THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Школьная лекция.

Определение: Устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, также запись этого изложения (С.И.Ожегов, Словарь русского языка).Лекция даётся, когда:I. Материала нет в учебнике.2.Учебный материал является сложным для учения школьниками.3.Либо материал является важным с точки зрения целостности его восприятия для учащихся. Выбор типа лекции определяется в зависимости от темы и цели:

вводное, обзорная(обобщающая),текущая.
ВВОДНАЯ лекция проводится в начале изучения крупной темы, раздела учебной программы. Её цель – целостное раскрытие учащимися содержания материала, подлежащего изучению, его связей с другими науками, с практикой.

Здесь многие учителя используют идею крупных блоков, когда тема излагается сразу с выделением главного, существенного, а второстепенное пока отбрасывается. Появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. В крупном блоке легче установить логические связи, легче выделить ведущую мысль. А когда основная мысль охвачена, можно спокойно работать дальше, уясняя подробности и детали. ОБЗОРНОЙ лекцией обычно завершается изучение крупного раздела программы или курса в целом. Лекция направлена на углубление содержания полученных знаний, приведения их в чёткую логическую систему. Продолжительность лекции: в 8 классе и в 1 полугодии 9 класса лекция проводится, как правило 45 мин., а во втором полугодии в 9 и 10 классах можно давать уроки – 90 минут. Школьная лекция отличается от вузовской умением активизировать восприятие учащихся. Поэтому при подготовке к лекции перед учителем стоит очень важный вопрос: как организовать учебную деятельность учащихся во время лекции, вовлечь их в процесс размышлений, чтобы они не были пассивными слушателями. Об организации лекции. Структура лекции:1. Вводная часть.2. Основная часть.3. Заключительная часть. Основная задача вводной части – подготовить к восприятию: записать название темы, поставить четко цель, предложить вопросы для рассмотрения (т. е. план), дать инструктаж как слушать лекцию, что и как записать. Чтение лекции: четко, экономно, впечатляюще изложить материал. Очень важно при этом показать эталон математического стиля изложение, математической речи. Чтобы активизировать внимание учащихся, лекцию желательно строить так, чтобы раскрыть перед учащимися свою лабораторию мышления, продемонстрировать процесс поиска путей, которыми выводятся различные формулы, доказательства теоремы, а не излагать математические факты в готовом виде. В этом и состоит главное преимущество живого слова учителя перед текстом учебника. Вопросы: « Почему, на основании чего, В чем нужно убедиться, чтобы установить данный факт, как это сделать, с чего начать?» Диалог сам с собой. Исходя из содержания темы, лекцию необходимо сопровождать наглядностью: моделями, таблицами, фрагментами диафильмов или кинофильмов. Все это активизирует восприятие школьников, сосредотачивает их внимание на содержание лекции, способствует более прочному запоминанию материала. По наиболее обширным проблемам привлекаются дополнительные источники информации: материал из истории математических открытий, статистические данные, местный материал, местные факты и достижения науки, занимательный материал. Так как учащиеся записывают то, что излагает учитель, необходимо тщательно продумывать записи на доске, уметь делать их кратко, ясно и с достаточной полнотой, выделяя наиболее важное цветным мелом. Подумайте, какие записи останутся после вашей лекции в тетрадях у учащихся! Темп лекции должен быть умеренным, чтобы успели записать основное. Для привлечения внимания к содержанию лекции в начале лекции может быть дано задание по составлению плана лекции. Чтобы облегчить учащимся поставленную задачу, необходимо самому учителю расчленить материально-логические части, в конце каждой части повторить основные положения, между частями сделать небольшую паузу. По ходу лекции можно привлекать на учащихся-содокладчиков, например, по краеведческому, местному материалу, по истории математики. Во время лекции используются устные контрольные или проблемные вопросы, помогающие сосредоточить внимание на глубоком осмыслении содержания. Даётся несколько минут на обдумывание, потом разбор их и продолжение лекции. Достижение более эффективного конечного результата способствуют элементы первичного контроля и оценки усвоения содержания лекции. Для этого часть учебного времени отводится на выполнение задания (письменный ответ на вопрос по теме, или выполнение небольшой практической работы, или заполнение пропусков в карточке-задании). В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬОЙ ЧАСТИ подводятся итоги лекции: выделяются ещё раз главные вопросы, подчёркивается новизна рассматриваемых вопросов, оценивается работа содокладчиков, внимание всего класса. Комментируется домашнее задание, даётся пояснение, как будет вестись опрос на следующем уроке, какие вопросы лекции войдут в зачёт. Даётся список и краткий комментарий дополнительной литературы по теме лекции. Лекционная форма занятий способствует развитию у школьников теоретического мышления, формированию представлений о значении математических методов в науке, производстве, народном хозяйстве.

Методика подготовки и проведения

урока – лекции.

Чтобы лекция не стала приемом работы, где уч-ся пассивно воспринимают готовые знания, при подготовке к уроку учитель должен учесть: 1.Лекция представляет собой развернутое рассуждение, поэтому она не должна быть проникнута духом догматизма.2Учитель-лектор вовлекает учащихся в размышление о писателе книги.2.Готовясь к лекции, учитель отбирает такие факты, чтобы лекция позволила четко, экономно, впечатляюще изложить материал: в лекции прозвучат голоса деятелей того времени, строки писем, дневников, мемуаров, художественных произведений. 3.Лекция нуждается в предметной и изобразительной наглядности (плакаты, плакаты-цитаты, номера газет, журналов, выставки книг, фотозаписи). Хорошо оформленная учебная доска.4.Учебная лекция должна сочетаться с самостоятельной работой учащихся. В лекцию вводятся доклады учащихся: главное в подобных выступлениях -демонстрация художественного материала (выразительное чтение отрывков из произведений, книг серии «Жизнь замечательных людей» ,материалов краеведения и т. д.)Необходимо учить уч-ся годовиться к докладу, отбирать главное, рекомендовать литературу.5.Учебная лекция требует активного восприятия её слушателями, необходимо учить фиксировать содержаниелекции (усложняя задачу).В ФОРМЕ ПЛАНА:

А) предварительно записывается на доске или объявляется учащихся.

б) предлагается в процессе прослушивания лекции записать план самостоятельно.в) записать план по памяти после прослушивания лекции.Составление конспекта лекции с последующей отработкой дома (сдать на проверку учителю).Составление плана – ответа с учётом изложенного в учебнике и прослушанного на лекции.

ПАМЯТКА

КАК СЛУШАТЬ ЛЕКЦИЮ.

  1. Предварительно приготовь тетрадь:
А) раздели страницу на 2 части: на большей части- делай запись содержания, на меньшей – запиши вопросы, которые у тебя возникли при работе;Б) запиши тему лекции;
    Внимательно выслушай учителя, определи свои задачи. Вдумайся в тему лекции. Соотнеси с нею план, который даст учитель. Если что-то непонятно, уясни до начала работы. При записи содержания лекции:
А) не торопись, пиши разборчиво;Б) сокращай слова, но так, чтобы потом понять, что записано;В) обращайся к данному плану: выделяй каждый новый вопрос как пункт в абзац, главное - подчеркни;Г) если что-то пропустил, не успел записать, не отвлекай других, оставь место, потом спросишь и запишешь.
    Закончи работу, выясни возникшие вопросы. Ответь, пользуясь записью, на вопросы учителя. Дома:
А) ещё раз внимательно прочти записи;Б) сделай исправления;В) при необходимости дополни материал из других источников (учебник, материал из дополнительной литературы)10.При подготовке к семинару используй данный материал.

Лекция только в 10-11 классах, ее элементы в 9.

Лекция (от лектио - чтение) - одна из основных форм занятий в вузах, которая представляет собой систематичное краткое изложение учебного материала на научной основе. Такая форма передачи знаний появилась еще в средневековых университетах и слово лекция тогда точно отражала характер деятелности преподавателя. До 15в, пока не появилось книгопечатание, работы ученых переписывались от руки и не могли существовать во многих экземплярах. Чтобы довести свои мысли до студентов, преподаватели читали свои или чужие трактаты, иногда комментируя их. На протяжении веков много изменилось, книга перестала быть раритетом, широкое распространение получили компьютерные формы передачи знаний. Но лекция сохранилась.

Лекция может применяться в т.ч. в рамках классно-урочной системы в старшей школе. В педагогической лит-ре она рассматривается как специфическая форма и метод обучения. Есть различия между школьной и вузовской лекциями.

Школьная лекция - это систематическое, последовательное изложение учителем учебного материала. Часто можно встретить ошибочное мнение, что лекцию отличает от обычного урока то, что на ней учитель все 45 минут говорит сам, излагает новую тему. Между тем, лекция характеризуется не только длительностью повествования учителя, а актуальностью изучаемой проблемы, глубиной и последовательностью и аргументированностью ее раскрытия. К тому же, лекционный процесс может сочетаться с элементами беседы, демонстрации, дискуссии и даже самостоятельной работы учащихся. Однако не стоит злоупотреблять такой формой подачи данных. В школе лекции обычно практикуются при подаче нового, объемного и достаточно сложного материала с использованием приемов активизации учебной деятельности учащихся, в т.ч. приучения их к конспектированию излагаемого материала. Умение слушать и конспектировать лекцию вырабатывается постепенно. Это позволяет осуществить преемственность форм и методов обучения в школе и вузе, готовит школьников к новой ступени усвоения знаний.

Лекция - это метод сообщения новых знаний. Ее отличают высокая целенаправленность и большая информативность. Нередко учителя механически переносят приемы и методы, используемые вузовскими преподавателями, в школу. Однако не стоит забывать механизм восприятия лекции, который затрудняет восприятие оной школьником. Он выглядит так: воспринимается информация, затем анализ ее в сознании, затем информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться. Следует сформулировать основные особенности изложения лекционного материала в средних учебных заведениях:

Школьная лекция должна включать в себя элементы беседы. Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учитель тоже должен прерывать изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершение нужно закрепить новый материал беседой с учащимися.

Учитель руководит конспектированием лекции, выборочно просматривает записи учащихся, разбирая типичные ошибки. Тема лекции обязательно записывается на доске вместе с планом. В ходе урока учитель интонационно выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда подсказывает краткие, удачные формулировки, чтобы учащиеся могли дословно записать выводы.

Школьный учитель ведет лекцию с более медленным темпом, интонацией подчеркивает важные моменты для записи, дает возможность дословно или почти дословно записать выводы.

Перед началом лекции целесообразно поставить проблемные задания, которые учащиеся должны выполнить в конце урока.

Школьная лекция продолжается не 120 минут, а 40 минут. В старших классах школьная лекция может охватить 2-3 урока, после чего проводится повторительный урок или урок закрепления знаний.

Разновидности (типы) школьных лекций и их методы

Вводная лекция. Дается традиционно в начале изучения предмета. В ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе образования учащихся. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемых предметов в системе научного знания.

Основной метод изложения - "популярное" чтение лекции, заинтересовывающее в изучении новой науки, ориентирующее на решение предстоящих проблем познания нового, расширения кругозора и т.д. Задача - заинтересовать, чтобы далее на уроки ученики приходили с желанием и интересом.

Установочная лекция. Дает сжатое, компактное и при этом неполное изложение основного содержания какой-либо темы. На таких занятиях обязательно сообщается инструкция по учебной деятельности на следующих уроках. Установочные лекции необходимы, если требуется создание прочной основы для формирования на следующих уроках соответствующих знаний и умений.

Метод объяснения с иллюстрацией, демонстративный метод и метод проблемного изложения с тем, чтобы учащиеся поняли суть поставленного вопросов для последующего их решения методами самостоятельной работы.

Лекция-беседа. Подразумевает наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения учащихся с учителем для формирования совместных суждений, совместного поиска ответов на поставленные вопросы. Главная цель этой лекции - это пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться, пусть даже ошибочно.

Рассказ учителя, постановка проблемы с путями ее решения. Такие лекции-беседы высокопродуктивны для небольшого класса, когда каждый имеет возможность высказаться, каждая, пусть даже брошенная с места, реплика будет услышана

Академическая лекция знакома всем своей традиционностью. Ей присущи высокий научный уровень, теоретические посылки, высокая научная обоснованность и доказанность, четкое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения. Если лекция планируется для параллели классов, то материал чаще всего приходится излагать монологически, применяя репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы, обращаясь реже к проблемному.

Используя в иных случаях проблемный метод, учитель ставит проблему и показывает пути и способы ее решения. Когда АЛ дается в классе, учитель может использовать метод дискуссии, появляется возможность привлечь учащихся к диалогу, учебный материал в таком случае усваивается не на уровне воспроизведения учителем, а более осознанно, на уровне творчества.

Обзорная лекция (лекция-консультация) проводится, как правило, перед экзаменами или зачетами. На ней освещаются наиболее важные темы, вызывающие наибольшие затруднения при изучении или воспроизведении учащимися, анализируются типичные ошибки или недочеты, делаются выводы из результатов изучения темы.

Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения или изучения большого раздела, части изучаемого предмета. Это итоговый урок после изучения большой темы. Его целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, вопросах, дать видение изученного не изнутри, а сверху, в ряду изученных тем.

В лекции как форме и методе обучения можно выделить 4 основные функции, которые определяют ее возможности и преимущества в учебном процессе:

Обучающую

заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научных задач и проблем. Лекция должна дать самые современные (сегодняшние) представления об учебном предмете, что не способны отразить любые учебные пособия и учебники, т.к. даже только что появившиеся книги отстают от жизни на 2-4 года, необходимые для ее издания. Учащимся, которые впервые знакомятся с областью науки, сложно разобраться с конкурирующими точками зрения. Познавательное значение лекции возрастает, когда нет учебников, пособий, когда учащиеся впервые знакомятся с новой областью знания, когда тема лекции не нашла отражения в учебниках

Развивающую

выполняется тогда, когда лекция ориентирована не на память, дается не как набор фактов, а учит думать, рассуждать, проводить анализ и синтез поставленной проблемы. Следовательно, РФ находится в зависимости от методики лекции и артистизма лектора.

Воспитательную

заключена в ее содержании, формировании научного мировоззрения, в развитии самоанализа своих действий и поступков. Большое влияние на воспитание учащихся оказывает авторитет учителя, манера общения в пределах лекции и вне ее, проявление уважения к отличающемуся мнению.

Организационную

Нельзя "злоупотреблять", часто обращаться к лекции как форме организации урока. Она необходима, когда нужно раскрыть закономерности, показать сложные причинно-следственные связи и закономерности. Есть весьма распространенный недостаток…

К школьной лекции прибегают в следующих случаях:

При прохождении нового раздела, темы учебного курса

При прохождении учебного материала мало или совсем не связанного с ранее изученным

При сообщении сведений о практическом применении изученных закономерностей

При изучении учебных тем, где необходимы межпредметные связи

При изучении материала проблемного характера

К лекции выдвигают ряд требований. Основные требования:

Научность

Обширность

Лекция должна быть безукоризненной в научном отношении. Она должна выходить за рамки любого учебника, даже самого свежего и удачного. Лекция должна учить мыслить, а не прибегать к готовым ответам. Она должна быть грамотной с т.з. языка. Она должна быть яркой и убедительной.

Структура школьной лекции

Она включает элементы беседы и начинается со вводного диалога. В ее ходе учитель не раз прерывает свое изложение, ставит перед классом вопросы, требующие работы мысли. Школьная лекция заканчивается беседой по изложенному материалу. Структура лекции обычно состоит из введения, основного материала и выводов. Каждый из этих элементов имеет свои правила и логику построения.

Начинать лекцию нужно с яркого высказывания, задающего проблему. Основным приемом должны быть размышления и рассуждения с риторической постановкой вопросов. Во введении объявляется тема, план изложения лекции. Может приводиться перечень литературы для самостоятельного, более углубленного изучения темы, отдельных вопросов. Ученика должны ознакомить с целью лекции, ясно сформулированная цель будет стимулировать желание работать. Промежуточные и заключительные беседы строятся на тех же принципах, что и начальная. Основная часть лекции предусматривает использование приемов ораторского искусства.

59.Последовательность составления плана-конспекта урока

Формулировка цели урока, которая после составления план-конспекта будет уточнена и внесена в него

Отбор оборудования урока, а в конспекте указывается состав учебного оборудования

В конспекте должно быть указано нормально-дозированное, не перегруженное сложными учебными задачами домашнее задание.

Единой, строго определенной формы план-конспекта урока нет. Конспекты повторительно-обобщающих уроков и уроков проверки знаний целесообразно делить на две колонки, если в них нет изучения нового материала. А вот в комбинированном уроке и уроке изучения нового материала колонка делится на 3 части: Ход урока, Работа учителя и Работа ученика. Там даётся отражение и изучение нового материала, и опрос домашнего задания(1 тип), причём в нём желательно отразить процесс опроса домашнего задания, лучше сочетать различные варианты домашнего задания, что позволит опросить больше учеников, в пункте-Подготовка к восприятию нового материала-лучше написать тезисы, тему, план урока и вопросы, связывающие новый материал со старым. Это позволит составить правильно начало урока и поможет не сбиваться с курса. В разделе-Сообщение нового материала-учителю желательно сочетать как краткое изложение материала по плану, так и использовать работу по источникам и отражать это в плане-конспекте, составляя, например, вопросы для анализа источника либо используя поставленные автором учебника вопросы. В пункте-Осмысливание сообщённого/воспринятого на уроке учебного материала следует написать разбор наиболее сложного пункта темы(составить план по нему, вопросы, желательно в плане-конспекте в виде схемы сделать изложение данного пункта), в пункте-Овладение умениями и навыками-желательно в виде таблицы отобразить основное содержание темы, в следующем пункте-Применение новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков-желательно отразить работу учеников со схемой, иллюстрациями, причём в данном учитель по ним ставит вопросы и заносит в план-конспект, в теме-Закрепление материала-учитель отображает беседу с учениками по основным вопросам темы(можно их взять из конца параграфа), а в домашнем задании-учитель записывает так:д/з: §26.

Таков план-конспект комбинированного урока, в плане-конспекте изучения нового материала не надо описывать опрос домашнего задания, овладениями умениями и навыками, применения новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков. В плане-конспекте повторительно-обобщающего урока учитель должен там отразить процесс работы класса над материалов(вопросы к какой-либо теме, составление ими таблиц, схем, работа над контурной картой), подведение итога работы, а в плане-конспекте проверки знаний, умений и навыков и вовсе надо только записать работу, которую они будут выполнять на протяжении большей части урока, и название темы работы.


Рассказ - это повествовательная форма изложе-
Основное ния темы Рассказ имеет сюжет, изображает требование „ л
к рассказу. деиствие, развертывающееся во времени. Рассказ широко применяется при преподавании таких предметов, как история, литература, география.
Основные требования к педагогическому рассказу следующие:
а) Достоверность содержания, идейная выдержанность, освещение вопроса с марксистско-ленинских позиций.
б) Умелый подбор фактического материала: факты следует подбирать соответственно содержанию программы - типичные, наиболее показательные, наиболее отчётливо вскрывающие суть освещаемого вопроса; при этом нельзя загромождать рассказ чрезмерным обилием материала; там, где этого требует содержание темы, нужно обращаться к современному материалу, к новым фактам.
в) Чёткость и расчленённость построения рассказа; учитель должен ясно выделить и закрепить основные мысли отдельных частей рассказа и главную мысль всего рассказа в целом, чтобы учащиеся могли легко воспроизводить эти мысли, их обосновывать, доказывать; рассказ должен убеждать учащихся и фактами, и выводами,
г) Логическая последовательность в изложении всего материала: факты должны следовать друг за другом в таком порядке, чтобы учащиеся получили стройное, законченное представление об излагаемом материале в целом и о тех выводах и обобщениях, которые логически вытекают из данного рассказа.
д) Наглядность и образность изложения. Ведя рассказ, учитель должен вызывать у учащихся живые, яркие представления об обстановке действия, о событиях и явлениях, о действующих лицах; он должен добиваться того, чтобы учащиеся, слушая его изложение, как бы непосредственно воспринимали зрением то, о чём рассказывается словами,
е) Эмоциональность содержания и изложения. Своим рассказом учитель должен воздействовать не только на ум учащихся, но и на их чувства, воображение и. волю, вызывая у них любовь или ненависть, гнев или сострадание, - в соответствии со стоящими перед ним воспитательными задачамиГ Эмоциональность рассказа достигается подбором яркого, художественного, жизненно правдивого материала, доступного пониманию детей и близкого их интересам. Эмоционально действует на учащихся не только содержание, но и форма изложения, интонация, мимика, жест. Но наиболее важное значение имеет внутреннее отношение самого педагога к излагаемому материалу, его соб-ственная воодушевлённость, которая непосредственно передаётся учащимся.
выражения.
Элементы описания и рассуждения в рассказе.
ж) Ясность и правильность речи, доступность её пониманию учащихся, простота и лёгкость её построения, определённость
В рассказе обычно преобладает повествовательный материал. Но иногда вводятся в него и элементы описания и рассуждения, подводящие учащихся к\дужным обобщениям и выводам. Опи-сания и рассуждения воспринимаются учащимися значительно труднее, чем простое повествование, так как здесь от учащихся требуется более аналитическое и более отвлечённое мышление.
Существуют, однако, определённые приемы, облегчающие восприятие учащимися описаний и рассуждений. Так, описание можно несколько оживить и приблизить к повествовательной форме, излагая его, например, от имени очевидца или участника событий, от имени путешественника и т. д. Можно описывать предмет, последовательно рассказывая о том, как он производится, возникает. Часто можно использовать тексты художественных описаний, имеющихся в литературных произведениях.
Рассуждения учащимися воспринимаются легче, когда обсуждаемая тема поставлена перед ними в виде определенной
проблемы или задачи, которую интересно разрешить; учащиеся тогда внимательно следят за ходом рассуждения.
Школьная лекция, в отличие от рассказа, со- Школьнал держит в себе значительно больше элементов
лекция. описаний и рассуждений и соответственно меньше повествовательного материала.
Школьная лекция применяется в старших классах средней школы; она требует от учащихся длительного внимания, раз-витого мышления, памяти, большого запаса слов. Применение лекций в средней школе должно подготовить учащихся к тому, чтобы они могли с большим вниманием слушать лекции в выс-шей школе.
Изложенные выше требования к педагогическому рассказу - идейная направленность всего содержания, типичность и показательность излагаемых фактов, логическая последовательность, расчленённость построения, образность, эмоциональность - относятся также к школьной лекции.
В школьных условиях целесообразно перед началом лекции сообщать учащимся, а на первых порах даже кратко записывать на классной доске, план лекции. Ученикам будет легче сладить за ходом мысли преподавателя, за последовательностью рас* крытия темы.
После каждой лекции следует предоставлять школьникам достаточно времени для того, чтобы они могли задавать преподавателю вопросы. Иногда учитель сам задаёт им ряд вопросов, с целью побудить учащихся к более напряжённому мышлению или же для проверки понимания изложенного.
Много внимания учителю надо уделить записи лекций слушателям и. Вначале учащимся трудно записывать прослушанное, для этого требуется приобретение соответствующего навыка. Поэтому на первых лекциях, проводимых учителем, необходимо давать учащимся указания о том, что и как им записывать Хорошо провести специальные упражнения по записи лекций. Такого рода упражнения целесообразно проводить уже в первой четверти со школьниками VII!-IX классов, в первую очередь преподавателю литературы.
Приведём пример таких специальных упражнении в записывании лекции.
Учитель, читая лекцию на тему «Три памятника», говорил значительно медленнее обычного. Учащимся предлагалось со-кращённо записать всё содержание лекции, сохранив пропор-циональность её частей. Учитель построил лекцию так, что «Памятника» Горация коснулся вскользь, подробнее сказал о «Памятнике» Державина, А Б основном уделил внимание «Памятнику» Пушкина. Классную запись лекции учащиеся, как и в последующих пяти упражнениях, обрабатывали дома и после этого сдавали учителю для проверки.
Во втором упражнении учащиеся должны были, конспек
ті тируя лекцию, сразу отбросить то, что не имело непосредственного отношения к теме лекции. В этой лекции учитель говорил о стихотворении Лермонтова «Из Гёте» и нарочно сделал отступление с проблеме художественного перевода вообще.
Лекция на тему «Печорин» продолжалась два урока. Записи, сделанные на обоих уроках, учащиеся должны были свести в один цельный конспект. Учитель предложил своим юным слушателям обратить особое внимание на план лекции и выделить в конспекте отдельные часі и лекции абзацами.
Следующее упражнение преследовало цель научить учащихся воспринимать отдельные части лекции без записи и затем уже через некоторый промежуток времени делать весьма краткую запись о слышанном. Например, в лекции шла речь о стихотворении Лермонтова «Пророк». Учащиеся ничего не за-писывали. Но, закончив эту часть лекции, учитель выдержал значительную паузу, и во время нее учащиеся сделали свои заметки.
Пятое упражнение (тема «Чичиков») состояло в том, что учащиеся должны были очень кратко записать только ход рас-суждения. Для этого им были даны маленькие листочки бумаги. Сразу же после урока эти листочки просматривались учителем и возвращались учащимся для обработки на долгу.
Шестое упражнение (тема «Белинский и Пушкин») имело целью записать лекцию на память. Лекция продолжалась 25 минут, после этого учащиеся в классе записывали слышанное, а дома обработали конспект.
Таким образом учащиеся научились делать сокращённые записи излагаемого, отбирая существенное и опуская побочное, не имеющее ближайшего отношения к теме, научились отражать в абзацах своей записи план лекции, делать сокращённую запись хода рассуждения. 1
Чтобы облегчить учащимся запись, преподавателю надо позаботиться о чётком расчленении лекции на части; основные её положения -нужно произносить громче и медленнее и повторять. Очень полезно в подходящих случаях притенять при чтении лекции схематическую её запись на доске в графическом оформлении, например, располагать сопоставляемый материал рядом в двух колонках, обозначать соединительными линиями под* чииение и соподчинение понятий и т. д.
Надо предупреждать учащихся о нецелесообразности записывать как можно полнее и подробнее. Записывать нужно лишь существенное: основные положения, их доказательства, важнейшие факты п примеры, приводимые для обоснования положений, выводы, формулы, названия произведений, рекомендуемых для самостоятельного чтения.
Выводы и формулировки надо стараться записывать дословно. " Так же точно следует записывать даты, названия, имена. Чтобы предупредить искажения в записях, учитель пишет новые назва- ЙЙЯ и термины на классной доске. Основные выводы следует под-чёркивать
Нужно добиваться, чтобы учащиеся вносили исправления в свои записи в тот же день и систематически пользовались имй, выполняя домашние задания. Хорошо выполненные учащимися записи лекций служат дополнительным пособием к учебнику, помогают более углублённому изучению предмета.
Подмечая недостатки в записях лекций (например, искажение мыслей, смешение положений, данных для критики, с основным материалом, неуменье выделить основные мысли), учитель заботится о том, чтобы учащиеся исправляли ошибки и точнее записывали в дальнейшем.

Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки? Этой теме посвящен наш материал.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

  • Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
  • Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии - и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
  • Всегда помните, что отличное начало урока - залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя .
  • Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
  • Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
  • Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше — в игровой форме).
  • Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
  • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
  • Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
  • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
  • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
  • Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

В центре внимания - личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

  • Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
  • Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
  • Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

1. Лекция как метод и форма организации обучения. Виды лекций. 2. Требования, предъявляемые к школьной лекции. Методические условия успешности ее проведения. 3. Особенности познавательной работы учащихся во время лекции. 4. Конспект, его виды

1. Лекция происходит от латинского словаlechio, что означает «чтение». В настоящее время слово «лекция» используется в устойчивом сочетании «читать лекцию», т.е. устно излагать ее перед аудиторией. Выражение «читать лекцию» уходит своими корнями в средневековье, когда вXIII–XIVвв. в Европе лекция становится ведущей формой обучения и вследствие отсутствия учебников – единственным источником получения знаний для студентов университетов.

Данная форма организации обучения сводилась к следующему: студенты, сидя каждый на своем месте слушали лектора, который стоял за кафедрой и читал написанное им. В 1355 г. в Парижском университете на факультете искусств было принято решение использовать два способа чтения лекций:

медленный , при котором слушатель успевает записать все.

При этом предпочтение было отдано первому способу, поскольку считалось, что у слушателя, таким образом, образуются понятия, способствующие запоминанию услышанного.

Первые лекции представляли собой чтение священного писания с комментариями. Однако продолжалось это недолго и лектора средневековых университетов постепенно переходят к комментированию сочинений античных ученых (например, учение Платона о государстве). Вот как описывает лекционное занятие один из бывших студентов: «В один и тот же час, в одном и том же помещении профессора диктовали выдержки из сочинений латинских авторов. Студенты записывали эти выдержки, затем переводили и комментировали» 1

Со временем лекция как способ передачи информации уступила свои позиции книге, учебнику, изменив тем самым свои функции.

В России широкое использование данной формы организации обучения связано с именем М.В.Ломоносова, который добился того, чтобы лекции в университетах читались на русском языке. Именно он создал условия для развития научного (академического) красноречия, которое достигло наивысшего расцвета в середине XIXв. 2 В это время получила распространения его разновидность – популяризаторская лекция (В.О.Ключевский, Н.И.Лобачевский и др.). Они широко использовали элементы занимательности, наглядность, разговорный стиль речи, жизненные и литературные примеры.

В настоящее время лекция, по образному выражению Н.В.Басовой, является путеводной нитью, которая не дает захлебнуться в потоке информации, помогает приобрести ориентиры, жизненные ценности и смыслы, отобрать наиболее полезное и необходимое. Следует отметить, что в современной отечественной высшей школе лекции в учебном процессе имеют больший вес, чем в зарубежных университетах в ущерб другим видам учебной деятельности.

В отличите от академической лекции (в Англии считается обязательным, чтобы профессор университета приходил с текстом лекции и пользовался им при чтении лекции), практически не претерпевшей изменений, так называемая «школьная лекция» в значительной степени модернизировалась.

Первая попытка прямого перенесения лекции в школу была предпринята в 1960-е гг. американским профессором Трампом. Ученый предложил сочетать занятия в больших аудиториях с занятиями в группе и индивидуальную работу. На общие лекции с применением технических средств отводилось 40 % времени, на обсуждение лекционного материала, углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков 20 %, а остальное время работе под руководством педагога или помощников из сильных учеников. Однако этот опыт прямого переноса лекционной системы себя не оправдал.

В настоящее время лекционную систему используют лишь некоторые частные школы.

В современной России лекционно-зачетная система является одной из распространенных форм организации обучения в старшем звене школы. 3 . Как правило, лекционно-зачетная система представляет собой блок лекционных занятий, семинар или практикум и зачет, как средство контроля и проверки знаний по пройденной теме 4

Под школьной лекцией понимается устное монологическое изложение педагогом основного фактологического и теоретического учебного материала, отличающегося большой емкостью, сложностью логических построений, доказательств и обобщений.

Лекция рассматривается как словесный метод обучения , отличающийся от метода рассказа преобладанием теоретических рассуждений, научным анализом, целостностью построения, сложностью изучаемых проблем. В отличие от рассказа лекция используется в старшем звене школы, а также на последующих этапах непрерывного образования.

Как форма организации текущей учебной деятельности учащихся лекция, как правило, отличается от традиционного урока изучения новых знаний тем, что учитель излагает в краткой, сжатой форме наиболее важные вопросы темы, используя приемы рассуждения, сравнения, анализа, аргументации; высказывает при этом собственное мнение на рассматриваемую проблему. Такая форма работы приучает школьников к самостоятельной работе с устным словом, к внутреннему диалогу с преподавателем; учит сжато излагать свои мысли на бумаге.

Лекция выполняет следующие функции :обучающую, которая заключается в вооружении учащихся пониманием основ науки, научно обоснованных путей решения научно-практических задач и проблем; она дает целостное, систематизированное доказательное изложение той или иной проблемы, тех или иных научных подходов. Лекция должна помочь в понимании фундаментальных основ темы, в ориентировке в современных проблемах, дать опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам изучаемой науки;развивающую (она учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ и синтез поставленной проблемы);воспитательную (формируется научное мировоззрение, навыки самоанализа собственных действий).

Практикуется два вида лекций : обзорные: вводные (установочные) и заключительные и тематические.

Обзорные лекции открывают и завершают тематический блок. Их основная цель: 1) познакомить школьников с исходными теоретическими положениями, имеющими принципиальное значение для понимания темы, осмысления конкретных правовых фактов; 2) систематизировать, обобщить конкретные вопросы темы, поднять их до уровня проблемного анализа, актуальных суждений или выводов оценочного характера. Обзорные лекции содержат минимум фактологической информации. Используется репродуктивный и проблемный методы изложения.

Вводные лекции . На них учащиеся знакомятся с основными теоретическими положениями темы, с общими характеристиками проблемы. Схематично, блоками в ней отражен весь материал, который следует изучить с тем. Чтобы ученики представляли, какой материал они будут изучать. Используется метод ориентирующего изложения.

Установочные лекции предполагают сжатое, компактное и при этом неполное изложение материала (некоторые аспекты оставлены для самостоятельного изучения). На этой лекции проводится инструктаж по технологическим моментам предстоящей деятельности. Данный вид лекции дает установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов темы. Используется репродуктивный метод, метод проблемного изложения.

Тематическая лекция. Ее основнаяцель: 1) сформировать у школьников яркое, образное, полное представление об основных правовых фактах изучаемой темы; конкретизировать, подтвердить примерами теоретические положения, введенные на первом этапе изучения темы; 2) вооружить учащихся фактами, необходимыми для самостоятельного осмысления материала на последующих этапах работы.

Итоговая лекция. Имеет место в конце изучения темы (раздела) Цель ее − обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных понятиях, вопросах, ориентировать учащихся на дальнейшее самостоятельное изучение материала. На лекции применимы репродуктивный (изложение), аналитический (что мы узнали?), дискуссионный методы (порассуждаем?).

Выделяют также такой вид лекции как лекция-беседа, предполагающая наличие обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов.

Академическая лекция отличается высоким научным уровнем, доказательностью. Цель ее – дать основные фундаментальные знания теории и практики.

2. Лекция должна отвечать определенным принципам (правилам, требованиям):

− научности (должна соответствовать современному уровню развития юридической науки; учить мыслить, давать образцы анализа, обобщения, осмысления научных проблем);

− доступности (должна отвечать возрастным и познавательным возможностям учащихся);

− системности и последовательности (материал должен излагаться логично, последовательно; необходимо делать выводы после каждой структурной части);

− наглядности (целесообразно использовать различные виды изобразительной и условно-графической наглядности). Не рекомендуется использованием печатных средств условно-графической наглядности;

− активности и сознательности обучающихся.

Традиционно лекцию можно структурировать на введение (подготовительный этап), основную часть и заключение. «Общий структурный каркас любой лекции – это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем – строгое следование плану предложенной работы» 5 .

Введение в лекцию является ее организующей, во многом определяющей дальнейший ход, важной составной частью. Очень важно умение быстро овладеть аудиторией, заинтересовать тематикой, постановкой проблемы и ориентирами в путях ее решения

1. На подготовительном этапе целесообразно:

− использовать опережающие задания (повторить изученный материал, подготовить небольшие сообщения);

− составить аннотированный список литературы;

− организовать тематическую выставку книг и публикаций;

− совершить обзорную экскурсию.

− при выборе темы урока целесообразно остановиться на проблемном, интригующем варианте заголовка, способном привлечь в себе внимание (Личные права и свободы граждан. Право на жизнь и право на смерть (К вопросу об эвтаназии). Название лекции может сопровождаться эпиграфом, записанным на доске и прокомментированным в начале или в конце занятия.

2. На организационном этапе :

− план лекции должен быть обязательно предложен учащимся (возможны варианты: устно, письменно; в кратком или развернутом виде; в незавершенном виде (учащиеся должны будут сами составит названия подпунктов);

− во время лекции необходимо вести записи на доске (выписывают незнакомые слова, новые понятия, даты, имена; а также показывают образцы выполняемых заданий);

− в начале лекции целесообразно поставит перед учащимися проблемное, познавательное задание, размышлять над которым они будут по ходу лекции (в конце ее выскажут свои соображения);

− материал должен быть стуктурирован, расчленен на этапы;

− заканчивая изложение каждого пункта лекции, учитель должен делать краткие обобщения и логические переходы к следующему пункту плана;

− обобщающий вывод по всему лекционному материалу может сделать ученик в процессе беседы или проблемного задания, предложенного в начале лекции;

− каждое положение лекции должно спровождаться демонстрацией иллюстративных материалов;

− следует использовать приемы ораторского мастерств;

− необходимо поддерживать связь с аудиторией.

3. Итоговый этап. В конце лекции можно предложить небольшое практическое задание (тесты с выбором ответов, тесты с альтернативными ответами, тесты с ограничениями на ответ, тесты группировки и соотнесения; понятийные диктанты; проблемные ситуации.

В заключение следует подвести итоги лекции и полученных выводов и результатов. Дать рекомендации по организации самостоятельной работы, довести до учащихся требования к знанию изложенной темы на практикумах, зачетах.

3. Особенности познавательной работы учащихся во время лекции. С целью активизации познавательной деятельности учащихся необходимо использовать разнообразные приемы, средства обучения и задания.

Приемы и средства обучения : объяснения (тезисный план), проблемного изложения (конспект); обобщающей характеристики (сравнительно-обобщающая таблица); образное повествование (развернутый план).

Задания: решение проблемной ситуации (эвристическая беседа), решение логических задач.

4. Познавательная деятельность учащихся включает умение делать различные виды записей и, прежде всего умение составлять конспект.

1. Конспект − это более или менее развернутое, последовательное изложение содержания книги, статьи, лекции или др. источника знаний. Он должен отражать не только основные положения изучаемого материала, но и логические связи между основными положениями, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.

2. Разновидностью конспекта может быть запись с помощью условных рисунков (опорных схем), разворачивающих в графических образах основные положения лекции.

Положительные моменты опорной схемы: быстрота записей, игровые моменты, наглядность и компактность «образа» темы, однако есть и отрицательные моменты: теряется оттенок авторских суждений, точность логических связей.

3. Сравнительно-обобщающие таблицы (вопросы для сравнения, 1-й объект, 2-й объект: в конце таблицы − вывод о сходстве и различии сравниваемых объектов).

4. Конкретизирующие таблицы (признаки (теоретические положения) − факты, конкретизирующие или подтверждающие данные положения).

5. Логические схемы (индуктивные и дедуктивные).

6. Смысловой план − перечисление в логической последовательности существенных признаков, причинно-следственных связей, оценочных выводов, сделанных на основе анализа правовых фактов или обобщающей характеристики.

7. Развернутый план − конкретизация в подпунктах основных идей, вынесенных в заголовки краткого плана.



THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама