THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Рассказ о весеннем Празднике для детей дошкольного возраста Жаворонки: история и обычаи

Данный материал полезен как для воспитателей, так и для учителей начальных классов. Можно использовать как для детей старшего дошкольного возраста, так и для детей младшего дошкольного возраста, с использованием иллюстраций.
Цель : Приобщение детей к истокам народной культуры
Задачи:
- познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.
- Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички,песни и приметы, заучить заклички о весне и песни "Веснянки".
- Предложить детям научиться лепить традиционные для этого праздника булочки – «жаворонки»
На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

История праздника Жаворонки


На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки,

А за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.
Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые свершения?
В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Обычаи праздника Жаворонки
Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.
На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.
Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.


Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков.

К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
***
Ой вы, жавороночки, жавороночки!
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье!
Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.
Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.
Кстати, в праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.
Хотя, конечно, все эти гадания на праздник Жаворонки были весьма условными – многие хозяйки специально убирали подальше в корзину птиц и пряники с дурными знамениями, а наверх клали «добрую» выпечку. Порой хозяйки отдавали «плохих» жаворонков и пряники детям со строгим наказом их не есть, а оставить в поле на шесте. Ведь если выпечку не съесть – предсказание не сбудется.
Но съедали птичек на праздник Жаворонки тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься. А девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.
На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».
Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.
Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.
Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! И не только на праздник Жаворонки!

Что делали с «жаворонками». Песни-веснянки.

…Когда вынимали противень из печи, глядели: хорошо ли испеклись «жаворонки», не обгорели ли? А затем по качеству выпечки судили о благополучии в семье.
…Испечённых птичек раздавали детям, и те бежали «закликать/кликать/выкликать» Весну и её вестников - перелётных птиц.
…Праздник Сỏроки настолько широко отмечался, что дети (в деревнях) даже отказывались идти в школу, пока они «не закличут птичек».
...«Хлебных жаворонков» дети должны были разместить «высоко». Для этого их развешивали на рябины, березы, дубы, яблони, плетни; насаживали на длинную палочку; клали на голову; или привязывали нитками к шесту, чтобы их раскачивал ветер и они представлялись как бы «летящими».
…При этом дети пели лирические песни пробуждения природы, которые назывались «веснянками».

Ой, весна моя, ты, весняночка! Из-за тёмных лесов, из-за синих морей приходи! Солнцем, светом озари! Жаворонки, перепёлушки, птички ласточки! Прилетите к нам! Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Жаворонки прилетайте, Зиму белу прогоняйте.
Гули – гули Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте.
Гули - гули Весну красну созывайте,
Землю нашу одевайте.
Гули – гули Землю нашу одевайте,
все поляны согревайте.
Гули - гули все поляны согревайте,
Солнце мило приглашайте.
Гули – гули Лето, Лето, пойди сюда!
А ты, Зима ступай за моря!…

Вот пришла Весна, Весна красная, ай, люли-люли, Весна красная.
Принесла Весна золотые ключи, ай, люли-люли, золотые ключи.
Ты замкни, Весна, Зиму лютую. Отомкни, Весна, тепло летечко,
Ай, люли-люли, тепло летечко.

В конце рассказа можно предложить детям слепить жаворонков из пластилина или из теста.

Цели:

Познакомить детей с хохлатым жаворонком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).
Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, о перелетных птицах, об особенностях крымского климата.
Познакомить детей с загадкой, стихотворением, приметами о жаворонках.
Словарь: жаворонок, противень, земледельцы, сусiдка (украинский), «пернатые друзья», «превосходные летуны», фразеологизмы «в самом разгаре», «весна-красна».
Упражнять детей в звукоподражании, рисовании и приемах раскрашивания.
Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать у детей умение видеть красоту природы и бережно к ней относиться.

Оборудование:

Фотография хохлатого жаворонка, силуэт жаворонка на нитке; дидактическая игра «Времена года» (в виде наборного полотна); сплетенные из теста «птички», противень, смазанный маслом, миндальные орехи, изюм, столовые ножи; аудиозапись пения жаворонка, романса «Жаворонок» М. И. Глинки, пьесы «Песня жаворонка» П. И. Чайковского; колокольчик.

Жаворонок хохлатый

Жаворонок в полете

Жаворонок из теста

Ход занятия:

Идет Весна-красна!
Идет весна ясна!
С солнцем теплым,
С дождем обильным.
Принесет весна урожай
В наш счастливый край!

Одно из главных весенних событий это то, что к нам прилетают наши пернатые друзья. Вы, конечно же, догадались о ком речь? Почему мы называем птиц «пернатыми» и «друзьями»? (Ответы детей). Верно, «пернатыми» потому, что тело птиц покрыто перьями, а «друзьями» потому, что птицы радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая тем самым парки, сады, леса, поля и огороды.

А как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Ответы детей). Правильно, перелетные. Назовите известных вам перелетных птиц. (Ответы детей). Ласточки, скворцы, грачи, малиновки, перепела, корольки, журавли, лебеди.

Сегодня мы с вами познакомимся с перелетной птицей. Зовут ее – жаворонок, певец весны. А вот и он сам. (Звучит аудиозапись пения жаворонка и поднимается вверх силуэт жаворонка на нитке).

Понравилась вам песня жаворонка? Понятно вам, за что жаворонка называют «певцом весны»? За что же? (Ответы детей). Жаворонки прилетают весной и поют свои чудесные птичьи песни.

В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков.

Уж вы пташечки, жавороночки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.

А мамы пекли из теста булочки заплетушки, похожие на птичек. Мы с вами с утра уже заплели тесто. Сейчас оно подошло и нам осталось сделать клювики и глазки. Из чего мы сделаем глазки? Из изюма. А что такое изюм? Верно, сушеный виноград без косточек. А что мы используем в качестве клювика? Миндальный орех. И теперь нам осталось ножом вот так надрезать хвостики нашим птичкам. (Воспитатель сопровождает объяснения показом). Готовых жавороночков высаживайте на смазанный маслом противень – так называется доска для выпечки. Знакомо вам это слово? Если нет, то повторите его еще раз и постарайтесь запомнить. Попросим Татьяну Владимировну отнести противень с жавороночками на кухню и поставить выпекаться … куда? В духовку. (Дети работают под звуки «Песни жаворонка» П. И. Чайковского. Воспитатель объясняет, что композитору нравилось пение жаворонка и он постарался передать его звуками музыки).

А пока пекутся наши птички, познакомимся поближе с жаворонком.

Прилетают жаворонки в Крым маленькими стайками, не любят они шумных компаний. А прилететь стараются тогда, когда уже тепло. В связи с этим примета есть: «Жаворонок летит к теплу».

Весной у жаворонков, как и у всех птиц много забот. Что это за заботы, расскажите пожалуйста. (Ответы детей). Найти себе пару, обустроить гнездо, отложить яйца, высидеть птенцов. Свадьбы у жаворонков проходят в воздухе. Взлетев повыше, самцы поют своим невестам красивые, мелодичные песни, примерно так: «Цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-люююююю».

Пальчиковая гимнастика «Жаворонки»

Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: «цир-лир-лир-лю, цир-лю-лю-люююююю».

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом).

Жаворонки славятся своим пением. А еще какая птица считается превосходным певцом? (Ответы детей). Верно, соловей.

Улетают из Крыма жаворонки в середине осени, ночью, когда не беспокоят их пернатые хищники. Летуны жаворонки превосходные. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей). Действительно, жаворонки умеют быстро и долго летать. Правда, в непогоду они устают и вместе с другими пернатыми путешественниками садятся на корабли. И моряки не трогают их, так как есть морская примета: «Несчастье грозит тому кораблю, на котором была обижена попросившая приюта птица».

Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают его травой, конским волосом, перьями. А для чего жаворонки это делают? (Ответы детей). Мягкая подстилочка в гнезде нужна для того, чтобы отложенные туда яйца не повредить, да и птенцам на мягком удобнее. Самочка откладывает от трех до пяти яиц. По цвету они рыжевато-серенькие.

Мы с вами уже нарисовали гнезда, а сейчас дорисуем в них яйца. Сколько яиц может быть в гнезде жаворонка? (Ответы детей). Вы можете нарисовать в гнезде не меньше трех, но не больше пяти яиц. А каким способом мы добьемся получения рыжевато-серой окраски яиц? (Ответы детей). Сначала с легким нажимом карандаша закрасим яйца оранжевым карандашом, а затем поверх оранжевого закрасим черным карандашом, едва нажимая на него. Вот так и получится у яиц рыжевато-серая окраска. (Дети работают под звуки романса М. И. Глинки «Жаворонок»).

Подвижная игра «Жаворонок»

Пришло время поиграть. Дети становятся в круг и поют:

В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.

Мы с вами живем на чудесном полуострове, который называется … как? (Ответы детей). Верно, Крым. У нас в Крыму живет особый жаворонок. Взгляните на него. (Показ фотографии). Нигде больше на всей огромной планете Земля не встретишь эту птицу. Она живет только в Крыму. Зовут ее хохлатый жаворонок. Как вы думаете, почему этот жаворонок зовется хохлатым? (Ответы детей). Молодцы, вы заметили хохолок на голове у этого жаворонка и догадались, что свое имя он получил именно за свой хохолок. А не припомните ли вы еще одну птицу, которая как и хохлатый жаворонок живет только в Крыму и тоже зовется хохлатой? (Ответы детей). Это хохлатый баклан.

Наш хохлатый жаворонок в воздух поднимается не часто. Он неутомимо бегает по земле, иногда перелетая на короткие расстояния. За это получил он прозвище «земляной жаворонок». Зимовать он остается в Крыму, никуда не улетает. Если зима бывает снежная, то тяжело ему приходится. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Под снегом не найти птице корма. Вот и приходится хохлатому жаворонку бродить вдоль дорог, возле домов и копаться в мусорных кучах в поисках пищи. Есть у хохлатого жаворонка еще одно название-имя – сусiдка. Это украинское слово. Знаете ли вы, как оно переводится на русский язык? (Ответы детей). Соседка. А жаворонка называют так за то, что в голодную зиму он селится и кормится по соседству с человеком. Повторите украинское слово «сусiдка» и постарайтесь запомнить.
Хохлатый жаворонок поет даже зимой, а еще умеет передразнивать других птиц. Невесту себе он выбирает один раз на всю жизнь.

Гнездо хохлатый жаворонок устраивает в степи, на пустырях, даже на пригородных свалках. Птенцы появляются на свет слепые, без перьев. Родители кормят их. Как вы думаете, чем? (Ответы детей). Как и другие птицы, жаворонки выкармливают своих птенцов насекомыми. Аппетит у птенцов отличный, растут они так быстро, что родители не нарадуются. Подросшие птенцы выбираются из гнезда и бродят возле него, верещат чуть слышными детскими голосами. Если доведется вам повстречать таких птичьих малышей, не трогайте их, не тревожьте. И не думайте, что птенцы выпали из гнезда или потерялись. Родители их рядом. Учат птенцов затаиваться, отыскивать корм, отличать съедобное от несъедобного. Скоро птенцы становятся похожими на родителей, переходят на зерновой корм, но и от насекомых не отказываются. Поедая насекомых и выклевывая семена диких трав-сорняков, жаворонки издавна считались друзьями земледельцев. Кто такие земледельцы? (Ответы детей). Люди, обрабатывающие землю и выращивающие растения. Что касается зерен пшеницы, то птицы не трогают зерна в колосе, а подбирают упавшие на землю пшеничные зернышки.

Ну что же, давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали.

Вопросы:

1. Как называется жаворонок, который живет только в Крыму?
2. Почему его называют земляным жаворонком?
3. Улетает ли хохлатый жаворонок на зиму в теплые края? Почему?
4. Каким украинским словом называют хохлатого жаворонка и за что?
5. Как жаворонки устраивают гнезда?
6. Как растят птенцов?
7. За что жаворонков называют друзьями земледельцев?
8. Какие приметы связаны с жаворонками? (О тепле, у моряков).
9. Почему жаворонки считаются певчими птицами?

(Открывается дверь, входит помощник воспитателя с готовыми булочками «жаворонками» и передает их воспитателю).

Попало ваше тесто в горячее место.
Попало – не пропало! Жаворонками стало.

Ребята, берите «жавороночков» в руки и проходите на ковер. (Каждый ребенок получает в салфетке булочку-жаворонка). Прежде чем съесть жавороночков, поиграем с ними немного. Вспоминайте песенку из игры «Жаворонок». (Дети выполняют движения соответственно тексту, держа в руке булочки-жавороночки).
Наше занятие закончено, поставьте своих жавороночков на столы, помойте ручки и попробуйте их на вкус.

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.

По традиции, к началу этого праздника, выпекали из теста вешних птичек: жаворонков, скворцов, куликов. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

В нашей группе « Солнышко» большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники. В группе было проведено тематическое занятие "Жаворонки". Дети из солёного теста сами лепили жаворонков, выносили их на улицу и закликали птиц:

Жаворонки, прилетите!

Весну красную принесите!

Нам зима-то надоела,

Весь наш хлебушек поела!

Цель нашего занятия : Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, с русским православными обычаями. Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности. Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками.

Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях. А на полдник детям испекли настоящих жаворонков!

Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №6 «Центр развития ребенка»

Конспект открытого занятия для старшей группы

«ЧТО НА РУСИ ОЗНАЧАЛО СЛОВО «ЖАВОРОНКИ»

Подготовила и провела

воспитатель первой квалификационной категории

Парфентьева Людмила Ивановна

г. СЕРГИЕВ ПОСАД, 2011

Программное содержание: воспитывать любовь к народному творчеству, дать детям представление о народном празднике («Сороки»), способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм через народные заклички.

Используемая музыка:

  1. «Русский хоровод» исп. Оркестр народных музыкальных инструментов, дирижер В. Красноярцев.
  2. «Жаворонок» муз. П. И. Чайковского.
  3. «Красный сарафан» муз. А. Варламова
  4. «Веснянка» муз. Т. Потапенко.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал. Звучит «Русский хоровод».

1 ребенок: 22 марта(9 марта по старому стилю) в православной России отмечается праздник «сороки». Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетает 40 разных птиц. И первая из них – жаворонок. В этот день хозяйки пекли из простого теста «жаворонков».

2 ребенок: Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка.

3 ребенок: Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери.

4 ребенок: На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…(Василий Жуковский)

5 ребенок: Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне…(Евгений Баратынский)

6 ребенок: Согласно легенде жаворонки вынимали колючки тернии из тернового венца распятого Христа. Не только поэты, но и композиторы посвятили этой неприметной серенькой птичке свои произведения. Послушайте одно из них.

Звучит «Жаворонок» П.И. Чайковского.

Ведущий: Прилет жаворонка во всех странах связывался с приходом весны. В этот день женщины выпекали из теста жаворонков и давали сначала коровам – в благодарность за молоко да масло; потом овцам – за теплые валенки, варежки да тулуп, а потом детям. И приговаривала:

(девочка держит в руках тарелку с выпеченными жаворонками)

Ой, вы жаворонки, жавороночки

Летите в поле, несите здоровье

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

А дети бежали на улицу и кричали:

6 ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое!

Унесите от нас зиму холодную,

Нам зима холодной надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Ведущий: Во многих местах печенье выпекали в форме крестиков. Считалось, что крестообразное печенье обладает чудесной силой. Поэтому оставшиеся на столе крошки не выбрасывали, а собирали и хранили. Весною, во время сева, их бросали в особое решето (сетево), из которого сеяли зерно. С крестообразным печеньем был связан и особый способ гадания. В отдельные печенья закладывали зернышки, чешуйки хмеля или монетку. Зерно к богатству, чешуйка хмеля или монетка – к веселью.

Часто «кресты» давали ребятам, которые бегали с ними от дома к дому и выкрикивали особые песенки-заклички:

1 ребенок: Крестики, крестики, жавороночки,

2 ребенок: Крестик подают и водой обдают,

3 ребенок: Половина-то «говина» перевалится,

4 ребенок: Кадка с молоком перекатится

Ведущий: Девицы также совершали свои заклички, глядя на восток:

Мальчик: Весна, Весна красная!

Приди весна с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Хоровод «Стало ясно солнышко припекать».

Ведущий: Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к Морозу (выставляли в миски овсяный кисель, на краю поля или на крыльцо) приглашали отведать кушанье:

Мороз-Мороз, не тронь мой овес.

Приходи кисель есть.

Под музыку входит Весна. Звучит «Красный сарафан».

Весна: Я весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На полях рощу цветочки

Прогоняю с речек лед.

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

7 ребенок: Здравствуй, здравствуй,

Красавица, Весна!

Птичий домик у нашего окна

Скоро в домике будет веселье,

У крылатых жильцов новоселье!

Игра «Птички», р.н.м.

Ведущий: Весна, а наши ребятки знают о тебе много пословиц, поговорок, примет.

Дети:

Пословицы, поговорки:

Зима весну пугает, да все равно тает.

Весна днем красна, да и то не сполна.

Весною оглобля за ночь травой обрастает.

Приметы:

Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной весне.

Длинные сосульки – к долгой весне.

Дружная весна – жди большой воды.

Увидал скворца – весна у крыльца.

Хоровод «Веснянка».

Весна раздает детям угощение.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 комбинированного вида города Тюмени
Автор: заместитель заведующего
МАДОУ д/с № 83
Никитина Светлана Владимировна,
Тюмень, 2014 год
Конспект сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему:
«Жаворонки прилетите, Весну - красну принесите!»
Программное содержание игры:
Познакомить детей с русскими народными традициями встречи весны - праздником прилета птиц - Сороками.
Учить детей создавать выразительные образы жаворонков по мотивам народных приемов лепки: лепить птичек из целого кусочка солёного теста, раскатывая его в толстый жгутик, крылья и хвостик делать при помощи надрезов теста стекой.

Закреплять умение украшать свои изделия методом углублённого рельефа, использовать для украшения дополнительный природный материал.
Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус и желание экспериментировать с материалами.
Воспитывать интерес к народным традициям, обычаям, любовь и бережное отношение к птицам родного края.
Оборудование и материалы:
Солёное тесто, зёрна различных круп (греча, горох, чечевица), стеки, печатки, доски для лепки, салфетки, маски перелётных птиц, рисунок с изображением жаворонка и других птиц, 4 снежка, «волшебная» палочка.
Музыкальное сопровождение: «Звуки весеннего леса», «Весеннее пение птиц», «Песня жаворонка» П.И. Чайковского, Э. Григ «Весна».
Предварительная работа:
Беседы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание пословиц о перелётных птицах, заучивание закличек, наблюдения за птицами во время прогулок.
Оформление группы:
Группа оформлена в виде весеннего леса.
Примечание: Игра проводится 22 марта
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, и пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!».
Воспитатель: «Ребята, вы хотите, стать помощниками Весны?»
Дети: Да!!!
Получив согласие от детей, воспитатель прикрепляет детям на грудь эмблему с надписью «Помощник Весны».
Воспитатель: «Но как же нам быть? Как расколдовать Весну?»
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель: «Кажется, я знаю, что нам делать! Давайте отправимся в лес, полный тайн и чудес, там мы обязательно найдём ответ на наш вопрос. Но можем ли мы вот так, одетыми лишь в лёгкую одежду, пойти в лес?»
Дети: Нет! Ведь сейчас в лесу ещё холодно. Хоть и наступил март, но в лесу много снежных сугробов.
Воспитатель: «Правильно, на улице ещё прохладно, мы можем замёрзнуть. Давайте сначала оденемся и тогда сможем отправиться в путь».
Дети с педагогом имитируют одевание.
Воспитатель: «Молодцы! Всё готовы?»

Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Детки, быстро закружились
И в весеннем лесу очутились.

Звучит фонограмма весеннего леса.

Воспитатель: «Ну вот, мы и попали в лес. Пойдёмте, ребята тихо, на носочках, чтобы коварная ЗИМА не услышала нас. Осторожно, впереди сломались ветви деревьев, наклонитесь ниже, пройдите под ними. Дальше перед нами глубокая яма - перепрыгнем через нее. Будьте внимательны, впереди большой сугроб, обойдем его».

Дети идут с воспитателем, преодолевая невидимые препятствия, и оказываются на лесной полянке. На полянке лежит снежок. Дети замечают его.

Воспитатель: «Мы с вами попали на лесную полянку. Интересно, а это что такое? Да это волшебный снежок! Ну-ка, посмотрим, да он с загадкой!»

Воспитатель загадывает детям загадку:

«Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…?»

Дети: «Весна».

Воспитатель: “А почему вы решили, что это весна?” (Ответы детей).

Воспитатель: «Кажется, я догадалась, как мы можем расколдовать Весну – красну. А вы догадались?»

Воспитатель: «Пойдёмте, ребята, дальше по лесу. Перешагнём через пень. Вот один пень, вот второй, третий, мы перешагнули много пней. Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. А вот здесь толстый сук повис над землёй, придётся нам наклониться».

Дети находят следующий снежок.

Воспитатель: «Ребята, это очень необычный снежок. На нём написано странное слово «ЗАКЛИЧКИ». Интересно, что оно значит?» (выслушивает ответы детей).

Воспитатель: «В старину весну люди очень ждали, пели для неё песни-веснянки, чтобы она поторопилась, чтобы птицы поскорее с юга вернулись. Давайте и мы с вами вспомним весенние заклички. Становитесь в кружок».

«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
Приди, весна, с милостью!»
«Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным»

Дети идут по тропинке и в конце неё находят третий снежок.

Воспитатель: «Люди радовались приходу весны, говорили о ней добрые слова. «Матушка-весна всем людям красна», «Весна все оживит». А еще про весну говорили: «Сорок сороков птиц прилетает из заморских стран, весну несут». Почему так говорили, как вы думаете?»

Дети: «Весной птицы возвращаются домой из теплых стран».

Воспитатель: «Ребята, а давайте мы с вами превратимся в перелётных птиц, которые весной возвращаются из тёплых краёв. У меня есть маски с изображением птиц, выбирайте себе любую, одевайте её на голову».

Воспитатель: «Назовите, ребята, кто какую птицу себе выбрал?»

Дети называют своих перелётных птиц и вспоминают народные приметы, связанные с их прилётом:

«Грач на горе – весна на дворе»,
«Сколько проталин, столько и жаворонков»,
«Увидел скворца – знай, весна у крыльца».

Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Детки, быстро закружились,
В перелётных птиц все превратились.

Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Птицы быстро закружились,
И в детей все превратились.

Воспитатель: «Надо нам, ребята, поскорее на полянку выбираться».

Дети находят полянку со снежком, на нём написано число 22. Воспитатель предлагает детям присесть, немного отдохнуть на полянке.

Воспитатель: «Это задание сложное, но я догадалась, что значит это число 22. Я вам немного помогу. Сегодня на календаре 22 марта. Этот день считался у русского народа большим праздником. Согласно поверью, именно в этот день возвращаются домой перелетные птицы, которые несут на своих крыльях весну. А назывался этот день «Сороки». По народному обычаю в этот день хозяюшки выпекали из теста вешних птичек - жаворонков. Птички были аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой.
Дети бегали по улице с испеченными птичками, подбрасывали их вверх, разбрасывали по всюду крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». Мягкие булочки подвешивали к окошку на ниточках, прикрепляли к веткам деревьев, дарили своим близким.

Воспитатель: «Подумайте, дети, почему люди пекли именно жаворонков?»

Дети: «Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев».

Воспитатель: «Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны».

Воспитатель: «Вам, ребята, необходимо сейчас выбрать из нескольких иллюстраций птиц изображение жаворонка».

Воспитатель: «Как вы догадались, что это жаворонок?»

Дети: «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький».

Воспитатель: «Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком».

Воспитатель: «Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, прошли все испытания. А это значит, что колдовские чары Зимы исчезли, и Весна – красна обязательно придёт в наш край»!

Звучит нежная весенняя мелодия.

Воспитатель: «Слышите, кажется, это она ступает по земле своими невесомыми шагами. А чтобы весна поторопилась и поскорее принесла тёплые, погожие дни в наш город, давайте встретим её так, как раньше встречали весну на Руси. «Испечём» из теста жаворонков. А для этого нам нужно вернуть в нашу группу и превратиться в того, кто хлеб печёт. В кого?»

Дети: В пекарей!

Волшебную палочку я поднимаю,
Над вами ею вращаю.
Дети в группе очутились,
В пекарей все превратились.

Воспитатель приглашает детей к своему столу.

Воспитатель: «Разделим кусочек теста на две части. Из большой части будем лепить птичку. А маленькую оставим. Как вы думаете для чего?»

Дети: «Маленькую часть оставим для украшения птички».

Воспитатель: «Из большого куска раскатаем валик. С одной стороны сформируем пальцами голову. Кончиками пальцев сделаем клювик. Остальную часть расплющим в лепёшечку. С противоположной стороны от головы сделаем один надрез. Одна часть будет хвостик, другая крылышко. Хвост и крылышко надрежем веером, крылышко приподнимем кверху и прижмём к туловищу (воспитатель сопровождает свои слова показом)».

Воспитатель: «Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любили этих птиц, поэтому украшали их, на голове лепили хохолок, делали красивые узоры. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна» (воспитатель показывает варианты украшения с жаворонков).

Воспитатель предлагает перед началом работы размять пальчики:

Пальчиковая гимнастика "Жаворонок"

Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе выполняем движения.

«Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет».

Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом.

Воспитатель: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П.И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков».

Воспитатель предлагает приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости оказывает помощь, поощряет детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.

Воспитатель: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек, обсуждает, у кого получился самый нарядный жаворонок, самый голосистый, у которого жаворонка самый оригинальный хохолок и т.д.

Воспитатель: «Как вы думаете, дети, что мы можем сделать с нашими жаворонками?»

Дети: Мы можем подарить их своим родителям, можем оставить для украшения группы, можем вынести на улицу и спеть заклички!

Воспитатель предлагает детям нескольких жаворонков вынести на улицу, чтобы по древнему обычаю позвать Весну – красну в гости. Если ребятам захочется подарить жаворонком родителям, то можно предложить детям из оставшегося теста в вечернее время слепить птичек в подарок своим близким.

Дети идут мыть руки и одеваться на улицу.
Во время прогулки

Воспитатель с детьми укладывают жаворонков на высокий сугроб, а сами становятся вокруг них и читают заклички:

«Жаворонки, прилетите,
Студеную зиму унесите.
Зима нам надоела-
Весь хлеб у нас поела».

«Ой, вы, жаворонки,
Жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье.
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье».

«Жаворонки,
Летите из-за моря,
Несите нам здоровья,
Мы вам пирожок
А вы нам денег мешок».

Затем с детьми проводится игра «Жаворонок».

Игра «Жаворонок»

Дети стоят в круг и поют:

«В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве».

«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком». Игра повторяется.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама