THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Драгоценные камни
В самой Палестине нет месторождений драгоценных камней, но при раскопках здесь было обнаружено множество предметов, сделанных из драгоценных или полудрагоценных камней, в т.ч. печатей и фигурок скарабеев. Большая часть их была найдена в южной областях Палестины, в культурных слоях, относящихся к железному веку. Предположительно, эти изделия были привезены из Египта. Кроме того, драгоценные камни вывозили из Хавила (Быт 2:11 и следующие), Савы (Аравия; 3Цар 10:2 ; Иез 27:22 ), Офира (3Цар 10:11 ) и Эдома (Иез 27:16 , в Синодальном переводе – «Арамеяне»). Возможно идентификация драгоценных камней в нижеследующем описании не совсем полная:
1) АГАТ [еврейское шево ; аккадское шубу ], полудрагоценных камень, минерал класса силикатов, названный по одному из его месторождений на реке Ахат в Сицилии. Камень имеет разную окраску и особенно ценится за свой естественный рисунок. В Исх 28:19 ; Исх 39:12 агат назван вторым камнем третьего ряда в наперснике первосвященника;
2) АЛМАЗ [еврейское яхалом ], драгоценный камнь (Исх 28:18 ; Исх 39:11 ; Иез 28:13 ), названный в Септуагинте и Вульгате ясписом (яшмой). Современный алмаз, вероятно, не был известен в древности, поскольку достоверные сведения о нем появляются только в I веке по Р.Х. Еврейское слово шамир , переданное в Синодальном и многих других переводах как алмаз (Иер 17:1 ; Иез 3:9 ), в Ис 5:6 ; Ис 7:23-25 и других употребляется как собирательное понятие, обозначающее «тернии». При таком толковании слова шамир более понятным стало бы и упоминание алмаза в Иер 17:1 , но, видимо, здесь имеется в виду адамантан, разновидность корунда, как и алмаз, самый твердый из известных минералов (Иез 3:9 );
3) АМЕТИСТ [еврейское ахлама , греческое аметюстос ], прозрачные кристаллы кварца пурпурной или фиолетовой окраски. Этот драгоценный камнь ввозили в Палестину из Эдома, Египта, Галатии и с Кипра, а отдельные экземпляры – из Испании и Индии. Аметист использовался, главным образом, для изготовления колец с печаткой. По поверию древних греков, аметист охраняет от опьянения; иудеи верили, что этот драгоценный камнь навевает тому, кто его носит, приятные сновидения. Аметист – третий камень третьего ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:19 ; Исх 39:12 ) и двенадцатый – в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 );
4) БИРЮЗА [еврейское таршиш ], минерал класса фосфатов небесно-голубой или зеленоватой окраски, часто встречающийся на Синайском полуострове. Бирюза – самый мягкий из всех названных камней. Пророк Даниил сравнивает с бирюзой (в Синодальном переводе – «топазом») тело явившегося ему в видении «мужа» (Дан 10:6 );
5) ВИРИЛЛ, берилл [греческое берюллос ], минерал класса силикатов, окраска разнообразная: голубая, желтая, зеленая, розовая. В Откр 21:20 вирилл назван восьмым камнем в основании стены нового Иерусалима;
6) ГИАЦИНТ [греческое гюакинтос ], минерал класса силикатов, драгоценный камнь коричнево-красного, желтоватого, реже – зеленоватого цветов. Бывает бесцветным, как вода (аквамарин), или голубым (берилл или бирюза). Гиацинт назван одиннадцатым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 );
7) ИЗУМРУД → СМАРАГД;
8) КАРБУНКУЛ → РУБИН;
9) КРИСТАЛЛ [греческое крюсталлос, лед], бесцветный, прозрачный, как вода, кварц, иначе называемый горным хрусталем. Из этого драгоценного камня будет сделана ограда Божьего города (Ис 54:12 ; в Синодальном переводе – «из драгоценных камней»), но в сравнении с премудростью даже драгоценный кристалл утрачивает свою ценность (Иов 28:18 ; в Синодальном переводе – «жемчуг»). В Иез 1:22 и Откр 4:6 свод над Божьим престолом и море перед ним сравниваются по своей прозрачности с кристаллом;
10) ОНИКС [еврейское шохам ; греческое онюкс, «ноготь»], разновидность халцедона с хорошо выраженными черными и белыми слоями. Земля Хавила славилась месторождениями оникса (Быт 2:12 ). В ВЗ оникс назван «драгоценным» (Иов 28:16 ; Иез 28:13 ). Два таких камня с вырезанными на них именами 12 колен Израилевых были вставлены в золотые гнезда на нарамниках ефода первосвященника (Исх 28:9,12 ). Оникс был вторым камнем в четвертом ряду его наперсника (Исх 28:20 ). Давид заготавливал этот драгоценный камнь для будущего храма (1Пар 29:2 );
11) РУБИН [еврейское нофех, экдах, кадкод ], минерал класса оксидов, прозрачный красный корунд, называемый также карбункулом, драгоценным камнем. Первый камень второго ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:18 ). Давид собирал рубины для украшения храма (1Пар 29:2 ; в Синодальном переводе – «камни красивые»). Окна и ворота Сиона будут сотворены из рубинов и карбункулов (Ис 54:12 ; – в Синодальном переводе – «рубинов... жемчужин»). Арамеи привозили этот драгоценный камнь в Тир (Иез 27:16 );
12) САПФИР [еврейское саппир ; греческое сапфейрос ]. Упоминаемый в Библии под этим названием драгоценный камнь, видимо, не является сапфиром в современном понимании; скорее всего, это лазурит – минерал класса силикатов, ярко-синий камень, нередко с белыми и золотистыми включениями, встречается также в Азии. Сапфир был вторым камнем второго ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:18 ) и будет вторым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19 ). В Плач 4:7 внешний вид князей Иерусалима сравнивается с блеском сапфира. В древности этот минерал причислялся к драгоценным камням и высоко ценился (Иов 28:16 ; сравните также Песн 5:14 ; Ис 54:11 ). Во времена Моисея 70 старейшин сравнивают то, что находилось под ногами Бога, с «работой из чистого сапфира» (Исх 24:10 );
13) САРДИС, САРДОЛИК [еврейское одем ; греческое сардион ], вероятно, соответствовал сердолику, минералу класса силикатов, оранжево-красного цвета, разновидности халцедона. Сардис – первый камень первого ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:17 , Синодальный перевод «рубин») и шестой – в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 ). Высоко ценился (Иез 28:13 ; в Синодальном переводе – «рубин»); в его блеске Иоанн видел Божью славу (Откр 4:3 );
14) САРДОНИКС [греческое сардонюкс ], разновидность халцедона с коричневыми или красными и белыми прожилками. Пятый камень в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 );
15) СМАРАГД, ИЗУМРУД [еврейское барекет, барекат ; греческое смарагдос ], восточный смарагд – это прозрачный зеленый берилл, который встречается в Верхнем Египте. Смарагд был третьим камнем первого ряда в наперснике первосвященника (в Исх 28:17 ; Исх 39:10 это, возможно также зеленый полевой шпат). В Тире изумруды использовали для изготовления ювелирных украшений (Иез 28:13 ). В НЗ смарагд – четвертый камень в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19 ). Иоанн сравнивает с этим камнем радугу вокруг Божьего престола (Откр 4:3 );
16) ТОПАЗ [еврейское питда ; греческое топадзион ], минерал класса силикатов, прозрачный, чаще желтый, с оттенками от коричневого до светло-голубого. Возможно в ВЗ топазом назван хризолит. Он был вторым камнем первого ряда в наперснике первосвященника (Исх 28:17 ). Эти драгоценные камни привозили из Эфиопии (Иов 28:19 ), они были известны и в Тире (Иез 28:13 ). В новом Иерусалиме топаз будет девятым камнем в основании стены (Откр 21:20 );
17) ХАЛКИДОН, халцедон [греческое халкедон ], минерал класса силикатов, разновидность кварца со скрытокристаллической мелковолокнистой структурой. Бесцветный или светло-серый полудрагоценный камнь, получивший свое название от города Халкедона на Босфоре. Халкидон назван третьим камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:19 );
18) ХРИЗОЛИТ [греческое хрюсолитос, «золотой камень»], желто-зеленый прозрачный минерал класса силикатов, встречающийся преимущественно в Египте и Нубии. Хризолит назван девятым камнем основания стены нового Иерусалима (Откр 21:20 ; в Синодальном переводе – «топаз»). Античный хризолит – это (как и в ВЗ) современный топаз;
19) ХРИСОПРАС, хризопраз [греческое хрюсопрасос , «золотисто-зеленый камень»], полудрагоценный камнь, разновидность халцедона. Этот матовый камень часто путают с собственно халцедоном. Хрисопрас назван десятым камнем в основании стены нового Иерусалима (Откр 21:20 );
20) ЯСПИС [еврейское яшефэ ; греческое иаспис ]. Обычно под ясписом понимают яшму, но такое отождествление, скорее всего, неверно, ибо в соответствии с Откр 21:11 , яспис – совершенно прозрачный камень с ярким блеском. Яшма же обычно непрозрачна, имеет коричневатую или зеленоватую окраску и относится к полудрагоценным камням. Исходя из этого можно предположить, что в Откр 4:3 речь идет о благородном опале;
21) ЯХОНТ [еврейское лешем ], предположительно янтарь, высоко ценившийся в древности, в Библии упоминается лишь дважды. Яхонт был первым камнем в третьем ряду наперсника первосвященника (Исх 28:19 ;

Ты просил меня, почтеннейший (Диодор), сделать для тебя краткое сообщение о камнях на наперснике верхней ризы первосвященника, которые Бог повелел прикрепить на груди Аарона (Исх. 28, 15; 29, 5; сн. Лев.8,8), о наименованиях, о цветах или видах, о местах этих камней, о тех умозрениях, которыя от них ведут к благочестию, также о том, за какое колено каждый камень был там помещен, - о том, где можно находить их, и где их отечество.

Наперсник разделяется на четыре части и сам четыреуголен, в пядень длины и ширины одинаково. В первом ряду его первый камень сардий, затем топаз и далее смарагд.

Во втором ряду первый камень анвракс, затем сапфир и потом иаспис. В третьем ряду первый камень лигирий затем агат и потом аметист. В четвертом ряду первый хрисолит, затем берилл и потом онихий (Исх. 28, 17-20). Это и суть 12 камней, которые привешены были к верхней ризе первосвященника; различия и места нахождения их следующия:

Первый камень сардий есть так называемый вавилонский. Он вида как бы огненнаго и цвета крови, уподобляясь посоленной рыбе сардию. Поэтому он и называется сардием, от вида своего получив прозвание. Он находится в Вавилоне, в Ассирии. Этот камень прозрачно-блестящий. Он имеет и врачебную силу: им пользуются врачи при опухолях и других поражениях, бывающих от железа. Есть и иной камень (того же рода), сардоникс, иначе называемый малахитом, который также смягчает опухоли. Он такого же вида, как и сардий, только с зеленым отливом. Важнее всего он при начале весны, когда начинаются оныя болезни.

Камень топаз более красен, нежели анфракс. Находится он в Топазе, городе Индии , быв некогда найден тамошними каменотесами в сердцевине другаго камня. Каменотесы, увидев, что он блестящ, объявили его за алебастр некоторым Фиванцам и продали за не большую цену. Фиванцы же принесли его управлявшей в то время их городом царице; а она, взяв его, возложила на диадему посредине лба. С камнем этим делают следующий опыт: будучи стираем (в порошок) на лекарском оселке, он образует жидкость уже не красную, соответственно его цвету, а млековидную (молочнаго цвета). За тем растирающий наполняет этою жидкостью сколько хочет сосудов и совершенно нисколько не уменьшает первоначальнаго веса. Образовавшаяся из него жидкость эта помогает в глазных болезнях.

Пьющий ее предохраняет себя также от водянки; исцеляет она и тех, которые чахнут от принятия в пищу морскаго винограда.

Камень смарагд. Он называется также и прасином (зеленым). Он зеленоват по виду и представляет некоторое различие между несколькими видами его. Некоторые называют их Неронианами, а другие Домицианами. Нерониан мал по виду, очень зелен, прозрачен и блестящ. Называются же они, говорят, Неронианом или Домицианом по следующей причине: утверждают, что Нерон или Домициан налили масла в довольное число сосудов; это масло по времени от плесени позеленело и от этого камень, напаяемый маслом в особенном обилии получил зеленый цвет. Другие же говорят, что некто Нерон, древний художник низшаго разряда, или каменотес сделал первый опыт приспособления смарагда к житейским потребностям, и от того самый камень стал называться Неронианом. Иные же называют его Домицианом. Но и другие есть смарагды. Первый находится в Иудее и совершенно подобен Нерониану; а другой - в Ефиопии. О нем говорят, что он родится в реке Фисоне. Фисон же у греков называется Индом, а у варваров - Гангом . Говорят, что в той же реке находится и анфракс. Ибо тамо, сказано, есть анфракс и камень зеленый (Быт. 2, 12). А сила камня, то есть, смарагда, говорят, заключается в том, что в нем отражается лицо. Баснотворцы говорят также, что он способен сообщать предведение.

Камень инфракс. Он по виду цвета багрянаго. Месторождением его служит Карфаген, что в Ливии, называемой Африкою . Другие же говорят, что камень этот можно находить так: днем его нельзя видеть, а ночью он издали искрится наподобие светильника или горящаго угля и издали виден. И зная это, искатели легко находят его. На чем бы его кто ни носил, не может скрыть его: потому что какими бы одеждами он ни был закрыт, блеск его непременно просвечивает из-под одежды. Оттого он и называется анфракс (уголь). Немного сходен с ним камень керавний , который некоторые называют οινωπὸν - темнокрасным за подобие цвета вина . Близко сходен с ним также камень, называемый карфагенским, так как и он находится в том же месте.

Камень сапфир пурпуроваго цвета по виду, подобно улитке, дающей пурпуровую краску, то есть черному пурпуру. Много есть родов его. Есть царский украшенный золотыми пятнами. Но не так удивителен этот, как тот, который весь пурпуроваго цвета. Говорят, что такой находится в Индии и Ефиопии. Посему говорят, что у индийцев есть храм Дионису , имеющий 365 ступеней из камня сапфира, хотя многим это и представляется невероятным. Камень этот дивен, весьма красив и приятен на вид. Поэтому его и вкладывают в кольца и ожерелья, особенно же цари. Имеет он также и целебную силу. Ибо если его стереть в порошок и смешать с молоком, то он исцеляет от язв, бывающих вследствие нарывов и желваков, если такою смесью намазывать врачуемыя места. Написано же и в законе, что явленное Моисею на горе видение и данное законоположение отпечатлелось на камне сапфире (Исх. 24, 10) .

Камен иаспис . Он с виду похож на смарагд; находят его при устьях реки Фермодонта и около Амафунта, города на острове Кипре. Но есть много родов иасписа так называемаго Амафунтскаго. А вид камня такой: подобно смарагду он зеленоват, но тусклее и темнее его. И внутри своей массы он имеет зеленоватость, подобную ржавчине меди и имеет жилки в четыре ряда. О нем много слышали мы вымыслов, передаваемых баснословами. Но есть также и иной род этого камня цвета более синяго, нежели море, более густаго по цвету и окраске. Другой род камня находится в пещерах на горе Иде во Фригии , по цвету, уподобляющийся крови пурпуровой улитки, но более прозрачен, как бы уподобляясь вину, гуще цвета аметиста, ибо он не одинаковаго цвета и не одну и туже имеет силу: но есть иаспис более нежный и белый и не очень блестящий, однако и не лишенный блеска; а то есть подобный льду на воде. Баснотворцы говорят, что он служит врачеством от призраков. Его находят у иверийцев и пастухов гирканских, живущих на Каспийской земле. Другаго рода иаспис не очень блестящ, зелен; он имеет линии посредине. И иной есть иаспис, так называемый древний, который подобен или снегу или морской пене. Его-то, говорят баснотворцы, и боятся как дикие звери, так и привидения.

Камень лигирий . О нахождении его мы не имеем сведений ни от естествоиспытателей, ни от кого либо из древних, упоминавших об этом. Мы находим камень так называемый ланкурий, который на простом наречии некоторые называют лагурием. И я думаю, что это есть лигирий, так как Божественныя Писания изменяют имена, как например называя смарагд прасином (зеленым). С другой стороны при наименовании этих камней они не упоминают о гиацинте, хотя это очень замечательный и драгоценный камень; так что нам пришло на ум, не этот ли камень Божественное Писание называет лигирием. Гиацинт имеет различные виды. Чем гуще цвет этого камня, тем он лучше других. Гиацинт похож на шерсть, несколько подкрашенную в пурпуровый цвет. Поэтому и говорит Божественное Писание, что священническия одежды были украшены гиацинтом и пурпуром (Исх. 28, 5. 8 и др.). И первый камень называется морским, а вторый - розовым, третий-природным, четвертый - ханнием , пятый - перилевком (белесоватым). Находятся он во внутреннейшей части варварской страны скифской . Вместе с многоценностию эти камни и имеют действие таковое: если их бросить на горящие уголья, то они сами не портятся, а уголья от них загашаются. Но не только это, а и еще более того: если кто, взяв такой камень, завернет его в полотно и положит на горящие уголья, то и самое полотно, его покрывающее, не воспламеняется, но остается невредимым. Говорят также, что этот камень помогает раждающим женам, облегчая деторождение. Он же имеет способность и прогонять привидения.

Камень агат. Некоторые принимают его за так называемый перилевк , который разумеется под гиацинтом. Он удивителен, темноватаго цвета по виду, совне окружность имеет белую, наподобие мрамора или слоновой кости. Находят его также около Скифии. Из числа камней этого рода есть и агат, имеющий цвет львиной шкуры. Будучи стерт в порошок и смешан с водою, он предотвращает вредныя последствия от яда скорпиона, змей и тому подобных животных, если этою смесью помазать укушенное животным место.

Камень аметист. Этот камень в своей окружности имеет ярко-пламенный цвет. Та же самая окружность к средине белее, испуская темно-синий цвет. Вид его различен. Он также находится в горах Ливии. Некоторые из этого рода камней очень похожи на чистый гиацинт, а некоторые на пурпур. Находится он на прибрежных возвышенностях той же Ливии.

Камень хрисолит. Его некоторые назвали хрисофиллом . Он имеет золотой отлив. Находят же его в расщелине между двумя скалами близ стены Ахеменитиды вавилонской. Вавилон и оную расщелину называют Ахеменитидою, говорят, потому, что отец царя Кира назывался Ахеменеем. Есть также и хрисопаст , который, будучи стираем в порошок и выпиваем с водою, служит врачебным средством при болезнях желудка и живота.

Камень берилл, синеватого цвета, как море, или как более слабаго цвета гиацинт. Находится около вершины горы называемой Тавром . Если кто захочет разсматривать его против солнца, то он является подобным стеклу, имеющему внутри прозрачныя зерна. Есть и другой берилл, очень сходный с зрачками глаз змеи. Есть и еще берилл, который подобен воску он находится при истоке реки Евфрата.

Камень онихий. Этот камень имеет совсем желтый цвет. Говорят, этим камнем особенно увеселяются молодыя жены царей и богатых людей, которыя делают из него себе даже бокалы. Есть и другие онихиты, одинаково именуемые, которые подобны воску молочнаго цвета. Некоторые говорят, будто они выходят из воды и затвердевают. Онихитами же их называют по естественному сходству их с ногтями , так как ноготь людей благородных подобен мрамору, в соединении с цветом крови. Иные и самый мрамор, в виду испытания его по ногтям, называют ложно онихитом, по причине чистоты белизны.

Примечания:

Λογιον - по славянски: слово, не точно передает значение еврейскаго слова, им соответствующаго, которое, происходя от глагола - испускать лучи, значит: лучистый, светоносный нагрудник, с помощью котораго, посредством урима и туммима первосвященник вопрошал Господа и давал ответы, сообщал откровения Господни людям (отсюда: Λογιον - слово, изречение). Срав. Числ. 27, 2 1 ; 1 Цар. 23, 9 и др. Некоторые предполагают, что самая лучистость наперсника от камней пред седмисвешником давала возможность первосвященнику узнавать волю Божию.

В обыденном словоупотреблении он известен более под именем сердолика.

С таким именем в древности известен был один из индийских островов, а не городов. См. у Стефана Визант.

Фисон - известная райская река, описываемая в Быт. 2, 11-12. О местоположении ея разногласят. Иосиф Флавий например полагает, что эта река была Фазис древних. Раввины же считали ее за один из притоков Шат-Ель-Араба, близ Персидскаго залива. За последнее мнение стоят многие и новейшие ученые.

Зеленый-πράσινος. Иначе - рубин.

Древние представляли всю северо-западную часть Африки, начиная от Египта, продолжением Ливии и только в видах более точнаго обозначения самыя западныя части ея называли Африкою.

Уголь по гречески также называется: ανθρας.

Кераений - от χεραυνος -молния, блещущий искрами, наподобие молнии. Иначе называется керавнитом.

οίνως, как и οίνωπός и значит подобный вину по цвету, темно-красный.

Иначе, - Вакху, Бахусу.

В св. Писании речь о том собственно, что место идеже стояше Бог Израилев, после перваго законодательства на горе Синайской, было яко дело камене сапфира.

Иначе, - яшма.

В Малой Азии, в Каппадокии. Маленькая речка того же имени была и в Беотии, в материковой Греции.

В Малой Азии.

Жителей Иверии. Ивериею в древности называлась и Испания и Грузия. Здесь вероятнее всего разумеется Грузия, так как и далее упоминаемая Гиркания лежала также близ Каспийскаго моря.

По некоторым это род янтаря, а по другим гиацинт. Последнее согласно с предположением и самого св. Епифания.

Похожим на хану - род морской рыбы с огромною пастью.

Древняя Скифия занимала южныя области России от Дуная до Дона.

Неизвестный вид драгоценнаго камня.

Название: хрисофилл не встречается. Вероятно нужно читать: хрисоберилл вавилонский, что согласно будет и с местонахождением его, какое указывает св. Епифаний. Но в том и другом случае отличительною чертою камня служит золотой (χρύσεος) отлив его.

То есть усеянный золотыми крапинками.

Гора в Иудее, близ Иерихона.

Онихий, онихит и оникс, по словопроизводству, имеют один и тот же корень (ονυχ) с греческим названием ногтя.

12 библейских камней

Первые украшения, которые донеслись до нас на страницах литературных произведений — это библейские камни. Они упоминаются в Библии как Ветхого, так и Нового Завета. Самый древний оригинал священного писания можно отнести к 1500 году до новой эры. Именно там рассказывается о том, что Первосвященник, который был последователем Иеговы и приносил богослужение, имел в своем обиходе наперстник, представляющий собой суму из полотна. Сума была обрамлена драгоценными камнями. Их количество было двенадцать. Именно эти камни-самоцветы и называют библейскими камнями. Они представляли собой самую различную форму и окрас, и были исполнены в золотых оправах.

В Библии (Исход, глава 28) говорится:
28. 17. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда. Рядом: рубин, топаз, изумруд, — это первый ряд.
28. 18. Второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз.
28. 19. Третий ряд: яхонт, агат и аметист.
28. 20. Четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис. В золотых гнездах должны быть вставлены они.
28. 21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

Наперстник имел различные названия и упоминался как наперстие, нагрудник или хошен — на иврите. Он крепился к фартуку священника, носящем название ефод, при помощи золотых цепочек и шнуров голубого цвета. Порой в писаниях наперстником называли сумку, которую словно пектораль, надевали на шею. Наперстник на лицевой стороне украшали 12 камней, которые символизировали 12 колен Израилевых и крепились в определенном порядке: по три камня в четыре ряда.

1-й ряд - рубин, топаз и изумруд;
2-й ряд - карбункул, сапфир и алмаз;
3-й ряд - яхонт, агат и аметист;
4-й ряд - хризолит, оникс и яспис.

Cума была сделана из цветной шерсти с золотой нитью. Наперстник был предназначен для ношения урима (свет) и тумима (совершенство), которые представляли собой символы, при помощи которых иерарх советовался со Всевышним по вопросам жизни народа израильского. Они представляли собой инструменты предсказания, своего рода ответ на вопрос «да» или «нет».

Библия гласит, что Бог, поведавший народу законы и заповеди, настоятельно повелел Моисею сделать у горы Синай скинию, которая представляла собой специальное место для совершения обрядов и таинств. Здесь были ковчег завета, жертвенник для воскурений, стол для хлебоприношения, светильник - семисвечник. Именно тогда было велено сделать одежды для первосвященника Аарона, в состав которых и входила знаменитая сума.

Существует мнение, что самоцветы символизировали духовное единство народа Израиля. В своем труде «Иудейские древности» Иосиф Флавий рассказывает два примечательных замечания о камнях. В святилище при присутствии Бога сардоникс «начинал особенно сильно сверкать таким ярким светом, какой ему обыкновенно не свойственен, а 12 камней на груди блеском и сиянием возвещали грядущую победу, когда израильтяне собирались на войну». И второе отражение своих мыслей, касаемо одежды первосвященника, заключается в том, что сардониксы, которые украшали застежки, сравнимы с Солнцем и Луной, а камни на нем с 12 месяцами года или как описано в книге «группами звезд, которые греки называют Зодиаком».

Значение самоцветов, окаймлявших нагрудник, было очень велико. В одном из писаний описывался порядок следования евреев в пустыне во время исхода из Египта. Вереница «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» располагалась строго родами «при знамени своем и при знаках семейств» во главе с патриархом, каждый из которых имел свой особый стяг, цвет которого строго соответствовал оттенку камня на нагруднике, носившем его имя.

История нагрудника после распада империи Рима в данный момент не известна. Есть лишь догадки о том, что нагрудник был перемещен на Восток после взятия и разграбления Иерусалима в 7 веке магометанами. Так же не исключено, что в данный момент она хранится в сокровищнице потомков воинственных персов.
В священных письменах указываются древние названия камней. Давайте рассмотрим их современную терминологию:

Вирилл — берилл зеленовато-жёлтого оттенка.
- Иакинф - гиацинт (циркон, его драгоценная разновидность).
- Карбупкул - красный гранат (пироп или альмандин).
- Сардоникс — оникс тёмно-красный или другими словами халцедоновый.
- Халкидон - халцедон.
- Яспис - яшма красного оттенка (есть разные версии, которые глаголят о том, что яшма могла быть и зеленая).
- Яхонт — рубин (красный корунд).

Но вышеприведенным названиям нельзя придавать конечного результата, поскольку в древности основными различиями были цвет и твердость, и часто под одним названием таились минералы разных видов, в тоже время к разным названиям приписывали камни одного минерала.

Приближается Рождество и захотелось вспомнить какую-нибудь красивую и занимательную библейскую легенду, полную тайн и загадок. Например, поговорить о драгоценных камнях, упомянутых в Библии. Многие авторы, изучавшие свойства камней еще в древности, ссылались на сведения, которые содержатся в Библии. Без преувеличения можно назвать эти камни легендарными и самыми ценными по своим качествам. На хорошо известной картине Тициана "Введение девы Марии во храм", написанной в 1539 году и хранящейся в Галлерее Академии изящных искусств в Венеции, на груди Первосвященника видно наперсие или пектораль с 12 драгоценными камнями - это золотая пластина, которая надевалась на грудь с помощью золотой цепи.

Высокий старец с седой бородой в золотисто-зеленой одежде с золотым полумесяцем на шапочке встречает богоизбранного ребенка благославляющим жестом.

Введенские храмы в России посвящены этому знаменитому церковному празднику, который отмечают как католики, так и православные христиане. Но мне сейчас интересна иная линия событий.

Наперсник (или наперсие, нагрудник, на иврите - хошен) крепился к ефоду (элемент одежды священника, похожий на фартук) с помощью золотых цепочек и голубых шнуров. Иногда его описывают как сумку, иногда как пектораль, которую надевали на шею. 12 камней символизировали 12 колен израилевых. Существует много споров, какие же 12 драгоценных камней входили в это древнее культовое украшение, поскольку названия камней в Библии не соответствуют современным названиям и существует довольно много версий, толкований и переводов. Вопрос этот интересует и историков, и минерологов, и ювелиров, а также, как увидим, литераторов и их читателй.

Легенда же такова. Камни для наперсника Первосвященника в Иерусалимском храме привезла в подарок царю Соломону царица Савская. Кстати, существует путаница с храмами на картине Тициана, ведь если следовать хронологии от рождества Христова - к тому времени, когда Мария была маленькой девочкой, храм Соломона уже был давно разрушен, а второй Иерусалимский храм еще не построен. А наперсник, если таковой существовал во времена царя Соломона, должен был пережить и более раннее разрушение храма Соломона. Учитывая, что царь Соломон жил в X в. до н.э. этому артефакту должно было быть сейчас порядка 3 тысяч лет. Cуществовала и могла ли существовать в действительности такая святыня? Теоретически, конечно, могла. А вот мог ли такой артефакт сохраниться до наших дней?

Первосященник Аарон. Икона 1822, из церкви Николая Елагина дворца (Петербург), с 1930 г - в Русском музее

Согласно легенде, после разрушения Иерусалимского храма воинами Тита в 70 году н. э. наперсие не попало в руки римлян. Его спас человек, по имени Левит, который тогда же был убит своим другом, помогавшем ему. За свтотайство полагалось наказание, которого тот не испугался, но, тем не менее, всю пектораль оставить у себя побоялся - вытащил только самые ценные камни, с которыми убежал в Рим. Пектораль уже без этих камней была найдена женщиной, которая бежала с ним в Египет, затем артефакт попадает в Венецию, где, опять же, по легенде, много веков хранится в еврейском квартале в Венеции. Это, как бы, и объясняет тот факт, что Тициан знал, как выглядела святыня. А на картине, якобы, изображен Иуда Левий Абрабаел (Абраванель), интеллектуал и, по преданию, хранитель пекторали, современник Тициана. Наперсник (хошен) изобразил еще один итальянский художник - Романелли (в Ватикане).

Сошлюсь на... дамский роман с элементами детектива, чем, безусловно, повергну в шок истинных историков. Поклонницей дамских романов я не являюсь и, наверное, ни за что не стала бы читать "Хромого из Варшавы" Жюльетты Бенцони, если бы не обнаружила в основе этого 4-томника (!) - детективный сюжет о поиске пропавших из пекторали камней в духе Дэна Брауна. Моим оправданием может быть 2 момента - во-первых, я тайком почитываю детктивы, которые, на самом деле, люблю и обожаю, а во-вторых, автор и ее персонаж - знатоки и фанатики драгоценных камней и, конечно, мне было очень любопытно, что она накопала. Поскольку традиционные версии, в общем, известны и изложены в той же Википедии.

По сюжету, действие которого развивается накануне II Мировой войны, некий Симон Аарон, являющийся хранителем священной пекторали, рассказывает о предании, что если найти оставшиеся 4 драгоценных камня и восстановить украшение - сила камней сыграет решающую роль в объединении еврейского народа и обретении ими своего государства на землях, некогда им принадлежащих. Итальянский аристократ и известный антиквар Морозини помогает ему в этом. Он и выступает в романе Шерлоком Холмсом, который носится по всей Европе в поисках звездчатого сапфира (который позже считался вестготским и много столетий хранился в его семье), алмаза Йорков, опала Сисси - императрицы Елизаветы, супруги австрийского императора Франца-Иосифа и рубина испанских Габсбургов. Все камни несут проклятье и по их кровавым следам идет сыщик. Своим обладателям эти знаменитые камни не приносили счастья, как всегда бывает с похищенными святынями.

У Бенцони пектораль описана так: большая и массивная прямоугольная пластина длиной 30 см, на которой в 4 ряда расположены 12 золотых розеток со вставленными в них крупными кабошонами драгоценных камней, совершенно не похожими на привычные камни. В них помещались сардоникс, топаз, темно-красный рубин, агат, аметист, берилл, малахит и бирюза - камни прекрасно подобраны по размеру и великолепно отполированы. Не хватало сапфира, алмаза, опала и рубина. Рубин повторился у Бенцони, не могу сказать почему. Может опечатка или ощибка перевода. Совсем не упомянуты изумруд и яшма, которые присутствуют во всех версиях. Мне кажется на месте малахита должен быть изумруд, но не буду сейчас в это углубляться. Прикрепленная с двух сторон цепочка позволяла носить пектораль на шее. С обратной стороны каждого камня выгравировано очень маленькое изображение звезды Соломона. Правда, по более распространенной версии на камнях вырезаны имена колен Израиля (сыновей Иакова). Буквы этих имен составляли полный алфавит древнего иврита и при взаимодействии с уримом и туммимом буквы начинали мерцать, складываясь в слова и предложения. Правда, древний автор Флавий в книге "Иудейские древности" отметил, что камни перестали излучать сияние за 200 лет до того, как он писал эти строки (1 в н.э.)

Краткая справка - 12 камней упоминаются как в Ветхом, так и в Новом Заветах. В первом содержится описание наперсника как "инструкция" по одеянию священника, я бы сказала. В наперснике хранились Урим и Туммим. В первом ряду: рубин, топаз, изумруд. Во втором: карбункул, сапфир, алмаз. В третьем: яхонт, агат и аметист. В четвертом: хризолит, оникс и яспис. (Исход, глава 28). В Новом Завете в книге "Откровения Иоанна Богослова" (Апокалипсис) камни упоминаются при описании стен "Небесного Иерусалима" - вместо алмаза, карбункула, агата и оникса упомянуты хризолит, халцедон, сардоникс, хризопраз и иакинф (гиацинт). Двенадцать ворот - это двенадцать жемчужин, улицы из золота. (Есть город золотой... ) До сих пор ведутся споры о порядке камней - по горизонтали или вертикали, некоторые преполагают, что истинный порядок составляет периметр - в соответствии со стенами храма. Есть версия о 12 драгоценных камнях в основании небесного храма, на каждом из которых написано имя одного из апостолов.

Каифа - Гафт, Понтий Пилат - Кирилл Лавров в фильме Бортко.

Могу предположить, что правила в отношении камней были строгие, но определенные допущения могли существовать. По меньшей мере камень мог быть более или менее ценным, то есть была возможность замены одного камня другим. В основе были 12 камней, известных и доступных в Палестине. Наперсник Первосвященника - уникальная святыня. Историки находят много параллелей между этим артефактом и нагрудными украшениями у египтян, у которых они были особенно распространены и возведены в культ. Символику и назначение связывают с именем египетской богини Истины, а предмет с похожим назначением (У рим и Туммим) носил в Египте судья. Также есть теории о соответствии 12 камней хошена 12 месяцам - то есть, каждый камень в этом случае будет соответствовать одному из знаков зодиака. Кстати, существует современный тип кольца "табаат хошен", который вкючает 12 небольших камней, повторяющих расположение камней в наперснике-хошене.

Пасхальное шествие

Cамый интересный факт, связанный с наперсником-хошеном, на мой взгляд, все-таки в том, что в нем хранились урим и туммим - инструменты предсказания, своего рода жребий, "да" и "нет". Конечно, драгоценные камни, использованные в наперсии, не могли быть простыми украшениями и даже всего лишь лишь символами 12 колен израилевых. Они должны были играть роль в ритуальном предсказании. Есть версии, что урим и туммим также были камнями, по сиянию или туману вокруг них определяли божественную волю. Несомненно, у такого ритуала более древнее происхождение, пророчества и предсказания характерны для языческих культов, отголосок которых и описан в древних библейских текстах. Возможно, существование наперсника можно считать доказательством того, что украшения из камней, как ритуального назначения, так и личные - имели изначально религиозное значение и связывали человека с высшими силами. Cкорее всего древние люди были убеждены в этом. Не в этом ли секрет нашей любви к красивым камням? И не сохранился ли, вопреки всем законам вероятности, этот таинственный наперсник из Иерусалимского храма? А Жюльетта Бенцони вовсе не сочинила эту историю, а просто увлекательно пересказала?

Быт 2:12 ...там бдолах и камень оникс...
Быт 28:18 ...и взял камень , который он положил себе изголовьем,..
Быт 28:22 ...то этот камень , который я поставил памятником,..
Быт 29:2 ...Над устьем колодезя был большой камень ...
Быт 29:3 ...отваливали камень от устья колодезя и поили овец;..
Быт 29:3 ...потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя...
Быт 29:10 ...то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя...
Быт 31:45 ...И взял Иаков камень и поставил его памятником...
Исх 15:5 ...они пошли в глубину, как камень ...
Исх 15:16 ...от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень ,..
Исх 17:12 ...и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем,..
Исх 25:7 ...камень оникс и камни вставные для ефода и для наперсника...
Исх 35:9 ...камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника...
Исх 35:27 ...князья же приносили камень оникс...
Чис 35:23 ...или какой-нибудь камень , от которого можно умереть,..
Нав 24:26 ...и взял большой камень и положил его там под дубом,..
Нав 24:27 ...вот, камень сей будет нам свидетелем,..
Суд 6:20 ...и положи на сей камень , и вылей похлебку...
1Цар 6:14 ...и был тут большой камень ,..
1Цар 7:12 ...И взял Самуил один камень ,..
1Цар 14:33 ...привалите ко мне теперь большой камень ...
1Цар 17:49 ...И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень ,..
1Цар 17:49 ...так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю...
1Цар 25:37 ...и замерло в нем сердце его, и стал он, как камень ...
2Цар 12:30 ...а в нем было золота талант и драгоценный камень , –..
4Цар 19:18 ...дерево и камень ;..
Неем 9:11 ...как камень в сильные воды...
Иов 28:3 ...и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной...
Иов 38:6 ...или кто положил краеугольный камень ее,..
Иов 38:30 ...Воды, как камень , крепнут, и поверхность бездны замерзает...
Иов 41:16 ...Сердце его твердо, как камень , и жестко, как нижний жернов...
Пс 77:15 ...рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;..
Пс 77:20 ...Вот, Он ударил в камень , и потекли воды, и полились ручьи...
Пс 90:12 ...да не преткнешься о камень ногою твоею;..
Пс 104:41 ...Разверз камень , и потекли воды,..
Пс 113:8 ...превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод...
Пс 117:22 ...Камень , который отвергли строители, соделался главою угла:..
Пс 136:9 ...Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень !..
Притч 17:8 ...Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им:..
Притч 26:8 ...Что влагающий драгоценный камень в пращу,..
Притч 26:27 ...и кто покатит вверх камень , к тому он воротится...
Притч 27:3 ...Тяжел камень , весок и песок;..
Ис 28:16 ...вот, Я полагаю в основание на Сионе камень , –..
Ис 28:16 ...камень испытанный, краеугольный,..
Ис 37:19 ...дерево и камень , потому и истребили их...
Иер 51:63 ...привяжи к ней камень и брось ее в средину Евфрата,..
Иез 10:1 ...который над главами Херувимов, как бы камень сапфир,..
Дан 2:34 ...доколе камень не оторвался от горы без содействия рук,..
Дан 2:35 ...а камень , разбивший истукана, сделался великою горою...
Дан 2:45 ...что камень отторгнут был от горы не руками...
Дан 6:17 ...И принесен был камень и положен на отверстие рва,..
Агг 2:15 ...когда еще не был положен камень на камень в храме Господнем...
Зах 3:9 ...Ибо вот тот камень , который Я полагаю перед Иисусом;..
Зах 4:7 ...и вынесет он краеугольный камень ...
Зах 10:4 ...Из него будет краеугольный камень ,..

Мф 4:6 ...да не преткнешься о камень ногою Твоею...
Мф 7:9 ...подал бы ему камень ?..
Мф 21:42 ...камень
Мф 21:44 ...и тот, кто упадет на этот камень , разобьется,..
Мф 27:60 ...и, привалив большой камень к двери гроба, удалился...
Мф 28:2 ...приступив, отвалил камень от двери гроба...
Мк 9:42 ...если бы повесили ему жерновный камень на шею...
Мк 12:10 ...камень , который отвергли строители,..
Мк 15:46 ...и привалил камень к двери гроба...
Мк 16:3 ...кто отвалит нам камень от двери гроба?..
Мк 16:4 ...И, взглянув, видят, что камень отвален;..
Лк 4:11 ...да не преткнешься о камень ногою Твоею...
Лк 8:6 ...а иное упало на камень ...
Лк 8:13 ...а упавшее на камень , это те,..
Лк 11:11 ...когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень ?..
Лк 20:17 ...камень , который отвергли строители,..
Лк 20:18 ...Всякий, кто упадет на тот камень , разобьется,..
Лк 24:2 ...но нашли камень отваленным от гроба...
Ин 1:42 ...ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)...
Ин 8:7 ...кто из вас без греха, первый брось на нее камень ...
Ин 11:38 ...То была пещера, и камень лежал на ней...
Ин 11:39 ...Иисус говорит: отнимите камень ...
Ин 11:41 ...Итак отняли камень от пещеры где лежал умерший...
Ин 20:1 ...и видит, что камень отвален от гроба...
Деян 4:11 ...Он есть камень , пренебреженный вами зиждущими,..
1Пет 2:6 ...Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный;..
1Пет 2:7 ...а для неверующих камень , который отвергли строители,..
1Пет 2:7 ...камень претыкания и камень соблазна,..
Рим 9:32 ...Ибо преткнулись о камень преткновения,..
Рим 9:33 ...вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна;..
1Кор 10:4 ...камень же был Христос...
Откр 2:17 ...и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя,..
Откр 18:21 ...И один сильный Ангел взял камень , подобный большому жернову,..

3Езд 1:20 ...Когда вы жаждали, не рассек ли Я камень ,..
3Езд 5:5 ...и с дерева будет капать кровь, камень даст голос свой,..
Прем 13:10 ...или негодный камень , дело давней руки...
Сир 6:22 ...она будет на нем как тяжелый камень испытания,..
Сир 22:22 ...Бросающий камень в птиц отгонит их;..
Сир 27:28 ...Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову,..
Сир 32:22 ...Не ходи по пути, где развалины, чтобы не споткнуться о камень ;



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама