THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Казалось бы, похожие названия, смысл слов очень близок, но с юридической стороны есть свои нюансы. И бывают ситуации, когда это важно – разобраться, в чем же состоят отличия среднего профессионального образования, направленного на получение рабочей специальности или должности служащего, от профессионального обучения, при котором учащийся, ранее не имевший специальности, проходит подготовку по рабочей профессии или какой-либо должности служащего.

Статья 68 Закона об образовании дает определение понятию «среднее профессиональное образование». Так называют начальную ступень профессионального образования, направленного на подготовку:

  • квалифицированного рабочего или служащего;
  • специалиста среднего звена.

По результату профессионального обучения, согласно статье 73 Закона об образовании, учащийся получает необходимые для работы компетенции, но уровень его базового, исходного образования при этом не меняется.

Учебный процесс осуществляется по программам профессионального обучения, подготовленным соответственно квалификационным требованиям (профессиональным стандартам). На сегодняшний день в нашей стране действуют свыше 180 профессиональных стандартов, утвержденных приказами Минтруда Российской Федерации.

Разница двух видов обучения отражается также в том, как называют учащихся. Согласно статье 33 Закона об образовании, граждане, проходящие подготовку по программе среднего профобразования, являются студентами. Граждан, которые осваивают программу профессионального обучения, называют слушателями.

По статье 60, студенты, окончившие обучение по программе среднего профобразования, получают диплом, подтверждающий получение среднего профессионального образования.

Лица, освоившие программу профессионального обучения, получают свидетельство о рабочей профессии или должности служащего и документ о квалификации, подтверждающий присвоение учащемуся категории или разряда.

Указанная в документе квалификация дает слушателю право вести определенную профессиональную деятельность либо осуществлять конкретные виды работ, относительно которых законодательно утверждены обязательные требования.

Та или иная квалификация может быть присвоена по результату профессионального обучения либо дополнительного профобразования.

Таким образом, можно сделать вывод: юридически профессиональное обучение имеет больше общего с дополнительным профессиональным образованием, потому что не ведет к повышению образовательного ценза.

Профессиональное обучение может осуществляться по следующим программам:

– программа профессиональной подготовки по рабочим специальностям, должностям служащих;

– программа переподготовки служащих и рабочих;

– программа повышения квалификации служащих и рабочих.

На сегодняшний день пройти профессиональное обучение можно только по тем рабочим профессиям, которые перечислены в приказе Минобрнауки России от 02.07.2013.

Итак, среднее профессиональное образование представляет собой уровень профобразования, а профессиональное обучение – это отдельный вид образования, который не имеет отношения к системе среднего профессионального образования.

При обучении молодых людей рабочим профессиям значительная роль отводится учреждениям среднего профессионально образования. Как ни странно, но в современном мире наблюдается недостаточная подготовка специалистов-практиков. Нехватку рабочих рук может возместить начальная профессиональная подготовка, уровень которой со временем повышается благодаря использованию высоких технологий.

Вконтакте

Основные приоритеты

Возместить недостаток рабочих кадров помогает среднее профессиональное (СПО). Профессии начального профессионального образования, которые ранее считались не престижными, сегодня стали востребованными. Обусловлено это недостатком технических специалистов. Учреждения начального профессионального образования , которые готовят кадры среднего звена становятся популярны, их рейтинг постоянно возрастает. Молодёжь обучают по 280 специальностям, и этот перечень непрестанно растёт вместе с появлением новых технологий.

Где можно получить профессию

Поступающим доступны образовательные учреждения начальной и повышенная ступеней . Что относится к начальному профессиональному образованию. Это в основном средние специальные учебные заведения (ссузы).

Разновидности:

  • техникумы, где учащиеся получают базовые профессиональные знания и умения;
  • колледжи – предлагают повышенный уровень подготовки, часто открываются при университетах. Обучение ведется с использованием углублённых программ, по окончании студенты могут продолжить обучение, чтобы получить высшее образование;
  • или профтехучилища позволяют получить начальное профтехобразование, учебный процесс здесь строится по индивидуальным планам,.

По окончании СПО студенты получают диплом НПО с квалификацией «специалист начального уровня». Организации с углублённым преподаванием присваивают квалификацию «младшего специалиста».

Современные стандарты

Что такое образование начального уровня? Как уже было сказано, НПО обеспечивают лицеи и ПТУ (расшифровка — профессиональное техническое училище). Они довольно востребованы: по последним данным в них обучаются до полутора миллионов человек. Выпускники ПТУ получают не только диплом НПО, но и дополнительные права:

По окончании учебы можно по желанию

  1. Продолжить обучаться в колледже либо техникуме по сокращённой программе, которая включает изученные ранее направления..
  2. Получить среднее образование, но прежде придется пройти государственную аттестацию.
  3. Поступить в вуз.

Училища обеспечивают профессиональную подготовку , дают минимум теории и максимум практики, учат рабочим профессиям.

Стандарты повышенного уровня

Кто решил стать компетентным специалистом среднего звена в определенной области или производственником, обязательно должен поступить в техникум или колледж. Они дают теоретические знания, совмещенные с определенным практическим обучением. В России насчитывается 2,5 тысячи подобных заведений , в которые обучаются до 2,3 миллиона человек . Квалификацию «специалист» студенты получают за счёт введения в программу специальных предметов с углубленным изучением, наличия профессиональной практики и введения дополнительной специальности, которая приобретается параллельно с основной. Уровень подготовки максимально приближен к высшим учебным заведениям по таким критериям, как:

  • количество учебных часов;
  • присутствие зачётной и экзаменационной системы;
  • практика написания курсовых и дипломных работ.

В отличие от университетов, требования в ссузах более щадящие , поэтому колледжи и техникумы считаются начальной ступенью получения высшего образования. Они готовят студентов к успешному поступлению по специальности сразу на второй курс вуза. После окончания студентам предоставляется возможность продолжить обучение в ВУЗе по сокращённой программе. Выпускники пользуются различными льготами при поступлении в вуз, к которому прикреплен их колледж. Продвинутые студенты совмещают учебу с работой по избранной (например, во время учебы в медицинском училище работают медсестрой в поликлинике). Это существенный плюс.

Поступление

Кто имеет возможность поступать в средние специальные учебные заведения и на каких условиях? Данное право получают:

  • абитуриенты, которые получили неполное или базовое среднее образование;
  • лица, имеющие начальное профессиональное образование. Причем, данная категория получает право поступать без вступительных экзаменов.

Перед поступлением необходимо предоставить в приемную комиссию пакет документов:

  • оригиналы свидетельств о неполном (полном) среднем образовании;
  • фото 3 на 4 см в количестве 4 штук;
  • ксерокопию паспорта или свидетельства о рождении.

Дополнительные условия поступления:

  • абитуриенту может быть предложено пройти собеседование;
  • в случае, когда претендентов на поступление больше, чем свободных мест, проводится тестирование по основным школьным предметам;
  • многие учреждения проводят конкурс среднего балла школьных аттестатов.

Что касается колледжа и техникума, то зачисление в них осуществляется по результатам вступительных экзаменов, зачастую, с учётом среднего балла аттестата.

Важно! Основным условием для оказания образовательных услуг является наличие лицензии. Поэтому при поступлении в учебное заведение старайтесь убедиться, что такой документ имеется и срок его действия не истек.

Какие предоставляются льготы

Как и в любых других учебных учреждениях, при поступлении в ссуз или профессиональное училище существует перечень льгот , которыми могут воспользоваться абитуриенты:

  • иногородние дети получают право проживать в общежитии;
  • вне конкурса принимаются на обучения дети льготных категорий: инвалиды, сироты, находящиеся под опекой и другие.

Стоит уделить внимание способу подачи документов . Для удобства абитуриентов, особенно те х, кто проживает достаточно далеко от образовательного учреждения, сегодня предусмотрена возможность подачи документов посредством интернет-технологий. Для этого достаточно лишь заполнить анкету и представить копии документов. Оригиналы можно будет принести после поступления.

Особенности обучения

Среднее профессионально-техническое образование можно получить с помощью следующих форм:

  • очная;
  • заочная.

Диплом об окончании НПО выдается через 2–3 года, если вы поступали после окончания девяти классов, и через 1–3 года, если сначала получили базовое образование (11 классов в школе). Сроки также зависят от выбранной специальности.

Важно! Для девятиклассников срок учебы в колледже и техникуме составляют 3 – 4 года, а для всех остальных – до трех лет.

Преимущества заочной формы

Ошибочным является мнение многих абитуриентов, которые считают, что заочное обучение влечёт за собой много неоправданных проблем. Совсем наоборот, данная форма обучения открывает много возможностей. Кроме этого, можно будет обучаться , совмещая учебу с работой. Многие учреждения практикуют обучение через интернет . Это довольно просто: получив определённые задания и рекомендации, необходимо их выполнить и отправить ответы и выполненные задания преподавателю в электронном виде. Посетить учреждение понадобится только во время сдачи сессии.

Заочная форма обучения предполагает вначале получение среднего образования. В этом случае профессиональную практику студент проходит на протяжении всего курса обучения: повышает уровень знаний по специальности и одновременно нарабатывает опыт. Это очень цениться работодателями.

Начальное и среднее профобразование

Каким должно быть современное профессиональное образование?

Вывод

Ознакомившись с информацией о том, что такое начальная профессиональная подготовка и чем отличается НПО от других учреждений, абитуриентам будет намного проще определиться с реализацией своих запросов, достичь поставленных целей. Если планируется дальнейшее обучение в высших учебных заведениях, значит, приоритет следует отдать колледжу . Советуем выбирать учебные заведения, находящиеся под патронатом соответствующих ВУЗов.

Технические профессии можно получить в лицее или ПТУ. Что касается специальностей гуманитарной направленности (бухгалтер или воспитатель), то лучше выбрать колледж. Какое из учебных заведений является более подходящим – решать только вам.

Средне-специальное образование - это тот вид получения знаний, мнения о котором в современном обществе расходятся. Сегодня мы выясним, так ли оно плохо, как многие говорят.

Что это?

Для начала стоит разобраться, что же это за вид образования такой. Вообще, способов получения знаний существует много. Уже в старшей школе делается выбор: образование среднее и средне-специальное. Но что это такое?

Средне-специальное образование - это то же образование, которое дается школьнику после 9 класса в школе, вплоть до 11. Правда, в отличие от среднего общего, у данного вида учебного процесса существует одно весомое отличие - это получение диплома. Порой он бывает очень полезен. Диплом о средне-специальном образовании - это не только "бумажка". Это еще и практика. Получить данный вид образования можно в техникумах, колледжах и некоторых вузах, которые ведут набор на СПО.

Важной задачей является здесь получение диплома. Средне-профессиональное образование прежде всего направлено на получение каких-либо профессиональных навыков, которые закрепляются на практике. Таким образом, ученики получают навыки, которые отличают их от обычных школьников. Полученные знания, подкрепленные практикой, подтверждаются дипломом. Практическая направленность - это еще одна черта средне-специального образования.

Но почему выпускники колледжей получают дипломы, а не аттестаты? Дело в том, что среднее профессиональное образование - это та отрасль, которая готовит специалистов, готовых работать на предприятиях. Можно сказать, что данный вид получения знаний - это та "ступень", которая незримо стоит между школой и университетом. Школьнику по выпуску требуется аттестат для поступления в вуз, а выпускнику техникума - диплом, при помощи которого он сможет поступить в тот же университет, но зачислен нередко будет уже на второй-третий курс и сможет "продолжить" совершенствование полученных ранее навыков.

Получив диплом о среднем профессиональном образовании, вы сможете, как уже было только что сказано, улучшить свои навыки при помощи высшего образования. Кроме того, данный диплом уже дает вам возможность работать на предприятиях и в фирмах по какому-то конкретному направлению. Например, медсестрой или слесарем.

Что такое "хорошо"...

Итак, каждому ребенку после 9 класса дается выбор: продолжать учиться в школе или пойти получать средне-специальное образование. Здесь начинаются серьезные споры и разлады в семьях. Особенно в тех, где мнения и представления детей и родителей об обучении расходятся.

Тем не менее, многие довольно часто предпочитают покинуть стены школы, чтобы получить средне-специальное образование. Оно может быть очным (как у студентов и учеников) или заочным. Заочное средне-специальное образование - явление довольно редкое, так как школьники больше отдают предпочтения привычному "утреннему" режиму.

Довольно весомым преимуществом средне-специального образования является то, что человек, получивший соответствующий диплом, получает еще и знания, подкрепленные на практике. То есть те, кто учатся в колледжах после школы, будут иметь хотя бы самую мизерную практику, которая так необходима при устройстве на работу. Да и работой, хотя бы на первое время, такие ученики будут обеспечены. Ребенок, окончивший 11 классов, получает свидетельство о сдаче ЕГЭ и аттестат, с которым идет поступать в университет.

Но в жизни бывают разные ситуации - не всегда людям удается поступить на бюджетное место или оплачивать обучение самостоятельно. Тогда возникает нужда в работе. Но найти себе источник заработка будет не так-то просто: везде требуют опыт работы, который школьник нигде не может набрать.

Так что если вам хочется получить хоть какой-нибудь опыт и первое в жизни рабочее место, то можно получить средне-специальное образование. Правда, здесь вам придется немного "попотеть" и доказать, что вы правы - многие взрослые, да и подростки тоже, довольно часто негативно отзываются о таком способе получения знаний. Давайте разбираться - почему?

Негативные мнения

Уж так устроен мир - все, что отклоняется от общепринятых стереотипов, считается чем-то нехорошим. То же самое касается и получения образования. Бытует такое мнение, что для успешного трудоустройства ребенок должен окончить 11 классов в школе, затем проучиться в университете, получить диплом и только после этого ему будет дано "место под солнцем". Так, средне-специальное образование получает негативные отзывы от родителей и некоторых детей. Говорят, что там не учат, а собирается в училищах и колледжах только "сброд".

На самом же деле, это не совсем так. Да, в училище образовательный процесс устроен несколько иначе - взашей гнать учиться никто не будет, но за последствия на зачетах придется отвечать самому. Так что подобный вид образования подойдет любому человеку, а вот качество полученных знаний зависит только от каждой личности индивидуально. Не нужно говорить, что средне-специальное образование существует только для "слабых". Скорее, наоборот.

Абитуриенту в помощь

Существуют в каждом городе и такие колледжи, которые активно сотрудничают с разными престижными университетами. А это очень помогает абитуриентам, которые после получения диплома о средне-специальном образовании решаются пойти на "вышку". Почему? Давайте разберемся.

Во-первых, такой абитуриент не будет обделен вниманием работодателей - у него уже будет какой-никакой, но диплом. Кроме того, он будет подкреплен уже весомой практикой.

Во-вторых, поступать будет проще. Почему? Все дело в том, что, получив, например, среднее специальное техническое образование, будущий студент сможет поступить на подходящее его диплому направление. А зачислен он будет уже не на первый курс, а, как правило, на третий. Учиться нужно будет меньше, практика будет, по выпуску из вуза - диплом о "высшем" - и вперед - можно работать и зарабатывать себе на жизнь!

Попробовать себя

Среднее профессиональное образование - это прекрасный способ попробовать себя в роли разных рабочих. Таким образом, человек получает прекрасную возможность "примерить на себя" различные области знаний, которые он считает подходящими, подкрепляя их практикой.

Подобные действия способны уберечь людей от ошибки в выборе той или иной специальности при поступлении в университет. Можно побыть поваром, техником, механиком, мастером по маникюру и педикюру, парикмахером, слесарем, системным администратором, иногда бухгалтером - если не понравится, то можно попытать удачу в другой области. Средне-специальное образование зачастую способно поменять взгляды на жизнь и на дальнейшее поступление в вуз.

Заключение

Сегодня мы разобрались, какие есть преимущества и недостатки у среднего профессионального образования. Таким образом, видно, что однозначного ответа на вопрос нет - каждый решает сам для себя, что для него лучше.

Тем не менее, если откинуть общепринятые стереотипы и хорошо заниматься, то можно заметить, что и данный вид образования довольно хорош, если уделять ему должное внимание.

  1. Порядок приема абитуриентов.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается.

Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления

Дипломы советского образца действительны.

На форумах, посвященных учебе, очень часто можно встретить вопрос: Образование среднее профессиональное — это какое?». В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) — это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% — это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Современная сфера СПО регулируется новым законом об образовании, который вступил в силу 01.09.2013. Отдельно следует отметить, что начальное и среднее профессиональное образование — не одно и то же.

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи.

    Среднее специальное образование

    Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.

  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.
  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Диплом о СПО

Современные правила выдачи дипломов и приложений к ним:

Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» - формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях».

Вот уже не одно десятилетие подряд модно после школы поступать в ВУЗы. Это считается престижной привилегией исключительно отличников и хорошистов. С появлением ЕГЭ возможности школьников, которые успешно его прошли, расширились, но их выбор при поступлении по-прежнему часто падает на высшее образование. Но с недавних пор ситуация стала меняться. Выпускники и их родители начали понимать, что рынок трудоустройства уже «сыт» юристами и экономистами с высшим образованием, что экономике нужны профессионалы в рабочих отраслях. Поэтому поток абитуриентов устремился и в средние специальные учебные заведения.

Чем отличается среднее специальное от среднего профессионального образования?

Чтобы раз и навсегда перестать задавать себе вопрос о том, чем отличается среднее специальное от среднего профессионального образования, нужно выстроить образовательную схему, которая работает в России не один год, хотя и претерпевает периодически некоторые изменения.

Итак, всем привычные 9 классов – это основное общее образование. Если школьник решит закончить 11 классов, он получит среднее общее образование. Вот на этом этапе и принимается решение о том, куда отправиться дальше – за дипломом ВУЗа и получить высшее образование или выбрать техникум или колледж. Законом «Об образовании» разрешается получать среднее профессиональное образование как на базе среднего общего (11 классов), так и на базе основного общего образования (9 классов). Причем получение среднего профессионального образования после окончания 9 классов осуществляется с одновременным получением среднего общего образования с учетом ФГОС в пределах образовательной программы среднего профессионального образования. Таким образом, обучаясь в техникуме, например, можно сдать ЕГЭ и получить аттестат о среднем общем образовании, кстати, абсолютно бесплатно. Разумеется, трудно переоценить такое преимущество.

Среднее специальное и среднее профессиональное образование, разница между которыми в законе «Об образовании» не делается, предоставляется различными учебными заведениями. К ним относятся: колледжи, лицеи, техникумы, училища (в том числе, медицинские, юридические, ветеринарные и педагогические). В ст.68 упомянутого закона говорится: «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».

Прием и обучение в заведениях среднего профессионального образования

Все учебные заведения принимают к себе абитуриентов на конкурсной основе.

Чем отличается среднее специальное и среднее профессиональное образование?

Результаты ЕГЭ, дополнительные баллы – все играет роль при поступлении. Часть мест, конечно, финансируется из бюджета, но их хватает не на всех, поэтому предусмотрены и платные места.

Право получить дистанционное среднее специальное образование есть у граждан с ограниченными физическими возможностями. Это преимущество очень важно, ведь некоторые учащиеся не могут посещать занятия и готовы к обучению только дистанционно.

Заведения среднего специального образования предоставляют возможность своим студентам поступить в ВУЗ без сдачи ЕГЭ и сразу на 3 курс. Это, безусловно «козырь» для тех учащихся, которые по тем или иным причинам не сдали или не сдавали ЕГЭ в школе, но хотят получить высшее образование.

Трудоустройство со средним профессиональным образованием

Выпускники училищ, колледжей и техникумов находят себе работу без особого труда, ведь многие работодатели заинтересованы в специалистах, имеющих уже не просто теоретические знания, а значительную производственную практику. Особенно ценятся профессионалы в рабочих отраслях. Доход зависит от выбранной специализации и квалификации работника.

На форумах, посвященных учебе, очень часто можно встретить вопрос: Образование среднее профессиональное — это какое?». В сущности своей среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) — это «модернизированное» среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.

Согласно статистике, не менее 20 миллионов специалистов, официально трудоустроенных в РФ, получили СПО. Приблизительно половина этих специалистов занята в сфере обслуживания и на производстве. Еще 50% — это работники умственного труда: среднее звено персонала бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.

Современная сфера СПО регулируется новым законом об образовании, который вступил в силу 01.09.2013. Отдельно следует отметить, что начальное и среднее профессиональное образование — не одно и то же.

Порядок получения среднего профессионального образования

К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования.

Чем отличается среднее специальное образование от среднего профессионального

Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.

Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.

Виды учебных заведений, в которых можно получить СПО:

  1. Колледжи. Это ссузы, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования на уровнях углубленной и базовой подготовки.
  2. Училища и техникумы. Это ссузы, в которых обучение проходит по основным программам начального профессионального образования, а также среднего профессионального образования, но только на уровне базовой подготовки.

Прием на бюджетное обучение по программам СПО общедоступен для всех категорий граждан. Однако существуют такие нюансы:

  1. Вступительные испытания проводятся для абитуриентов в том случае, если профессии, которые они планируют освоить, требуют от специалистов наличия определенных психологических или физических качеств.
  2. Прием на обучение граждан осуществляется по результатам освоения ими различных дисциплин общеобразовательной программы, если количество желающих поступить превышает число имеющихся в ссузе бюджетных мест по данному направлению. Уровень знаний абитуриентов определяется по оценкам, зафиксированным в предоставленных ими при поступлении документах об образовании. Бюджетные места получают поступающие с наиболее высокими оценками и результатами госэкзаменов.

Дополнительные правила приема абитуриентов ежегодно разрабатываются и утверждаются каждым отдельным учебным заведением самостоятельно, но в соответствии с нормами законодательства РФ и ФГОСТов.

  1. Порядок приема абитуриентов.
  2. Порядок приема на обучение на платной основе.
  3. Перечень специальностей с указанием форм обучения, на которые ведется прием.
  4. Требования к уровню образования поступающих.
  5. Список вступительных испытаний с указанием категорий абитуриентов, которым необходимо эти испытания пройти, и информацию о формах проведения испытаний.
  6. Сведения о порядке приема документов и заявлений на поступление в электронном виде. Если такая возможность исключена, указывается и это.
  7. Порядок поступления для граждан с ограниченными физическими возможностями.
  1. Общее число мест по каждой из реализуемых образовательных программ с указанием форм обучения.
  2. Число бюджетных мест с указанием форм обучения.
  3. Число бюджетных мест по целевым направлениям с указанием форм обучения.
  4. Число платных мест обучения по каждому профилю.
  5. Правила рассмотрения и подачи документов на оспаривание результатов вступительных испытаний.
  6. Полные сведения об общежитии (в случае его наличия).
  7. Образец договора для абитуриентов, претендующих на обучение на платной основе.

Диплом о СПО

Формат дипломов о среднем профессиональном образовании периодически меняется в соответствии с приказами Минобрнауки, при этом уровень защиты от подделок постоянно повышается. Дипломы советского образца действительны.

Современные правила выдачи дипломов и приложений к ним:

Итак, ответ на вопрос: «Что значит среднее профессиональное образование» - формулируется так: «Это значит, что специалист обладает глубокой подготовкой по своему профилю и может занимать все основные должности среднего звена на производстве, в частных фирмах или в государственных организациях».

Скажите пожалуйста в чем разница между средним специальным и профессиональным образованием?

6 марта 2018 года Президент России В.В. Путин в Екатеринбурге провел совещание по развитию системы среднего профессионального образования, на котором были обозначены наиболее важные направления модернизации в этой сфере.

Президент считает, что «обновление всей системы образования, внедрение передовых подходов к подготовке рабочих, инженеров, является одним из ключевых, базовых для технологического, экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан», и что надо сделать так, «чтобы вся наша система подготовки кадров соответствовала, а лучше и сама задавала высокие мировые стандарты, учитывала те глобальные технологические перемены, которые происходят в мире».
На совещании Глава государства обозначил наиболее важные направления предстоящей работы в сфере развития системы СПО, в частности:
при модернизации системы профессионального образования обязательно надо учитывать стратегию регионального развития, инвестиционные проекты, которые планируются к реализации в регионах и в целом в стране;
прогнозировать кадровые потребности организаций социальной сферы, ведущих отраслей и предприятий, которые и «должны определять требования к учреждениям профобразования, к содержанию и результатам их работы»;
система профессионального образования должна быть гибкой, предусматривать разные формы и сроки подготовки;
обучение должно вестись на самой передовой учебной и производственной базе, для чего нужно создать центры коллективного пользования , где лучшее оборудование, собранное на одной площадке, предоставляется всем, кто заинтересован в высоком результате своей работы;
короткие сроки сформировать по всей стране центры опережающей профессиональной подготовки , на базе которых будет проходить обучение студентов и переподготовка преподавателей, уже работающие граждане смогут повышать свою квалификацию, приобретать дополнительные навыки или получать новую специальность, а школьники в рамках профориентации – выбирать для себя профессии;
обеспечить объективную, независимую, прозрачную оценку компетенций. и чтобы выпускники колледжей и техникумов показывали свои навыки и умения на практике, например, при проведении демонстрационного экзамена.
колледжи и техникумы должны обеспечивать не только современную профессиональную подготовку, но и давать «сильное разностороннее образование, в том числе по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, программированию, иностранному языку», гибкие навыки – умение работать в команде, решать творческие, нестандартные задачи.
надо навсегда отказаться от стереотипа: школу закончил, получил профессию – и всё; надо настраивать молодых людей, людей любого возраста на постоянное совершенствование, постоянную учёбу, движение вперёд в профессиональном смысле этого слова.
Также принято предложение, что стандарт WorkdSkills нормативно должен быть зафиксирован либо на уровне министерства, либо на уровне Правительства.

P.S . Распоряжением Правительства РФ от от 3 марта 2018 г. № 356-р Минобрнауки России из резервного фонда Правительства в 2018 году выделены бюджетные ассигнования в размере 1,48 млрд рублей на предоставление грантов в форме субсидий профессиональным образовательным организациям на обновление и модернизацию материально-технической базы.

Стенографический отчёт о совещании по развитию системы среднего профессионального образования
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/56992
http://static.government.ru/media/files/7fI5JM9mKNcsdGHF1CeIEmaR6cQAdMDR.pdf

Метки:пути развития СПО совещание по СПО СПО -2018

eduinspectorОбразование, Управление образованием

Техническое образование дистанционно в Москве. Список учебных заведений Москвы, в которых можно пройти дистанционное обучение по техническим специальностям и направлениям.

  • Московский государственный строительный университет

    Обновлено: 20.01.2018Просмотры: 10264

    Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) - дистанционное обучение в государственном университете, расположенном в Москве. В вузе проводится дистанционное обучение по программам высшего образования (бакалавриат, магистратура). Можно получить второе высшее образование дистанционно.

  • Московский технологический институт

    Обновлено: 28.10.2017Просмотры: 6673

    Московский технологический институт (МосТех (МТИ)) - дистанционное обучение в институте, расположенном в Москве. В вузе проводится дистанционное обучение по программам высшего образования (бакалавриат, магистратура), среднего профессионального образования.

    Что нужно знать о получении средне-специального образования?

    Можно получить второе высшее образование дистанционно.

  • Национальный исследовательский университет МЭИ

    Обновлено: 07.07.2018Просмотры: 6108

    Национальный исследовательский университет МЭИ (НИУ МЭИ) - дистанционное обучение в государственном университете, расположенном в Москве. В вузе проводится дистанционное обучение по программам высшего образования (бакалавриат, магистратура), дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки. Можно получить второе высшее образование дистанционно.

  • Государственный университет «Дубна»

    Обновлено: 07.07.2018Просмотры: 4499

    Государственный университет «Дубна» (Университет «Дубна») - дистанционное обучение в государственном университете, расположенном в Москве. В вузе проводится дистанционное обучение по программам высшего образования (бакалавриат, магистратура). Можно получить второе высшее образование дистанционно.

  • Российский университет транспорта

    Обновлено: 25.08.2018Просмотры: 4042

    Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)) - дистанционное обучение в государственном университете, расположенном в Москве. В вузе проводится дистанционное обучение по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки. Можно получить второе высшее образование дистанционно.

  • Российский университет кооперации

    Обновлено: 27.01.2018Просмотры: 3180

    Российский университет кооперации (РУК) - дистанционное обучение в университете, расположенном в Москве. В вузе проводится дистанционное обучение по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Можно получить второе высшее образование дистанционно.

  • Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

    Обновлено: 24.04.2017Просмотры: 2930

    Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (МИЭТ) - дистанционное обучение в государственном университете, расположенном в Москве. В вузе проводится дистанционное обучение по программам высшего образования (бакалавриат, магистратура). Можно получить второе высшее образование дистанционно.

  • Академия Государственной противопожарной службы МЧС России

    Обновлено: 21.04.2017Просмотры: 2595

    Академия Государственной противопожарной службы МЧС России (АГПС МЧС России) - дистанционное обучение в государственной академии, расположенной в Москве. В вузе проводится дистанционное обучение по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура).

  • Московский государственный университет геодезии и картографии

    Обновлено: 24.04.2017Просмотры: 2294

    Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК) - дистанционное обучение в государственном университете, расположенном в Москве. В вузе проводится дистанционное обучение по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет). Можно получить второе высшее образование дистанционно.

  • Межрегиональный центр дополнительного профессионального образования

    Обновлено: 01.05.2017Просмотры: 2186

    Межрегиональный центр дополнительного профессионального образования (МЦДПО) - дистанционное обучение в учебном центре, расположенном в Москве. В учебном заведении проводится дистанционное обучение по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

  • Институт профессионального образования

    Обновлено: 28.04.2018Просмотры: 1970

    Институт профессионального образования (ИПО) - дистанционное обучение в учебном центре, расположенном в Москве. В учебном заведении проводится дистанционное обучение по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

  • Высшая школа бизнес-информатики НИУ «Высшая школа экономики»

    Обновлено: 25.08.2018Просмотры: 1200

    Высшая школа бизнес-информатики НИУ «Высшая школа экономики» (ВШБИ НИУ ВШЭ) - дистанционное обучение в государственном университете, расположенном в Москве. В вузе проводится дистанционное обучение по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

  • 9. Деньги и их функции. Количество денег в обращении.
  • 11.Издержки производства и их виды.
  • 13.Рынок капитала. Процент. Ставка процента и факторы его определяющие.
  • 14.Рынок труда и его характеристика. Цена труда. Формы и системы заработной платы.
  • 15.Безработица и ее виды. Естественный уровень безработицы и полная занятость. Государственное регулирование рынка труда.
  • 16.3Емельная рента и ее виды. Дифференциальная рента 1 и 2.
  • 17. Инвестиции и национальный доход. Теория мультипликатора.
  • 18.Национальная экономика и измерение ее результатов. Основные макроэконо­мические показатели. Ввп, внд и их составляющие.
  • 20. Рынок совершенной конкуренции. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции.
  • 21. Банки и их роль в рыночной экономике. Инструменты денежно-кредитной по­литики.
  • 23. Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит и государствен­ный долг.
  • 24.Налоги в рыночной экономике.
  • 25.Фискальная политика государства и ее виды.
  • 26.Совокупныйспрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
  • 27.Экономический рост, его типы и факторы.
  • 28. Международная торговля. Государственная внешнеторговая политика.
  • 29. Международное движение капитала и его формы.
  • 30. Мировая валютная система. Валютный курс и факторы его определяющие.
  • 9 Вопрос.Практические методы.
  • 16. Уровни и формы осуществления методической деятельности.
  • 17. Содержание и структура научно-исследовательской деятельности педагога профес­ сионального обучения.
  • 18. Понятие средств обучения. Классификация средств обучения.
  • 22. Формы организации процесса обучения. Лекция, семинар, практические и лабора­торные работы как формы организации учебной деятельности.
  • 23. Производственная практика как форма организации учебной деятельности
  • 24. Содержание начального профессионально-технического образования. Типы об­разовательных учреждений
  • 26. Образовательные учреждения спо
  • 5. Методы обучения
  • 28. Технология подготовки специалистов в средней профессиональной школе
  • 29. Особенности дополнительного профессионального образования
  • 30. Виды дополнительного профессионального образования:
  • 26. Образовательные учреждения спо

    В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище ).

    В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи . В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах . Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального обра­зования (среднем специальном учебном заведении) ш:

    7. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:

    а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные об­ разовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

    б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные обра­ зовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

    Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профес­сиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям - за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).

    С точки зрения организационно-правовых форм , в сфере среднего профессионального образова­ния действуют:

      Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе - автономные учреждения;

      Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образова­ния (НОУ СПО)

      Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНОО СПО).

    Приём в образовательные учреждения СПО

    Приём в образовательные учреждения СПО осуществляется на базе основного общего образова­ ния (9 классов), а также на базе среднего (полного) общего образования . В настоящее время основной контингент обучающихся в техникумах и колледжах имеет основное общее образование : закон «О воин-

    ской обязанности и военной службе» u не даёт отсрочки от призыва на военную службу лицам, имею­щим среднее (полное) общее образование , не обучающимся в вузах ; кроме того, из-за низкого конкурса на многие специальности в высших учебных заведениях , абитуриенты, имеющие среднее (полное) об­щее образование предпочитают получить высшее образование .

    Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Ми- нобрнауки России от 12.04.2005 № 112 ш (в редакции от 18.05.2006 й1). С 1 января 2010 года , при приёме на основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, при­меняется перечень специальностей среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 № 355 ш.

    Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют под общим терминов ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).

      Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основно­го общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

      Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего про­филя, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.

      Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреж­дениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

      Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализо-вывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответ­ствующей лицензии

    Виды учебных заведений среднего профессионального образования

    Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) колледж

    Техникум (училище)

    Основной тип среднего профессионального учебного заведения, которое реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня.

    Колледж

    Среднее профессиональное учебное заведение повышенного уровня, которое реализует основ­ные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Колледж может быть самостоятельным учебным заведением или структурным подразделением вуза

    Кроме техникума и колледжа среднее профессиональное образование можно получить и в выс­шем учебном заведении, если вуз предлагает программы СПО.

    25. Учебные заведения начального профессионального образования выпускают квалифициро­ванных рабочих и служащих.

    Прием в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учре­дителем и Уставом образовательного учреждения.

    Длительность обучения на этой ступени зависит от уровня образования принятого учащегося. Учащие­ся, поступающие после 9-го класса школы, проходят двух- или трёхгодичную подготовку. Учащиеся, поступающие после 11-го класса, проходят одно- или двухгодичную подготовку. Тем не менее, в неко­торых начальных профессиональных заведениях наблюдается смещение к профилю техникумов. Это проявляется в продлении сроков обучения до 3-х или 4-х лет, в зависимости от уровня образования уча­щегося.

    Формы обучения - дневная и вечерняя.

    Традиционные типы учебных заведений этой ступени образования - профессиональные учили­ща (профессионально-технические училища (ПТУ)). В последние годы сформировалась сеть образова­тельных учреждений начального профессионального образования нового типа - профессиональных лицеев, готовящих рабочие кадры высшей квалификации.

    Деятельность указанных учреждений регламентируется Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, принятым 05.06.1994.

    В последние годы существования СССР список профессий, по которым готовили ПТУ, достигал 1400 наименований. В начале 1999 г. в соответствии с принятыми федеральными стандартами этот спи­сок был резко сокращён.

    Несмотря на то, что за последнее 10-летие наметилась явная тенденция к снижению общей чис­ленности учащихся, до сих пор начальные профессиональные учреждения остаются важным звеном сис­темы образования, которое предполагает получение профессии до окончания средней школы. Как пра­вило, такое образование востребовано молодежью из неполных или неблагополучных семей, когда тре­буется дополнительный источник доходов. Для детей этого социального слоя, когда перспектива полу­чения аттестата о среднем образовании закрыта, появляется шанс продолжить учебу.

    За короткий отрезок времени система начального профессионального образования пережила значительные изменения в специализации. В соответствии с потребностями рынка труда введен новый, интегрированный перечень профессий (в настоящий момент подготовка ведется более чем по 280 интег­рированным профессиям). На первый план выдвинулись профессии сектора услуг, транспорта, питания и торговли. Появились совершенно новые, востребованные обществом профессии социальных работни­ков, организаторов малого бизнеса, экологов, дизайнеров, которые повысили конкурентоспособность выпускников данных образовательных учреждений на рынке труда. При этом удельный вес профессий промышленности и строительства снизился.

    Разработаны государственные образовательные стандарты начального профессионального обра­зования, базисные учебные планы. Значительно усилилась преемственность образовательных программ этого уровня с программами среднего профессионального образования.

    Среднее профессиональное образование

    Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества. В настоящее время это образование имеют 22 % населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным об­разованием, что составляет 33 % от общей численности занятых или 62 % от численности занятых спе­циалистов.

    В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или доунивер-ситетскому высшему образованию.

    Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образователь­ным программам - базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уров­ня выпускнику присваивается квалификация «техник». Повышенный уровень среднего профессиональ­ного образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уров­нем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваи­вается квалификация «старший техник», при расширении подготовки - «техник с дополнительной под­готовкой в области...» (суказанием конкретной области - менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

    Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

    Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламенти­руется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента. В связи с окончанием срока его действия в 2001 году разработан новый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - Классификатор специальностей среднего профессионального образования.

    Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступ­ление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.

    Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по оч­ной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профи­ля подготовки.

    Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сро­ком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основ-

    ного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

    Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.

    Техникум (училище) реализует основные профессиональные образовательные программы сред­него профессионального образования базового уровня; колледж - основные профессиональные образо­вательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реа­лизация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществ­ляться в высших учебных заведениях.

    Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образо­вательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заве­дении), принятое 03.03.2001 г.

    Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За 1990-е годы введено несколько десятков новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.

    Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут по­лучать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. При этом со­кращение срока обучения в вузе составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионально­го образования базового уровня, 1-2 года - при наличии среднего профессионального образования по­вышенного уровня.

    Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образо­вательные программы среднего профессионального образования.

    В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2650 государственных и му­ниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образова­тельные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,1 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.

    Активно развивается негосударственный сектор среднего профессионального образования, включающий в себя более 130 средних специальных учебных заведений, в которых обучается более 20 тысяч студентов.

    В 2005 году была осуществлена передача учреждений начального и среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень. Это позволило приступить к созданию интегри­рованных образовательных учреждений, реализующих программы разных уровней. В соответствии с Программой реорганизации профессионально-технического образования, разработанной Департаментом образования правительства Москвы, предусматривается интеграция всех трех уровней квалификации в рамках единого учебного процесса. В соответствии с Городской Программой предусматривается деле­ние учебных заведений профессионально-технического профиля на 4 основных типа. Политехнический колледж, строительный колледж, колледж по подготовке работников торговли, сферы услуг и бытового обслуживания, и колледж, который будет готовить рабочих и специалистов среднего звена для малых и средних предприятий.

    Таким образом, в Москве произошло укрупнение образовательных учреждений.

    Это позволит развить систему многоуровневого непрерывного профессионального образования, при которой уровень подготовки кадров квалифицированных рабочих существенно повысится, престиж профессиональных училищ нового типа возрастет, а ПТУ превратятся в колледжи, соответствующие европейским стандартам профессионального образования. Теперь учреждения довузовского профессио­нального образования представлены одним типом образовательных учреждений.

    Колледжи - государственные образовательные учреждения среднего профессионального обра­зования, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного обще­го, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обу­чающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессиональ­ного уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и спе­циальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу; и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обу­чения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на кон­кретной территории

    Высшее профессиональное образование

    В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и в зависимости от числа направлений обучения студентов типы вузов устанавливаются следующие: университеты, акаде­мии и институты.

    Вуз любого вида и его филиалы могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального обра­зования, а также дополнительного профессионального образования при наличии у них соответствующей лицензии.

    Все 3 типа высших учебных заведений кроме вышеперечисленных образовательных программ, как правило, реализуют также образовательных программы послевузовского профессионального обра­зования и осуществляют подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников, ведут фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

    Обучение проводится по очной, очно-заочной (вечерней), заочной форме, в форме экстерната.

    Для всех форм, в том числе в случае их сочетания в пределах конкретной образовательной про­граммы, действует единый государственный образовательный стандарт.

    Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образова­тельные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

    Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образо­вательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

    Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет 5 лет.

    В состав ученого совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению ученого совета вуза, деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Должность его выборная, срок полномочий - 5 лет.

    Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется кон­трольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным орга­ном исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

    Деятельность высшего учебного заведения регулируется Законом РФ «О высшем и послевузов­ском профессиональном образовании» от 22.08.96 и Типовым положением об образовательном учреж­дении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, принятым 05.04.2001 г.

    Поменялось общественное сознание молодежи. Теперь большинство абитуриентов понимает, что от выбора вуза зависит карьера и вообще вся жизнь. Конкуренция на рынке труда резко возросла. Сту­денты старших курсов предпочитают начать трудовую деятельность еще до окончания вуза, чтобы быть обеспеченными рабочими местами по получении диплома. Работодатель же принимает во внимание не только специальность по диплому, но и оценки по основным дисциплинам.

    К качественным изменениям относятся также появление дипломов для разных квалификаций, появление новых специальностей и новых форм получения образования. Так, например, число новых учебных дисциплин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 - от компьютерных технологий до налогообложения, клинической психологии и международных корпоративных финансов.

    Однако в будущем количество желающих получить высшее образование начнет сокращаться. Это будет вызвано не оттоком абитуриентов в другие уровни образования, а демографической ситуаци­ей в стране. Пик рождаемости закончился в 1986 - 1987 гг. Поэтому к 2010 г. по данным фонда «Обще­ственное мнение» поступающих будет максимум 759 тысяч против нынешних 1,3 миллиона человек. Это может означать, что количество высших учебных заведений также станет сокращаться

    Дополнительное профессиональное образование

    Дополнительное профессионально-педагогическое образование представляет собой самостоя­тельное направление в педагогической науке и практике. Оно является системным объектом, в составе которого находятся следующие взаимосвязанные структурные элементы: учебные заведения повышения квалификации специалистов, учебно-методические центры и кабинеты, образовательные учреждения

    профобразования, курсы повышения квалификации, научные учреждения, социальные, культурные и информационные институты, органы управления профобразованием, общественные организации.

    Система повышения квалификации выполняет более узкие функции, чем рассмотренная выше система, а именно - повышение профессиональной компетентности и общей культуры работника. Она является составной частью системы дополнительного профобразования, относительно самостоятельна и обладает элементами любой педагогической системы (цель, содержание и методы обучения, преподава­тели, обучающиеся, средства обучения и т.д.).

    Профессиональное развитие инженерно-педагогических работников идет как в процессе учебной и методической деятельности в различных звеньях системы повышения квалификации, так и посредст­вом самообразования. Оба эти процесса взаимообусловлены и дополняют друг друга, хотя роль каждого из них в процессе профессионального роста неодинакова. Курсовое обучение служит стимулом самооб­разования, ориентирует его в нужном направлении. В свою очередь самообразование существенно до­полняет те знания, которые педагоги приобрели на курсах.

    В настоящее время самообразование занимает главное место в повышении квалификации, и необходимо сделать этот процесс непрерывным, систематическим, управляемым. Последнее становится одной из главных целей системы повышения квалификации: используя все возможные формы обучения - очную (как правило, краткосрочную и эпизодическую), очно-заочную, заочную, ознакомить инженерно-педагогического работника с методами и приемами самообразования, указать ему верный путь самосо­вершенствования, вооружить его соответствующими методическими рекомендациями и учебными по­собиями.

    Рассмотренное позволяет сформулировать требования, которым должна удовлетворять система дополнительного профобразования инженерно-педагогических работников.

    Система дополнительного профессионального образования должна прогнозировать и отслежи­вать происходящие в профессиональной школе изменения, адекватно реагировать на эти изменения при определении целей, содержания и методов обучения.

    Цель обучения в системе дополнительного профессионального образования - овладеть знания­ми, умениями и навыками, на высоком профессиональном уровне решать практические задачи. Во имя этого педагог должен овладеть новыми принципами и методами управления процессом обучения и вос­питания молодежи.

    В контексте изменения статуса и роли педагога в новых условиях, расширения и усложнения его функций, система дополнительного профобразования должна быть мобильной и в достаточной степени учитывать индивидуальные особенности каждой личности.

    Использование принципа полифункциональности и многоуровневости предполагает серьезную перестройку учебного процесса, его содержания, форм и методов обучения. Следует специально отме­тить два важных момента в новой системе дополнительного профобразования: структурный и содержа­тельный. Стержнем содержательной стороны полифункциональной многоуровневой системы обучения являются новые педагогические технологии.

    В системе дополнительного профобразования главное - продуманная постановка последова­тельности задач, решение которых должно вести к более глубокому изучению профессиональной сферы деятельности педагогом. Решение задачи, которое раньше выступало средством проверки знаний, степе­ни их усвоения, теперь становится целью обучения, а усвоение знаний - средством ее достижения. Мо­тивацией усвоения знаний служит сама потребность в этих знаниях и результат по их применению. Это возможно лишь при непосредственном замыкании потребности в знаниях на результаты по их примене­нию. Тем самым преодолевается отчуждение специалиста, повышающего квалификацию, от учебного процесса: задача, которая ранее решалась с использованием внешних средств мотивации, теперь реша­ется с помощью внутренней мотивации учения.

    При обучении в традиционной системе образования объем знаний педагога задавался априорно, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, помимо его опыта, как нечто подлежащее усвоению, в силу того, что он выбрал данную профессию, то при обучении в новой педагогической системе - в системе непрерывного профессионального развития объем знаний задается на основе расширяющегося опыта работы специалиста - как то, что необходимо ему в решении возникающих задач.

    Анализ реальной образовательной системы России подтверждает, что она является сплавом из элементов традиционного и нарождающегося непрерывного образования. Происходит процесс посте­пенного отмирания элементов традиционного образования и все более широкое внедрение идей и мето­дов проблемного обучения. Непрерывное образование становится приоритетным и центральным на­правлением в стратегии образовательной политики. Образованию придается новое качество, стержневой идеей является развитие личности школьника, студента, специалиста любой сферы профессионально-трудовой деятельности.

    Непрерывное образование - это не уровень, ступень, форма или тип образования, - это систе­ма, имеющая специфическую структуру и организацию, новое содержание, базирующаяся на собствен­ных идеях и принципах, утвердившая новые функции и, в целом, по-новому решающая многие старые задачи.



    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама