THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Оценка адаптации учащихся первых классов к школе

Г . З . Переверзева - педагог-психолог, С . А . Кравченко - инструктор лечебной физкультуры школы-гимназии №10 города Ржева Тверской области.

В первый раз дети, как правило, идут в школу с удовольствием. Однако поддерживать положительное отношение к ней бывает очень непросто даже на протяжении обучения в первом классе. Интенсивная учебная программа, жесткие требования учителей и родителей, хроническое утомление от перегрузок - все это способно вызвать у первоклассников страх перед школой, педагогом, ответом у доски, домашней работой.

К основным внешним признакам школьной дезадаптации относятся не только затруднения ребенка в учебе, но и проявление агрессии по отношению к людям и вещам, чрезмерная подвижность, упрямство, неспособность сосредоточиться для работы, повышенная возбудимость. В результате школьной дезадаптации усиливается вероятность возникновения у детей болезней психосоматического характера. Поэтому ее профилактика становится одной из важнейших задач учителей начальной школы и школьного психолога.

С целью выявления адаптированности первоклассников к школе в октябре - ноябре мы проводим комплекс мероприятий, который включает в себя:

Анкетирование родителей;

Оценку интеллектуального развития детей с признаками нарушения школьной адаптации;

Изучение мотивационной сферы первоклассников;

Социометрические исследования;

Выявление детей с проблемами в физическом развитии.

Родителям первоклассников предлагается ответить на вопросы приведенной ниже анкеты. Процедура анкетирования проводится на родительском собрании, которое посвящено таким вопросам, как особенности адаптации детей к школе в первом классе, причины возникновения трудностей в обучении и способы их преодоления, почему ребенок не хочет учиться.

Анкета для родителей первоклассников

Инструкция для родителей

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Просим вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который более всего характеризует вашего ребенка.

ФАМИЛИЯ И ИМЯ РЕБЕНКА ________________________

1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?

Как правило, неохотно; как правило, охотно, с радостью; когда как,затрудняюсь ответить.

2. Приспособился ли он к школьному режиму?

Пока нет; в целом да; абсолютно приспособился; затрудняюсь ответить.

3. Переживает ли он по поводу своих учебных успехов или неудач?

Нет; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; да.

4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

Практически никогда; делится иногда; делится довольно часто; делится всегда.

5. Каков характер этих впечатлений?

Преобладают в основном отрицательные эмоциональные впечатления; положительных и отрицательных эмоций примерно поровну; в основном впечатления положительные.

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?

Укажите конкретно:_________________________________.

7. Нуждается ли ребенок в вашей помощи при выполнении домашних заданий?

Помощь нужна всегда; нуждается довольно часто; нуждается иногда; в помощи не нуждается; сложно ответить однозначно.

8. Как обычно ребенок преодолевает трудности в работе?

Перед трудностями сразу пасует; обращается за помощью; трудности старается преодолеть сам; затрудняюсь ответить.

9. Способен ли ваш ребенок самостоятельно проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

Самостоятельно этого сделать не может; может, если побудить к этому; как правило, может.

10. Часто ли ребенок жалуется на одноклассников, обижается на них?

Довольно часто; такое бывает, но редко; такого практически не бывает; затрудняюсь ответить.

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

Нет, не справляется; скорее нет, чем да; скорее да, чем нет; да.

(При подготовке анкеты было использовано научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов «Диагностика школьной дезадаптации», изданное центром «Социальное здоровье России» в 1993 году.)

В ходе оценки интеллектуального развития детей с признаками нарушения школьной адаптации педагог-психолог изучает особенности внимания, памяти, мышления, восприятия первоклассников. Кроме того, он оценивает уровень владения ребенка способами учебной деятельности, его способность к принятию учебной задачи, уровень притязаний в учебной деятельности.

Для определения мотивированности к обучению и школьной активности первоклассников используется анкета, разработанная Н.Г.Лускановой и адаптированная к условиям нашего образовательного учреждения. Вопросы данной анкеты поочередно задаются ребятам, каждый из которых, используя уже пройденные буквы, отмечает правильный ответ на листочке.

Нравится.

Не очень нравится.

Не нравится.

Иду с радостью.

Бывает по-разному.

Не знаю точно.

Остался бы дома.

Пошел бы в школу.

Доволен.

Бывает по-разному.

Не доволен.

Хотел бы.

Не хотел бы.

Не знаю точно.

Хотел бы.

Не хотел бы.

Не знаю точно.

Точно не знаю.

Не хотел бы.

Хотел бы.

Не очень много.

Почти нет.

Нравятся.

Большинство не нравится.

Оценка результатов

Таблица №1

Для выявления межличностных предпочтений в первых классах проводится социометрическое исследование по методике «Дворец, дом, шалаш». Каждому ученику предлагаются рисунки дворца, дома и шалаша, а также таблички с именами или фамилиями одноклассников, включая табличку с собственным именем. Педагог предлагает детям расселить себя и одноклассников в эти три строения. После «расселения» учитель фиксирует его результаты и анализирует, с кем решил жить каждый ребенок, как много одноклассников он взял к себе в «дом», как много ребят взяли его в «свои дома». По итогам измерений заполняется таблица №1.

Анкета для определения мотивированности к обучению и школьной активности первоклассников

1. Насколько тебе нравится в школе?

Нравится.

Не очень нравится.

Не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Иду с радостью.

Бывает по-разному.

Чаще всего хочется остаться дома.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, то ты бы пошел в школу или остался дома?

Не знаю точно.

Остался бы дома.

Пошел бы в школу.

4. Ты доволен, когда в школе отменяют какие-либо уроки?

Доволен.

Бывает по-разному.

Не доволен.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы.

Не хотел бы.

Не знаю точно.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?

Хотел бы.

Не хотел бы.

Не знаю точно.

7. Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?

Почти никогда не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

Точно не знаю.

Не хотел бы.

Хотел бы.

9. Много ли у тебя друзей в классе?

Не очень много.

Почти нет.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся.

Некоторые нравятся, а некоторые - не очень.

Большинство не нравится.

Ответы, характеризующие положительное отношение к школе, оцениваются в три балла, относительно нейтральные ответы - в один балл, ответы, показывающие отрицательное отношение - ноль баллов.

Оценка результатов

25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации и учебной активности;

20-24 балла - достаточный уровень мотивированности и учебной активности;

15-19 баллов - положительное отношение к школе, но она, скорее, привлекает ребенка внеучебной стороной или отдельными моментами;

10-14 баллов - недостаточный уровень мотивированности и учебной активности;

менее 10 баллов - отсутствие позитивного отношения к школе.

Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или полугода.

Многое зависит от психологических особенностей ребенка, уровня его подготовленности, типа школьного заведения и сложности образовательный программы.

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.

  • Начинайте морально готовить ребенка к школе заранее, еще в детском саду. Начиная с весны водите ребенка в школу, познакомьте с будущей учительницей. По предварительной договоренности посидите с ним на нескольких уроках. Сделайте так, чтобы 1 сентября он пришел в знакомую обстановку, с положительным настроем. Не обязательно ходить на подготовительные курсы, можно попроситься поговорить с учителем и побывать в школе и без посещения курсов.
  • Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
  • Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.
  • Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
  • Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.
  • Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у малыша проблемы с речью, начните посещать логопеда, чтобы избавиться от них до конца первого класса.
  • Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап. Как правило в школе реализуется и проводится одно или .
  • Помните, что . Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
  • С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
  • Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.

Помните, что каждый ребенок индивидуален. В таком важном вопросе, как адаптация первоклассников, советы родителям начинаются именно с этого. Не нужно сравнивать успехи своего малыша с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.

Анкета для родителей по адаптации первоклассника к школе

Насколько успешно привыкает ребенок к новым условиям, поможет понять небольшое тестирование. Эта анкета для родителей по адаптации первоклассников выявит, есть ли у ребенка проблемы со школой и нужна ли ему помощь.

  1. Охотно ли идет ребенок в школу?
  • неохотно (ДА);
  • без особой охоты (ВДА);
  • охотно, с радостью (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?
  • пока нет (ДА);
  • не совсем (ВДА);
  • основном, да (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
  • скорее нет, чем да (ДА);
  • не вполне (ВДА);
  • в основном да (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
  • иногда (ВДА);
  • довольно часто (А);
  • pатрудняюсь ответить.
  1. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
  • в основном отрицательные впечатления (ДА);
  • положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА);
  • в основном положительные впечатления (А).
  1. Сколько времени в среднем тратит ребенок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру).
  2. Нуждается ли ваш ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
  • довольно часто (ДА);
  • иногда (ВДА);
  • не нуждается в помощи (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
  • перед трудностями сразу пасует (ДА);
  • обращается за помощью (ВДА);
  • старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА);
  • настойчив в преодолении трудностей (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
  • сам этого сделать не может (ДА);
  • иногда может (ВДА);
  • может, если его побудить к этому (А);
  • как правило, может (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
  • довольно часто (ДА);
  • бывает, но редко (ВДА);
  • такого практически не бывает (А);
  • затрудняюсь ответить.
  1. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
  • нет (ДА);
  • скорее нет, чем да (ВДА);
  • скорее да, чем нет (А);
  • затрудняюсь ответить.

Подсчитайте количество выбранных вариантов в скобках. Наибольшая цифра характеризует уровень адаптации:

  • А — адаптация;
  • ВДА — возможна дезадаптация;
  • ДА — дезадаптация.

Памятка родителям первоклассников по адаптации

Если вы хотите сформировать у ребенка положительное отношение к школе и учебному процессу, учитывайте определенные советы родителям первоклассников в период адаптации. Они помогут пройти непростой жизненный период наиболее безболезненно.

  • Будите малыша спокойно и ласково, пусть его день начинается с вашей улыбки.
  • Не торопитесь, помните, что правильно рассчитать время — это ваша обязанность, не нужно подгонять ребенка.
  • Обязательно дайте позавтракать первокласснику, даже если в школе предусмотрено питание.
  • Никогда не прощайтесь с ребенком словами предупреждения. Не нужно говорить: «Смотри, чтоб без двоек» или: «Не балуйся» и т.д. Лучше пожелайте ему удачного дня и не поскупитесь на несколько ласковых слов.
  • Не встречайте ребенка вопросом, что он сегодня получил. Дайте ему время немного расслабиться и отдохнуть.
  • Будьте внимательны к малышу, если видите, что он хочет с вами чем-то поделиться — выслушайте. А если не высказывает желания обсуждать пройденный день — не заставляйте.
  • Не садитесь за уроки сразу после учебного дня. Дайте ребенку время на восстановление сил.
  • Во время выполнения упражнений делайте небольшие паузы, чтобы ребенок мог немного отдохнуть.
  • Решайте возникающие педагогические проблемы без него, при необходимости советуйтесь с учителем или психологом.
  • Заканчивайте день позитивно. Не нужно выяснять отношения или напоминать о завтрашнем тестировании, контрольной или других возможных трудностях.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации первоклассников (Лусканова Н.Г.).

Данная анкета позволяет изучить уровень учебной мотивации учащихся.В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:

1. Высокая школьная мотивация, учебная активность - 25-30 баллов;

2. Нормальная школьная мотивация - 20-24 балла;

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами - 15-19 баллов;

4. Низкая школьная мотивация - 10-14 баллов;

Негативное отношение к школе, дезадаптация - ниже 10 баллов.

Ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ - 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

4. Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).

Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.

Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

· неохотно (ДА)

· без особой охоты (ВДА)

Охотно, с радостью (А)

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное
новый распорядок?

· пока нет (ДА)

· не совсем (ВДА)

· в основном, да (А)

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

· скорее нет, чем да (ДА)

· не вполне (ВДА)

· в основном да (А)

4. Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?

· иногда (В ДА)

· довольно часто (А)

· затрудняюсь ответить

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

· в основном отрицательные впечатления (ДА)

· положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

· в основном положительные впечатления (А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего
задания? (укажите конкретную цифру).

7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

· довольно часто (ДА)

· иногда (В ДА)

· не нуждается в помощи (А)

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

· перед трудностями сразу пасует (ДА)

· обращается за помощью (ВДА)

· старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

· настойчив в преодолении трудностей (А)

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

· сам этого сделать не может (ДА)

· иногда может (ДА)

· может, если его побудить к этому (А)

· как правило, может (А)

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

· довольно часто (ДА)

· бывает, но редко (ВДА)

· такого практически не бывает (А)

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?

· нет (ДА)

· скорее нет, чем да (ВДА)

· скорее да, чем нет (А)

А - адаптация; ВДА - возможная дезадаптация; ДА - дезадаптация.

При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.

Заключение

В настоящее время в связи гуманизацией и гуманитаризацией образования педагогические коллективы школ получили большие возможности для воплощения своих творческих замыслов.

Поступление детей в школу важный - этап взросления, стремление к которому, как справедливо отмечает Ш.А. Амонашвили, изначально заложено в ребенке на ряду со стремлением к движению и познанию. Если начало этого этапа не будет видимо отличаться от дошкольного детства, у ребенка неизбежно появится чувство разочарования. Но в то же время, удовлетворение стремления ребенка к взрослению должно обязательно произойти успешно, породить уверенность в свои силы. Поэтому особое внимание уделяю тому, чтобы разумно сочетать новизну отношений и видов деятельности с прежним дошкольным опытом ребенка.

Результаты моей педагогической деятельности по проблеме успешной адаптации первоклассников к школе позволили сделать следующие выводы:

· Составленная учителем концепция успешной адаптации первоклассников к
школе помогла выработать систему занятий и внеклассных мероприятий, помогающих детям адаптироваться к школе.

· Раннее знакомство дошкольников с будущим учителем, общение с ним в течение года через подготовительные занятия «Школа будущего первоклассника» дает положительный результат в эмоциональном настрое на обучение в школе.

· Система классных часов «Здравствуй, школа!» и занятий «Я – первоклассник» помогают учащимся овладевать школьными правилами и новым статусом школьника, что положительно влияет на уровень школьной мотивации.

· Создание учителем и родителями условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь помогает им почувствовать ситуацию успеха.

· Через занятия в кружке «Умники и умницы» решаются и другие
задачи:

Развиваются познавательные способности детей, необходимые для
успешного обучения в начальной школе;

Формируется устойчивая учебная мотивация на фоне позитивной «Я-концепции» детей; - развиваются социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и учителями.

Список литературы

1. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте
проблемы адаптации. //Начальная школа. 1999. - № 1.

2. Александровская Э.М.Проблемы адаптации в гигиене детей и
подростков. - М., 1983.

3. Безруких М.М. Как подготовить ребенка к школе? - М., 193.

4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.

5. Гин С.И. Первые дни в школе. - М., 2000.

6. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей
к школе. // Начальная школа. - 2004. - № 2.

7. Дубровина И.В. Готовность к школе. - М., 2001.

8. Задоя Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников.
// Начальная школа. - 1997. - № 12.

9. Ковалева Л.В. Готовим детей к школе. // Начальная школа. - 2000. - №1.
10. Ю.Корнеева Е.Н. Ох, уж эти первоклашки!.. - Ярославль, 1999.
11. Н.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. - М., 2000.

12.Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к

школе.-М., 2001.

13. И.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. 14. Н.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. -- М.,

2000. 15.Понфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. - М., 2002.

16.Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! - М., 2002.

17.Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. - М., 1996.

18.Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. - М., 1998.

19.Федосова Н.А. Подготовка к школе детей, не посещающих дошкольных

учреждений. // Начальная школа. 1999. - № 9.

20.Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. - М., 1991.

21.Холодова О. Юным умникам и умницам. Задания по развитию

творческих способностей. - М., 2005.

22.Хрипунова Л.Т. Социальная адаптация ребенка при переходе из

дошкольного учреждения в общеобразовательную школу. // Начальная

школа.-2001. -№ 1.

23.Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучебнии. -

24.Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы.- «Феникс», 2003.

Анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребенка к школе

  1. 1. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
  2. 2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок?
  3. 3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
  4. 4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
  5. 5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?
  6. 6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
  7. 7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
  8. 8. Справляется ли с учебной нагрузкой? (Степень напряжения.)
  9. 9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?
  10. 10.Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то как часто?
  11. 11.Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер сна?

Секреты добрых отношений

Пробуждение ребенка.

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут".

Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.

Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".

Выход в школу.

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

"Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

Возвращение из школы.

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.
Что получил? И т.д.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

"Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

Пора спать.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.

Несколько коротких правил

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

«АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Дата

Фамилия, имя ребенка

Раздел 1 .

Уважаемые родители! Рассмотрите таблицу. Проставьте в соответствующих графах знак «+».

Дополнительно подчеркните в тексте те показатели (симптомы) состояния ребенка, которые, по Вашему мнению, отмечаются за период обучения в школе.

Заранее благодарны за сотрудничество!

Критерии оценки:

  1. - симптомы отсутствуют;
  2. -слабо выражены, отмечаются изредка;
2-умеренно выражены, наблюдаются периодически;

3-сильно выражены, наблюдаются постоянно.




0

1

2

3


2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей


4. Частые жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в жи­воте, тошноту

5. К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается спать, долго не может ус­нуть

6. Сон беспокойный с неприятными сновидениями, страхами. Ночью часто просыпается, вскрикивает, «крутится», зовет родителей. Энурез

7. Отмечаются такие нарушения как: неконтролируемые подергивания век, различных групп мышц (лица, шеи, плеч), заикание, различного рода страхи (темноты, одиночества, замкнутого пространства), навязчивые состояния (обкусывание ногтей, сосание пальца)

Раздел 2.

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вари­ант, который является наиболее подходящим для Вашего ребенка.

1. Приспособился ли Ваш ребенок к школьному режиму? Принимает ли как
должное новый распорядок?

/ пока нет;

/ не совсем;

/ в основном, да;

/ затрудняюсь ответить.


/ скорее нет, чем да;

/ не вполне;

/ в основном, да;

/ затрудняюсь ответить.

3.Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?
/ иногда;

/довольно часто;

/ затрудняюсь ответить.


/ в основном отрицательный;

/положительных и отрицательных примерно поровну;
/ в основном положительные впечатления.


/ довольно часто

/бывает, но редко;

/ практически не бывает.


/нет;

/ скорее нет, чем да;

/ скорее да, чем нет; / затрудняюсь ответить.

Ключ к анкете «Адаптация первоклассника к обучению в школе»

Обозначения:

А - адаптация;

ВДА - возможная дезадаптация;

ДА - дезадаптация.

Раздел 1.

Критерии оценки:

  1. - симптомы отсутствуют;
  2. - слабо выражены, отмечаются изредка;
  3. - умеренно выражены, наблюдаются периодически;
  4. - сильно выражены, наблюдаются постоянно.

Показатели состояния за период обучения в школе

0

1

2

3

1. Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу

А

А

ВДА

ДА

2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не пом­нит расписания уроков, требует постоянного контроля родителей

А

А

ВДА

ДА

3. После школы вялый, сонливый или, наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный, агрессивный

А

А

ВДА

ДА

4. Частые жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в живо­те, тошноту

А

А

ВДА

ДА

5. К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается спать, долго не может уснуть.

А

А

ВДА

ДД

6. Сон беспокойный с неприятными сновидениями, страхами. Ночью часто про­сыпается, вскрикивает, «крутится», зовет родителей. Энурез.

А

А

ВДА

ДА

7. Отмечаются такие нарушения как: неконтролируемые подергивания век, раз­личных групп мышц (лица, шеи, плеч), заикание, различного рода страхи (тем­ноты, одиночества, замкнутого пространства), навязчивые состояния (обкусы­вание ногтей, сосание пальца)

А

А

ВДА

ДА

Раздел 2.

1.Приспособился ли Ваш ребенок к школьному режиму? Принимает ли как
должное новый распорядок?

/ пока нет ДА;

/не совсем ВДА;

/ в основном, да А;

/затрудняюсь ответить.

2. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
/скорее нет, чем да ДА;

/ не вполне ВДА;

/ в основном, да А;

/ затрудняюсь ответить.

3. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

/ иногда ВДА;

/ довольно часто А;

/затрудняюсь ответить.

4. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
/в основном отрицательный ДА;

/ положительных и отрицательных примерно поровну ВДА;

/ в основном положительные впечатления А.

5. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
/ довольно часто ДА;

/ бывает, но редко ВДА;

/ практически не бывает А.

6. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения? / нет ДА;

/ скорее нет, чем да ВДА;

/скорее да, чем нет А;

/затрудняюсь ответить.

Примечание : по наибольшему количеству выборов делается вывод об уровне адаптации первоклассника к учебному процессу.

Занятие с первоклассниками «Мы - вместе!»

(сценарий занятия)

Цель: развитие у детей умения договариваться друг с другом.

Оборудование: большие листы с изображением самолета, парохода, ракеты, которые прикрепляются на доску; маленькие листочки с такими же изображениями в количестве, соответствующем числу учащихся в классе, три листа с изображением школьного рюкзака.

Ход занятия.

Ведущий предлагает детям вытянуть маленький листок с каким-либо изображением для того, чтобы дети разделились на три команды. После этого они рассаживаются по командам.

Ведущий рассказывает детям, что на сегодняшнем занятии им нужно пройти несколько испытаний, причем действовать они будут всей командой. И главная трудность состоит в том, что нужно суметь договориться при преодолении трудностей.

Первое испытание - громко и весело произнести название транспортного средства, на котором команда совершит путешествие.

Второе испытание - изобразить свое транспортное средство так, чтобы все члены команды принимали участие и каждый был бы какой-либо его деталью.

Третье испытание-перед началом путешествия надо проверить, насколько хорошо члены команды знают друг друга. Для этого члены одной команды выходят к доске и по цепочке быстро сообщают, какие качества им нравятся друг в друге. Например: «Алеша, мне в тебе нравится доброта».

Затем ведущий говорит, что произошла внештатная ситуация. На самолете случайно оказался котенок, на пароходе – щенок, на ракете - зайчонок. Им всем очень страшно и грустно. Их нужно утешить. Из членов каждой команды выбирается ребенок на роль этих животных. Он садится на стул перед классом, а члены его команды по очереди подходят, гладят его и говорят добрые слова.

Четвертое испытание-это коллективный сбор рюкзачка школьника. Ведущий говорит детям, что у каждого из них есть рюкзак, в котором находятся предметы, необходимые для хорошей учебы в школе: ручки, хорошо отточенные карандаши, тетради. Но помимо предметов, школьнику необходимы какие-то качества, например, настойчивость при выполнении заданий. Каждой команде предлагается подумать и назвать по три качества.

В завершение занятия дети говорят, кому они могут сказать спасибо за то, что они успешно справились со всеми испытаниями.

«Кактус»
графическая методика М.А. Панфиловой

Тест проводится с детьми 4-7 лет.

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

 пространственное положение

 размер рисунка

 характеристики линий

 сила нажима на карандаш

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов

Интровертированность - изображен только один кактус

Стремление к домашней защите , чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус

Методика цветопредпочтения

(для учащихся 1-го класса).

Материалы для диагностики:

Круг диаметром 8 см, разделенный на 8 равных секторов;

Набор карандашей (синий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый, черный).

Инструкция:

У каждого из вас на парте лежит волшебный торт. Раскрасьте его в те цвета, которые вам нравятся, но помните, что каждый кусочек нужно закрашивать отдельным карандашом.

Анализ результатов.

Все цвета делятся на 3 группы:

1)положительный спектр - оранжевый, желтый, красный;

2)отрицательный спектр - черный, синий, фиолетовый;

3)спокойный – зеленый.

Подсчитывается цветовой показатель (ЦП) – это отношение числа цветов положительного спектра к числу цветов отрицательного.

Если ЦП равен единице или больше, это рассматривается как положительный эмоциональный фон, если меньше единицы, то можно говорить о превышении отрицательного эмоционального фона, что рассматривается как неблагоприятный фактор.

Результаты подсчитываются индивидуально. Также может быть учтен эмоциональный фон в группе из расчета стандартных средних показателей.

Исследование, проведенное в динамике дня и недели, выявляет полную картину изменения эмоционального состояния у школьников в связи с различными занятиями в детском саду (изодеятельность, занятия физической культурой и т. д.).

Кроме того, наблюдается зависимость между утомлением детей и их эмоциональным состоянием: увеличиваются цвета «грустного спектра», ухудшается качество штриховки ребенком секторов диагностического круга (выход за пределы сектора, пробелы, незаконченные штриховки).

Положительный эмоциональный фон, на котором осуществляется та или иная деятельность ребенка, является определяющим для ее успешности и эффективности. С помощью методики цветопредпочтения можно оперативно, без лишних временных затрат получить реальную картину эмоционального состояния ребенка или возрастной группы. Такая первичная диагностика позволит выявить детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, провести более глубокую диагностику и разработать в дальнейшем программу по психокоррекции.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Опросник для учителя

1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы).

3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т.д.).

4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неодинаковые буквы).

5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.

6. Пишет левой рукой.

7. Бесцельно двигает руками.

8. Часто моргает.

9. Сосет палец или ручку.

10. Иногда заикается.

11. Грызет ногти.

12. У ребенка хрупкое телосложение, маленький рост.

13. Ребенок явно домашний, нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.

14. Очень любит играть, играет даже на уроках.

15. Такое впечатление, что он младше других детей, хотя по возрасту им ровесник.

16. Речь инфантильная, напоминает речь 4-5-летнего ребенка.

17. Чрезмерно беспокоен на уроках.

18. Быстро примиряется с неудачами.

19. Любит шумные, подвижные игры на переменах.

20. Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.

21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.

22. Долго переживает неудачи.

23. При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.

24. Очень долго выполняет любое задание.

25. Домашние задания выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).

26. Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.

27. Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает все марки машин).

28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения.

29. Допускает много ошибок при списывании.

30. Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.

31. Приносит в школу игрушки и играет на уроках.

32. Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.

33. Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.

34. Такое впечатление, что с трудом усаживается за уроки.

35. Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и пр.

36. Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).

37. К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.

38. Если что-то не получается, раздражается, плачет.

39. Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем "отключиться", бросить работу.

40. Часто жалуется на усталость.

41. Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, требует сообразительности.

42. Ответы становятся лучше, если есть опора на какие-то внешние объекты (считает пальцы и т.п.).

43. После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.

44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.

45. Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.

46. Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.

Работа учителя с опросником.

При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка.

Обработка результатов

Таблица разделена жирной вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл, если справа - 2 балла. Максимально возможная сумма баллов - 70. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации:

К = П: 70 х 100,

Где П - количество баллов, набранных ребенком.

Показатель до 14% является нормальным, дезадаптация отсутствует.

Показатель от 15 до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации.

Показатель выше 30% - серьезная степень дезадаптации.

Показатель выше 40% свидетельствует о том, что ребенок нуждается в консультации психоневролога.

1. РО - родительское отношение.

2. НГШ - неготовность к школе.

3. Л - леворукость.

4. НС - невротические симптомы.

5. И - инфантилизм.

6. ГС - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.

7. ИНС - инертность нервной системы.

8. НП - недостаточная произвольность психических функций.

9. НМ - низкая мотивация учебной деятельности.

10. АС - астенический синдром.

11. НИД - нарушения интеллектуальной деятельности.

БЛАНК ОТВЕТОВ


1

РО

2

3

4

НГШ

5

6

Л

7

8

9

10

11

НС

12

13

14

15

16

И

17

18

19

20

21

ГС.

22

23

24

25

26

ИНС

27

28

29

30

НП

31

32

33

34

35

НМ.

36

37

38

39

40

АС

41

42

43

44

45

46

НИД

Памятка родителям первоклассника.

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвер­дить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в шко­ле. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. Не допускайте высказывания, способные вызывать негативные мысли о школе: «Бу­дешь такой рассеянный, учителя не будут тебя любить». Не допускайте отрица­тельных оценок ребенка: не умеешь, не стараешься и т.п. Замените их оптимисти­ческими: «У тебя все получится», «Терпенье и труд все перетрут» и т.п. Чаще спрашивайте, не «Какую отметку ты получил?», а «Чем занимался?», «Что у тебя хорошо получилось?».
  • Не стоит играть на контрасте между детским садом и школой: «Это тебе не детский сад...».
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой ра­боте обязательно найдите, за что можно было его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его со­блюдением.
  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овла­дения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  • С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем пе­дагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу сущест­венно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий

Типы воспитательских позиций

Раскрытию творческого потенциала может способство­вать осознание воспитателями позиции, которую они зани­мают по отношению к детям. Существует несколько воспи­тательских позиций, каждая из которых может проявлять­ся в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Полноценное развитие способностей детей возмож­но тогда, когда воспитателю удается занять позицию, спо­собствующую этому развитию.

Ниже описаны 7 воспитательских позиций. Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к рас­крытию творческого и личностного потенциала каждого ре­бенка. Все позиции представлены через образы, что позво­лит читателю легче понять каждую из них, а также спосо­бы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.

Карабас-Барабас . Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения сво­их целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: кук­лы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, ко­торые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрес­сировщика, немногие убегают от него, большинство не сме­ет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказы­вают своих истинных чувств, парализованные страхом пе­ред ним.

Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способно­стей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых вос­питателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей воз­никает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Иванов­не, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно зна­ет, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следо­вать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укла­дывается в те нормы, которые она считает единственно пра­вильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чу­лан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, ко­торые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстре­мальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициа­тиву, предложить нестандартный выход из положения.

Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ог­раниченной психической активности, воспроизведению сте­реотипных способов поведения и решения задач. Это проис­ходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в каче­стве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознатель­ность, тем самым ограничивая развитие способностей.

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу, не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с вол­ком поговорила, и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.

Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки, - предъявление своего натурально-си­туативного «я», которое может быть весьма привлекатель­ным для детей. Привлекательность основывается на их схо­жести. Это опасно для детей, потому что воспитатель - Крас­ная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реаль­ных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия. Позиция воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудно­стям планирования и прогнозирования собственных дей­ствий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных дей­ствий, не формируются усилия по преодолению сиюминут­ных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.

Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо вос­принимает как помеху своим снам (грезам наяву).

Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с деть­ми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального раз­вития детям нужно сравнивать свои действия, способы ре­шения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т. е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциаль­ные формы поведения. Проводя ежедневно по 8-9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизо­ванными, разболтанными: занялся одним, не закончил, на­чал делать другое, схватился за третье. Такое поведение сви­детельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель - Спящая красавица приводит детей к деструк­тивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит пси­хическое развитие.

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.

Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Зна­менитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извоз­чики».

Снежная королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «...эти фигуры были чудом искусства, а складыва­ние их - занятием первостепенной важности. Так ему каза­лось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце» Кая - символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятель­ность. Цель Снежной королевы - власть над миром, и, в ча­стности, над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человечес­кую деятельность формальной системой операций. Она обу­чает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума - самым совершенным зеркалом в мире».

Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает такому же движению, т. е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственно­му намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.

Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точ­но представляющая, как следует себя вести в разных ситуа­циях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны. Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель - Мери Поппинс со­вмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единствен-ную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обу­чает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ста­вит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным спосо­бам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по сво­ей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

Шкала тревожности Сирса

Уровень тревожности, наряду с оценкой напряжённости, - важный показатель психологического здоровья и степени воздействия внутришкольных факторов. Оценку школьников по предлагаемой шкале в качестве эксперта проводит классный руководитель или знающий ученика психолог.

3 – признак резко выражен.


п/п


Признаки

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

1

Обычно напряжён, скован

2

Часто грызёт ногти

3

Легко пугается

4

Плаксив

5

Ко всему очень чувствителен

6

Часто бывает агрессивным

7

Обидчив

8

Нетерпелив, не может ждать

9

Легко краснеет или бледнеет

10

Испытывает трудности со средоточением

11

Суетлив

12

Потеют руки

13

При неожиданном задании с трудом включается в работу

14

Итого:

Оценка результата:

До 20 баллов – низкий уровень тревожности;

20-30 баллов – средний уровень тревожности,

Более 30 баллов – высокий уровень тревожности.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама