THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Меню статьи:

Гоголевский «Ревизор» не зря притягивает столько любопытствующих взглядов: эта пьеса – пример революции, которая потрясла русскую драматургию. Впрочем, это потрясение оказалось положительным, прибавив красок композиции и содержанию литературы. Анализ повествования требует обращения к обычаям и нравам эпохи, к которой отсылает читателя автор. Социальные условия, исторические особенности – все это нашло отражение в гоголевском произведении. По мнению Гоголя, существует панацея от всех общественных «болезней». Таким лекарством писатель видел искусство.

Как появилась идея «Ревизора»?

Написание и редактирование произведения заняло у Гоголя – без малого – 7 лет. Николай Васильевич начал работу над «Ревизором» в 1835 году, а окончание пьесы припало на 1842 год. Идею для создания такого текста подал писателю Пушкин. Тот, в свою очередь, недавно услышал забавную историю про некоего Свиньина (который, кстати, был издателем «Отечественных записок»). Так чем прославился наш Свиньин? Собственно, в каком-то смысле, издатель послужил прототипом для образа Хлестакова: как и героя «Ревизора», Свиньина как-то перепутали с одним высокопоставленным лицом, которое должно было прибыть в городок с ревизской проверкой. Кстати, Пушкин рассказал коллеге вышеобозначенную историю в то время, когда Гоголь работал над текстом «Мертвых душ». Работа, видимо, не двигалась, поэтому писатель решил сделать паузу. Тогда Гоголь зашел к Пушкину, чтобы посоветоваться с другом по поводу планов о написании нового текста. Задумка – сатирическая пьеса. Гоголь хотел высмеять порядки, которые были в ходу у чиновником высокого статуса. И вот тогда-то Пушкин и вспомнил слухи о Свиньине.

Ремарка о Свиньине

Оказия со Свиньиным приключилась в Бессарабии. Но этот случай – не единственный, а лишь один из ряда похожих ситуаций. Одна из таких историй случилась и с самим Пушкиным. Как-то раз Александр Сергеевич отправился в Нижний Новгород, чтобы собрать там информацию об Емельяне Пугачеве – Пушкин в то время работал над одноименным произведением. Истории, поведанные Пушкиным, очень позабавили Гоголя, и писатель так вдохновился, что в течение довольно короткого времени набросал очерк новой пьесы. Справедливости ради стоит сказать, что похожая проблематика появляется у многих писателей этого периода. Гоголь расстраивался, что пьеса не оригинальна в плане тематики. В какой-то момент автор даже собирался отказаться от работы над «Ревизором», однако Пушкин переубедил коллегу. Написанное произведение – сразу по окончании – зачитали в салоне Василия Жуковского, который собирал у себя в гостях известных деятелей литературы и искусства. Гоголевский текст вызвал огромный восторг среди присутствующей публики. Однако Гоголь усмотрел и минусы в том, как комедия воспринималась потенциальными читателями: к сожалению, слушатели не уловили истинного смысла пьесы.

Но вернемся к нашему основному рассказу. Эта история, впрочем, – только предлог, чтобы представить на читательский суд порочное общество, лишенных достоинства и чести чиновников, мир лицемерия и духовной бедности, людей, демонстрирующих вселенскую глупость. Таким образом, Гоголь создает уникальную и острую социально-сатирическую комедию. Чтобы достичь своей цели, писатель выбирает реализм в качестве литературного направления. Собственно, во времена Гоголя реализм был достаточно популярным течением. Что касается композиции, то пьеса отличается кольцевой структурой, экспозиция (как таковая) отсутствует. Специфика «Ревизора» состоит также во включении в повествование множество психологических ремарок от автора.

Характеристика действующих лиц гоголевского произведения

Гоголевская пьеса вошла в историю литературы как классическое произведение, где действуют типичные герои. Имеются в виду литературные типы – максимально абстрактные образы, которые являются, в то же время, выразителями специфических черт определенного времени. Гоголь умело оперирует юмором и вырисовывает крайне любопытных персонажей! Писатель не привел в тексте ни одного полностью положительного героя – это довольно новый и нестандартный прием для реалистического направления. Что, если не персонажи, движут повествованием «Ревизора»? Вероятно, это чувства и мораль. Главное чувство – страх, в частности же – страх за свою «шкуру» и благосостояние, страх утратить насиженное теплое место с приездом ревизора. Каков выход из этой ситуации? Задобрить проверяющего чиновника. Писатель считал, что обличение столь неприглядных сторон жизни повлечет за собой выздоровление социума. Поэтому Гоголь нажимает на самые болевые точки: на господство подлости и несправедливости, на популярность безнравственности и фальши.

Образ Хлестакова

Конечно, ключевым действующим лицом пьесы является Хлестаков. Писатель характеризует Ивана Александровича Хлестакова как чиновника, прибывшего из Петербурга. Приблизительно двадцатитрехлетний юноша не отличается глубоким умом, любит кутежи, гулянки и азартные игры. К работе молодой человек не склонен, хоть Хлестакову и приходится трудиться. Герой часто просит деньги у родителей. Однажды, на исходе последних средств, Хлестаков уезжает к отцу, остановившись, по дороге, в городишке N. Вдруг юношу принимают за чиновника, которого ожидали в городке. Псевдо-ревизор наслаждается свалившейся на голову властью, знакомиться с хорошенькими женщинами, берет взаймы средства у местных чиновников. Кульминация – сватовство к дочери городского управителя. Однако вскоре приезжает настоящий ревизор, обман Хлестакова раскрывается, и герой спешно покидает город.

Образ Осипа

Хлестакову прислуживает Осип – хитрый и умный крепостной слуга безалаберного хозяина. Старичок куда смекалистее Хлестакова, часто подсказывает барину, как следует поступить.

Образ Сквозник-Дмухановского

На примере имени этого героя читателю видно, насколько мастерски Гоголь играет с фамилиями своих персонажей. Антон Антонович служит местным городничим. Это еще не старый человек зрелых лет (согласно повествованию, Сквозник-Дмухановскому около тридцати). Городской управитель обладает хитрым характером, часто предается мошенничеству и лицемерию. Антон Антонович не гнушается заниматься коррупцией, нарушать закон, стараясь из всякого дела получить выгоду.

Образ Анны Андреевны

Городничий женат на женщине, которую зовут Анной Андреевной. Женщине около сорока лет, Анна Андреевна не отличается умом, демонстрируя свою суть – глупой, но привлекательной кокетки из провинции. Супруга городничего нетерпелива, хочет получать все и сразу.

Образ Марьи Антоновны

Восемнадцатилетняя дочь городского управителя славится красотой и нравственной неиспорченностью. Марья наивна и чиста, девушка мечтает о романтически красивой истории. Однажды героиня встречается с Хлестаковым, который сумел расположить девушку к себе. Между Марьей и Иваном, кажется, промелькнули взаимные чувства и, в результате, Хлестаков сделал девушке предложение. Но как только объявили о помолвке, обман Хлестакова раскрылся, и герой «капитулировал» из городка.

Образ Хлопова

Гоголь описывает смотрителя училищ Луку Лукича. Это чиновник, для образа которого характерны такие черты, как робость и трусливость. Хлопов должен следить за порядков в учебных заведениях, однако работу свою чиновник делает из рук вон плохо. Кроме того, Хлопов постоянно источает луковый запах. Возможно, поэтому Гоголь и награждает персонажа таким именем!

Образ Ляпкина-Тяпкина

Как и Лука Лукич, Аммос Федорович исполняет свои служебные обязанности далеко не на совесть. Фамилия персонажа будто говорит, что судья делает работу на «тяп-ляп». Судейская жизнь Аммоса Федоровича длится вот уже пятнадцать лет, при этом получая награды и медали за некачественную и безалаберную работу. Куда больше, чем служить в суде, Тяпкин-Ляпкин любит охотиться. Пристрастие к охоте обусловило и специфическую форму взяток героя: Тяпкин-Ляпкин взимал «дань» не деньгами, а собаками.

Образ Земляники

Артемий Филиппович служил попечителем «богоугодных заведений». Гоголь описывает персонажа пронырой и плутом, а кроме того – толстым и неповоротливым мужчиной. Как и Лука Лукич, Земляника особо не беспокоится о соблюдении порядка в заведениях, которыми управляет.

Образ Шпекина

Почтмейстер в пьесе, между тем, предстает персонажем, который отличается простодушием и бестактностью. Герой возглавляет почтовую службу городка. С работой Шпекина совпадает и любимое времяпрепровождение мужчины: Шпеков слаб на чтение чужой корреспонденции. Собственно, герой ничем особым не отличается от других чиновников городишка, так же плохо исполняя свои служебные обязанности.

Образы Бобчинского и Добчинского

Изображенные Гоголем помещики из города N поразительно похожи: у обоих героев одинаковое имя, то есть оба – Петры Ивановичи. Образ помещика представлен типичным: низкорослые любители поесть, посплетничать, отдохнуть и поболтать.

Образ Гибнера

Фамилия этого персонажа также «говорящая»: всем пациентам доктора Христиана Ивановича суждено погибнуть, ведь наш лекарь совершенно не умеет лечить людей. Гибнер, по всей видимости, немец, поэтому русского языка герой не знает, а потому не умеет общаться с пациентами. Здесь Гоголь высмеял известный русский обычай приглашать государственных чиновников, ученых, преподавателей и, наконец, врачей из-за границы, в частности же – из Германии.

Образ Уховертова

Степан Ильич играет во «вселенной» «Ревизора» роль городского пристава, начальника квартальных, то есть полицейских, в нашем городке. Подобно коллегам-чиновникам, Уховертов исполняет служебный долг некачественно, а местные квартальные склонны к пьянству и кутежам.

Образы квартальных

С фигурой Уховертова тесно связаны и образы полицейских, которых Гоголь тоже награждает комичными именами, вроде Держиморды, Свистунова и Пуговицына. Естественно, главная обязанность квартальных – поддержание общественного порядка. Однако блюстители закона и сами склонны этот порядок нарушать, что уж тут говорить о целом городе.

Образ вдовы Ивановой

Когда-то Иванова была замужем за унтер-офицером, но теперь овдовела. Женщина – типичная представительница среднестатистического жителя городка. Иванова как-то пожаловалась Хлестакову на действия городского управителя: квартальные якобы наказали женщину без всякой на то причины. Иванова возмущалась и просила Хлестакова выписать городничему штраф за злостное нарушение служебных обязанностей.

Образ Пошлепкиной

Еще один женский персонаж гоголевской пьесы. Пошлепкина, представленная в произведении пожилой слесаршей, также приходит к псевдо-ревизору с жалобами на городничего. Тот заставил мужа Пошлепкиной стать солдатом – на незаконной основе.

Образ Тряпичкина

У Хлестакова в Петербурге водилось множество знакомых и друзей. Один из них – Тряпичкин. Гоголь изображает этого персонажа литератором, который занимается статьями для газет. Хлестаков ведет с другом переписку, в которой рассказывает о происходящем в городке, где молодой человек вдруг оказался.

Образы отставных чиновников

Кроме действующих чиновником и помещиков городка, Гоголь представляет читателям и отставных служащих. Это, в частности, персонажи Лелюкова, Растаковского и Коробкина. Эти герои – второстепенные и появляются в произведении лишь изредка, в эпизодах.

Образ Мишки

Мишку писатель изобразил крепостным мальчиком «на побегушках», который служит у городского управителя. Мишка – юный паренек, отличающийся проворностью и сноровкой. По сути, это тоже герой второго плана.

Образ торговца

Фигура купца Абдулина занимает эпизодическую роль, однако персонаж появляется в пьесе довольно часто. Абдулин торгует винами. При этом для городничего купец поставляет вино бесплатно (то же самое городской управитель проделывает и с другими торговцами, которые без платы дают тому свои товары). Но по прибытии в городок нашего псевдо-ревизора Абдулин присоединяется к другим жителям города, жалуясь на городничего.

Сообщение о приезде проверки

Государственные органы городка погрязли во взятках и иных нарушениях закона, они привыкли к вседозволенности, однако неожиданно приходит неприятная весть. Дело в том, что в город направляется проверяющий из Петербурга, то есть ревизор. При этом чиновники узнают, что ревизор имеет тайное предписание, это известие заставляет недобросовестных служащих потерять покой. Город теряется в догадках о причинах приезда ревизора. Все предчувствует грядущие неприятности.

Городничий рекомендует попечителю государственных учреждений навести порядок в больничных палатах, переодеть больных в чистое белье. Он дает указания городскому судье, чтобы тот прекратил сушить арапник над рабочим столом. Городничий просматривает исходящую почту у почтмейстера Шпекина, чтобы избежать доноса. Шпекин, оказывается, и сам нередко читает чужие письма, поскольку это занятие веселит его.

Добчинский и Бобчинский рассказывают горожанам о подозрительном наблюдательном молодом человеке, которого они повстречали в трактире. Все по ошибке решают, что Хлестаков и есть ревизор. Городничий решает посетить приезжего проверяющего в гостинице.

В начале второго действия читатели узнают о том, что положение Хлестакова значительно ухудшилось, по дороге к отцу он проиграл все деньги и даже не имеет средств на пропитание.

Городничий приходит к Хлестакову в гостиницу. Чиновник боится, что визит городничего вызван его большими долгами. Он считает, что его хотят посадить в тюрьму.

Антон Антонович, который служит городничим, входит в комнату ревизора и почтенно здоровается с ним. Хлестаков в свою очередь сбивчиво извиняется, оправдывается по поводу долга и жалуется на плохого трактирщика. После проявленного гостем недовольства городничий предлагает ему более комфортабельную гостиницу.

При этом диалоге городничий считает, что Хлестаков обманом выпытывает у него секретные сведения. Перепугавшись, Антон Антонович признается во взятках и предлагает Хлестакову денег. Городничий обещает сохранить тайну ревизора и не выдавать его личность. Таким образом, Хлестаков получает 200 рублей.

Антон Антонович вызывается сопровождать ревизора по местам инспекции в богоугодных заведениях. Он приглашает Хлестакова к себе домой в качестве почетного гостя.

Жена городничего Анна Андреевна с нетерпением ожидает супруга. Добчинский приносит ей записку от мужа, в которой он самыми серьезными оборотами излагает информацию о грозных намерениях ревизора. Он просит жену предпринять все меры по смягчению гостя, велит приготовить для него комнату и купить лучшего вина. Анна Андреевна с дочерью спорят о том, какие платья лучше выбрать для встречи высокопочтенного ревизора.

Приехав в гости к Антону Антоновичу, Хлестаков решает рассказать дамам о своей петербургской жизни, он описывает торжественные светские мероприятия и называет себя главным чиновником министерства и другом самого Пушкина. Гость хвастается, что не раз печатал свои сочинения в известных журналах и присваивает себе чужие заслуги. После беседы Хлестаков отправляется отдыхать в приготовленную для него комнату.

Анна Андреевна расспрашивает слугу Осипа о нраве и статусе его хозяина. Осип отвечает уклончиво, что дает домовладельцам повод возомнить Хлестакова важной фигурой.

В нашей вы узнаете о нелегкой жизни петербургского чиновника Акакия Акакиевича в рассказе “Шинель”, и о том, как он вынужден был ежедневно терпеть лишения ради своей заоблачной мечты.

Городничий выставляет у своего дома полицейскую охрану, чтобы избежать встречи ревизора с жалобщиками и доносчиками. После долгих разговоров чиновники решают по очереди посетить Хлестакова и дать ему взятку, чтобы обелить свое имя.

Судья Ляпкин-Тапкин решается стать первым посетителем ревизора. Он входит в комнату к Хлестакову и от переизбытка волнения роняет принесенные деньги на пол. Хлестаков поднимает деньги и просит судью одолжить их. Затем к нему в комнату по очереди входят почтмейстер, смотритель городских училищ и другие чиновники всех званий. Все эти государственные служащие дают гостю из Петербурга деньги, объясняя это временным займом.

Разговаривая с Хлестаковым, чиновники от волнения и излишней нервозности выдают ему свои секреты. Служащий Земляника доносит на некоторых своих коллег и предлагает предоставить Хлестакову записку с подробным описанием их проступков, Добчинский признается ревизору в наличии незаконнорожденного ребенка.

После того, как прием чиновников закончен, Хлестаков пишет письмо своему давнему товарищу Тряпичкину. Он признается, что попал в выгодное положение, поскольку его по ошибке приняли за государственного проверяющего.

Легкие деньги
Теперь у ревизора есть целое состояние в 1 тысячу рублей. Осип просит барина проявить осторожность и поскорее уехать из города пока чиновники не обнаружили обмана.

Затем к Хлестакову является несколько купцов, которые жалуются на несправедливое отношение со стороны местной власти. Хлестаков обещает наказать виновного и обнадеживает их.

Хлестаков начинает заигрывать с дочерью городничего Марьей Антоновной. Он падает перед девушкой на колени и признается ей в любви. Хлестаков делает ей предложение руки и сердца. Городничий благословляет союз между своей дочерью и ревизором. Хлестаков заявляет семейству городничего, что ему срочно необходимо ехать к богатому дяде. Он просить занять ему еще денег. После этого Хлестаков уезжает.

Почетные жители города поздравляют городничего, что его дочь так успешно вышла замуж. Городничий представляет, что вскоре он с женой переедет в столицу. Неожиданно является почтмейстер, которой прочитал письмо Хлестакова к Тряпичкину. Он рассказывает городничему об обмане. Жандарм возвещает о прибытии чиновника из Петербурга, после этого наступает немая сцена.

Судьба произведения после написания

При всей популярности гоголевской пьесы, произведение нашло свое сценическое воплощение лишь в 1836-м. Первым «Ревизора» поставил Александрийский театр. Изначально император относился к постановке пьесы скептически, учитывая злободневную и острую проблематику текста. Однако Жуковскому все же удалось уговорить императора дать разрешение на постановку. «Ревизор» вызывал амбивалентные чувства у зрителей, и у императора в том числе. Хотя в целом правителю России произведение понравилось.

В вопросах сценического воплощения пьесы Гоголь предстал новатором. Например, литератор постоянно курировал процесс репетиций, снабжая актеров и режиссера своими ремарками и советами. Но также Гоголь настоял на применении приема, который называется «немая сцена». В этой сцене, как следует из названия приема, персонажи находятся на сцене, но не ничего не говорят. Кроме того, Николай Васильевич занялся выведением ключевых закономерностей комедии, которые впоследствии стали классикой. Еще одна инновация от Гоголя – гротеск в рамках комедии. Собственно, гротеск – в данном случае – помогает писателю придать произведению сатирический и язвительный оттенок, акцентировать внимание на абсурдности определенных элементов. Кое-где Гоголь использует гиперболу, выпячивающую пороки и недостатки социума. Нет, литератор не изображает чиновников глупыми. Это скорее очень ограниченные люди. «Ревизор» не знает ни полностью положительных, ни полностью отрицательных героев, здесь даже нет привычного – четкого – деления на персонажей второго и первого плана. Каждый герой – «говорящий», потому что воплощает один (самый выразительный) порок.

Несколько слов о тематике и идейной подоплеке гоголевской пьесы

За счет обращения к реализму, Гоголю удалось изобразить личность действующей в типичных обстоятельствах. Однако, по замыслу писателя, «Ревизор» – это бесконечно больше, чем простая комедия или даже грустная картина пороков современного автору социума. Чтобы до зрителя дошел исходный, настоящий смысл произведения, Николай Васильевич снабдил текст комментариями и рекомендациями. Что же все-таки хотел донести Гоголь? Абсурдный характер общественных порядков, комизм и одновременно грусть картины вырождающегося общества.

Центральная тема произведения касается общественных пороков, глупости и лицемерия чиновников, демонстрации морального упадка социума в целом и высших чинов – в частности. То, что пьеса является сатирой, обусловливает острый характер текста, использование язвительных оборотов речи. При этом Гоголь наделяет каждого персонажа своей – особенной, неповторимой – речевой манерой. Эта же манера служит и главным инструментов обличения определенного героя.

Что касается идейной подоплеки гоголевского текста, то писатель демонстрирует бездуховный характер отношений между людьми, господство пошлости, низости и цинизма, полного морального упадка жизни чиновников. На самом деле, Гоголь не прячет глубоко идеи, которые стремится передать пьесой: все мысли лежат на поверхности. Важно увидеть себя со стороны, понять собственную неправоту и ограниченность, а также попытаться исправить ситуацию. Но Гоголь испытал грусть и разочарование, потому что не достиг своей цели: это не удивительно, ведь зрители и большинство читателей произведения принадлежали к классу, который писатель и обличал.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

⦁ 1835 г. окончание работы над пьесой. Основа — рассказ А. С. Пушкина, как в Оренбурге его приняли за приехавшего из Санкт-Петербурга для ревизии чиновника.
⦁ 1836 г. премьера комедии в Санкт- Петербурге.
⦁ 1842 г. — окончательная редакция с учётом неностатков.

ПРОБЛЕМАТИКА

Морально-нравственная (угодничество, стремление устроиться получше, чинопочитание, ложь, высокомерие, отсутствие человеческого достоинства, ничтожность интересов, суеверие и сплетни);
⦁ беззаконие. взяточничество и казнокрадство..

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

В пьесе два конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (бюрократическая верхушка и народ).

Композиция кольцевая (начало и конец совпадают чтение письма и сообщение о приезде ревизора) и необычная, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы городничего начинается завязка сюжета.

Завязка
Сообщение городничего о скором приезде ревизора. Двигатель действия в комедии — страх чиновников перед проверяющим.

Развитие событий
Чиновники пытаются взятками подкупить мнимого ревизора.

Кульминация
Разоблачение мнимого ревизора: чтение письма Хлестакова, адресованное другу Тряпичкину, которое принёс городничему почтмейстер Шпекин.

Развязка
Жандарм сообщает о приезде настоящего ревизора. Финал комедии — немая сцена: персонажи находятся в окаменевших позах символ нравственной расплаты чиновников за совершённые действия.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Темы: социальные (жизнь уездного города и его обитателей) и нравственные (многие поступки действующих лиц безобразны, поскольку безнравственна среда их обитания).
⦁ Идея: истинные человеческие ценности подменяются представлениями о чине. Чиновничество — воплощение лицемерия, двуличности, пошлости, зависти, взяточничества
и невежества.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ «Ревизор» социально-политическая, общественная комедия, направленная против
недостатков общества (широкая картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 1830-х гг.
⦁ Уездный город образ любого города «всей Руси» (изображены основные слои населения: гражданство, чиновники, купечество, городские помещики, городничий).
⦁ Каждый персонаж символизирует определенные человеческие качества

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ «Говорящие» фамилии: Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда.

⦁ Алогизм: «Ну, а что из того, что вы берёте взятки борзыми щенками? Зато в Бога не веруете».

Действие первое
Комната дома городничего

Явление 1

Всем собравшимся чиновникам городничий сообщает пренеприятное известие о том, что в их город едет ревизор, причем инкогнито. Для всех чиновников приезд ревизора крайне неприятен. Судья Ляпкин-Тяпкин предполагает, что Россия хочет вести войну, поэтому ревизора присылают с целью узнать, нет ли где измены.

Городничий Антон Антонович весьма иронично относится к такому предположению: их уездный город вовсе не пограничный, от него «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Он советует навести везде видимость порядка.

Так, в богоугодных заведениях, в больнице, например, на больных можно надеть чистые колпаки, чтобы они не походили, как обычно, на кузнецов. Лучше, если вообще больных будет меньше.

Артемий Филиппович соглашается с такими мерами. Он говорит, что их с доктором Гибнером принцип врачевания — «чем ближе к натуре, тем лучше», ведь «человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет», поэтому дорогих лекарств они не употребляют.

Судье он советует обратить внимание на присутственные места: там сторожа завели гусей с маленькими гусенками, а сам судья повесил охотничий арапник. Насчет «внутренних распоряжений» городничий говорить не будет: ведь самим богом так устроено> поясняет он, чтобы каждый человек имел грехи.

Судья возражает: грешки грешкам рознь. Вот он, например, открыто говорит, что берет взятки, но ведь это взятки борзыми щенками. Аммос Федорович и Антон Антонович пытаются доказать друг другу, что каждый из них менее грешен.

Насчет училищ городничий предлагает Луке Лукичу позаботиться, чтобы учитель не строил рожи высоким посетителям и не ломал стулья, когда об Александре Македонском рассказывает.

Явление 2

Почтмейстер опасается, что приезд ревизора предвещает войну с турками. Антон Антонович говорит, что это не туркам, а им плохо будет. Он просит почтмейстера проверять каждое приходящее на почту письмо. Почтмейстер охотно соглашается: для него чтение чужих писем — обычная практика.

Явление 3

Бобчинский и Добчинский, запыхавшись, входят и говорят, что ревизор уже приехал: это Иван Александрович Хлестаков, он едет из Петербурга в Саратовскую губернию, остановился в трактире, где живет вторую неделю. Денег хозяину не платит и на все очень внимательно смотрит.

Городничий в ужасе: в городе грязь, арестантам не выдают провизии, в эти две недели высечена унтер-офицерская вдова! Он отправляет чиновников заняться ведомствами, а сам собирается нанести визит приезжему ревизору.

Явление 4

Антон Антонович приказывает квартальному, чтобы десятские дочиста вымели улицы, и пеняет ему, что тот «не по чину» берет: так, купец Черняев дал ему на мундир два аршина сукна, а он стянул всю штуку.

Явление 5

Городничий дает распоряжение снести старый забор и на вопросы о церкви отвечать, что она вовсе не была разворована по частям, а сгорела. Городничий говорит, что во многом грешен, и просит бога, чтобы «сошло с рук поскорее». Тогда он поставит свечу, которую еще никто не ставил: с каждого купца сдерет по три пуда воску.

Городничий едет с Добчинским. Бобчинекий на дрожках не помещается, но собирается за дрожками «петушком» бежать.

Явление 6

Жена и дочь городничего сгорают от любопытства: каков ревизор? Анна Андреевна хочет сама все разузнать.

Действие второе
Комната гостиницы

Явление 1

Осип лежит на кровати барина и разговаривает сам с собой. Из его монолога становится ясно, что из Петербурга они с барином уехали два месяца назад, что барин его «профинтил» все деньги, а теперь «сидит и хвост подвернул».

Явление 2

Хозяин Осипа всегда требует самый лучший обед. В Петербурге он, как только получал от отца деньги, сразу кутил — ездил на извозчике, ходил в театры.

Явление 3

Хлестаков посылает своего слугу за обедом к хозяину, но тот отказывается идти, так как они не платили уже три недели.

Явление 4

Хлестаков говорит с трактирным слугой заискивающим тоном и просит, чтобы тот уговорил хозяина послать ему обед, обещая заплатить потом.

Явление 5

Хлестаков мечтает, как сразит провинциальных помещиков петербургскими манерами. Хорошо бы подкатить «эдаким, чертом» в карете к соседу-помещику, Осипа одеть в ливрею …

Явление 6

Трактирный слуга приносит Хлестакову обед. Тот недоволен: нет ни рыбы, ни котлет (он видел, как все это ели два коротеньких человечка), но все съедает.

Явление 7

Осип говорит Хлестакову, что приехал городничий и хочет с ним встретиться. Хлестаков в смятении.

Явление 8

Хлестаков и Антон Антонович начинают друг перед другом оправдываться. Хлестаков обещает, что заплатит за гостиницу, ругает хозяина, который подает ему плохую еду.

Городничий предлагает перейти на другую квартиру, Хлестаков отказывается: думает, что речь идет о тюрьма. Он угрожает, что будет жаловаться министру.

Городничий просит пощадить, ведь у него «жена, дети маленькие». Жалованья ему не хватает даже на чай и на сахар, а взятки если и были, то минимальные, а то, что высечена унтер-офицерская вдова, так это выдумали его враги.

Хлестаков просит у Антона Антоновича взаймы двести рублей. Городничий дает ему четыреста и предлагает пожить у себя.

Хлестаков наконец перестает волноваться и думает, что его так радушно принимают. Городничий же уверен, что Хлестаков хочет, чтобы его считали «инкогнитом», поэтому врет, что едет к отцу в деревню.

Явление 9

Приходит трактирный слуга со счетом, городничий выгоняет его, пообещав прислать денег.

Явление 10

Антон Антонович приглашает Хлестакова осмотреть город и убедиться, что везде царит порядок. Добчинского он посылает к своей жене с запиской, в которой просит подготовить комнату для ревизора.

Действие третье
Комната в доме Антона Антоновича

Явление 1

Жена и дочь городничего сидят у окна в ожидании вестей, планируют, что им надеть к приезду ревизора.

Явление 2

Анна Андреевна упрекает Добчинского за то, что он пришел так нескоро, расспрашивает его о ревизоре.

Явление 3

Жена и дочь городничего готовятся принимать ревизора и прихорашиваются.

Явление 4

Входит Осип. Он просит есть, но ему не дают, объясняя это тем, что все кушанья простые, и он, как слуга ревизора, есть такого не станет. Осип согласен на любую еду.

Явление 5

Хлестакова угощают завтраком в больнице. Он спрашивает у городничего о карточных заведениях, но тот отвечает, что в городе таковых нет.

Явление 6

Антон Антонович привозит гостя домой. Хлестаков, который за завтраком выпил, рассказывает о своей жизни в Петербурге. Он надеется, что его слушатели не подумают, что он всего лишь «переписывает».

Он только на несколько минут заходит в департамент, чтобы дать указания, а там «чиновник для письма, эдакая крыса, пером только — тр, тр … пошел писать».

В какой-то момент Хлестаков забывается и говорит, как он влетает к себе на четвертый этаж, бросает Маврушке шинель … Но тут же поправляется: забыл, что живет в бельэтаже. У него самый богатый и известный дом в Петербурге, суп в кастрюльке ему привозят из Парижа пароходом.

Он, Хлестаков, с Пушкиным на дружеской ноге, да и сам сочиняет на досуге, дает шикарные балы и обеды, управляет департаментом, часто посещает дворец, его скоро сделают фельдмаршалом.

Явление 7

Чиновники трясутся от страха. Городничий предлагает гостю отдохнуть. Чиновники уверены, что если хотя бы половина из сказанного Хлестаковым правда, то им есть чего опасаться.

Явление 8

Жена и дочь городничего обсуждают Хлестакова. Каждая из них уверена, что именно она понравилась гостю.

Явление 9

Антон Антонович очень напуган и думает, что предпринять, чтобы выйти сухим из воды.

Явление 10

Все расспрашивают Осипа о его хозяине. Слуга говорит, что Хлестаков любит порядок. Городничий дает Осипу денег. Антон Антонович ставит у крыльца Свистунова и Держиморду, чтобы они никого к Хлестакову не пускали.

Действие четвертое
Комната в доме городничего

Явление 1

На цыпочках входят Земляника, Ляпкин-Тяпкин, Лука Лукич, почтмейстер, Бобчинский и Добчинский. Судья всех строит по-военному. Земляника говорит, что следует «кое-что предпринять».

Давать деньги нужно поодиночке. Выясняют, кто пойдет первым. Земляника уговаривает Ляпкина-Тяпкина, у которого что «ни слово, то Цицерон с языка слетел».

Явление 2

Хлестаков говорит, как ему приятно, что ему оказывают здесь радушный прием.

Явление 3-7

Ляпкин-Тяпкин, дрожа от страха, дает Хлестакову деньги. Тот соглашается взять их взаймы, и счастливый судья уходит. Является почтмейстер. Хлестаков говорит, как ему нравится город, и берет взаймы деньги.

Лука Лукич представляется, трепеща от страха. Хлестаков предлагает ему сигарку, тот боится: брать или не брать? Хлестаков подбадривает, Хлопов прикуривает не с того конца.

Хлестаков спрашивает, какие дамы ему больше нравятся — блондинки или брюнетки. Хлопов отвечает, что не может знать. Хлестаков, как и у всех, берет у него деньги.

Является Земляника и напоминает Хлестакову, что его угощали в его заведении. Хлестаков благодарит Землянику за вчерашний завтрак. Тот доносит «ревизору» на остальных чиновников. Давать деньги он не собирается. Но герой просит взаймы, и тот дает.

К Хлестакову приходят Бобчинский и Добчинский. Он требует у них денег. Добчинский просит в Петербурге похлопотать, чтобы признали законным его сына, а Бобчинский просит хотя бы сказать государю о его существовании.

Явление 8

Хлестаков понимает, что в городе его считают важным чиновником, и пишет об этом приятелю Тряпичкину.

Явление 9

Осип говорит, что барину надо уезжать из города. К молодому человеку приходят просители.

Явление 10

Купцы доносят на городничего, который отнимает у них лучший товар, и дают Хлестакову деньги.

Явление 11

Справедливости требует вдова унтер-офицера, которую высекли. Жалуется и слесарша, мужа которой забрали вне очереди в солдаты, так как он не дал вовремя взятку. Хлестаков обещает им помочь.

Явление 12-15

Хлестаков признается в любви Марье Антоновне. Входит жена городничего и прогоняет дочь. Хлестаков говорит Анне Андреевне, что влюблен в нее, но вынужден жениться на ее дочери, так как Анна Андреевна замужем.

Хлестаков просит руки Марьи Антоновны. Городничий с радостью благословляет молодых.

Явление 16

Хлестаков берет у Антона Антоновича деньги и уезжает из города, объясняя отъезд необходимостью обсудить свадьбу с отцом.

Действие пятое
Комната в доме городничег о

Явление 1

Антон Антонович спрашивает Анну Андреевну, где они теперь будут жить — здесь или в Петербурге. Конечно, в Петербурге, отвечает жена, как же можно здесь оставаться! Городничий видит себя генералом. Анна Андреевна представляет свой будущий дом в столице.

Явление 2-7

Антон Антонович сообщает купцам о помолвке дочери с ревизором и грозится наказать за жалобы. Купцы признают вину. Антон Антонович устраивает прием и говорит гостям о переезде в столицу и возможном получении генеральского чина. Чиновники просят не забывать их и по возможности оказывать покровительство. Городничий милостиво соглашается.

Явление 8

Появляется почтмейстер и читает вслух вскрытое письмо Хлестакова к Тряпичкину, из которого становится ясно, что он не ревизор.

Городничий шокирован. В письме сказано о каждом из чиновников. О городничем Хлестаков написал, что он «глуп, как сивый мерин», о Землянике — что он «свинья в ермолке».

Лука Лукич «протухнул насквозь луком», судья — «в сильнейшей степени моветон», почтмейстер «пьет горькую». Городничий ругает себя. Чиновники ищут виновного в происшествии и решают, что это Бобчинекий и Добчинский, распространившие слух о Хлестакове.

Явление последнее

Вошедший жандарм сообщает о приезде настоящего ревизора. Следует немая сцена: все стоят в застывших позах, «в окаменении».

ХАРАКТЕРИСТИКА ХЛЕСТАКОВА

⦁ мелкий петербургский чиновник, проигравшийся в карты;
⦁ говорит и действует без всякого соображения, надеется на авось;
⦁ лжёт и сам верит своей лжи;
⦁ стремится произвести впечатление;
⦁ хлестаковщина — понятие, обозначающее душевную пустоту, себялюбие, приспособленчество, умение пускать пыль в глаза, инфантильность, глупость и эгоизм

ХАРАКТЕРИСТИКА СКВОЗНИКА-ДМУХАНОВСКОГО

⦁ городничий
⦁ не следит за порядком, ворует из казны, берёт взятки и т. д.
⦁ умудрённый опытом взяточник, «мошенник над мошенниками
⦁ самоуверен, груб и деспотичен: «Вот Я их, каналий…»
⦁ перед начальством заискивающе почтительный
⦁ цель его стремлений — «со временем… влезть в генералы»
⦁ не смог распознать ложь Хлестакова
⦁ Хлестаков о герое: «глуп, как сивый мерин»

Жанр: комедия Год написания: 1836

Главные герои: мелкий помещик Хлестаков, городничий, его жена и дочь, чиновники уездного города.

1835 год. Россия. Гоголь пишет свою пьесу «Ревизор». Суть сюжета «Ревизора» в том, что в неком населенном пункте N появляется некий господин проездом. Его местные жители принимают за ревизора, которого со дня на день ожидают из самой столицы.

Главная мысль бессмертного «Ревизора» в том, что Николай Васильевич гротескно изобличил пороки социума, как то: хитрость, лесть, глупость, подхалимаж, взяточничество и т.п. Другими словами он пародийно показал современные ему порядки в жизни людей в целом.

Читать краткое содержание пьесы Ревизор Гоголя по действиям и явлениям.

Ревизор 1 действие

Д1 Явление 1

Все происходит у городничего. Главный персонаж названной сцены сообщает чиновникам, что в их городишко «едет ревизор». Сам он находится в состоянии, близком к расстройству, от такой новости. Бюрократы ломают голову, по какому такому вопросу едет к ним высокопоставленный гость. В медицинском учреждении в спешном порядке пытаются «навести порядок», да еще так, чтобы пациенты курением не злоупотребляли, а может статься, чтобы их было как можно меньше. Господину судье рекомендовано из парадного выгнать гусей, поесть луку, чтобы избавиться от неприятного запаха и начать посещать церковь. В школе учителя учат не наукам, а пантомиме или, говоря по-простому, строят рожицы.

Д1 Явление 2

Кроме вышеназванных персонажей появляется еще заведующий почтой. Он предполагает, что ревизор – это весть о скорой войне с турецким войском. Городничий в приватной атмосфере просит начальника почтового отделения почитывать чужие письма с целью выявления негативной информации. Начальник почты соглашается на такую аферу, он по складу души своей любит совать «свой нос в чужие дела».

Д1 Явление 3

На сцене появились еще герои – это Добчинский и Бобчинский. Они наперебой, путаясь в мыслях и словах, заявляют, что ревизор – это господин Хлестаков Иван Александрович, который в их городе проездом, но живет в нем уже четырнадцать дней почти и не платит за постой. Городничего заинтересовало это событие, потому что именно в данный период времени в городке произошло большое количество «пренеприятных событий». Все чиновники расходятся по своим рабочим местам.

Д1 Явление 4

Сатирическая сцена. Бобчинский и Добчинский хотят «проявить себя». Улицу до трактира выметают до блеска камней, вымощенных ее.

Д1 Явление 5.

Городничий продолжает «наводить порядок» в городишке. Он видит никчемность пристава, подчиненные которого вдрызг пьяны. Он принимает решение «реконструировать» мост и поставить на нем для виду высоченного Пуговицына. Еще срочно надо убрать заплот у дома сапожных дел мастера. Начинает ломать голову, что делать с огромными грудами всяческого хлама на улицах. Еще его осеняет мысль, что солдатики не имеют приличного платья и тогда решено держать их взаперти.

Д1 Явление 6

Рядом с городничим появляются его супруга и дочь – девица на выданье. Их не интересуют проблемы их отца исупруга, но им очень любопытно узнать, как выглядит ревизор. Приказывают горничной все узнать и доложить им.

Д2 Явление 1

События происходят в уездной гостинице. Осип, слуга, лежит на постели своего барина и сетует на то, что нечего есть. Он говорит, что его хозяин прокутил все сбережения и, самое главное, что им ни под каким предлогом не дают взаймы ничего.

Д2 Явление 2

Кроме Осипа виден еще и Хлестаков. Он приказывает слуге идти в буфет и потребовать обеда. Осип советует позвать на это место хозяина-барина.

Д2 Явление 3

Хлестаков в номере гостиницы наедине с собой. Он ведет монолог о том, что проиграл деньги, что зверски голоден…

Д2 Явление 4

В номер возвращается Осип, но не один, а с половым. Половой говорит, что хозяин не намерен кормить гостей до поры, пока они не покроют прежние долги.

Д2 Явление 5

Хлестаков предается мечтам о том, как он возвернется в Петербург на богатой карете, но мечты рушатся об реальность – голод…

Д2 Явление 6

В номер гостиницы входит половой и вносит тарелки со снедью. Говорит, что хозяин сжалился и покормил своих горе-постояльцев в последний раз. Все съедено.

Д2 Явление 7

Возвращается в номер Осип и передает Хлестакову посьбу городничего, чтобы тот незамедлительно явился в контору. Хлестаков предполагает, что его думают арестовать и им овладевает ужас от всего происходящего.

Д2 Явление 8

В номер пришел Городничий, а Добчинский встал за дверью номера, чтобы быть в курсе всего происходящего. Хлестаков начинает жаловаться на свою безрадостную жизнь, а Городничий расерян и взволнован и поэтому принимает решение переселить Хлестакова на новое место. Хлестаков предполагает, что его определят в кутузку, поэтому срывается на крик… Тогда Городничий до смерти перепугался и признался во взяточничестве, клевете о чужой жене, и в конце концов подсовывает Хлестакову некоторую сумму денег. Далее описана дружелюбная беседа. Городничий впитывает в себя каждое слово Хлестакова. В конце беседы Хлестаков в качестве гостя приглашен в покои Городничего.

Д2 Явление 9

Спор с половым об оплате проживания в гостинице.

Д2 Явление 10

Городничий везет Хлестакова на экскурсию по городишку, по его заведениям. Стоит заметить, что Хлестаков не желает осматривать тюрьму. Пока идет экскурсия, Добчинскому, поручено тайно передать два неких послания Землянике и жене Городничего.

Д3 Явление 1

События происходят в особняке Городничего. Домочадцы Городничего изнемогают от томительного ожидания. Наконец, они видят Добчинского.

Д3 Явление 2

Послание передано супруге. Сбиваясь и переставляя слова местами, Добчинский рассказывает жене Городничего о ревизоре. Она распоряжается приготовить покои для высокопоставленного гостя.

Д3 Явление 3

Женщины Городничего чуть не передрались, споря, кто и что наденет к приезду ревизора.

Д3 Явление 4

Осип заносит вещи своего хозяина в новый дом и узнает новость, что Хлестаков – де это есть всамаделишный генерал. По этому поводу клянчит чего-нибудь скушать.

Д3 Явление 5

Хлестаков и Гордничий на дармовщину поели в медицинском заведении. Хлестакову начинает нравиться такая жизнь. Земляника распинается перед ним, что больные, подобно мухам, оздоравливаются. Хлестакову хочется раскинуть картишки, но Городничий всячески отказывается от такого времяпрепровождения.

Д3 Явление 6

В доме городничего идет церемония знакомства Хлестакова с супругой и дочерью Городничего. Хлестаков всеми способами набивает себе цену, другими словами врет и врет. Он де и писатель, и главнокомандующий, и управляющий ведомством, и хозяин лучшего в Петербурге дома. А уж то, что подают у него за столом вообще самое-самое, один арбуз только 700 рублей стоит. Врет до такой степени, что засыпает на полуслове.

Д3 Явление 7

В гостиной у Городничего идет спор о настоящем положении Хлестакова: генерал он или генералиссимус? Всех охватило непонятное беспокойство и страх.

Д3 Явление 8

Жена и дочь Городничего до хрипоты обсуждают мужские качества Хлестакова, даже немного ссорятся по этому поводу.

Д3 Явление 9

Городничего колотит от ужаса, а его супруга упивается своим обаянием.

Д3 Явление 10

Осип выходит из покоев своего хозяина. Домочадцы Городничего его расспрашивают. Осип пользуется положением и поворачивает ситуацию в свою пользу.

Д3 Явление11

Городничий приказывает Держиморде и Свистунову – патрульным, нести вахту на крыльце собственного дома, для того чтобы оберегать покой Хлестакова.

Д4 Явление1

Действие все там же, что и в предыдущих сценах. Приходят все чиновники данного города при полном параде. Ляпкин-Тяпкин строит всех как на параде и принимается решение представляться каждому лично и вятку давать тоже лично. От этого решения все немного растеряны. Начальник почты предлагает сказать, что эти деньги – почтовый перевод ревизору. Пока они перепираются, Хлестаков выходит из своих покоев.

Д4 Явление 2

Хлестакову здорово. Ему даже нравится дочка Городничего, и он не против пофлиртовать с ее матерью.

Д4 Явление 3

Судья представляется Хлестакову. По случайности выронил сумму денег, и Хлестаков просит их у него в долг. Проблема решена, и судья выходит в гостиную.

Д4 Явление 4

Шпекин входит к ревизору и дает ему взятку.

Д4 Явление 5

К Хлестакову впихнули судью, они некоторое время ведут ничего не значащую беседу и в конце Хлестаков снова занимает деньги в размере 300 рублей.

Д4 Явление 6

Земляника «стучит» на своих сослуживцев. Эта информация для Хлестакова не важна, но он все-таки берет деньги в долг.

Д4 Явление 7

Добчинский и Бобчинский вваливаются к Хлестакову. Он видит их бестолковость и требует с них 1000 рублей. Но, к сожалению, у них на двоих только 65. Эти близнецы умудряются еще и высказать свои просьбы Хлестакову и на том покидают покои ревизора.

Д4 Явление 8

До Хлестакова доходит, что его приняли за важного государственного мужа. Принимает решение сообщить об этом событии своему старинному другу Тряпичкину. Самое главное, что импонирует Хлестакову – это то, что он, по его мнению, богат.

Д4 Явление 9

Осип осознает шаткость положения своего хозяина и советует ему покинуть городишко. Пока они перепираются к Хлестакову снова приходят посетители – купцы.

Д4 Явление 10

Купцы рассказывают о своем нелегком житье. Предлагают ревизору товары, но они ему не интересны, а вот деньги купцов очень даже к месту. Обещает разобраться в сложившейся ситуации.

Д4 Явление 11

Пришла вдова унтер-офицера. Она требует уплаты морального вреда. Слесарша жалуется, что ее мужа не по правилам забрали в армию. Хлестаков согласен сделать все от него зависящее.

Д4 Явление 12

Хлестаков оказывает знаки внимания дочери Городничего. Она опасается, что он, как говорят, поматросит и бросит, но Хлестаков говорит о серьезности свих намерений и даже целует ее в плечико. Падает перед ней ниц.

Д4 Явление 13

Сцену любовного свидания видит жена Городничего. Чтобы не произошло скандала Хлестаков приударил за ней и даже просит ее руки, несмотря на то, что она замужняя дама.

Д4 Явление 14

Появляется дочь Городничего, тогда Хлестаков занимает позицию увлеченного ею молодого человека. Супруга Городничего в недоумении, даже пытается строжить дочку.

Д4 . Явление 15

Появляется Городничий. Он хочет, чтобы Хлестаков не наказывал его за ошибки, потому что в этом городишке нет честных людей, а только лгуны, клеветники и взяточники. Ему говорят, что Хлестаков сватается к их дочке. Городничему на руку такой исход дела. Молодых благословляют.

Д4 Явление 16

Хлестаков хочет проведать своего дядюшку. Едет к нему.

Д5 Явление 1

События в доме Городничего. Он с супругой мечтает о жизни в Петербурге.

Д5 Явление 2.

Купцы приходят повиниться перед Городничим.

Д5 Явления 3-6

Городничего поздравляют со свадьбой дочери. Собирается весь цвет общества.

Д5 Явление 7

Городничий и его супруга излагают события, связные со сватовством дочери.

Д5 Явление 8

Начальник почты прибегает с письмом. Это письмо Хлестакова своему другу. Выясняется, что Хлестаков не ревизор. В обществе сумятица.

  • Краткое содержание Сражение у чистой речки Драгунского

    Мальчик по имени Денис учится в первом классе. Он является прилежным учеником и любит поиграть с одноклассниками. Денис заметил, что все мальчики из параллельных классов играют с пистолетами-пугачами. Ученики не расставались с любимыми игрушками

  • Краткое содержание Шеридан Дуэнья

    Жанровая направленность произведения определяется как комическая балладная опера, основной темой которой является изображение типичных буржуазных проявлений в виде алчности, корысти, презрения к окружающим и их чувствам.

  • Краткое содержание Куприн В цирке

    Цирковой борец Арбузов почувствовал себя плохо и пошел к доктору. Доктор осмотрел его и сказал, что надо беречь здоровье и на время отказаться от тренировок и выступлений, иначе это может плохо закончиться. Арбузов сказал, что у него подписан контракт

  • На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

    Народная пословивица

    Краткое содержание

    Основные действующие лица:

    Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.

    Анна Андреевна, жена его.

    Марья Антоновна, дочь его.

    Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.

    Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.

    Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.

    Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.

    Петр Иванович Бобчинский и Петр Иванович Доб- чинский, городские помещики.

    Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.

    Осип, слуга его.

    Степан Ильич Уховертов, частный пристав.

    Свистунов, Пуговицын, Держиморда, полицейские.

    Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

    ДЕЙСТВИЕ 1

    Комната в доме городничего

    Явление 1

    Чиновники узнают от городничего «пренеприятное известие»: в город приезжает ревизор, инкогнито, с «секретным предписаньем». Городничий зачитывает письмо, которое он получил от Андрея Ивановича Чмыхова, в котором тот уведомляет его о появлении чиновника с предписанием осмотреть всю губернию и особенно их уезд: «Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…» (остановясь), ну, здесь свои… «то советую тебе взять предосторожность…» По предположениям судьи, ревизор специально подослан, чтобы выяснить, нет ли в городе измены перед войной.

    Городничий недоумевает: «В уездном городе измена!» Он настоятельно советует чиновникам создать видимость порядка в заведениях, находящихся у них в ведомстве, «чтобы все было прилично». Так, в больнице следует надеть на больных чистые колпаки, а названия болезней написать над каждой кроватью по-латы- ни, из приемной суда убрать «домашних гусей с маленькими гусенками», которых завели сторожа. Что касается рабочего места судьи, то дурно, что у него «высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник». От заседателя «такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода».

    Городничий упрекает чиновников во взяточничестве: судья Ляпкин-Тяпкин берет борзыми щенками. Тот говорит, что это вовсе не взятки, а вот «если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…». Городничий обращается к Луке Лукичу и советует ему обратить внимание на учителей. В гимназии поведение учителей более чем недостойное, так как они позволяют себе строить рожи своим ученикам. «…Если он (учитель)ученику сделает такую рожу, то оно ещё ничего… но посудите сами, если он сделает это посетителю, — это может быть очень худо». Учитель истории «объясняет с таким жаром, что не помнит себя».

    Явление 2

    По мнению почтмейстера, визит ревизора в их город может быть нанесен вследствие скорой войны с турками. Городничий к нему обращается с просьбой: «…нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки». Иван Кузьмич Шпекин признается, что его не нужно этому учить: «…смерть люблю узнать, что есть нового на свете». Одно письмо поручика он даже оставил у себя. Судья говорит: «Достанется вам когда-нибудь за это». Для городничего «это дело семейное».

    Явление 3

    Бобчинский и Добчинский наперебой рассказывают о «чрезвычайном происшествии». Бобчинский говорит о молодом человеке, которого они встретили в трактире, «недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение… физиономия… поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего». Им стало известно, что это Иван Александрович Хлестаков, проживающий вот уже неделю в гостинице, не платя при этом денег хозяину. Бобчинский замечает, что «чиновник-та, о котором изволили получить нотицию, — ревизор». Городничий в панике, так как «в эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!» Он намерен посетить проезжающего и рад тому, что он молод, так как «молодого скорее пронюхаешь». Чиновники в спешке отправляются по своим ведомствам. Судья уверен, что к нему ни в одну бумагу никто заглядывать не будет, потому что «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда».

    Явление 4

    Квартальный получает от городничего распоряжение вымести улицы дочиста. Городничий интересуется у него, где Прохоров, и узнает, что тот пьян. Бобчинский намерен следовать за городничим на встречу с ревизором. На замечание городничего, что они вдвоем не поместятся на дрожках, тот говорит: «Петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку то, в дверь этак посмотреть…»

    Явление 5

    Городничий в разговоре с частным приставом продолжает отдавать распоряжения: «разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя», на вопросы ревизора следует давать ответы, что «всем довольны», что церковь «начала строиться, но сгорела», «не выпускать солдат на улицу безо всякого».

    Явление 6

    Появляются жена и дочь городничего, которые жаждут разузнать все о ревизоре. С этой целью Анна Андреевна отправляет служанку Авдотью вслед за дрожками городничего.

    ДЕЙСТВИЕ 2

    Комната в гостинице

    Явление 1

    На барской кровати лежит Осип, слуга Хлестакова, и вслух рассуждает о том, что из Петербурга они уехали с барином два месяца тому назад, барин растратил все деньги в дороге, так как жил на широкую ногу и проигрывался в карты, а «теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится». Осипу по душе жизнь в Питере, «жизнь тонкая и политичная», где «галантерейное обхождение», «всякий тебе говорит «вы»». Что же касается его барина, то, как только он получил деньги от отца, так и «пошел кутить», живет бестолково, «делом не занимается».

    Явление 2

    Приходит Хлестаков и посылает Осипа к хозяину За обедом. Тот напоминает, что они уже три недели живут без платы и хозяин грозился на них пожаловаться.

    Явление 3

    Голодный Хлестаков один. Он сетует на то, что зря так сильно покутил в Пензе. «Какой скверный городишко!»

    Явление 4

    Трактирному слуге Хлестаков наказывает, чтобы тот потребовал у хозяина обед в кредит, так как он не может быть голодным.

    Явление 5

    Хлестаков прикидывает, не продать ли что-либо из одежды, но решает, что «лучше приехать домой в петербургском костюме» и неплохо было бы приехать в карете, «подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу- помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею». Ощущение голода не дает покоя.

    Явление 6

    Наконец появляется трактирный слуга с обедом, в который входят суп и жаркое. Хлестаков высказывает свое недовольство, но все съедает.

    Явление 7

    Слуга Хлестакова сообщает ему, что его хочет видеть городничий, который специально с этой целью приехал в гостиницу. Хлестаков испуган, так как думает, что трактирщик пожаловался на него.

    Явление 8

    Входят городничий и Добчинский. Городничий говорит, что в его обязанности входит забота о проезжающих. Хлестаков оправдывается: «Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни». На протяжении всего явления Бобчинский подслушивает их беседу, время от времени выглядывая из-за двери. Городничий предлагает Хлестакову переехать на другую квартиру. Тот думает, что его намерены посадить в тюрьму. Городничий просит его: «Помилуйте, не погубите!» Хлестаков не понимает того, о чем ему говорит собеседник. Услышав, что тот предлагает дать взаймы денег, Хлестаков тут же соглашается: «Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше», а городничий незаметно вместо двухсот рублей «ввернул» ему четыреста. По словам городничего, проведывать проезжающих для него — обычное дело. Городничий рассуждает: «Он хочет, чтобы считали его инкогнитом. Хорошо, подпустим и мы турусы: прикинемся, как будто совсем и не знаем, что он за человек». Хлестаков сообщает городничему и Добчинско- му, что едет «в Саратовскую губернию, в собственную деревню», так как отец его требует. Но те ему не верят. Хлестаков говорит, что не может жить без Петербурга, его душа «жаждет просвещения». Городничий под предлогом, что комната в трактире не годится для такого «просвещенного гостя», приглашает Хлестакова пожить у него в доме.

    Явление 9

    Хлестаков просит у трактирного слуги счет, но городничий бросает тому: «Пошел вон, тебе пришлют».

    Явление 10

    Городничий предлагает Хлестакову посетить городские заведения, дабы тот убедился, что они находятся в порядке. Городничий дает Добчинскому две записки: одну для своей жены, а другую для Земляники.

    ДЕЙСТВИЕ 3

    Комната в доме городничего

    Явление 1

    Жена и дочь городничего в ожидании новостей. Глядя в окно, замечают Добчинского.

    Явление 2

    Добчинский передает Анне Андреевне записку от мужа и пересказывает дамам все, что случилось в трактире, характеризуя внешность молодого гостя, который не брюнет, не блондин, а «больше шантрет, и глаза такие быстрые, как зверьки, так в смущенье даже приводят». Жена городничего отдает необходимые распоряжения по дому, отправляет кучера Сидора к купцу Абдулину за вином.

    Явление 3

    Жена и дочь городничего решают, в каких туалетах им встретить гостя.

    Явление 4

    Осип приносит чемодан хозяина. Слуга городничего интересуется у него: «…скоро будет генерал?» В ответ на это тот говорит, что Хлестаков — «генерал, да только с другой стороны». Голодный Осип просит Мишку, чтобы ему принесли поесть, и не отказывается от «простова блюда» — щей, каши и пирогов.

    Явление 5

    В окружении чиновников появляются Хлестаков и городничий. Хлестакову нравится, что в этом городе «показывают проезжающим все в городе». Он остался очень доволен завтраком, который ему был предложен в больнице, так как «на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Больные «все как мухи выздоравливают.

    Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком». Городничий уверяет, что печется о порядке. Услышав это, Земляника тихо называет его бездельником. На вопрос Хлестакова, имеются ли в городе карточные заведения, городничий отвечает отрицательно, божится, что никогда не играл. Смотритель училищ тихо замечает: «Подлец, выпонтировал вчера сто рублей». По мнению Хлестакова, «иногда очень заманчиво поиграть».

    Явление 6

    Хлестаков знакомится с женой и дочерью городничего, расхваливает жизнь в Петербурге, где начальник отделения с ним «на дружеской ноге», где его хотели «коллежским асессором сделать». Чиновники стоят в присутствии Хлестакова. Тот просит их садиться, так как не любит «церемонии». Далее Хлестаков продолжает врать, и кажется, что этому нет предела. По его словам, однажды его «приняли даже за главнокомандующего». Среда актеров и писателей ему хорошо знакома, он «с Пушкиным на дружеской ноге», называет его «большим оригиналом». Хлестаков хвастается, что написал «Женитьбу Фигаро», «Роберта- Дьявола», «Норму», а также «Юрия Милославского». Когда дочь городничего замечает, что последнее произведение принадлежит Загоскину, Хлестаков соглашается, добавляя при этом: «…а есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой». Он признается, что «литературой существует», что его «дом первый в Петербурге», а на балы к нему доставляют «в семьсот рублей арбуз», «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа», что в передней у него «графы и князья толкутся и жужжат», к нему приходит сам министр и однажды он управлял департаментом. Городничий предлагает Хлестакову отдохнуть.

    Явление 7

    Мнения о Хлестакове у чиновников самые разные. Бобчинский говорит, что «в жисть не был в присутствии такой важной персоны», «чуть не умер со страху». Добминский думает, что Хлестаков — «чуть не генерал». Попечителю богоугодных заведений «страшно просто».

    Явление 8

    Жена и дочь городничего называют Хлестакова «приятным» и «милашкой», «столичной штучкой», подчеркивают его «тонкое обращение». Каждой хочется быть замеченной Хлестаковым.

    Явление 9

    Городничий перепуган, хоть он и понимает, что Хлестаков «прилгнул немного». Анна Андреевна видит в госте «образованного, светского, высшего тона человека». Городничий пеняет жене на то, что она обращалась с Хлестаковым «так свободно, как будто с каким-нибудь Добчинским».

    Явление 10

    Анна Андреевна подзывает Осипа, чтобы расспросить у него о Хлестакове. Слуга говорит, что у его барина «чин обыкновенно какой», что он «порядок любит», «чтоб все было в исправности», что «любит, чтобы его приняли хорошо, угощение чтоб было хорошее». За откровения Осип получает от городничего «пару целковиков на чай», а потом и еще — «на баранки».

    Явление 11

    Перед городничим появляются два квартальных, Свистунов и Держиморда, которые по распоряжению городничего становятся на крыльце и следят, чтобы к Хлестакову никто не прошел.

    ДЕЙСТВИЕ 4

    Комната в доме городничего

    Явление 1

    В полном параде и мундирах входят осторожно, почти на цыпочках, судья, попечитель богоугодных заведений, почтмейстер, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский. По мнению попечителя богоугодных заведений, «представиться нужно поодиночке, да между четырех глаз и того… как там следует — чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается!» Каждому чиновнику хочется дать Хлестакову взятку. Решают, кто пойдет первым. Когда предложили смотрителю училищ, он возразил: «Не могу, не могу, господа. Я… так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул». Все пристают к судье.

    Явление 2

    Хлестаков признается себе, что ему «больше нравится, если угождают от; чистого сердца, а не то чтобы из интереса». Ему «нравится такая жизнь».

    Явление 3

    Перед Хлестаковым появляется судья. Хлестаков интересуется, давно ли он на этой должности и выгодно ли быть судьею. «А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне». Когда Ляпкин-Тяпкин роняет ассигнации на пол, он весь дрожит, так как уверен, что за этим последует наказание, но Хлестаков предлагает судье дать их «взаймы». Аммос Федорович делает это «с большим удовольствием», считая, что «это такая честь». Хлестаков замечает, что «судья — хороший человек».

    Явление 4

    Почтмейстер Иван Кузьмич, который следующим пришел представиться, лишь поддакивает Хлестакову, рассуждающему о весьма приятном городе и о том, что «в маленьком городке можно прожить счастливо». Хлестаков просит «триста рублей взаймы». Почтмейстер уверен, что по части почтового дела замечаний нет. Хлестаков замечает, что почтмейстер «услужлив».

    Явление 5

    Смотрителю училищ, Луке Лукичу, который весь дрожал от страха, Хлестаков предлагает сигару, а потом интересуется, какие женщины ему больше нравятся — брюнетки или блондинки. Лука Лукич «оробел». Хлестаков говорит, «что в его глазах точно есть что-то такое, что внушает робость», а потом просит «триста рублей взаймы». Смотритель училищ всучивает деньги Хлестакову и поспешно покидает комнату.

    Явление 6

    Попечителя богоугодных заведений, Артемия Филипповича Землянику, Хлестаков запомнил, так как там его «очень хорошо угостили завтраком», которым он остался доволен. Хлестаков спрашивает у него: «…как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом?..» Земляника отвечает, что «очень может быть», а после этого начинает доносить на чиновников города: «здешний почтмейстер совершенно ничего не делает», судья «поведения самого предосудительного», а «смотритель здешнего училища… хуже, чем якобинец». Хлестаков просит у него «рублей четыреста».

    Явление 7

    Входят Бобчинский и Добчинский, и Хлестаков сходу просит у них «взаймы рублей тысячу». Услышав о такой сумме, оба растерялись. Для столь знатного гостя у них нашлось шестьдесят пять рублей. Добчинский просит, чтобы его сына признали законным, а Бобчинский желает, чтобы Хлестаков при удобном случае поведал «вельможам разным: сенаторам и адмиралам», а также «если этак и государю придется», что «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

    Явление 8

    Хлестакову становится очевидно, что в городе его приняли за важного государственного чиновника. Это, на его взгляд, забавное происшествие он решает описать в письме своему другу Тряпичкину, который пописывает статейки, — «пусть-ка он их общелкает хорошенько». А затем пересчитывает деньги.

    Явление 9

    Слуга Хлестакова, заподозрив неладное, советует ему поскорее убираться из города. Хлестаков соглашается, пишет письмо Тряпичкину, а потом отдает Осипу. Слышны голоса купцов и голос Держиморды. Хлестаков интересуется, что происходит, и передает Осипу, чтобы к нему пропустили посетителей.

    Явление 10

    К Хлестакову пришли купцы с кузовом вина и сахарными головами, чтобы поведать ему о городничем, который «обиды чинит, что описать нельзя. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Не по поступкам поступает». Купцы вынуждены терпеть его выходки: из лавки он несет все, что ему нравится, ждет от них подарков на именины дважды в год, «а попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой». Хлестаков говорит, что взяток не берет, но просит взаймы денег. Те дают ему пятьсот рублей. Купцы уходят, слышен голос женщины.

    Явление 11

    Слесарша появляется с претензией, что ее мужа забрали в солдаты не по очереди, так как те, кто должны были идти вместо него, сделали подношение, а кроме того, «по закону нельзя: он женатый». Унтер-офицерская жена требует справедливости и материального возмещения, так как ее высекли ни за что: «Бабы-то наши задрались на рынке, а полиция не подоспела, да и схвати меня». Хлестаков обещает свою помощь. Подойдя к окну и увидев «руки с просьбами», он говорит, что больше не намерен никого выслушивать.

    Явление 12

    Хлестаков выясняет отношения с дочерью городничего, которая опасается, что тот посмеется над ее провинциальностью. В ответ на это она слышит клятвы и уверения в любви. Хлестаков целует ее в плечо, становится на колени и просит прощения за свой поступок.

    Явление 13

    Вошедшая жена городничего прогоняет дочь. Оказавшись в такой ситуации, Хлестаков встает на колени перед ней и снова клянется в любви уже ей: «Жизнь моя на волоске. Если вы не увенчаете постоянную любовь мою, то я недостоин земного существования. С пламенем в груди прошу руки вашей». Анна Андреевна замечает, что замужем, на что Хлестаков ей возражает, что «для любви нет различия».

    Явление 14

    Вбегает дочь городничего со слезами на глазах и видит Хлестакова у ног матери. Та делает ей замечание, так как появление ее не ко времени. Хлестаков хватает за руку дочь городничего и просит у матери благословения. По мнению Анны Андреевны, та «недостойна такого счастия».

    Явление 15

    Приходит городничий, который умоляет Хлестакова не принимать во внимание все, что о нем наговорили купцы и горожане. Анна Андреевна останавливает его, говоря, что Хлестаков намерен просить руки их дочери. Городничий и его жена зовут дочь, которую тут же благословляют.

    Явление 16

    Хлестаков собирается в дорогу. Городничий интересуется у него, на какой день назначена свадьба. Тот говорит, что ему нужно отлучиться «на один день к дяде — богатый старик; а завтра же и назад». Взяв еще денег у городничего, Хлестаков покидает город.

    ДЕЙСТВИЕ 5

    Комната в доме городничего

    Явление 1

    Городничий и его жена предаются мечтаниям о будущем их дочери и о своем переезде в Петербург, где «можно большой чин зашибить». Городничий намерен «влезть в генералы», а Анна Андреевна опасается за мужа: «…ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь».

    Явление 2

    Купцы узнают о помолвке дочери городничего с Хлестаковым. Боясь расправы, купцы вынуждены повиниться.

    Явление 3—6

    Чиновники поздравляют городничего, который возомнил себя важной особой.

    Явление 7

    Судья интересуется, «каким образом все это началось, постепенный ход всего, то есть дела». Жена городничего отвечает, что Хлестаков сделал предложение из уважения к ее «редким качествам». Дочь вмешивается в разговор: «Ах, маменька! ведь это он мне говорил». Городничий сообщает, что Хлестаков уехал всего на один день. Антон Антонович и Анна Андреевна с высокомерием сообщают о их дальнейших планах, о переезде в Петербург и получении городничим генеральского чина. Городничий обещает помогать чиновникам по мере надобности, хотя жена его полагает, что «не всякой же мелюзге оказывать покровительство».

    Явление 8

    Входит почтмейстер с письмом Хлестакова, которое он намеревался отправить Тряпичкину, но «неестественная сила побудила» вскрыть его. Почтмейстер читает его вслух. Выясняется правда о Хлестакове, вернуть которого не представляется возможным, так как по распоряжению городничего ему отдали лучших лошадей. Хлестаков характеризует чиновников города так: «городничий — глуп, как сивый мерин», «почтмейстер… подлец, пьет горькую», «надзиратель за богоугодным заведением Земляника — совершенная свинья в ермолке», «смотритель училищ протухнул насквозь луком», «судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон». Услышав, как отзывается Хлестаков о каждом из чиновников, гости смеются, на что городничий замечает: «Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!..» Все решают, что в происшедшем виноваты Бобчинский и Добчинский, «сплетники городские, лгуны проклятые», «сороки короткохвостые», «пачкуны проклятые», «колпаки», «сморчки короткобрюхие», которые пустили слух, что Хлестаков является ревизором.

    Явление последнее

    Появившийся жандарм сообщает, что приехал настоящий ревизор.

    9bf31c7ff062936a96d3c8bd1f8f2ff3

    Действие комедии "Ревизор" происходит в одном из уездных городов России. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский получает известие о возможном тайном приезде в город ревизора из северной столицы с целью проверки. Городничий собирает местных чиновников и сообщает им это неприятное известие, которое тут же вызывает всеобщее беспокойство. Сквозник-Дмухановский начинает искать причины, которые могли заинтересовать ревизора. Городничий предполагает, что возможно ревизор приедет из-за судьи Ляпкина-Тяпкина, который очень вольнодумен. Также он советует смотрителю больничных учреждений Артемию Филипповичу Землянике тщательным образом проследить за тем, чтобы на пациентах были одеты чистые колпаки, а их общее число желательно уменьшить.

    По поводу темы взяток городничий обращается к еще одному чиновнику - смотрителю уездных училищ Луке Лукичу Хлопову. А, появившемуся почтмейстеру городничий рекомендует читать все письма, чтобы предотвратить донос. Бобчинский и Добчинский – местные помещики, сообщают, что видели в трактире человека, который вел себя осторожно и наблюдательно. В скором времени встревоженные чиновники уездного города разъезжаются. Сквозник-Дмухановский принимает решение отправится в гостиницу для знакомства с ревизором. Иван Александрович Хлестаков - так зовут предполагаемого ревизора.

    Слова Хлестакова о том, что он не желает идти в тюрьму, городничий воспринимает как нежелание приезжего гостя закрывать глаза на проступки и преступления местных чиновников. Сквозник-Дмухановский тут же предлагает Хлестакову денежное вознаграждение, а также переехать в дом городничего. Городничий представляет вымышленного ревизора жене и дочери. Хлестаков оказывает дамам всяческие знаки внимания. Он хвалится шикарным домом в Санкт-Петербурге, знакомством с самыми влиятельными чиновниками. Все собравшиеся в доме городничего потрясены и испуганы не на шутку. Хлестаков наконец-то понимает, что его приняли за важного столичного чиновника. Обо всем этом он пишет в своем письме другу Тряпичкину.

    Городничий и его жена начинают строить планы, как выдадут свою дочь Марью Андреевну за ревизора. Слуга Хлестакова Осип советует своему хозяину побыстрее уехать из города, пока обман не раскрылся. На званном обеде городничий хвалится перед чиновниками столь удачным знакомством, ведет себя высокомерно. Но тут появляется почтмейстер с письмом Хлестакова. Все понимают, что он не настоящий ревизор. Городничий поражен известием, он понимает, что Хлестакова уже не вернуть, он сбежал. В завершении всего появляется жандарм, который сообщает новость о приезде настоящего ревизора. Наступает тишина, все герои находятся в потрясении.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама