июля 1914 г. и завершилась 11 ноября 1918 г. В этом конфликте участвовало 38 государств. Если говорить о причинах Первой мировой войны кратко, то, с уверенностью можно утверждать, что спровоцировали этот конфликт серьезные экономические противоречия сложившихся в начала века союзов мировых держав. Так же, стоит отметить, что, вероятно, существовала возможность мирного урегулирования этих противоречий. Однако чувствуя возросшую мощь, Германия и Австро-Венгрия перешли к более решительным действиям.

Участниками Первой мировой войны стали:

  • с одной стороны Четверной союз, в который входили Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция (Османская империя);
  • с другой блок Антанта, который составляли Россия, Франция, Англия и союзные страны (Италия, Румыния и многие другие).

Начало Первой мировой войны было спровоцировано убийством наследника австрийского престола Эрцгерцога Франца-Фердинанда и его жены членом сербской националистической террористической организации. Убийство, совершенное Гаврилой Принципом, спровоцировало конфликт Австрии с Сербией. Германия поддержала Австрию и вступила в войну.

Ход первой мировой войны историки разделяют на пять отдельных военных кампаний.

Начало военной кампании 1914 г. датируется 28 июля. 1 августа вступившая в войну Германия объявляет войну России, а 3 августа и Франции. Немецкие войска вторгаются в Люксембург и, позже, Бельгию. В 1914 г. важнейшие события Первой мировой войны развернулись на территории Франции и сегодня известны под названием «Бег к морю». Стремясь окружить войска противника, обе армии двигались к побережью, где в итоге и замкнулась линия фронта. Франция сохранила контроль над портовыми городами. Постепенно линия фронта стабилизировалась. Расчет немецкого командования на быстрый захват Франции не оправдался. Поскольку силы обеих сторон были истощены, война приняла позиционный характер. Таковы события на Западном фронте.

Военные действия на Восточном фронте начались 17 августа. Русская армия начала наступление на восточную часть Пруссии и первоначально оно оказалось вполне успешным. Победа в Галицийской битве (18 августа) была принята большей частью общества с радостью. После этого сражения войска Австрии уже не вступали в серьезные бои с Россией в 1914 г.

Не слишком удачно развивались события и на Балканах. Захваченный ранее Австрией Белград был отбит сербами. Активных боев в Сербии в этом году не было. В том же, 1914 г. против Германии выступила и Япония, что позволило России обезопасить азиатские границы. Япония приступила к действиям по захвату островных колоний Германии. Однако, Османская империя вступила в войну на стороне Германии, открыв Кавказский фронт и лишив Россию удобного сообщения с союзными странами. По итогам на конец 1914 г. ни одна из стран участниц конфликта не смогла добиться поставленных целей.

Вторая кампания в хронологи Первой мировой войны датируется 1915 годом. На Западном фронте происходили жесточайшие боевые столкновения. И Франция и Германия предпринимали отчаянные попытки переломить ситуацию в свою пользу. Однако, огромные потери, понесенные обеими сторонами, так и не привели к серьезным результатам. Фактически линия фронта к концу 1915 г. не изменилась. Ни весеннее наступление французов в Артуа, ни операции, провозимые в Шампани и Артуа осенью, ситуации не изменили.

Ситуация на русском фронте переменилась к худшему. Зимнее наступление плохо подготовленной русской армии скоро превратилось в Августовское контрнаступление немцев. А в результате Горлицкого прорыва германских войск Россия утратила Галицию и, позже, Польшу. Историки отмечают, что во многом Великое отступление русской армии было спровоцировано кризисом снабжения. Фронт стабилизировался только к осени. Германскими войсками был занят запад Волынской губернии и частично повторял довоенные границы с Австро-Венгрией. Положение войск так же, как и во Франции, способствовало началу позиционной войны.

1915 г. ознаменовался вступлением в войну Италии (23 мая). Несмотря на то, что страна являлась участницей Четверного союза, она объявила о начале войны против Австро-Венгрии. Но 14 октября союзу Антанта объявила войну Болгария, что привело к осложнению ситуации в Сербии и скорому ее падению.

Во время военной кампании 1916 года произошло одно из наиболее известных сражений Первой мировой войны – Верденское. Стремясь подавить сопротивление Франции, немецкое командование сосредоточило в районе Верденского выступа огромные силы, надеясь преодолеть англо-французскую оборону. В ходе этой операции, с 21 февраля по 18 декабря погибло до 750 тыс. воинов Англии и Франции и до 450 тыс. солдат Германии. Верденское сражение известно и тем, что впервые был применен новый тип оружия – огнемет. Однако, наибольший эффект этого оружия был психологическим. Для оказания помощи союзникам, на Западном русском фронте была предпринята наступательная операция, названная Брусиловским прорывом. Это вынудило Германию перебросить серьезные силы на русский фронт и несколько облегчило положение союзников.

Необходимо отметить, что военные действия развивались не только на суше. Между блоками сильнейших мировых держав шло жестокое противостояние и на воде. Именно весной 1916 г. произошло одно из основных сражений Первой мировой войны на море– Ютландское. В целом, в конце года доминирующим стал блок Антанта. Предложение Четверного союза о мире было отклонено.

В ходе военной кампании 1917 г. перевес сил в сторону Антанты еще более увеличился и к очевидным победителям присоединились США. Но ослабление экономик всех стран – участниц конфликта, а так же, рост революционной напряженности привел к уменьшению военной активности. Германское командование принимает решение о стратегической обороне на сухопутных фронтах, в то же время, сосредотачивая внимание на попытках вывести из войны Англию используя подводный флот. Зимой 1916 – 17 годов не было активных боевых действий и на Кавказе. Ситуация в России максимально обострилась. Фактически после октябрьских событий страна вышла из войны.

1918 г. принес Антанте важнейшие победы, что привело к окончанию Первой мировой войны.

После фактического выхода из войны России, Германии удалось ликвидировать восточный фронт. Ей был заключен мир с Румынией, Украиной, Россией. Условия Брестского мирного договора, заключенного между Россией и Германией в марте 1918 г. оказались для страны тяжелейшими, однако вскоре этот договор был аннулирован.

В дальнейшем Германия оккупировала Прибалтику, Польшу и частично Белоруссию, после чего все свои силы бросила на Западный фронт. Но, благодаря техническому превосходству Антанты, немецкие войска потерпели поражение. После того, как Австро-Венгрия, Османская империя и Болгария заключили мир со странами Антанты, Германия оказалась на грани катастрофы. В силу революционных событий император Вильгельм покидает свою страну. 11 ноября 1918 г. Германией подписывается акт о капитуляции.

По современным данным потери в Первой мировой войне составили до 10 миллионов солдат. Точных данных о потерях среди мирного населения не существует. Предположительно, из-за тяжелых условий жизни, эпидемий и голода погибло в два раза большее количество людей.

По итогам Первой мировой войны Германия должна была выплачивать репарации союзникам в течение 30 лет. Она утратила 1/8 своей территории, а колонии отошли странам – победительницам. Берег Рейна на 15 лет оккупирован союзными войсками. Так же, Германии было запрещено иметь армию более 100 тыс. человек. На все виды вооружений были наложены жесткие ограничения.

Но, сказались Последствия Первой мировой войны и на ситуации в странах-победительницах. Их экономика, за исключением, пожалуй, США, была в сложном состоянии. Уровень жизни населения резко снизился, народное хозяйство пришло в упадок. В то же время, военные монополии обогатились. Для России Первая мировая война стала серьезным дестабилизирующим фактором, во многом повлиявшем на развитие революционной ситуации в стране и вызвавшим последующую гражданскую войну.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама