THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

История развития концепции управления знаниями

Теория нового общества получает свое развитие в работах Э. Тоффлера , где в качестве символической даты начала новой цивилизации - Третьей Волны, главными ценностями которой являются знания и информация, автор указывает 1956 год. Данной проблеме посвящается также ряд работ Д. Белла , М. Маклюэна и Ё. Масуды . Чуть позже, в 1970-х годах, начинают разрабатываться информационные основы управления знаниями в трудах В. М. Глушкова , Ю. А. Шрейдера , Р. Ф. Гиляревского, Л. С. Козачкова, а на рубеже 1980-1990-х годов в Швеции, США и Японии практически одновременно зарождаются три разных подхода к концепции «управления знаниями», получившие в дальнейшем соответствующие названия. Скандинавский, или европейский, американский и японский. В этот период появляются первые монографии и публикации в средствах массовой информации, посвященные данному вопросу, а в 1986 году Карл Вииг вводит понятие управления знаниям. Нельзя также не отметить все возрастающий интерес со стороны организаций к управлению знаниями и факт организации первых, пока еще немногочисленных, конференций, посвященных изучаемой проблеме.

В 1990 году в книге «Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации» Питер Сенге представляет концепцию обучающейся организации - компании, способной к непрерывному самообучению. Управление знаниями выходит на практический уровень: в 1991 году в шведской страховой компании «Скандия» официально утверждается пост директора по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer). Большой вклад в развитие концепции управления знаниями в 1995 году вносит работа И. Нонаки и Х. Такеучи «Компания-создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах».

Все последующие годы вплоть до сегодняшнего дня можно охарактеризовать как период широкого распространения концепции управления знаниями во всех сферах деятельности, включая науку и образование. На этом этапе происходит непосредственное формирование «технологии управления знаниями» как совокупности определенных методов, приемов и программно-технологических средств, для обеспечения свободной циркуляции знаний и их генерации.

В 1990-х годах появляются многочисленные публикации об управлении знаниями в сети Интернет, создаются специализированные сайты и журналы. В зарубежных вузах впервые становится возможной специализация по управлению знаниями (Harvard Business School, George Mason University, the University of California-Berkeley’s School of Information Management Systems), а в Бизнес-школе Хаас Университета Калифорнии происходит учреждение первой кафедры по знанию, первым профессором которой назначается Икуджиро Нонаки. В 1998 году выходит книга Т.Давенпорта и Л.Прусака «Рабочее знание: Как организации управляют тем, что они знают» . В это же время в Парламенте Швейцарии происходит запуск проекта по управлению знаниями, целью которого является создание системы управления знаниями и ее использования на уровне правительственных учреждений.

В 1999 году возникает Институт управления знаниями - коммерческий исследовательский консорциум, в состав руководящих сотрудников которого входят такие специалисты как Крис Ньюэлл, Лоуренс Прусак, а также Дэвид Смит, консультант по вопросам управления знаниями в IBM Global Services. Повсеместно увеличивается количество проводимых конференций, посвященных управлению знаниями. В России в этот период выходит сборник «Новая постиндустриальная волна на Западе» под редакцией В. Л. Иноземцева, а чуть позже в журнале «Вопросы экономики» публикуется статья первого заместителя Института экономики РАН, доктора экономических наук Б. Мильнера.

В 2001 году происходит запуск первого российского портала по управлению знаниями и выход книги А. Л. Гапоненко «Управление знаниями». 2003 год ознаменовался для России появлением монографии И. Нонаки и Х.Такеучи на русском языке, а также публикацией работы Б. З. Мильнера «Управление знаниями: эволюция и революция в организации» .

Сегодня в России и за рубежом существует достаточно большое количество различных монографий, публикаций, Интернет-порталов, посвященных в той или иной форме концепции управления знаниями. Регулярно проводятся конференции, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения технологии управления знаниями в организациях. Все это свидетельствует о том, что менеджмент знаний, находясь на стыке различных дисциплин, являет собой совершенно новое, очень актуальное в современных условиях направление, изучение которого является предметом работ многих исследователей по всему миру.

Знания

Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения. Таким образом, в современной экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыночная позиция, а сложные для репликации знания как активы и способ их размещения. Причем в центре внимания здесь находится не создание знаний, а их движение и использование в организации.

Информация и знания, составляющие основу интеллектуального капитала, обладают рядом специфических характеристик в отличие от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов организации:

  • ценность знаний заключается в их изобилии, в то время как прочие ресурсы оцениваются исходя из понятия редкости;
  • в структуре себестоимости «материализованного знания» (наукоемких товаров и услуг) преобладает тенденция к накоплению издержек на начальной стадии производства;
  • между затратами знаний на входе и объемом знаний на выходе нет значимого экономического соответствия.

это необходимая информация, используемая по определенным правилам и в соответствии с определенными процедурами и с учетом отношения (понимание, одобрение, игнорирование, согласие, отрицание и т. д.) использующих субъектов к этой информации. Сегодня организационные знания рассматриваются одновременно как информационный запас и как поток (движение этой информации) одновременно.

Виды знаний

Девенпорт и Прусак отмечают, что «знания - это жидкая смесь оформленного опыта, ценностей, контекстной информации и взглядов эксперта, которая дает схему для оценки и объединения нового опыта и информации. В организациях они зачастую попадают не только в документы или хранилища, но и в организационные процедуры, процессы, практику и нормы» .

Икуджиро Нонака была разработана спираль знаний - модель, объясняющая как при создании новых знаний явные и неявные знания взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования:

  • социализации (превращению неявных знаний в неявные);
  • комбинации (обращению явных знаний в явные);

В процессе социализации происходит невербальная передача скрытого знания от одного члена организации к другому, например, с помощью наблюдения одного человека за другим. Экстернализация представляет собой процесс превращения скрытого знания в явное при помощи необычного использования языка, различных метафор и аналогий. Комбинирование - это передача явных, кодифицированных знаний от одного человека другому при помощи книг, газет, лекций, компьютерных технологий, а интернализация - превращение явного знания в скрытую форму, например, посредством практического выполнения какой-то деятельности.

Основное внимание авторы уделяют неформализованному знанию - предчувствию, пониманию, догадкам, эмоциям, идеалам. Данный вид знаний позволяет организации решать многие важные задачи, дает возможность увидеть фирму как живой организм, а не как машину для обработки информации. В связи с этим стремление многих современных организаций перевести неявные знания в формализованные не будет иметь такого результата, как в случае существования этих знаний в своей первоначальной форме.

Модель знаний

Для каждой фирмы характерна своя модель управления знаниями, учитывающая специфику деятельности, масштабы производства, организационные особенности, корпоративную культуру компании. Однако, вне зависимости от направления движения информационных потоков, менеджмент знаний должен обеспечивать контроль за осуществлением в организации следующих процессов:

Последовательное чередование четырех процессов - социализация, экстернализация, комбинация, интернализация - создает спираль знаний. Центральная задача менеджеров, таким образом, заключается в том, чтобы обеспечить эффективное функционирование этой спирали. Для этого Нонаки и Такеучи было введено понятие модели организации, в которой управление проходит путь «из центра-вверх-вниз», где в центре событий находятся менеджеры среднего звена. Именно они являются проводниками идей между оторванными от реальности и выдвигающими порой идеалистические концепции руководителями высшего звена и приземленной, рутинной деятельностью рядовых сотрудников, которые эти концепции должны реализовывать.

  • создание новых знаний;
  • использование имеющихся знаний при принятии решений;
  • воплощение знаний в продуктах и услугах;
  • передача существующих знаний из одной части организации в другую;
  • обеспечение доступа к необходимым знаниям, а также защита знаний.

Система знаний

Система управления знаниями - это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с точки зрения компании.

В своей статье «Концепция управления знаниями в современных организациях» Б. З. Мильнер . выделяет три основные компонента, входящие в состав системы управления знаний, а именно:

  • человеческие;
  • технологические;
  • организационные.

Культура является важнейшей проблемой в сфере знаний, поскольку именно человеческий фактор (ценности, уровень связей или изолированности в организации) создает или разрушает систему управления знаниями. Человеческие взаимодействия и отношения нередко называются «социальным капиталом», элементом общего капитала фирмы.

Технология не может одна разрешить проблемы знания или создать среду обмена знаниями, хотя и является очень важным элементом системы управления знаниями. Применение современных информационных технологий, ни в коем случае не должно устранять необходимые элементы обычного межличностного общения, ведь именно они делают процессы обмена знаниями в организации более интенсивными. В связи с этим необходимо уделять внимание не только материально-технической части, но и, главным образом, организационным моментам.

Структура организационных знаний состоит из практических, теоретических, стратегических, коммерческих и производственных знаний. Организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и оказываемых услуг и, следовательно, конкурентной позиции фирмы. Управление каждым из перечисленных элементов в составе системы управления знаниями основано на использовании уже рассмотренных процессов - создании, хранении, использовании и распространении знаний в рамках организации.

Таким образом, с точки зрения менеджмента знаний, суть фирмы заключается в ее потенциале создания, передачи, собирания воедино, интеграции и эксплуатации знаний как активов. В результате из знаний образуются компетенции, которые, в свою очередь, служат основой для создания продуктов и услуг, предлагаемых фирмой на рынке. Иными словами, управление знаниями, интегрируя в себе множество различных дисциплин, таких как управление персоналом, маркетинг, экономика, психология и информатика, является технологией XXI века, позволяющей организациям обеспечивать свою конкурентоспособность на рынке.

Ключевые понятия

Спираль знаний это модель, предложенная Икуджио Нонака для объяснения того, как явные и неявные знания при создании (генерации нового) знаний взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования или способов поведения. Обучающаяся организация это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она гибко и адаптивно изменяется в ответ на новые знания и контекст ситуации. В ней люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в ней взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в ней люди постоянно учатся тому, как учиться вместе. Обучающееся сообщество это неформальная группа людей, без привязки к организационной структуре, совместно обсуждающая лучшие практики, различные вопросы или навыки, о которых группа стремится побольше узнать. Карта знаний это процесс идентификации знаний и умений, необходимый для продажи или выработки решения.

См. также

Примечания

Литература

  • Blunt, R. Knowledge Management in the New Economy. - iUniverse, 2001. - ISBN 9780595167241

Ссылки

  • Управление знаниями на производственном предприятии (Англ.)
  • Раздел «Управление знаниями» в архиве публикаций по управлению - большая подборка статей по различным аспектам теории и практики управления знаниями

Wikimedia Foundation . 2010 .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Теория нового общества получает своё развитие в работах Э. Тоффлера , где в качестве символической даты начала новой цивилизации - Третьей Волны, главными ценностями которой являются знания и информация, автор указывает 1956 год. Данной проблеме посвящается также ряд работ Д. Белла , М. Маклюэна и Ё. Масуды . Чуть позже, в 1970-х годах, начинают разрабатываться информационные основы управления знаниями в трудах В. М. Глушкова , Ю. А. Шрейдера , Р. Ф. Гиляревского, Л. С. Козачкова, а на рубеже 1980-1990-х годов в Швеции, США и Японии практически одновременно зарождаются три разных подхода к концепции «управления знаниями», получившие в дальнейшем соответствующие названия. Скандинавский, или европейский, американский и японский. В этот период появляются первые монографии и публикации в средствах массовой информации, посвященные данному вопросу, а в 1986 году Карл Вииг вводит понятие управления знаниям. Нельзя также не отметить всевозрастающий интерес со стороны организаций к управлению знаниями и факт организации первых, пока еще немногочисленных, конференций, посвященных изучаемой проблеме.

    В 1990 году в книге «Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации» Питер Сенге представляет концепцию обучающейся организации - компании, способной к непрерывному самообучению. Управление знаниями выходит на практический уровень: в 1991 году в шведской страховой компании «Скандия» официально утверждается пост директора по управлению знаниями (англ. Chief Knowledge Officer ). Большой вклад в развитие концепции управления знаниями в 1995 году вносит работа И. Нонаки и Х. Такэути «Компания-создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах».

    Все последующие годы вплоть до сегодняшнего дня можно охарактеризовать как период широкого распространения концепции управления знаниями во всех сферах деятельности, включая науку и образование. На этом этапе происходит непосредственное формирование «технологии управления знаниями» как совокупности определенных методов, приемов и программно-технологических средств, для обеспечения свободной циркуляции знаний и их генерации.

    В 1990-х годах появляются многочисленные публикации об управлении знаниями в сети Интернет, создаются специализированные сайты и журналы. В зарубежных вузах впервые становится возможной специализация по управлению знаниями (Harvard Business School, George Mason University, the University of California-Berkeley’s School of Information Management Systems), а в Бизнес-школе Хаас Университета Калифорнии происходит учреждение первой кафедры по знанию, первым профессором которой назначается Икуджиро Нонаки. В 1998 году выходит книга Т. Давенпорта и Л. Прусака «Рабочее знание: Как организации управляют тем, что они знают» . В это же время в Парламенте Швейцарии происходит запуск проекта по управлению знаниями, целью которого является создание системы управления знаниями и её использования на уровне правительственных учреждений.

    В 1999 году возникает Институт управления знаниями - коммерческий исследовательский консорциум, в состав руководящих сотрудников которого входят такие специалисты как Крис Ньюэлл, Лоуренс Прусак, а также Дэвид Смит, консультант по вопросам управления знаниями в IBM Global Services. Повсеместно увеличивается количество проводимых конференций, посвященных управлению знаниями. В России в этот период выходит сборник «Новая постиндустриальная волна на Западе» под редакцией В. Л. Иноземцева, а чуть позже в журнале «Вопросы экономики» публикуется статья первого заместителя Института экономики РАН, доктора экономических наук Б. Мильнера.

    В 2001 году происходит запуск первого российского портала по управлению знаниями и выход книги А. Л. Гапоненко «Управление знаниями». 2003 год ознаменовался для России появлением монографии И. Нонаки и Х.Такеучи на русском языке, а также публикацией работы Б. З. Мильнера «Управление знаниями: эволюция и революция в организации» .

    Сегодня в России и за рубежом существует достаточно большое количество различных монографий, публикаций, Интернет-порталов, посвященных в той или иной форме концепции управления знаниями. Регулярно проводятся конференции, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения технологии управления знаниями в организациях. Все это свидетельствует о том, что менеджмент знаний, находясь на стыке различных дисциплин, являет собой совершенно новое, очень актуальное в современных условиях направление, изучение которого является предметом работ многих исследователей по всему миру.

    Знания

    Знания не только представляют собой самостоятельную ценность, но и порождают мультипликативный эффект по отношению к другим факторам производства, воздействуя на уровень эффективности их применения. Таким образом, в современной экономике источником конкурентных преимуществ становится не выгодная рыночная позиция, а сложные для репликации знания как активы и способ их размещения. Причем в центре внимания здесь находится не создание знаний, а их движение и использование в организации.

    Информация и знания, составляющие основу интеллектуального капитала, обладают рядом специфических характеристик в отличие от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов организации:

    • ценность знаний заключается в их изобилии, в то время как прочие ресурсы оцениваются исходя из понятия редкости;
    • в структуре себестоимости «материализованного знания» (наукоемких товаров и услуг) преобладает тенденция к накоплению издержек на начальной стадии производства;
    • между затратами знаний на входе и объемом знаний на выходе нет значимого экономического соответствия.

    это необходимая информация, используемая по определённым правилам и в соответствии с определенными процедурами и с учетом отношения (понимание, одобрение, игнорирование, согласие, отрицание и т. д.) использующих субъектов к этой информации. Сегодня организационные знания рассматриваются одновременно как информационный запас и как поток (движение этой информации) одновременно.

    Виды знаний

    Девенпорт и Прусак отмечают, что «знания - это сочетание оформленного опыта, ценностей, контекстной информации и взглядов эксперта, которая дает схему для оценки и объединения нового опыта и информации. В организациях они зачастую попадают не только в документы или хранилища, но и в организационные процедуры, процессы, практику и нормы» .

    Икуджиро Нонака была разработана спираль знаний - модель, объясняющая как при создании новых знаний явные и неявные знания взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования:

    В процессе социализации происходит невербальная передача скрытого знания от одного члена организации к другому, например, с помощью наблюдения одного человека за другим. Экстернализация представляет собой процесс превращения скрытого знания в явное при помощи необычного использования языка, различных метафор и аналогий. Комбинирование - это передача явных, кодифицированных знаний от одного человека другому при помощи книг, газет, лекций, компьютерных технологий, а интернализация - превращение явного знания в скрытую форму, например, посредством практического выполнения какой-то деятельности.

    Основное внимание авторы уделяют неформализованному знанию - предчувствию, пониманию, догадкам, эмоциям, идеалам. Данный вид знаний позволяет организации решать многие важные задачи, дает возможность увидеть фирму как живой организм, а не как машину для обработки информации. В связи с этим стремление многих современных организаций перевести неявные знания в формализованные не будет иметь такого результата, как в случае существования этих знаний в своей первоначальной форме.

    Модель знаний

    Для каждой фирмы характерна своя модель управления знаниями, учитывающая специфику деятельности, масштабы производства, организационные особенности, корпоративную культуру компании. Однако, вне зависимости от направления движения информационных потоков, менеджмент знаний должен обеспечивать контроль за осуществлением в организации следующих процессов:

    1. создание новых знаний;
    2. использование имеющихся знаний при принятии решений;
    3. воплощение знаний в продуктах и услугах;
    4. передача существующих знаний из одной части организации в другую;
    5. обеспечение доступа к необходимым знаниям авторизованным подразделениям, сотрудникам, процессам и системам;
    6. поддержание целостности знаний, защита знаний от внешних и внутренних угроз;
    7. структуризация, кодификация и идентификация знаний.

    Последовательное чередование четырех процессов - социализация, экстернализация, комбинация, интернализация - создает спираль знаний. Центральная задача менеджеров, таким образом, заключается в том, чтобы обеспечить эффективное функционирование этой спирали. Для этого Нонаки и Такеучи было введено понятие модели организации, в которой управление проходит путь «из центра-вверх-вниз», где в центре событий находятся менеджеры среднего звена. Именно они являются проводниками идей между оторванными от реальности и выдвигающими порой идеалистические концепции руководителями высшего звена и приземленной, рутинной деятельностью рядовых сотрудников, которые эти концепции должны реализовывать.

    Система знаний

    Система управления знаниями - это набор повторяемых на регулярной основе управленческих процедур, призванных повысить эффективность сбора, хранения, распространения и использования ценной информации с точки зрения компании.

    В своей статье «Концепция управления знаниями в современных организациях» Б. З. Мильнер . выделяет три основные компонента, входящие в состав системы управления знаний, а именно:

    • человеческие;
    • технологические;
    • организационные.

    Культура является важнейшей проблемой в сфере знаний, поскольку именно человеческий фактор (ценности, уровень связей или изолированности в организации) создает или разрушает систему управления знаниями. Человеческие взаимодействия и отношения нередко называются «социальным капиталом», элементом общего капитала фирмы.

    Технология не может одна разрешить проблемы знания или создать среду обмена знаниями, хотя и является очень важным элементом системы управления знаниями. Применение современных информационных технологий, ни в коем случае не должно устранять необходимые элементы обычного межличностного общения, ведь именно они делают процессы обмена знаниями в организации более интенсивными. В связи с этим необходимо уделять внимание не только материально-технической части, но и, главным образом, организационным моментам.

    Структура организационных знаний состоит из практических, теоретических, стратегических, коммерческих и производственных знаний. Организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и оказываемых услуг и, следовательно, конкурентной позиции фирмы. Управление каждым из перечисленных элементов в составе системы управления знаниями основано на использовании уже рассмотренных процессов - создании, хранении, использовании и распространении знаний в рамках организации.

    Таким образом, с точки зрения менеджмента знаний, суть фирмы заключается в её потенциале создания, передачи, собирания воедино, интеграции и эксплуатации знаний как активов. В результате из знаний образуются компетенции, которые, в свою очередь, служат основой для создания продуктов и услуг, предлагаемых фирмой на рынке. Иными словами, управление знаниями, интегрируя в себе множество различных дисциплин, таких как управление персоналом, маркетинг, экономика, психология и информатика, является технологией XXI века, позволяющей организациям обеспечивать свою конкурентоспособность на рынке.

    Ключевые понятия

    Спираль знаний - это модель, предложенная Икуджио Нонака для объяснения того, как явные и неявные знания при создании (генерации нового) знаний взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования или способов поведения.

    Обучающаяся организация - это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она гибко и адаптивно изменяется в ответ на новые знания и контекст ситуации. В ней люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в ней взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в ней люди постоянно учатся тому, как учиться вместе.

    Обучающееся сообщество - это неформальная группа людей, без привязки к организационной структуре, совместно обсуждающая лучшие практики, различные вопросы или навыки, о которых группа стремится побольше узнать.

    Карта знаний - это процесс идентификации знаний и умений, необходимый для продажи или выработки решения.

    На рубеже 1980-1990-х годов в Швеции, США и Японии практически одновременно зарождаются три разных подхода к концепции «управления знаниями», получившие в дальнейшем соответствующие названия: скандинавский, или европейский, американский и японский. В этот период появляются первые монографии и публикации в средствах массовой информации, посвященные данному вопросу, ав 1986 году Карл Вииг вводит понятие управления знаниям .

    В 1990 году в книге «Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации » Питер Сенге представляет концепцию обучающейся организации - компании, способной к непрерывному самообучению. Управление знаниями выходит на практический уровень: в 1991 году в шведской страховой компании «Скандия» официально утверждается пост директора по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer). Большой вклад в развитие концепции управления знаниями в 1995 году вносит работа И. Нонаки и Х. Такеучи «Компания-создатель знания: Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах».

    Особенности знаний

    Знания - это необходимая информация, используемая по определенным правилам и в соответствии с определенными процедурами и с учетом отношения (понимание, одобрение, игнорирование, согласие, отрицание и т. д.) использующих субъектов к этой информации. Сегодня организационные знания рассматриваются одновременно как информационный запас и как поток (движение этой информации) одновременно.

    Информация и знания, составляющие основу интеллектуального капитала, обладают рядом специфических характеристик в отличие от денежных, природных, трудовых и технических ресурсов организации:

      знания существуют вне зависимости от пространства, но чрезвычайно чувствительны к фактору времени;

      ценность знаний заключается в их изобилии, в то время как прочие ресурсы оцениваются исходя из понятия редкости;

    Виды знаний в организации

    Нонака и Такеучи отмечают существование в рамках фирмы двух видов знаний - формализованного (явного) и неформализованного (неявного):

      формализованное знание - знание, содержащееся в письмах, докладах, отчетах, то есть те знания, которые можно отобразить в виде документов;

      неявное знание - «субъективное знание, накапливающееся в головах людей», то есть интуитивные знания, ощущения, впечатления, мнения.

    Основное внимание авторы уделяют неформализованному знанию - предчувствию, пониманию, догадкам, эмоциям, идеалам. Данный вид знаний позволяет организации решать многие важные задачи, дает возможность увидеть фирму как живой организм, а не как машину для обработки информации. В связи с этим стремление многих современных организаций перевести неявные знания в формализованные не будет иметь такого результата, как в случае существования этих знаний в своей первоначальной форме.

    Девенпорт и Прусак отмечают, что «знания - это жидкая смесь оформленного опыта, ценностей, контекстной информации и взглядов эксперта, которая дает схему для оценки и объединения нового опыта и информации. В организациях они зачастую попадают не только в документы или хранилища, но и в организационные процедуры, процессы, практику и нормы».

    Икуджиро Нонака была разработана спираль знаний - модель, объясняющая как при создании новых знаний явные и неявные знания взаимодействуют в организации благодаря четырем процессам их преобразования:

      социализации (превращению неявных знаний в неявные);

      экстернализации (преобразованию неявных знаний в явные);

      комбинации (обращению явных знаний в явные);

      интернализации (превращению явных знаний в неявные).

    В процессе социализации происходит невербальная передача скрытого знания от одного члена организации к другому, например, с помощью наблюдения одного человека за другим. Экстернализация представляет собой процесс превращения скрытого знания в явное при помощи необычного использования языка, различных метафор и аналогий. Комбинирование - это передача явных, кодифицированных знаний от одного человека другому при помощи книг, газет, лекций, компьютерных технологий, а интернализация - превращение явного знания в скрытую форму, например, посредством практического выполнения какой-то деятельности.

    Проблемам создания знаний, их передачи и использования человечество уделяло внимание на всех этапах развития цивилизаций. Понятие "знание" является ключевым в разделе философии, раскрывающем теорию познания. Для того чтобы представить себе процесс управления созданием нового знания, рассмотрим, на каких позициях стоит мировое сообщество философов в области теории познания. За основу возьмем содержание учебников двух ведущих школ России, обобщающих мировой и российский опыт в исследованиях в области теории познания: кафедры теории познания МГУ им. М. В. Ломоносова и Института философии РАН . Под знанием понимается результат адекватного отражения действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий, фиксируемого в виде знаков естественных и искусственных языков.

    Обратимся к теории познания. Теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. В самом общем виде субъектом познания выступает человек, наделенный сознанием и обладающий знаниями.

    Психика состоит из сознания и бессознательного. "Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека" .

    В сознании можно вычленить три основные сферы: когнитивную (познавательную), эмоциональную и мотивационноволевую. Когнитивную сферу составляют познавательные способности, процесс познания и результаты познавательной деятельности.

    Эмоциональная сфера мало исследована. По мнению А. Г. Спиркина, это психические переживания, душевное волнение, непосредственные переживания жизненного смысла явлений и ситуаций и др. В мотивационно-волевой сфере представлены мотивы, интересы, потребности субъекта в единстве со способностью достигать цели.

    Как было отмечено ранее, наряду с сознанием в психике, внутреннем мире человека существует уровень бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательность – это безотчетность, неосознанность, инстинктивность, интуитивность. В сфере бессознательного можно выделить интуицию и автоматизмы. Под интуицией в сложных видах человеческой деятельности понимают такие явления, как предвидение некоторых событий, мгновенное схватывание существа научной проблемы, решение задачи, не отдавая себе сознательного отчета, как это произошло.

    Автоматизмы – достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из под контроля сознания (езда на велосипеде, игра на музыкальных инструментах, плетение корзин и ряд других).

    Одним из первых исследовал природу бессознательного Зигмунд Фрейд применительно к лечению психических заболеваний (комплекс вины, комплекс преследования и т.д.). Фрейд считал, что те или иные комплексы, складывающиеся под влиянием различных факторов в жизни человека, вытесняются из сознания в бессознательное, а затем могут выступать причиной психических заболеваний. Фрейд разработал психоаналитический метод обнаружения комплекса и метод лечения больных, который в свое время давал неплохие результаты. Однако 3. Фрейд никогда не называл бессознательное знанием. Большое значение для понимания бессознательного имеют работы его последователя Карла Густава Юнга, который ввел понятие коллективного бессознательного. Ученые разных стран делали попытки разработать методы выявления некоторой части знаний из бессознательного. В части выявления знаний из автоматизма публикаций практически нет, так как успехи того или иного человека зависят от психологических и физических особенностей данного лица. Выявление необходимых сведений из интуиции рассматривалось специалистами в первую очередь в рамках проблематики искусственного интеллекта. Технология принятия решений специалистом – экспертом в конкретной предметной области находится в подсознании, и эксперт не может описать на естественном языке, как он принимает решения.

    В российском справочнике по искусственному интеллекту выделяются три возможных варианта взаимодействия инженера по знаниям и эксперта, от которого хотят получить информацию, заложенную в сфере бессознательного: протокольный анализ, интервью и игровая имитация профессиональной деятельности. Авторы японской десятитомной энциклопедии по инженерии знаний предлагают получать необходимую информацию, относящуюся к сфере бессознательного, с помощью советов и объяснений, например с помощью реальной совокупности тестовых заданий и объяснений. В этом варианте российские и японские специалисты двигались в одном направлении. Следует отметить, что мировое сообщество ученых при анализе бессознательного сталкивается с очень большими трудностями. Практических достижений в этой области в научной литературе, к сожалению, нет.

    Научный поиск можно рассматривать в логическом и психологическом плане . В логическом плане поиск включает следующие этапы:

    • – постановку задачи;
    • – ее анализ;
    • – поиск решения;
    • – нахождение решения;
    • – его дальнейшую доработку.

    В психологическом плане в сознании происходит следующее:

    • – первоначальная подготовка к поиску;
    • – инкубация;
    • – инсайт;
    • – обоснование.

    Первоначальные попытки решить поставленную задачу часто приводят к неудачам. Тогда специалист временно откладывает задачу. Однако мыслительный процесс поиска не прекращается, а переходит на неосознаваемый уровень психической деятельности. Этап скрытой активности носит название инкубации. Наконец, исследователь "внезапно" находит нужное решение. Это озарение называется инсайтом.

    Новое знание можно разделить на две разновидности:

    • – новое знание, создаваемое в интересах инноваций;
    • – новое знание, создаваемое в интересах создания или развития теорий, выявления закономерностей и взаимосвязей в развитии мира и других приложений.

    К новому знанию первой группы предъявляются требования новизны, ориентации на спрос и обеспечения дохода предприятию. К новому знанию второй группы предъявляется только требование новизны. Очевидно, что если компания собирается распространять технологические инновации на мировом рынке, то разработчики инноваций должны владеть знаниями, достигнутыми в мире в рассматриваемой области. Эта же особенность глобального информационного общества отмечается в Окинавской хартии глобального информационного сообщества (22 июля 2000 г.), подписанной Великобританией, Германией, Италией, Канадой, Россией, США, Францией и Японией. В хартии отмечается: "Существо изменений в экономической и социальной сферах заключается в максимальном использовании знаний и передовых идей. Должен быть преодолен разрыв в области доступа к информации и знаниям, существующий между странами".

    В последние годы появились публикации о создании знания на базе "неявного знания". Эта идея была сформулирована японскими исследователями Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи в книге "Компания – создатель знания" . Как отмечается в последующих публикациях Нонако Икуджиро, "еще не ясно, является ли система взглядов на управление неявными знаниями проверяемой теорией, она не сформулирована четкими определениями" . Следует добавить, что возможность использования и управления неявными знаниями (возможно, сферы бессознательного) не подтверждена убедительными доказательствами.

    Полагая, что основополагающими процессами выживания и развития компании являются создание и развитие знания, Нонака и Такеучи предложили свой подход к созданию и развитию знания, основанный на различии между неявным (tacit ) и явным (explicit ) знанием. Объектом их исследования является процесс создания знания организацией, а не индивидуумом. Ими была введена онтология, соответствующая уровням знаний: индивидуальному, групповому, организационному и межорганизационному. Авторы предложили спиралевидную модель развития знания в виде его переходов от более низкого уровня к более высокому путем взаимодействия явного и неявного знаний.

    Под взаимодействием типов знаний подразумевается четыре вида его трансформации: социализация, экстернализация, комбинация и интернализация. Данные трансформации обеспечивают непрерывный процесс передачи индивидуального знания на высшие онтологические уровни (организационный и межорганизационный). Согласно этой теории, создав условия для функционирования указанных трансформаций, организация имеет возможность постоянно наращивать и развивать уже имеющийся корпоративный капитал знаний. Организация в данном случае, вкладывая средства в обеспечение условий для создания знаний индивидуумами и их поддержку, получает собственное новое знание, размноженное в рамках всей организации.

    Нонака и Такеучи предложили и описали четырехфазную модель трансформации знания между явной и неявной формами. Эта модель включает следующие виды трансформации знаний (рис 1.5):

    • – социализация – передача неявного знания от одного человека к другому;
    • – экстернализация – переход неявного знания в явное в форме некоторого "хранилища" знаний (этот процесс ряд ученых и практиков понимают как "извлечение" знаний);
    • – комбинация – совмещение различных частей явного знания для получения нового явного знания;
    • – интернализация – извлечение явного знания из хранилища для конкретных нужд человека и трансформация этого знания в неявное.

    Рис. 1.5.

    В работе "Компания – создатель знания" Нонака и Такеучи описывают функционирование этой модели на примере производственных процессов создания новой продукции:

    • в процессе социализации практические знания и опыт наиболее успешных сотрудников распространяются среди остальных сотрудников, в том числе и разработчиков новой продукции;
    • затем в процессе экстернализации происходят обобщение опыта и его формализация, приводящая к появлению различных описаний, т.е. формализованных знаний;
    • далее на основе имеющихся формализованных знаний разработчики создают новые знания в виде пока что формализованных описаний, еще не проверенных на практике (комбинация);
    • реализация новых знаний на практике ведет к появлению у сотрудников нового практического опыта, т.е. неформализованного знания (экстренализация).

    Рассмотрим подробнее процессы, характерные для каждого из этих видов трансформации.

    Социализация – процесс распространения знания и создания тем самым неявного знания (например, распространение интеллектуальных моделей и технических навыков). Усвоение неявного знания осуществляется посредством восприятия опыта. Используя опыт, человеку проще достичь нового понимания (знания), основываясь на уже имеющихся ощущениях и восприятии определенных специфических условий, связанных с каким-либо вопросом. В процессе социализации применяются такие инструменты, как центры компетенций, обеспечивающие распространение навыков и умений, системы поиска экспертизы, используются методы "мозгового штурма" (как традиционные "вживую", так и с применением ИКТ) и другие инструменты синхронного взаимодействия.

    Экстернализация – процесс оформления неявного знания в формализованные (явные) концепции. Сталкиваясь с новой задачей, индивидуум в своих мыслях строит некоторую концепцию (гипотезу) решения данной проблемы, описывая ее образ некоторым систематическим языком. В итоге получается неточное, но тем не менее явное знание. В процессе диалога происходит распространение интеллектуальных моделей и навыков, т.е. посредством экстернализации осуществляется фиксация и формализация знания, накапливается капитал знаний организации.

    Комбинация – процесс включения концепций в систему знания. Оперируя уже имеющимся явным знанием, путем обмена, сортировки, анализа, изменения системы организации знания или комбинации знания, помещения его в различные контексты, индивидуумы получают новое явное знание.

    Интернализация – процесс воплощения явного знания в неявное. Процесс интернализации, направленный на извлечение знания, позволяет внедрить новые методы, технологии, приемы или шаблоны рабочего процесса в операционную среду. Технологии поиска, экспертных систем, электронного обучения позволяют распространить системное знание в его неявном виде, инициируя создание нового знания. Для создания знания на следующем онтологическом уровне необходимо его распространение среди сотрудников компании (социализация), что ведет к очередному витку спирали развития знаний.

    Нонака и Такеучи утверждают, что процессы трансформации знаний происходят циклично, т.е. один цикл трансформаций знаний плавно переходит в следующий, когда новый практический опыт (полученный на этапе интернализации) вновь распространяется среди сотрудников (социализация) и далее происходит его осмысление (экстернализация) и т.д. (рис. 1.6). Управляя процессами трансформации знания, можно постепенно наращивать капитал знаний компании и использовать его при создании новых продуктов, при разработке стратегий развития предприятия, при подборе персонала.

    Рис. 1.6.

    Взаимодействие различных типов знания обеспечивает непрерывный обмен знаниями между сотрудниками и создание организационного знания. Главной задачей является создание эффективной системы управления знаниями, которая будет способствовать обмену и созданию знаний на всех уровнях организации. Можно сказать, что спираль развития знаний (рис. 1.6) показывает качественное изменение знания посредством трансформаций, каждый следующий виток спирали показывает переход знания на более высокий онтологический уровень.

    Такое изменение знания обеспечивается правильно выбранной стратегией управления знаниями, наличием соответствующих технологий, эффективной системы мотивации, направленной на привлечение персонала к участию в процессах управления знаниями.

    Зарубежный опыт

    Фирмы IBM и Lotus предложили формулу управления знаниями. Эта формула сконцентрирована в трех словах: "Люди, Место и Информация" (.People, Place and Things). Иначе говоря, решения по управлению знаниями подразумевают наличие продуктов, которые обеспечивают поиск нужных Людей, предоставление им общедоступного виртуального пространства (Места), и обеспечивают управление информацией, которую эти люди ищут или создают.

    С какой бы проблемой организация в целом или отдельные ее сотрудники ни сталкивались, всегда есть люди, такие как коллеги, партнеры, заказчики и просто друзья, которые являются экспертами по данной конкретной проблеме. Поэтому технологии управления знаниями должны обеспечивать средства автоматического определения того, кто является экспертом в какой области, эффективный поиск такой экспертизы, информирование о том, кто из идентифицированных экспертов находится в сети, и средства взаимодействия с ними (в том числе и в режиме онлайн).

    В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина.

    Экономика знаний. СПб.: Питер, 2003.

    Изложенные материалы позволяют сделать вывод о необходимости использования при создании нового знания концепции, учитывающей определяющую роль сознания на подготовительных этапах и важную роль интуиции в творческом процессе появления новой идеи. Правильность такого подхода подтверждается многочисленными соглашениями, принятыми руководителями крупнейших государств мира по вопросам широкого использования накопленных мировым сообществом знаний в развитии экономики стран и развитии общества.

    • Алексеев П. В., Панин А. В. Философия; Спиркин А. Г. Философия.
    • Алексеев П. В., Панин А. В. Указ. соч.
    • Приобретение знаний: пер. с яп. / под ред. С. Осуги, Ю. Саэки. М.: Мир, 1990.
    • Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус, 2008.
    • Нонака И., Такеучи X. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах.
    • Nonaka I, Toyama R, Hirata Τ , Kohlbacher F. Managing flow: a process theory of the knowledge-based firm. Palgrave Macmillan, 2008.

    Ярослав Павлов, старший преподаватель и директор программ дистанционного обучения ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ

    Для одних руководителей концепция управления знаниями – это не более чем абстрактный термин, далекий от бизнеса. Другие понимают управление знаниями слишком буквально, например как IT-систему для хранения информации или как систему документооборота. Однако такой узкий подход не может быть выгоден для бизнеса. Управление знаниями и информацией следует понимать как философию управления организацией. На практике она выражается в том, как и какие знания организация сохраняет и развивает, как обменивается ими с внешней средой, как стимулирует сотрудников делиться друг с другом информацией.

    Концепция управления знаниями: 2 основных принципа

    Принцип 1. Системность, то есть охват всех организационных уровней и функций. Управление знаниями и информацией нельзя рассматривать как функцию отдельного подразделения (например, IT или кадровой службы), оно должно пронизывать все сферы деятельности организации. Добиться этого на практике можно, например, собирая межфункциональные команды для решения тех или иных задач. Кроме того, управление данными должно затрагивать все управленческие уровни, от топ-менеджмента до рядовых сотрудников. То есть усилия должны предприниматься и при разработке стратегии, и при организации процессов, и в ходе выполнения рутинных операций.

    Принцип 2. Соответствие новых правил существующей культуре. В Вашей компании стихийно уже сложилась какая-то концепция управления (обмена) знаниями. Нужно обязательно разобраться, что это за система, прежде чем приступать к ее оптимизации, иначе Вы столкнетесь с сильным сопротивлением персонала.

    • Управление знаниями персонала: как превращать навыки в стоимость

    Первое, что Вам необходимо сделать, это определить превалирующий тип знаний в организации. Всего их четыре (см. рисунок). Они различаются по двум параметрам: систематизация и распределенность. Систематизация показывает степень формализованности знаний, распределенность – уровень их распространения в организации. Четырем типам знаний соответствуют четыре типа так называемой «знаниевой культуры» в организации, которые описал в 1995 году Макс Бойсот.

    1. Рынки. В таких культурах превалируют общедоступные знания, которые рассматриваются как товар. Обмен знаниями организован по принципу контрактных отношений. Иными словами, за обмен предусмотрено материальное вознаграждение. Вместе с тем практика показывает, что при управлении знаниями гораздо выгоднее использовать нематериальные стимулы. Деньги тут тоже работают, но эффект будет краткосрочным. Кроме того, появляется риск обмана со стороны сотрудников. Слишком строгий контроль противоречит принципам обмена знаниями.

    2. Бюрократии. В этих структурах наиболее распространены частные знания, которыми владеют отдельные сотрудники. Любой обмен знаниями происходит в соответствии с правилами и инструкциями. Обладатель знаний делится ими лишь тогда, когда ему говорят, что он должен это сделать. В итоге носители знаний превращаются в их стражей. Они считают, что знания – это их сила, и не желают с ними расставаться.

    • Корпоративная культура организации: примеры и формирование

    3. Поместья. Такие организации возглавляются сильным лидером, и любой обмен знаниями происходит по его приказу. Тут превалируют личные знания, причем какая-либо систематизация отсутствует. Знания рассматриваются сотрудниками как источник силы и приближенности к лидеру. Как следствие, здесь также появляются стражи знаний.

    4. Кланы. В подобных компаниях хорошо налажен неформальный обмен знаниями, причем без дополнительных усилий. Преобладает здравый смысл; даже если знания не систематизированы, они все равно распределены по всей компании. У сотрудников общие ценности, что хорошо влияет на неформальный обмен знаниями. Для работников естественно совместное использование знаний.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама