THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама



Большой вклад в познание нашей планеты внесли русские путешественники и географы. Прежде всего, ими исследована колоссальная территория нашей Родины, составляющая шестую часть всей суши. Множество земель во всех частях света и островов мирового океана впервые нанесены на карту русскими. Они первыми побывали на Аляске, на маленьких суденышках совершали героические плавания в Арктике, первыми проникли в Антарктику, собрали сведения о пустынях Ирана и Индии, исследовали и описали Монголию, Тибет, Западный Китай, нанесли на карту значительную часть Африки и Южную Америку. Имена многих русских исследователей запечатлены в географических названиях на карте мира.

Открывается подборка рассказом об Афанасии Никитине. Время, к которому относится запись его путешествия «Хождение за три моря», было знаменательным для России - происходило объединение феодальных княжеств в централизованное Русское государство. Записки Никитина интересны не только как первое достоверное описание Индии ХV века, составленное европейцем, но и как документ, отразивший важные изменения, происшедшие на Руси.

Трудно сказать, к какому времени относится знакомство человека с полярными странами. Известно, что в ХII - ХV веках новгородцы разведали и освоили побережье Кольского полуострова и берега Белого моря. Поморы открыли ряд островов в Северном Ледовитом океане: Новую Землю, Колгуев, Медвежий, Шпицберген. После похода Ермака в 1581-1584 годах началось освоение русскими Сибири. В 1586 году на реке Туре был построен Тюменьский острог, затем воздвигнут Тобольский городок, ставший главным опорным центром первых переселенцев.В 1601 году, перейдя за Камень (Урал), русские основали Мангазею - крупный торговый город. В 1630 году на Лену двинулось несколько отрядов казаков-землепроходцев. Спустившись по Лене, они выходили к «Святому морю» (Ледовитый океан).

В 1684 году Федор Попов предпринял плавание из устья Колымы на восток, с ним пошел Семен Дежнев (путь Федора Попова был повторен только через 200лет Норденшельдом). В начале XIX века промышленник Я. Санников обнаружил старинные кресты на острове Столбовом. А на острове Котельном было найдено старинное зимовье-свидетельство того, что в ХЧII веке на своих лодках-кочах русские моряки предпринимали ледовое плавание далеко в глубь океана.

Новая страница в исследовании русскими морских путей была вписана в результате неутомимых трудов ряда экспедиций, снаряженных по замыслу Петра 1 1-я Камчатская экспедиция (1725 - 1730) подтвердила гипотезу, что Азня и Ахерика разделены проливом, но так как Берннг повернул обратно, не дойдя ло Аляскн, наличие пролива ставилось под сомнение. В 1732 году было решено послать на Тихий океан вторую, более значительную экспедицию. Двум кораблям надлежало пойти к Америке, а двум другим - к Японии. Одновременно была послана экспедиция на Ледовитый океан для выяснения возможности плавания вдоль берегов Сибнри. Эта экспедиция вошла в историю под названием Великой Северной экспедиции.

Русские мореплаватели В. Прончищев, С. Челюскин, П. Ласиниус, С. Муравьев, Д. Овцын, Д. Стерлегов, Ф. Минин, Харитон и Дмитрий Лаптевы довольно точно нанесли на карту северные районы Сибири и убедились в невозможности по тому времени регулярного судоходства на востоке Северного Ледовитого океана. Корабли же отряда Беринга и Чирикова - пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел» впервые подошли к берегам Северо-Западной Америки и нанесли их на карту; открыли Алеутские и Командорские острова. 2-я Камчатская экспедиция окончательно подтвердила наличие пролива между Америкой и Азией.

В течение двухсот лет (до экспедиции кораблей «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах) гидрографические данные, составленные участниками Великой Северной экспедиции, оставались единственным наставлением для мореплавания по тем местам.

Объектом исследования являлись и острова Новая Земля, Вайгач, Колгуев. В 1767 году Новую Землю исследовал Ф. Розмыслов, а в 1821 - 1824 годах Ф. Литке. Дело, начатое Розмысловым и Литке, продолжили B 1832 году П. Пахтусов и А. Циволько. В 1912 году на судне «Св. Фока» вышел к полюсу Георгий Седов. Ему удалось обогнуть северную оконечность Новой Земли.

Достойное место в освоении Арктики принадлежит адмиралу С. Макарову, его теории покорения Ледовитого океана с помощью ледоколов. «К полюсу напролом»- был девиз Макарова. В целях улучшения навигации и налаживания регулярных рейсов русских судов из портов Прибалтики до берегов Тихого океана было предпринято кругосветное плавание И. Крузенштерна и Ю. Лисянского. В пути были проведены огромные исследовательские работы, собран богатейший научный материал, подробно изучены обширные малоизвестные районы Тихого океана.

После Крузенштерна и Лисянского кругосветное плавание на шлюпе «Диана» предпринял В. Головнин, он детально изучил Камчатку и прилегающие острова. Второе кругосветное плавание на шлюпе «Камчатка», которое совершил В. Головнин, обогатило мировую науку крупными географическими открытиями.

B 1819 году после длительной и тщательной подготовки нз Кронштадта отправилась Южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов «Восток» и «Мирный» с Лазаревым и Беллннсгаузеном во главе. 29 января 1821 года с кораблей увидели берег, названный Землей Александра I. Это была Антарктида - величайшее открытие ХIХ века. Экспедиция, проведя в плаваннн 751 день, прошла более 90 тысячи километров и открыла 29 островов, а также коралловый рнф.

Целая плеяда ученых-географов исследовала горные хребты и пустыни Центральной Азии. Несколько особо в ряду географов стоит имя ученого-гуманиста Н. Миклухо-Маклая, ученого. поставившего целью проникнуть не в глубины океана и не пройти по нехоженным: землям, а проникнуть в глубины человеческого общества на земле.

Цель предлагаемой подборки открыток - кратко ознакомить читателя с деятельностью русских географов-исследователей и рассказать об огромном вкладе, сделанном нмн в мировую географическую науку, как по широте поставленных проблем, так н по количеству и значительности открытий.
П. Павлинов

Афанасий Никитин


Афанасий Никитин


«Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоанова века. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже путешествовал по берегам Малобара». Так отозвался Н. Карамзин о найденных им записках русского купца ХV века Афанасия Никитина «Хождение за три моря». Выйдя из Твери летом l466 года, караван торговых судов под предводительством Афанасия Никитина спустился по Волге и Каспию до Баку. Дальше путь лежал через Персию в Индию на Малобарское побережье.
Индийцы оценили дружественную расположенность к ним Никитина. Отвечая ему доверием, они охотно посвящали его в особенности их быта и обычаев. Афанасий Никитин за три года собрал интереснейшие сведения о «государстве Бахманиев», крупнейшей державе Индии ХV века. «Хождение за три моря» было высоко оценено современниками: в 1472 году дневник путешественника был вписан в Летопись Государства Российского.

Иван Москвитин


Иван Москвитин


После разгрома в 1598 году хана Кучума «Сибирская землица» (Западная Сибирь) была включена в состав Русского государства. И, естественно, возникло стремление исследовать области, богатые «мягкой рухледью» да «рыбьим зубом». Отряд казаков из 31 человека в 1639 году под началом Ивана Юрьевича Москвитина, выведав у местных жителей (евенов), что за горным хребтом Джугджур есть Лама (Охотское море), перетащили волоком через горы лодки и, спустившись на лодках по реке Улье, вышли к Охотскому морю. В устье Ульи они поставили несколько изб, огородили их и вырыли ров. Это было первое поселение русских на побережье Тихого океана. Первопроходцы осваивали суровое Охотское море, удаляясь от берегов временами на 500 - 700 километров.
Сведения о «новых землицах» были внесены в Якутские «Росписи рекам и имена людям на которой реке которые люди живут». Скромно описывали свой поход русские казаки: «До Ламы идучи кормились деревом, корою, кореньями, на Лама же по рекам можно рыбы много добыть и можно сытым быть».

Ерофей Хабаров
Поход на Амур


Ерофей Хабаров


Увлеченный рассказами о богатстве Амурской земли, Хабаров обратился к якутскому воеводе с просьбой послать его во главе отряда казаков на Амур. Воевода предложил Хабарову не только собирать ясак, но также описать жизнь тамошних народов, составить «чертежи» (карты) местности и описать природные условия. Добираясь вначале на лодках по рекам бассейна Лены, Хабаров записал: «В порогах снасти рвало, слопцы ломало, людей ушибало...». Еще тяжелей был перевал через заснеженный Становой хребет, когда, водрузив лодки на нарты, приходилось тащить их волоком. Хабаров совершил в 1649 - 1651 годах ряд походов в Приамурье и богатую Даурскую землю. В одном из донесений он пишет: «И по рекам живет многое множество тунгусов, а вниз по славной по великой реке Амур живут даурские люди пахотные и скотные, и в той великой реке Амур рыба калушка, и осетры, и всякой рыбы много против Волги. А в градах и улусах великие пашни есть, лесы по той великой реке темные, большие, соболя и всякого зверя много. А в земле золото и серебро виднеется».

Семен Дежнев
Открытие пролива между Азией и Америкой


Семен Дежнев


«Мангазейский ход» - путь из устья Северной Двины, Мезени в Обскую губу - яркая страница в истории русских морских путешествий. Этим путем устюжанин Семен Иванович Дежнев «пошел» в Сибирь. В 1643 году он возглавил отряд, отправившийся на кочах по Колыме и дальше - на восток. По донесению Дежнева, к «Большому каменному носу» (самой северо-восточной точке Азиатского материка) подходили три коча: Федота Алексеева (Попова), Семена Дежнева и Герасима Анкидинова. «А тот нос вышел в море гораздо дальше и живут на нем люди чухчи добре много...»,- замечает Дежнев в своей «отписке». Потеряв коч Анкидинова, Дежнев и Попов повернули суда на юг и вошли в пролив, отделяющий Азию от Америки. Туман, частый в этих местах, не дал им возможности увидеть Аляску.
Благодаря этой экспедиции, на «Чертеже Сибирской земли» в 1667 году появилось изображение Северо-Восточной Азии. Имя Дежнева увенчано славой открытия пролива между Азией и Америкой, Чукотского полуострова, Анадырского края.

Витус Беринг и А.И.Чириков
1-я и 2-я Камчатские экспедиции


Витус Беринг и А.И.Чириков


Когда Российская империя протянулась ат Балтики до Тихого океана, пришла пора точно обозначить ее границы и очертания морских берегов. С этой целью Петр I решил послать экспедицию на Тихий океан. Нужно было выяснить не только вопрос границ и научного «куриозите», но и открыть морские пути для торговли с «золотообильной», по представлению того времени, Японией. Начальником 1-й Камчатской экспедиции (1725-1730) был назначен Витус Беринг, датчанин, много лет служивший в России, а помощником - Алексей Ильич Чириков.
Беринг обошел восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, открыл острова Св. Лаврентия. Пройдя в Чукотском море до широты 6718" и видя, что «земля более к северу не простирается», Беринг, несмотря на предложение Алексея Ильича Чирикова продолжать путь далее на север, счел вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой разрешенным положительно и повернул назад. В Петербурге результаты экспедиции были признаны неудовлетворительными. Беринг получил инструкцию для нового плавания. Инструкция определила объем и задачи 2-й Камчатской и связанной с ней Великой Северной экспедиций (1733 - 1743), которым поручалось произвести описание всего северного и восточного побережий Сибири, ознакомиться с берегами Америки и Японии и окончательно выяснить вопрос о проливе между Азией и Америкой. Основные задачи экспедиции были выполнены. Материалами съемок, произведенными во время экспедиций, пользовались картографы в течение двух столетий.

Х.Лаптев и С.Челюскин


Х.Лаптев и С.Челюскин


В 1730 году возвратившийся с Камчатки Беринг начал снаряжать расширсипую экспедицию (2-к> Камчатскую): одни суда послать по Тихому оксапу к Японии и Америкс, а другие по Ледовитому океану, чтобы описать и положить па карту побережье Северного Ледовито>ч> океана. Экспедиция на Севере России длилась 10 лст (с 1733 по l743 год) и по своим задачам, размерам охваченных территорий, результатам по праву названа Великой Ссверпой экспедицией. Экспедиция состояла из отдельных сухопутных и морских отрядов, которые имели базы в устьях крупных рск Севера Сибири. Ее участниками были Харитон и Дмитрий Лаптевы, С. Челюскин, С. Малыгин, В. Прончищев и многие другие. Все они проявили беспримерное мужество и упорство в достижении поставленной цели. В результате был собран огромный материал о природе северных морей, положены на карту тысячи километров побережья Северного Ледовитого океана, исследованы и описаны большие территории Севера России, жизнь и быт народностей их населяющих.

И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский
Первое русское кругосветное путешествие


И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский


К началу XIX века появилась необходимость наладить регулярные рейсы русских судов от портов Прибалтики до русских портов на Тихом океане. В 1802 году Морское министерство приняло предложение капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна организовать первую русскую кругосветную экспедицию (1803 - 1806). Целью экспедиции являлись: доставка грузов в русские владения в Северной Америке и на Камчатку, установление торговых отношений с Японией и Китаем, исследования в тропической части Тихого океана и близ русских владений. Помощником Крузенштерна был назначен Ю. Ф. Лисянский. Экспедиция располагала двумя кораблями «Надеждой» и «Невой». Во время путешествия была уточнена карта мира, открыт ряд островов, произведены многочисленные океанографические исследования. Особенного внимания заслуживают описания быта, нравов, хозяйства, социального строя жителей Сахалина и Камчатки. Крузенштерном был составлен «Атлас Южного моря» - самый точный для того времени.

Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев
Открытие Антарктиды


Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев


В 1819 году из Кронштадта вышли в кругосветное плавание два военных шлюпа: «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева. Экспедиции предстояло решить древнюю загадку о Южном материке. Преодолев огромные трудности плавания под парусами в ледовой обстановке, корабли подошли к Антарктиде. По заявлению спутника Лазарева по экспедиции мичмана Новосильского, «русским предоставлена была честь впервые приподнять угол завесы, скрывающей отдаленный, таинственный юг, и доказать, что за ледяною стеною, его опоясывающей, таятся острова и земли». 10 января 1821 года моряки «Мирного» и «Востока» одновременно увидели остров, который назвали островом Петра I. Затем был обнаружен берег, названный Берегом Александра 1.

Ф.П.Литке
Исследование Новой Земли

Ф.П.Литке


Крупный вклад в дело изучения Новой Земли принадлежит мореплавателю адмиралу Федору Петровичу Литке, который во время экспедиций в 1821 - 1824 годах впервые после Баренца осмотрел и нанес на карту весь западный берег Новой Земли, Мурманское побережье, исследовал восточную часть Баренцева и Белого морей. В 1826 - 1829 годах на шлюпе «Сенявин» Литке, руководя кругосветной экспедицией, исследовал и положил на карту острова Каролинского архипелага, провел съемки острова Бонин. Федор Петрович Литке являлся одним из создателей русского географического общества. В его честь была учреждена золотая медаль.

Г.И.Невельской


Г.И.Невельской


В донесении адмирала Г, И. Невельского по итогам плавания в 1848-1849 годах на транспорте «Байкал» записано: «...нами открыто
1) что Сахалин - остров, отделяющийся от материка проливом в 4 мили шириной и имеющий наименьшую глубину в 5 сажень;
2) что вход в Амур с севера из Охотского моря и с юга из Татарского пролива, а так же сообщение через Амурский лиман морей Японского и Охотского доступно для морских судов;
3) что на юго-западном берегу Охотского моря находится обширный закрытый от всех ветров рейд, названный мною заливом Св. Николая...»
Многие увидели в поступке Невельскбго дерзкое нарушение инструкции. Ведь сам Николай 1 предписал: «Вопрос об Амуре, как реке бесполезной, оставить.» Особый комитет грозился разжаловать Невельского в матросы. Но все же он сумел доказать необходимость создания Амурской экспедиции (1850 - 1855), которая исследовала огромные пространства Приамурья и острова Сахалин. В 1854 году Приморский край был присоединен к России.

П.П.Семенов Тян-Шанский


П.П.Семенов Тян-Шанский


Путешествия великого русского исследователя Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского положили начало новому периоду изучения Средней и Центральной Азии. Результаты исследований ученого показали, что горы ТяньШаня не вулканического происхождения. Во время экспедиции он собрал большую минералогическую коллекцию, гербарий, коллекцию насекомых и моллюсков, ценный этнографический материал. Большую помощь ученому-географу в его исследованиях оказал художник П. Кошаров, сделавший огромное количество зарисовок тех мест, по которым прошла экспедиция.
Известный советский географ Ю. Шакальский писал: «Для нас, старых работников Общества, имена Петр Петрович и Географическое общество - неразделимы». Более 40 лет Семенов-Тян-Шанский возглавлял Русское географическое общество и был непосредственным организатором и идейным руководителем экспедиций Н. Пржевальского, Г. Потанина, П. Козлова и многих других.

Н.М.Пржевальский


Н.М.Пржевальский


«В истории науки есть ученые, идеи и труды которых являются целой эпохой. К таким ученым относится Николай Михайлович Пржевальский», - писал о путешественнике доктор географических наук Э. Мурзаев. Маршруты экспедиций великого русского путешественника (с 1867 по 1888 год) охватывают огромные пространства Центральной Азии. Пржевальский первым подробно описал пустыни Гоби, Ордоса, Джунгарии и Кашгарии, первым предположил, что Гобийская пустыня является громадной чашей с преобладанием каменистых и глинистых почв. Он опроверг теорию известного географа и путешественника Гумбольдта о сетчатом направлении центральных хребтов Тибетского нагорья, доказав их преимущественно широтное направление. Им впервые описаны хребты системы Куэнь Луня, открыта система хребтов Наньшаня, открыты ряд хребтов Гумбольдта, Колумба, Пржевальского и др.
В экспедициях ученый собрал замечательные коллекции флоры и фауны Центральной Азии. Его гербарии, среди которых были растения уникумы, насчитывали 15 - 16 тысяч растений. Пржевальский собрал громадную коллекцию животных. Им были обнаружены и описаны дикий верблюд и дикая лошадь, получившая имя Пржевальского.

Н.Н.Миклухо-Маклай


Н.Н.Миклухо-Маклай


Превосходно сказал о Н. Миклухе-Маклае академик Л. Берг: «В то время, как другие географы открывали новые, доселе неизвестные земли, Миклухо-Маклай стремился прежде всего открыть Человека среди исследованных им «первобытных», то есть не затронутых европейской культурой народов». Едва ли можно вернее охарактеризовать ту цель, которой была посвящена жизнь выдающегося русского путешественника.
В 1871 году русский корвет «Витязь» высадил ученого на берег Новой Гвинеи (ныне Берег Маклая), где он прожил среди папуасов 15 месяцев. «Человек с луны», как назвали его туземцы, смелостью и доверием, отбросив оружие, добивался расположения и любви папуасов. МиклухоМаклай стал их верным другом, с которым они расставались со слезами.
Путешественник привез на родину дневники, зарисовки, коллекции, которые содержали ценный этнографический материал. Дневники Николая Николаевича Миклухо-Маклая были опубликованы лишь после Октябрьской революции.

С.О.Макаров


С.О.Макаров


Среди знаменитых русских флотоводцев выделяется имя Степана Осиповича Макарова - адмирала, талантливого ученого, неутомимого полярного исследователя. 33-летний Макаров, командуя пароходом «Тамань», по личной инициативе занялся изучением течения в проливе Босфор. Он сделал более 5 тысяч наблюдений изобретенным им прибором - флюктометром и доказал наличие двух противоположных течений: верхнего, из Черного моря, и нижнего, из Средиземного моря. Плавая на корвете «Витязь», Макаров продолжил гидрологические наблюдения по всем маршрутам плавания: измерял температуру и плотность воды в различных глубинах, исследовал течения в разных слоях. Ученый систематизировал исследования экспедиций в Тихом океане в двухтомном труде «Витязь» и «Тихий океан» (1894), который был удостоен премии Академии Наук и золотой медали Русского географического общества. Степану Осиповичу Макарову принадлежит также идея создания первого в мире мощного ледокола «Ермак».

П.К.Козлов


П.К.Козлов


Пятнадцать лет провел выдающийся исследователь в экспедициях по пустыням и городам Центральной Азии. На лошадях, пешком и на верблюдах пробирался он в самые отдаленные и труднодоступные районы. Протяженность его путешествий составляет свыше 40 тыс. км. Петру Кузьмичу Козлову принадлежит одно из самых выдающихся археологических открытий ХХ века: находка мертвого города Хара-Хото в песках Монголии и курганов-могильников древних гуннов в Монгольском Алтае; он исследовал и описал крупнейшую реку Азии - Меконг, в 1905 году первый из европейцев встретился и беседовал с далай-ламой, находившимся тогда в Монголии. Незабываемое впечатление осталось у Козлова при открытии Хара-Хото. Раскопки прославили русского географа на весь мир. Здесь были обнаружены рукописи, книги, картины, предметы обихода и культа XI - XII веков нашей эры. Во время экспедиций ученый собрал ценнейшие материалы о геологии, климате, растительности и животном мире Тибета и о малоизвестных или совсем неизвестных восточнотибетских племенах.

Г.Я.Седов
Путь к Северному полюсу


Г.Я.Седов


2 февраля 1914 года уже тяжело больной знаменитый полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов покинул последнюю зимовку в бухте Тихой острова Гукера. Почти полтора года экспедиция Седова, вышедшая нз Архангельска на судне «Св. Фока» в августе 1912 года, стремилась пробиться сквозь льды к Северному полюсу. Но попытка кончилась неудачей. 20 февраля 1914 года, не дойдя до острова Рудольфа, Седов умер и был погребен на мысе Аук этого острова.
Однако, по словам Нансена, уже одни материалы, полученные отважным исследователем на Новой Земле, вполне окупили всю экспедицию, настолько велика их научная ценность.




Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий.

Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они - покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин - самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.

Афанасий Никитин

Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.

Семен Дежнев

В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия - тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.

Витус Беринг

Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути - корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.

Харитон и Дмитрий Лаптевы

Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр - выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях - большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен - много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский - организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский - первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.

Иван Крузенштерн

Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала - матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин - первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось - корабль прибыл на Камчатку.

Василий Головин

Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году - он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев - первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа - «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов - Тихого, Атлантического и Индийского.

Фаддей Беллинсгаузен

Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них - существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.

Михаил Лазарев

Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

6 марта 2017 года исполняется 180 лет со дня смерти известного российского офицера, мореплавателя и путешественника Юрия Федоровича Лисянского. Он навсегда вписал свое имя в , совершив в качестве командира шлюпа «Нева» первое российское кругосветное плавание (1803-1806 годы) в рамках экспедиции организованной Иваном Фёдоровичем Крузенштерном.

Юрий Лисянский родился 2 апреля 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.


В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.

За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский


К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй - «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа - «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.


Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски. Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана. Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.

В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников

24.05.2017 25512

История о первой кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. О том, как два капитана обогнули земной шар впервые под флагом российского военного флота вопреки жестоким обстоятельствам, которые препятствовали их мечте.

Предпосылки и цель экспедиции

Прошения капитана Ивана Крузенштерна пылились в столах чиновников Адмиралтейства. Столоначальники считали Россию сухопутной державой и не понимали, зачем во­обще нужно ехать на край света - составлять гербарии и карты?! Отчаявшись, Крузенштерн сдается. Теперь его выбор - же­нитьба и тихая жизнь… И проект капитана Крузенштерна наверняка затерялся бы в дальних ящиках чиновников Адмиралтейства, если бы не частный капитал - Российско-Американская компания. Основной ее бизнес – торговля с Аляской. В ту пору - бизнес сверхприбыльный: купленную на Аляске за рубль шкурку соболя в Петербурге можно было продать за 600. Но вот беда: путь из столицы на Аляску и обратно занимал… 5 лет. Какая уж тут торговля!

29 июля 1802 года компания обратилась к императору Александру I, - тоже, кстати, ее акционеру, - с просьбой разрешить кругосветную экспедицию по проекту Крузенштерна. Цели - доставить на Аляску необходимые припасы, забрать товар, а заодно установить торговлю с Китаем и Японией. Подавал прошение член правления компании Николай Резанов.

7 августа 1802 года, всего через неделю после подачи прошения, проект был утвержден. Решено было также отправить с экспедицией посольство в Японию, возглавить которое предстояло Николаю Резанову. Начальником экспедиции был назначен капитан-лейтенант Крузенштерн.


Слева - Иван Федорович Крузенштерн, справа - Юрий Федорович Лисянский


Состав экспедиции, подготовка к плаванию

Летом 1803 года из гавани Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева». Капитаном Надежды был Иван Крузенштерн, капитаном Невы – его друг и однокашник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» - трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24х пушек. Были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандр» и «Темза». Длина «Надежды» - 117 футов, т.е. около 35 метров при ширине 8.5 метров, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» - 108 футов, водоизмещение 370 тонн.



На борту «Надежды» находились:

    мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями

    посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита

    ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев

    загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Выпущен из Морского корпуса досрочно в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских сражениях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Служил волонтером на судах английского флота, посетил берега Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.

Ермолай Левенштерн. 26 лет. Лейтенант «Надежды». Отличался слабым здоровьем, но службу нес исполнительно и аккуратно. В своем дневнике подробно описал все происшествия экспедиции, включая курьезные и малопристойные. Давал нелестные характеристики всем своим товарищам, - за исключением Крузенштерна, которому был искренне предан.

Макар Ратманов. 31 год. Первый лейтенант шлюпа «Надежда». Одноклассник Крузенштерна по Морскому корпусу. Самый старший из офицеров экспедиции. участвовал в русско-шведской войне, затем, в составе эскадры Федора Ушакова, во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Отличался редкой храбростью, а также прямотой в высказываниях.

Николай Резанов. 38 лет. Из обедневшей дворянской семьи. Служил в Измайловском лейб-гвардии полку, затем секретарем различных канцелярий. Вызвав ревность фаворита императрицы Платона Зубова, был отправлен в Иркутск инспектировать деятельность предпринимателя Григория Шелихова. Женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Добился у императора Павла разрешения на основание Российско-Американской компании и стал одним из ее руководителей.

Граф Федор Толстой, 21 год. Гвардии поручик, член свиты Резанова. Прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и шулер. В экспедицию попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка, и во избежание неприятностей по решению семьи оказался в плавании вместо двоюродного брата.

Вильгельм-Теофиль Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и, натуралист. Великолепный рисовальщик, составивший рисованную хронику экспедиции. Впоследствии сделает себе имя в науке. Бытует версия, что многие его рисунки скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.

Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф, 29 лет. Доктор медицины. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил естественнонаучные исследования, собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского Университета. Санкт-Петербургской Академии наук.

Иоганн-Каспар Горнер, 31 год. Швейцарский астроном. Вызван из Цюриха для участия в экспедиции в качестве штатного астронома. Отличался редким спокойствием и выдержкой.



Шлюп "Надежда"

Шлюп «Нева»: Командир - Лисянский Юрий Федорович.

Общая численность команды корабля – 54 человека.

Юрий Лисянский. 29 лет. С детства мечтал о море. В возрасте 13 лет досрочно выпущен из Петербургского морского корпуса в связи с Русско-Шведской войной. Участвовал в нескольких сражениях. В 16 лет произведен в мичманы. Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени. Отличался исключительной требовательностью к себе и подчиненным.


Подготовка к экспедиции

В начале 19 века на картах Атлантического и, главное, Тихого океанов белели пятна. Пересекать Великий океан русским морякам предстояло почти вслепую. Корабли должны были идти через Копенгаген и Фалмут на Канары, затем в Бразилию, далее - остров Пасхи, Маркизские острова, Гонолулу и Камчатка, где корабли разделятся: «Нева» отправится к берегам Аляски, а «Надежда» - в Японию. В Кантоне (Китай) корабли должны встретиться и вместе вернуться в Кронштадт. Суда шли по регламенту русского военного флота. Дважды в день - утром и ближе к вечеру - проводились учения: постановка и уборка парусов, а также тревоги на случай пожара или пробоины. Для обеда команды в кубриках опускались подвесные столы, прикрепленные к потолку. За обедом и ужином давали одно блюдо – щи с мясом или солониной или кашу с маслом. Перед едой команда получала чарку водки или рома, а тем, кто не пил, ежемесячно уплачивалось по девять копеек за каждую не выпитую чарку. По окончании работ раздавалось: «Команде петь и веселиться»!



Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен.


Маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) - Флорианополис (Бразилия) - Остров Пасхи - Нукухива (Маркизские острова) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский - Нагасаки (Япония) - остров Хоккайдо (Япония) - Южно-Сахалинск - Ситка (Аляска) - Кадьяк (Аляска) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены - острова Корву и Флориш (Азорские острова) - Портсмут (Великобритания). 5 (17) августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт, совершив все путешествие за 3 года и 12 дней.


Описание плавания

Экватор

26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Мыс Горн и Нука-Хива

В Тихий океан Нева и Надежда вышли порознь, но капитаны предусмотрели этот вариант и заранее договорились о месте встречи – Маркизский архипелаг, остров Нукухива. Но Лисянский решил по дороге зайти еще и на остров Пасхи – проверить, не занесло ли сюда «Надежду». «Надежда» же благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан, а ранним утром пасхального воскресенья 24 апреля 1804 года, на 235-й день плавания, в солнечном мареве показалась земля. Нука-Хива сегодня – маленький сонный остров. Всего две дороги и три деревушки, одна из которых – столица под названием Таиохае. На весь остров – 2770 душ, которые неспешно занимаются производством копры и подсобным хояйством. Вечерами, когда спадает жара, сидят у домов или играют в петанг, привезенную французами забаву для взрослых… Центр жизни – крохотный причал, единственное место, где можно увидеть сразу несколько человек сразу, да и то ранним утром в субботу, когда рыбаки привозят на продажу свежую рыбу. На 4й день стоянки у Нуку-Хива к капитану прибыл гонец от короля со срочной вестью: на рассвете с горы увидели далеко в море большой корабль. Это была долгожданная «Нева».

Экватор

Аляска

Русской Америкой с 1799 по 1867 год назывались владения Российской империи в Северной Америке, - полуостров Аляска, Алеутские острова, Александровский архипелаг и некоторые поселения на побережье Тихого Океана. «Нева» благополучно достигла цели и подобралась к берегам Аляски 10-го июля 1804 года. Пункт назначения - Павловская бухта на острове Кодьяк, столицы Русской Америки. После мыса Горн и острова каннибалов это часть плавания представлялась морякам тихой и скучной… Но они ошибались. В 1804 году экипаж «Невы» оказался здесь в самом центре боевых действий. Воинственное племя тлинкитов восстало против русских, перебив небольшой гарнизон форта.

Российско-Американская торговая компания была основана в 1799 году «русским Колумбом» - купцом Шелиховым, тестем Николая Резанова. Компания торговала добытыми мехами, моржовыми клыками, китовым усом, ворванью. Но ее главной задачей было укрепление далеких колоний... Управляющим компании был Александр Баранов. Погода на Аляске даже летом переменчива – то дождь, то солнце… Оно и понятно: север. Уютный городок Ситка живет сегодня рыбной ловлей и туризмом. Здесь тоже многое напоминает о временах русской Америки. Сюда, на подмогу Баранову, и спешил Лисянский. Отряд под командой Баранова, который отправился на Ситку, насчитывал 120 промысловиков и около 800 алеутов и эскимосов. Им противостояло несколько сотен индейцев, укрепившихся в деревянной крепости… В те жестокие времена тактика противников повсеместно была одна и та же: в живых не оставляли никого. После нескольких попыток переговоров Баранов и Лисянский решают штурмовать крепость. На берег высаживается десант - 150 человек - русских и алеутов с пятью пушками.

Потери русских после штурма составили 8 человек убитых, (в том числе - трое матросов с «Невы») и 20 раненых, включая начальника Аляски - Баранова. Подсчитывали потери и алеуты… Еще несколько дней осажденные в крепости индейцы самоуверенно стреляли в русские баркасы и даже в «Неву». А потом вдруг прислали гонца с просьбой о мире.


Шлюп "Нева" у берегов Аляски

Нагасаки

Русское посольство Николая Резанова и Ивана Крузенштерна ожидало ответа сегуна у берегов Японии. Только спустя два с половиной месяца «Надежде» позволили войти в порт и приблизиться к берегу, и в гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. Японцы заявили, что дней через 30 из столицы приедет «большой человек» и объявит волю императора. Но неделя проходила за неделей, а «большого человека» все не было... Спустя полтора месяца переговоров японцы выделили, наконец, посланнику и его свите небольшой дом. А затем отгородили возле дома садик для моционов – 40 на 10 метров.

Послу объявили: принять его при дворе нет никакой возможности. Также сёгун не может принять подарки, потому что он должен будет ответить тем же, а Япония не располагает большими кораблями, чтобы послать их царю… Японское правительство не может заключить с Россией соглашение о торговле, потому что закон запрещает сношения с другими нациями... И по этой же причине всем российским кораблям впредь запрещалось входить в японские гавани… Однако император распорядился снабдить моряков провизией. И выдал 2000 мешков соли, 2000 шелковых ковриков и 100 мешков пшена. Дипломатическая миссия Резанова была провалена. Для экипажа «Надежды» это означало: после многих месяцев на рейде Нагасаки они могут, наконец, продолжить плавание.

Сахалин

«Надежда» обошла всю северную оконечность Сахалина. По дороге Крузенштерн называл открытые мысы именами своих офицеров. Теперь на Сахалине есть мыс Ратманова, мыс Левенштерна, гора Эспенберга, мыс Головачева… Один из заливов был назван именем корабля – залив Надежда. Только спустя 44 года капитан-лейтенант Геннадий Невельской сумеет доказать, что Сахалин – остров, проведя корабль по узкому проливу, который получит его имя. Но и без этого открытия - исследования Крузенштерна на Сахалине были весьма значительны. Он впервые нанес на карту тысячу километров сахалинских берегов.

В Макао

Следующим местом встречи «Невы» и «Надежды» был определен расположенный неподалеку порт Макао. Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 года. Военный корабль не мог долго находиться в Макао даже с грузом мехов на борту. Тогда Крузенштерн заявил, что намеревается купить столько товаров, что они не поместятся на его судне, и ему необходимо подождать прибытия второго корабля. Но неделя шла за неделей, а «Невы» все не было. В начале декабря, когда «Надежда» уже собиралась выходить в море, появилась, наконец, «Нева». Ее трюмы были забиты пушниной: 160 тысяч шкурок морского бобра и котика. Такое количество «мягкого золота» было вполне способно обрушить меховой рынок Кантона. 9 февраля 1806 года «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на родину. «Нева» и «Надежда» довольно долго шли вместе, но 3 апреля, у мыса Доброй Надежды, при пасмурной погоде потеряли друг друга. Местом встречи на такой случай Крузенштерн назначил остров Святой Елены, куда и прибыл 21 апреля.

В обход Ла-Манша

Крузенштерн, чтобы избежать встречи с французскими каперами, выбрал обходной путь: вокруг северной оконечности Шотландии в Северное море и далее через Кильский пролив – в Балтийское. Лисянский в районе Азорских островов узнал о начале войны, но все равно пошел через Ла-Манш, рискуя встретить французов. И стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.


Что открыли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский

На карту мира были нанесены новые острова, проливы, рифы, бухты и мысы

Исправлены неточности карт Тихого океана

Русские моряки составили описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других районов
Крузенштерн и Лисянский провели всесторонние исследования океанических вод Русским мореплавателям удалось изучить различные течения и открыть Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах

Экспедиция собрала богатые сведения о прозрачности, удельном весе, плотности и температуре морской воды на различных глубинах

Экспедиция собрала богатые сведения о климате, давлении атмосферы, приливах и отливах в различных районах океанов и другие данные, которые положили начало новой морской науке - океанографии, изучающей явления в Мировом океане и его частях

Значение экспедиции для развития географии и других наук

Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку: она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих. Иван Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина. Появилась новая наука - океанология: никто до Крузенштерна не проводил исследования морских глубин. А еще участники экспедиции собрали ценные коллекции: ботанические, зоологические, этнографические. За последующие 30 лет было совершено еще 36 русских кругосветных плаваний. В том числе, при непосредственном участии офицеров «Невы» и «Надежды».

Рекорды и Награды

Ивана Крузенштерна наградили орденом Святой Анны II степени

Император Александр I по-царски наградил И.Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции. Все офицеры получили следующие чины:

    командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.

    лейтенанты по 1000

    мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона

    нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей.

    По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия

Юрий Лисянский стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.

Короткая справка о жизни участников экспедиции по ее завершении

Участие в этом походе изменило судьбу Лангсдорфа. В 1812 году он будет назначен русским консулом в Рио-де-Жанейро и организует экспе­дицию во внутренние районы Бразилии. Собранные им гербарии, описания языков и традиций индейцев до сих пор считаются уни­кальным, непревзойденным собранием.


Первое пересечение экватора русскими моряками

Из офицеров, совершивших кругосветное плавание, многие с честью служили в русском флоте. Кадет Отто Коцебу стал командиром корабля и сам позже совершил в этом качестве кругосветное путешествие. Фаддей Беллинсгаузен позднее возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открыл Антарктиду.

За участие в кругосветном путешествии Юрий Лисянский был произведен в капитаны второго ранга, получил от императора пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременную награду от Российско-Американской компании в 10 000 рублей. После возвращения из экспедиции Лисянский продолжил службу в Военно-Морском флоте. В 1807 году возглавлял эскадру из девяти кораблей на Балтике и ходил к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами. В 1808 году был назначен командиром корабля "Эмгейтен".

А я бы с радостью писал вам письма,

Афанасий Никитин — русский путешественник, тверской купец и писатель. Совершил путешествие из Твреи в Персию и Индию (1468-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» — ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.

Семен Дежнёв (1605 —1673)

Выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири. В 1648 году Дежнев первым среди известных европейских мореплавателей (на 80 лет раньше, чем Витус Беринг) удалось пройти Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки. Казачий атаман и торговец пушниной, Дежнев активно участвовал в освоении Сибири (сам Дежнев женился на якутке Абакаяде Сючю).

Григорий Шелихов (1747 — 1795)

Русский промышленник, проводивший географические исследования северных островов Тихого океана и Аляски. Основал первые поселения в Русской Америке. Его именем названы пролив между о. Кадьяк и североамериканским материком, залив в Охотском море, город в Иркутской области и вулкан на Курилах. Замечательный русский купец, географ и путешественник, прозванный с легкой руки Г. Р. Державина «Русским Колумбом», родился в 1747 года в г. Рыльске Курской губернии в мещанской семье. Преодоление пространства от Иркутска до Ламского (Охотского) моря и стало его первым путешествием. В 1781 году Шелихов создал «Северо-Восточную компанию», которая в 1799 году была преобразована в Русско-Американскую торговую компанию.

Дмитрий Овцын (1704 — 1757)

Русский гидрограф и путешественник, руководил вторым из отрядов Великой Северной экспедиции. Произвел первую гидрографическую опись побережья Сибири между устьями Оби и Енисея. Открыл Гыданский залив и Гыданский полуостров. Участвовал в последнем плавании Витуса Беринга к берегам Северной Америки. Его имя носят мыс и остров в Енисейском заливе. В русском флоте Дмитрий Леонтьевич Овцын находился с 1726 года, принимал участие в первом плавании Витуса Беринга к берегам Камчатки, а к моменту организации экспедиции дослужился до чина лейтенанта. Значение экспедиции Овцына, как и остальных отрядов Великой Северной экспедиции, чрезвычайно велико. На основании составленных Овцыным описей карты исследованных им мест готовились вплоть до начала 20 столетия.

Иван Крузенштерн (1770 — 1846)

Русский мореплаватель, адмирал, руководил первой русской кругосветной экспедицией. Впервые нанес на карту большую часть побережья о. Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Его имя носят пролив в северной части Курильских островов, проход между о. Цусима и оcтровами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле. 26 июня 1803 года корабли «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта и направились к берегам Бразилии. Это был первый переход русских кораблей в южное полушарие. 19 августа 1806 года во время стоянки в Копенгагене русский корабль посетил датский принц, пожелавший встретиться с русскими моряками и послушать их рассказы. Первое русское кругосветное плавание имело большое научное и практическое значение и привлекло к себе внимание всего мира. Русские мореплаватели исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся тогда самыми точными.

Фаддей Беллинсгаузен (1778 — 1852)

Фаддей Беллинсгаузен — русский мореплаватель, участник первого русского кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна. Руководитель первой русской антарктической экспедиции, открывшей Антарктиду. Адмирал. Его имя носят море у берегов Антарктиды, подводная котловина между материковыми склонами Антарктиды и Южной Америки, острова в Тихом, Атлантическом океанах и Аральском море, первая советская полярная станция на о. Кинг-Джордж в архипелаге Южные Шетландские острова. Будущий открыватель южного полярного материка родился 20 сентября 1778 года на острове Эзель близ г. Аренсбург в Лифляндии (Эстонии).

Федор Литке (1797-1882)

Федор Литке — русский мореплаватель и географ, граф и адмирал. Руководитель кругосветной экспедиции и исследований на Новой Земле и Баренцевом море. Открыл две группы островов Каролинской цепи. Один из основателей и руководителей Русского географического общества. Имя Литке носят 15 пунктов на карте. Литке возглавил девятнадцатую русскую кругосветную экспедицию для гидрографических исследований малоизвестных районов Тихого океана. Путешествие Литке было одним из самых успешных в истории русских кругосветных плаваний и имело большое научное значение. Были определены точные координаты главных пунктов Камчатки, описаны острова — Каролинские, Карагинские и др., чукотский берег от мыса Дежнёва до устья р. Анадырь. Открытия были настолько важными, что Германия и Франция, споря за Каролинские острова, обращались к Литке за консультацией по поводу их расположения.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама